Юридическая Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Ксенофонтов В.Н.; под ред. Артемова В.М., Ксенофонтова В.Н. Профессиональная этика для юристов. Учебное пособие для бакалавров

Профессиональная этика для юристов. Учебное пособие для бакалавров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.06.2018
ISBN: 9785392277254
Язык:
Объем текста: 374 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо введения. Нравственность как сущность общества и основа права

Глава 1. Этика, ее предмет и практическая значимость

Глава 2. История этических учений

Глава 3. Категория этики и нравственные ценности: содержание и связь с правом

Глава 4. Понятие и виды профессиональной этики

Глава 5. Этические основы деятельности представителей отдельных юридических профессий

Заключение

Словарь терминов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Словарь терминов


А


Аболиционизм — термин латинского происхождения, обозначающий выступления людей за отмену каких-либо законов, установлений, исторически сложившихся институтов по нравственным соображениям.


Аборт — преждевременное искусственное прекращение беременности, что само по себе представляет медицинскую, нравственную и юридическую проблему.


Автономия — в целом означает самоуправление; в истории этики известен соответствующий подход И. Канта, согласно которому автономной является сама воля, ибо она задает закон своего действия, может мыслиться в качестве инстанции, которая устанавливает нравственный закон.


Авторитет — признанные кем-либо или сообществом в целом бесспорное значение и влияние лиц, а также их идей, пользующихся большим уважением. Наибольшую ценность имеет нравственный авторитет, за которым стоят не только позиционируемые моральные принципы, но и реальные поступки в плане осуществления последних.


Аксиология — раздел философии, предметом которого выступают ценности, особенности их содержания, внутренняя взаимосвязь и пути осуществления.


Альтруизм — моральный принцип и практическая нравственная установка, направленные на бескорыстное поведение по отношению к другим, даже чужим людям.


Анархия — образ мысли и система идей, позиционирующих критику государства и в конечном счете ориентирующих на безвластие. Исторически сложились и проявили себя разные анархистские подходы и учения — от крайнего анархизма индивидуалистического типа (киники, М. Штирнер и др.) до нравственно выверенного классического варианта (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой и др.).


Аскетизм — позиция принципиального воздержания от плотских удовольствий для обретения подлинной независимости и укрепления духовной силы.


Атараксия — в эпикуреизме означает особое состояние невозмутимости и душевного покоя, ведущее к «удовольствию» как отсутствию телесной боли и смятений.


Ахимса — основная добродетель древнеиндийской «практической философии», заключающаяся в отказе от убийства и причинения вреда любому живому существу.


Б


Беспристрастность — позиция игнорирования собственных предпочтений и интересов для осуществления максимальной принципиальности, правдивости и равной доброжелательности по отношению к каждому человеку и гражданину.


Биоэтика — сформировавшаяся в русле прикладной этики область знаний, касающаяся биологических, медицинских и иных проблем сохранения и защиты жизни в условиях как новых научно-технических достижений, так и современных угроз.


Благо — понятие, близкое по смыслу понятию «добро», но, в отличие от него, делающее акцент либо на чем-то внеположном по отношению к миру человека (платоновский аспект); либо на обозначении всего того, что способствует удовлетворению неких индивидуальных и общественных потребностей.


Благоговение перед жизнью — ключевой принцип биоэтики, сформулированный еще в первой четверти ХХ в. гуманистом А. Швейцером, который отстаивал и осуществлял его в своей собственной жизни и деятельности. Речь идет о ценности любой жизни и необходимости ее защищать (см.: Швейцер А. Культура и этика) .


Благотворительность (исторически восходит к филантропии) —позиционируется как деятельность, посредством которой материальные ресурсы частных лиц передаются тем, кто, с точки зрения последних, нуждается в этом; что, в свою очередь, может как содействовать решению общественных проблем, так и обострять их, встречая явный или скрытый протест против наличной социальной пропасти между богатыми и бедными.


В


Вежливость — внешнее проявление элементарной воспитанности и форма поддержания приемлемых с точки зрения этикета взаимоотношений между людьми в ситуации совместного пребывания вне зависимости от прочности взаимных отношений, степени уважения или места на профессиональной лестнице.


Вера — важный элемент любого мировоззрения, отличающийся особой эмоциональностью, прочностью и глубиной интимных переживаний в связи с внутренним принятием тех или иных идей или представлений, как правило, не нуждающихся в рассудочно-рациональных обоснованиях и эмпирической проверке. Религиозный ее вариант требует специального рассмотрения и выходит за пределы собственно этики как раздела философии.


