Юридическая Под ред. Барышникова П.С., Цай К.А. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. Научно-практическое пособие

Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. Научно-практическое пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.03.2016
ISBN: 9785392206766
Язык:
Объем текста: 329 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Российская правовая система в фокусе Совета Европы: постановка проблемы

Глава 2. Создание объединенной Европы: от возникновения идеи до ее воплощения

Глава 3. Вступление Российской Федерации в Совет Европы: европейский и российский подходы

Глава 4. Взаимодействие России и Совета Европы в правовом пространстве: основные направления и векторы развития

Глава 5. Стандарты Совета Европы: примеры имплементации в российскую правовую систему

Глава 6. Международные договоры Совета Европы, не являющиеся обязательными для России: правовой анализ

Заключение

Сведения об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Создание объединенной Европы: от возникновения идеи до ее воплощения


По мнению ряда исследователей, представления о Европе как об определенном единстве начали формироваться с XI в. Первые сохранившиеся письменные проекты «Единой Европы» можно найти в начале XIV в. Они базировались на основе объединения трех основ европейской цивилизации, в которые входили греко-римское наследие, христианство, а также культуры германских, кельтских, славянских и других варварских народов.


Идея объединенной Европы, особой миссии континента, ее уникальности провозглашались и поддерживались католической церковью. Последняя, выступая в качестве доминирующей формы общественного сознания, практически охватывала весь регион. Именно католическая церковь, грамотно направляя деятельность государств против «общеевропейского врага» — иноверцев, стимулировала проведение Крестовых походов, объединяющих государства в единой цели.


Один из важнейших политических проектов той эпохи, который очевидно поддерживал указанное направление, принадлежит Пьеру Дю Буа, Энею Сильвио Пикколомини и Йиржи Подебраду. Занимая высокие государственные посты (королевского прокурора во Франции, итальянского теолога и чешского короля), данные деятели последовательно («Возвращение Святой земли» и «Договор о союзе и конфедерации между королем Людовиком XI, Королем Богемии Йиржи и Советом Венеции для противостояния туркам») проводили идею создания федерации европейских монархий. Дю Буа говорил о «христианском государстве», который бы управлялся советом под руководством французских королей, Подебраду в 1713 г. прорицал возможное создание общеевропейского института по образцу Германии, Швейцарии и других государств.


Однако с течением времени роль церкви в жизни общества существенно снизилась. Опора на римское право (которое стало основой для построения нового гражданского права) и стремление к самостоятельности государей привели к постепенному уменьшению роли церкви в жизни общества. Данные процессы сопровождались серьезной идеологической борьбой. Тезисы, когда-то провозглашенные отдельными схоластами и философами античности, стали вновь востребованными.


Гуманистическое толкование возможного объединения Европы появляется в трудах Данте Алигьери и Эразма Роттердамского, которые полагали, что гарантом мира должно быть единое государство во главе с монархом, олицетворяющим христианские добродетели. Данное направление получило мощную поддержку в эпоху Ренессанса в XVI в.


В XVII в. идея возможного объединения на основе экономических и хозяйственных связей между государствами Европы нашла свое отражение в проекте Эмерика Крюсе. В его труде «Новый Киней или Политическая речь, разъясняющая возможности и средства установления всеобщего мира и свободы торговли во всем мире» была заложена идея, что мирное устройство основывается на экономической сфере. Важнейшим инструментом обеспечения мира, при этом, являлась свободная торговля.


Следует отметить, что на политико-правовую мысль того времени оказала серьезное влияние Тридцатилетняя война, после окончания которой в научный и политический оборот было введено новое понятие — обеспечение баланса сил в Европе. Данная идея нашла свое отражение, в частности в «Великом Плане» герцога дю Сюлли, который считал, что Европа должна стать конфедерацией, состоящей из пятнадцати христианских государств, приблизительно равных по территории и ресурсам. Такое государственное устройство виделось автором в качестве способа защиты Европы от внешних вражеских сил (в частности от Турции и Московского государства). План дю Сюлли, при наличии определенной противоречивости и неточности, исходил из имеющегося политического контекста и содержал ряд вполне обоснованных предположений, в частности, автором выдвигается идея «наднациональной высшей власти».


В рамках рассмотрения проектов объединения Европы стоит, конечно, упомянуть и позиции У. Пенна и Ш. де Сен-Пьера. Проекты указанных ученых пытались синтезировать христианский гуманизм и пацифизм. Так, У. Пенн в 1693 г. в самый разгар войны Франции с Аугсбургской лигой выпускает «Очерк о настоящем и будущем мире в Европе», в котором говорит о важности сохранения мирных отношений. Своей работой автор продолжает линию создания «Европейское лиги или конфедерации», заложенной еще в трудах Э. Крюсе.


Большое влияние на формирование идеи общеевропейского государства оказал Анри Сен-Симон. По мысли философа, путь построения нового общества, выгодного для наибольшей массы людей, основывается на развитии промышленного и сельскохозяйственного производства. Выступая за развитие «нового христианства», Сен-Симон предлагает Франции стать во главе государств, предложить Европе и всему миру путь к обновлению. В своей книге «О преобразовании европейского общества» он пишет: «После ужасного потрясения, испытанного Европой, она страшится новых бедствий и чувствует потребность в продолжительном покое; государи всех европейских наций собираются с целью дать ей мир. Все они как будто желают мир, все они известны своей мудростью и, тем не менее, они не достигнут намеченной цели. Я задал себе вопрос, почему все усилия политических деятелей не могут исцелить язвы Европы и пришел к заключению, что единственным спасением для нее является общее преобразование».


