Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2015
ISBN: 9785392197118
Язык:
Объем текста: 330 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Предмет и структура социологии

Глава 2. Парадигмы в социологии

Глава 3. История развития социологии

Глава 4. Методология социологического исследования

Глава 5. Общество

Глава 6. Социальное взаимодействие

Глава 7. Социальные структуры

Глава 8. Социальные изменения

Словарь терминов

Указатель персоналий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
Социальное взаимодействие


В результате изучения материала данной главы студент должен знать социологические определения социального взаимодействия, социальной группы, социального статуса, социализации; уметь анализировать взаимодействия людей в повседневной жизни с точки зрения различных социологических теорий; владеть навыками определения характеристик социальных групп в современном обществе.


В своей повседневной жизни люди, намереваясь что-то сделать, редко или почти никогда не задумываются о том, как их поступки связаны с социальной организацией в целом, т. е. с обществом. Общество — это социологическая модель, которая раскрывает общий характер, общую направленность деятельности, совместной жизни множества людей. А в каждой единичной ситуации люди совершают поступки, ориентируясь не на характер общества, о котором часто не имеют отчетливого представления, а на то, как действуют окружающие люди, как они оценивают поступки друг друга. Другими словами, социальная жизнь для индивидов — это в первую очередь взаимодействие. Но для профессионального социолога вполне очевидно, что межиндивидуальное взаимодействие — это социальное взаимодействие. В межиндивидуальных взаимодействиях проявляет себя общество, и общество создается и ежедневно, ежечасно воссоздается индивидами в их взаимодействиях друг с другом.


Взаимодействие социально обусловлено, и формы этой обусловленности входят в предмет социологии. Социальная обусловленность взаимодействия раскрывается при ответе на вопросы, как индивиды:


– выбирают то или иное действие в качестве правильного, соответствующего тому, к чему стремятся и что представляют собой они сами и их партнеры по взаимодействию;


– взаимодействуя, образуют группы, которые отличаются одна от другой по характеру взаимодействий между их членами;


– приобретают навыки взаимодействия в различных ситуациях и различных группах.


Ответы, выработанные в социологии, заключены в понятии социального взаимодействия и тесно связанных с ним понятиях социального статуса и роли, социальной группы, социализации.


6.1. Понятие социального взаимодействия


Понятие социального взаимодействия является фундаментальным для многих социологических теорий, в которых оно обозначает элементарное социальное явление и служит для раскрытия социальной обусловленности поступков индивидов. Несмотря на все разнообразие подходов к рассмотрению социального взаимодействия, этому феномену можно дать общее определение.


• Социальное взаимодействие — это процесс взаимной координации несколькими людьми своих поступков.


По типу координации поступков можно выделить три формы социального взаимодействия: поведение, обмен действиями, отношение. Социальное поведение — это последовательность поступков, являющихся простыми реакциями индивида на стимулы, исходящие от социального окружения — других людей, созданных ими объектов и ситуаций. Стандартные связки стимулов и реакций закрепляются воспитанием в качестве обязательных и само собой разумеющихся поведенческих образцов (patterns), являющихся своего рода «социальными рефлексами», которые обеспечивают спонтанную скоординированность поступков различных людей (ответ на приветствие, остановка по красному сигналу светофора и т. д.).


Обмен действиями предполагает координацию поступков на основе смысла, вкладываемого в них участниками взаимодействия, которые сознательно стремятся совершать действия, соответствующие действиям друг друга. Различие между поведением и обменом действиями ввел М. Вебер, который писал, что поведение реактивно, а действие осмысленно. Социальным действием Вебер называл такое действие, которое по предполагаемому действующим индивидом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них. По степени осмысленности и в зависимости от того, какой смысл связывается с действием, были выделены четыре типа социального действия:


1) целерациональное, определяемое сознательным соотнесением целей, средств и возможных последствий совершаемого поступка;


2) ценностно-рациональное, основанное на вере в безусловную ценность (этическую, религиозную, эстетическую и т. п.) совершения определенных поступков, независимо от их последствий;


3) традиционное, основанное на длительной привычке совершать определенные поступки;


4) аффективное, обусловленное сильными переживаниями — эмоциями страха, гнева, любви и т. п.