Взаимопомощь — основанная на своеобразном инстинкте общительности, царившем еще в животных сообществах, поддержка друг друга в ситуациях, когда один человек не может справиться с каким-либо затруднением в своей или общественной жизни и деятельности; выступает важным фактором социокультурного прогресса и эволюции в целом (см.: Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции).


Вина — результат (осознанный или нет самим субъектом) каких-то проступков или преступлений, с моральной точки зрения требующий раскаяния, а с правовой — наказания и исправления.


Властолюбие — нравственно неприемлемое стремление к превосходству над другими, как правило, без достаточных на то оснований и в ущерб их интересам.


Вольнодумство — совокупность представлений и стиль мышления, для которых характерны неприятие неких устоявшихся мнений и стереотипов, критическое отношение к существующим взглядам и порядкам.


Воля — готовность к принятию и собственно принятие жизненно важных личных решений, как правило, далеких от простого расчета какой-либо выгоды, а связанных с внутренним, подчас интуитивным тяготением к чему-то весьма значимому; реальная способность достигать поставленных целей, решительно преодолевать встречающиеся на пути препятствия.


Г


Гедонизм — совокупность представлений, в целом этическое учение, в которых удовольствие и наслаждение выступают в качестве мотива и цели человеческого поведения.


Героизм — исключительно самоотверженные усилия человека и группы людей, направленные на преодоление сложнейших препятствий, решение чрезвычайно сложных задач; способность и реальная готовность к самопожертвованию ради спасения, сохранения и развития другого, других, социального целого даже ценой собственной жизни.


Гуманизм — исторически сложившееся в эпоху Возрождения течение, объединяющее деятелей культуры и философов, оправдывавших естественные человеческие потребности и в целом весьма высоко ставивших образ человека; в настоящее время его позиционируют в качестве своеобразного стержня культуры, цивилизации и права, ориентирующего на утверждение и защиту бесспорной ценности человеческого достоинства, независимости и разнообразных прав личности.


Д


Деонтология — учение о долге и должном, зачастую сводящееся к совокупности строгих моральных предписаний, источник и природа которых могут быть самыми разными.


Добро — ключевое понятие этики, противоположное понятию «зло» и обозначающее то, что призвано преодолеть последнее. Его содержанием выступает все, что способствует утверждению человеческого в человеке, сохранению и развитию социального целого, руководствуется бескорыстными мотивами и приближает к моральному идеалу.




Профессиональная этика для юристов. Учебное пособие для бакалавров

В предлагаемом учебном пособии раскрываются такие проблемы, как специфика этики, особенно ее прикладной части; место и роль нравственности в обществе; соотношение нравственности и права; особенности различных этических идей и концепций; многоаспектность основных этических категорий и нравственных ценностей; разновидности профессиональной этики; моральные основания права; особенности профессиональной этики работников юридических профессий. <br /> собое внимание уделяется мировоззренческим и духовно-нравственным основаниям юридической науки и практики.<br /> Учебное пособие полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и подготовлено профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта.<br /> Предназначено для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателей, юристов и всех интересующихся правом.

489
 Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Ксенофонтов В.Н.; под ред. Артемова В.М., Ксенофонтова В.Н. Профессиональная этика для юристов. Учебное пособие для бакалавров

Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Ксенофонтов В.Н.; под ред. Артемова В.М., Ксенофонтова В.Н. Профессиональная этика для юристов. Учебное пособие для бакалавров

Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Ксенофонтов В.Н.; под ред. Артемова В.М., Ксенофонтова В.Н. Профессиональная этика для юристов. Учебное пособие для бакалавров

В предлагаемом учебном пособии раскрываются такие проблемы, как специфика этики, особенно ее прикладной части; место и роль нравственности в обществе; соотношение нравственности и права; особенности различных этических идей и концепций; многоаспектность основных этических категорий и нравственных ценностей; разновидности профессиональной этики; моральные основания права; особенности профессиональной этики работников юридических профессий. <br /> собое внимание уделяется мировоззренческим и духовно-нравственным основаниям юридической науки и практики.<br /> Учебное пособие полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и подготовлено профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта.<br /> Предназначено для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателей, юристов и всех интересующихся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Профессиональная этика для юристов. Учебное пособие для бакалавров" (Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Ксенофонтов В.Н.; под ред. Артемова В.М., Ксенофонтова В.Н.) охраняются законодательством!