Явно выступая против идей Венского конгресса, Сен-Симон пытается ответить на главный вопрос, почему конгресс так и не смог заложить основы прочного постоянного мира в Европе. По мнению философа: «Ни одному из членов конгресса не будет поручено рассматривать вещи с общей точки зрения. Каждый из них предложит план частной политики той державы, которую он представляет, и будет доказывать, что этот план соответствует интересам всех. Австрия постарается убедить, что для спокойствия Европы важно, чтобы она пользовалась большим влиянием в Италии, чтобы ей было возвращено первенство над всей Германией; Швеция с географической картой в руках будет доказывать, что сама природа хочет, чтобы Норвегия была ей подчинена; Франция потребует восстановления ее естественных границ, которыми она считает Рейн и Альпы; Англия будет претендовать, что сама природа призвала ее надзирать за морями».


Сен-Симон выделил четыре основных принципа, которые были характерны для христианской церкви в XIV в.:


1. политическая организация, учрежденная с целью связать вместе несколько народов, сохраняя каждому его национальную независимость, должна быть систематически однородной, т. е. все учреждения должны быть следствиями единой концепции и, следовательно, правительство, на всех своих ступенях, должно быть однообразным»;


2. общее правительство виделось Сен-Симону как совершенно независимое от национальных правительств;


3. лица, которые должны были составлять общее правительство «в силу своего положения быть склонны к общим взглядам и специально заниматься общими интересами»;


4. «они должны быть сильны тем могуществом, которое лежит в них самих и нисколько не зависеть от внешней силы, это могущество есть общественной мнение».


Позитивно оценивая преимущества, заложенные в данных принципах, философ считал, что именно невежество средних веков воспрепятствовало их воплощению и применению. В результате, организация христианской церкви указанного периода стала вредной, папская власть могла злоупотреблять своими возможностями, церковная власть основывалась на суевериях, что препятствовало просвещению народа.


В целях исправления этих и иных недочетов, Сен-Симон предлагал дополнить четыре указанных выше принципа еще тремя:


1. национальные и общие правительства должны быть основаны на «наилучшей конституции»;


2. члены общего правительства должны «силою вещей» работать на достижение общей цели — общего блага;


3. сила должна основываться на позиции, мнении, что «ничто не могло бы поколебать, и которое существовало … во все времена и во всех местах».


Исходя из этого, лучшей конструкцией власти, Сен-Симон видел систему, в которой одна ветвь власти рассматривает вещи с точки зрения общего интереса наций, другая — с позиции частного интереса индивидуумов. К первой ветви относится король, а ко второй — парламент, избираемый народом. В качестве третьей ветви власти, уравновешивающей первые две, удерживающей их «в справедливых границах», могла выступать верхняя палата законодательного собрания, либо, в другом варианте — «корпорация людей, высокостоящих в общественном мнении». Сен-Симон предлагает заменить иерархическую или феодальную систему парламентарной системой правления по английскому образцу.




Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. Научно-практическое пособие

Настоящее научно-практическое пособие посвящено комплексному межотраслевому анализу проблем реформирования правовой системы России в контексте влияния права Совета Европы. В работе затрагиваются основные, наиболее показательные примеры изменения российского законодательства и практики его применения, продиктованные интеграцией в правовое пространство Совета Европы. В пособии освещаются наиболее важные исторические, политические и правовые аспекты членства России в Совете Европы, приводятся прогнозы дальнейшего развития их сотрудничества. Для этих целей авторы ссылаются на исторические, нормативные и доктринальные источники, а также судебную практику.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.<br /> Научно-практическое пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, а также всех тех, кто интересуется проблемами взаимоотношений России и Совета Европы.

249
Юридическая Под ред. Барышникова П.С., Цай К.А. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. Научно-практическое пособие

Юридическая Под ред. Барышникова П.С., Цай К.А. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. Научно-практическое пособие

Юридическая Под ред. Барышникова П.С., Цай К.А. Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. Научно-практическое пособие

Настоящее научно-практическое пособие посвящено комплексному межотраслевому анализу проблем реформирования правовой системы России в контексте влияния права Совета Европы. В работе затрагиваются основные, наиболее показательные примеры изменения российского законодательства и практики его применения, продиктованные интеграцией в правовое пространство Совета Европы. В пособии освещаются наиболее важные исторические, политические и правовые аспекты членства России в Совете Европы, приводятся прогнозы дальнейшего развития их сотрудничества. Для этих целей авторы ссылаются на исторические, нормативные и доктринальные источники, а также судебную практику.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.<br /> Научно-практическое пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, а также всех тех, кто интересуется проблемами взаимоотношений России и Совета Европы.

Внимание! Авторские права на книгу "Россия и Совет Европы: история, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. Научно-практическое пособие" (Под ред. Барышникова П.С., Цай К.А.) охраняются законодательством!