Веберовская типология социального действия предвосхитила появившиеся позднее и закрепившиеся в современной социологии теоретические модели социального взаимодействия: модель социального обмена и рационального выбора, модель символического интеракционизма, феноменологическую модель.


Скоординированность поступков различных людей обеспечивается общностью смысла, придаваемого ими действиям друг друга. Объяснения того, как возникает эта общность смыслов, даются в альтернативных теоретических моделях социального взаимодействия.


Модель социального обмена и близкая к ней модель рационального выбора строятся на идее, что смысл действия задается расчетом баланса выгод и ущерба, ожидаемых в результате его совершения. Каждый участник взаимодействия получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага — знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п. Совершение индивидами поступков, полезных для других людей объясняется наличием у индивидов ожиданий, т. е. устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей.


Поскольку каждый из участников взаимодействия руководствуется оценкой полезности своих и чужих действий, то смысл поступков для них примерно одинаков, и они выстраивают взаимодействие как обмен. Поскольку индивиды стремятся поддерживать, постоянно возобновлять те взаимодействия, которые приносят выгоды, и избегать невыгодных взаимодействий, формируются устойчивые межиндивидуальные связи. Если же индивид не получает в процессе взаимодействия ожидаемого вознаграждения, то он/она стремится совершить демонстративно агрессивное действие, и результат такого действия становится для него/нее более ценным, чем не полученное вознаграждение. Такое агрессивное действие служит сигналом партнерам по взаимодействию, что они неверно оценивают баланс выгод и затрат усилий, и побуждает их восстановить нормальное взаимодействие. Но если сами принципы расчета, т. е. ценностные ориентации участников взаимодействия сильно отличаются, то согласно теории социального обмена индивиды не могут скоординировать поступки: взаимодействие оказывается вообще невозможным. Таким образом, модель социального обмена (как и модель рационального выбора) хорошо описывает и объясняет только взаимодействие людей, примерно одинаково оценивающих определенные поступки, т. е. людей, принадлежащих к одной культурной общности.


Взаимодействие людей, принадлежащих как к одной, так и к разным культурным общностям, концептуализируется в модели символического интеракционизма, которая основывается на идее, что смысл действия формируется в самом процессе взаимодействия его участниками, интерпретирующими символическое значение каждого поступка. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют свои последующие действия на эти значения. Поскольку скоординированность поступков разных людей достигается, только если они истолковывают действия партнеров так, как те планировали, совершая эти действия, то взаимодействие протекает как процесс обоюдного управления впечатлениями. Каждый поступок совершается как жест, символизирующий намерения действующего индивида и ожидания в отношении ответных действий.


Модель символического интеракционизма позволяет хорошо описывать и объяснять межиндивидуальные взаимодействия в ситуациях, предполагающих возможность различных интерпретаций. Однако символический интеракционизм предполагает, что индивиды постоянно рефлексируют, то есть осмысливают и интерпретируют свои и чужие действия, а в повседневной жизни люди часто действуют спонтанно и по привычке, поскольку воспринимают ситуации взаимодействия не как открытые для различных интерпретаций, а как однозначные, «само собой разумеющиеся».


Взаимодействие в привычных повседневных ситуациях концептуализируется в феноменологической модели, в основе которой лежит предположение, что смысл действия задается типовыми интерпретациями, сформировавшимися на основе предшествующего опыта участников взаимодействия. Люди действуют автоматически, поскольку они, практически не задумываясь, наделяют ситуации смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает эти ситуации и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность — мир «как он есть». Индивиды действуют на основе интерпретаций и при этом исходят из естественной установки, что имеют дело не с интерпретациями, а с реальными явлениями.


Реальность социально конструируется, хотя большей частью непреднамеренно, людьми, придерживающимися общепринятых способов интерпретации как очевидных, естественных. Межиндивидуальное взаимодействие строится на основе взаимной типизации, т. е. приписывания участниками действиям друг друга типичных мотивов, варианты которых заданы жизненным опытом. Согласованность, координация поступков в таком случае возможна постольку, поскольку смысл явлений, заложенный в типизациях, истолковывается одинаково разными людьми. Единство интерпретации обеспечивается общностью жизненного мира. Жизненный мир не является объективной реальностью, поскольку он образован переживаниями, опытом, типизациями, но он не является и субъективным миром индивидуального сознания. Жизненный мир — это интерсубъективная реальность, в которой все явления понятны, потому что знакомы. Интерсубъективность вещей и событий обеспечивает одинаковость их интерпретаций и, как следствие, бесперебойность взаимодействия. Таким образом, социальное взаимодействие на основе типизаций и социального конструирования реальности возможно только, если участники взаимодействия разделяют один жизненный мир. Если они принадлежат к разным культурным общностям и взаимодействуют недавно, т. е. еще не сконструировали общую для них реальность, то взаимодействие становится проблематичным.


Каждая из рассмотренных выше трех моделей социального взаимодействия как обмена осмысленными действиями оказывается эффективным средством описания и объяснения применительно к разным случаям взаимодействия. Например, модель социального обмена хорошо работает при изучении ситуаций, в которых ясно заданы критерии оценки поступков и участники взаимодействия знают их. Таковым является взаимодействие сотрудников организации на рабочем месте, когда затрачиваемые усилия и поощрения заданы правилами организации и сложившимися в коллективе традициями. Еще более очевидным случаем социального обмена является взаимодействие в ситуации, где выгоды определяются рыночной ситуацией. Таково, например, взаимодействие продавца и покупателя или сотрудника компании, общающегося с клиентом.


Модель символического интеракционизма хорошо работает на материале, относящемся к общению между представителями разных этнических или профессиональных общностей, для которых даже одни и те же слова и жесты могут иметь разное значение. В современных крупных городах частыми являются взаимодействия выходцев из разных стран и регионов, а также людей принадлежащих к разным городским субкультурам. От их умения интерпретировать символическое значение поступков других людей зависит не просто успешность, но бесконфликтность взаимодействий.


Феноменологическая модель хорошо работает при изучении взаимодействий членов одной и давно уже сложившейся группы, которые понимают друг друга с полуслова, привычно «достраивая» их в интерпретации с помощью типизаций. Повседневные взаимодействия между членами семьи, а также взаимодействия внутри давно сложившихся дружеских компаний являются примерами таких взаимодействий.


Модели социального обмена, символического интеракционизма, феноменологическая модель концептуализируют лишь одну из форм взаимодействия — обмен действиями. При обмене действиями индивиды исходят из определения ситуации и смысла действия. Но в жизни часто бывает, что в разных ситуациях и в ответ на разные действия индивиды действуют одинаково, как будто следуя сценарию. Так происходит, если поступки каждого индивида ориентированы не на ситуацию или содержание действий других участников взаимодействия, а на их принадлежность к той или иной статусной категории. Такого типа взаимодействие называется социальное отношение.




Социология. Учебник

В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в теории и методологии социологии, к изучению социальных процессов и социальных проблем, характерных для общества XXI в.<br /> Учебник создан в полном соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социология» (квалификации «бакалавр» и «магистр»). Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин «Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии», входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению «Социология». Также учебник может быть использован на уровне магистратуры по направлению «Социология», особенно для студентов, обучающихся в магистратуре, имея степень бакалавра по другим направлениям. Учебник может быть частично использован в преподавании учебной дисциплины «Социология» в рамках образовательных программ уровня бакалавриата по другим социогуманитарным направлениям.

219
Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

Наука Под ред. Иванова Д.В. Социология. Учебник

В учебнике «Социология» интегрированы классические представления о предмете, теоретических основах современной социологии, истории ее развития и инновационные подходы к анализу новейших тенденций в теории и методологии социологии, к изучению социальных процессов и социальных проблем, характерных для общества XXI в.<br /> Учебник создан в полном соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социология» (квалификации «бакалавр» и «магистр»). Учебник предназначен для реализации учебных дисциплин «Основы социологии», «Общая социология», «Теоретическая социология», «История социологии», входящих в образовательные программы академического бакалавриата по направлению «Социология». Также учебник может быть использован на уровне магистратуры по направлению «Социология», особенно для студентов, обучающихся в магистратуре, имея степень бакалавра по другим направлениям. Учебник может быть частично использован в преподавании учебной дисциплины «Социология» в рамках образовательных программ уровня бакалавриата по другим социогуманитарным направлениям.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Под ред. Иванова Д.В.) охраняются законодательством!