Юридическая Чеха В.В. Правовые вопросы финансирования образования в Российской Федерации. Монография

Правовые вопросы финансирования образования в Российской Федерации. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.05.2018
ISBN: 9785392278756
Язык:
Объем текста: 213 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Система образования России и финансирование образования:определение понятий

Глава 2. Основы правового регулирования финансирования образования

Глава 3. Международно-правовое регулирование финансирования образования

Глава 4. Правовое регулирование финансирования образования на федеральном уровне

Глава 5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регламентирующие финансирование образования

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Международно-правовое регулирование финансирования образования


§ 3.1. Международное право как регулятор финансирования образования в России


Д.В. Винницкий отметил, что бюджетное право считалось и считается до сих пор защищенным от внешнего воздействия международных правовых механизмов регулирования. В то же время практика показывает, что международное право всегда играло важную роль в регулировании финансовых отношений. В частности, в применении к финансированию образования международное право выступает важным регулятором, который необходимо учитывать при исследовании такого рода вопросов.


В науке финансового права вопросы, связанные с международным договорами как источниками финансового права, не получили должного развития. Данное обстоятельство возможно связать с наследием советского периода времени, в котором международные договоры СССР рассматривались несколько обособленно от общей советской системы права.


В свое время С.Ю. Марочкин справедливо отмечал, что «общая теория права пока не преодолела свою традиционную ориентацию лишь на внутригосударственное право, многие понятия и положения выработаны без учета МП, и вряд ли можно сказать, что она готова к объяснению нового феномена правовой действительности «нормы МП в правовой системе России». Подобного рода позиция будет выглядеть верной и по отношению к сегодняшнему времени.


В настоящее время международные договоры рассматриваются как источник финансового права, и эту позицию можно считать основной. Так, в частности, на международные договоры как на источник финансового права указывала Э.Д. Соколова.


При этом международные договоры либо рассматриваются как самостоятельные источники финансового права, либо включаются в более общий комплекс источников, объединяемый под термином «нормативные договоры». Считаем, что международные договоры, которые обладают основными чертами нормативных договоров, целесообразно рассматривать как отдельный источник финансового права вследствие той особой роли, которую играют международные договоры, в том числе в отношении регулирования финансирования образования.


Исследователи в сфере международного права отмечают слабую степень исследованности международных финансовых отношений специалистами в сфере международного права. Тем не менее нормы международного права могут напрямую влиять на национальное законодательство, в том числе регулирующее финансирование образования.


Взаимодействие норм международного права и российского финансового права в первую очередь опосредуется Конституцией РФ. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает норму о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по отношению к законам Российской Федерации.


Данное положение отражено также в БК РФ. В развитие ст. 15 Конституции Российской Федерации Бюджетный кодекс также устанавливает приоритет норм международных договоров по отношению к российскому бюджетному законодательству. Согласно ст. 4 БК РФ международные договоры применяются к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов. То есть БК РФ в части установления примата международных договоров пошел дальше Конституции РФ, установив возможность непосредственного применения данных договоров к бюджетным правоотношениям.


Таким образом, международные договоры могут регулировать вопросы, связанные с финансированием образования, входящие в предмет бюджетного права.


Но при этом следует согласиться с тем, что Конституция Российской Федерации по своему правовому статусу в сфере правового регулирования финансирования образования имеет приоритет перед международными договорами. Данный тезис возможно обосновать исходя из ч. 1 ст. 15, согласно которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.


Международный договор, в данном случае, возможно отнести к «иным правовым актам». Таким образом, международные договоры (в первую очередь — многосторонние), регламентирующие право на образование, являются частью системы правовых актов, регламентирующих финансирование российского образования. Роль многосторонних международных договоров в первую очередь заключается в том, что они устанавливают гарантии прав на образование, предполагающие их имплементацию в российское законодательство. Позиция о том, что международный договор не может действовать в противоречии с Конституцией РФ, также поддерживалась О.Е. Кутафиным.


Следует отметить, что нормы о примате международных договоров в настоящее время подвергаются критике в литературе. Более того, в публицистических выступлениях можно увидеть предложения об исключении из Конституции принципа «приоритета международного права».


Учитывая направленность на обеспечение доступности образования, сохраняющееся в новых условиях влияние вышеуказанных международных правовых актов на российскую правовую систему в части регулирования образования следует признать положительным явлением. Данный тезис также подтверждается тем, что право на образование устанавливается для человека, а не только для гражданина РФ.


То есть согласно ч. 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и бесплатность высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе гарантируются для всех людей на территории Российской Федерации, а не только для граждан России.


Также следует отметить то, что приоритет международных договоров над внутренними законами характерен для ряда европейских стран, законодательство которых относится к романо-германской правовой семье.


Данное обстоятельство свидетельствует об особой роли ст. 15 Конституции РФ в регулировании финансирования образования. Данную норму возможно охарактеризовать как легализующую возможность применения международно-правовых договоров, направленных на регулирование вопросов финансирования российского образования. Благодаря данной норме становится возможным применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации для регулирования финансирования российского образования.


Как отмечают специалисты по международному праву, Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые установила норму, содержащуюся в ст. 15, которая закреплена не как «рядовая» конституционная норма, а в качестве нормы высшего порядка — общеправового принципа (для права России) и одной из основ конституционного строя РФ. До этого советское и российское законодательство содержало лишь в различных актах отсылочные нормы и нормы о применении правил международных договоров в случае их коллизии с внутренним правом.


Нормы международного права могут иметь различное выражение — в виде международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, документов международных организаций.


Ряд специалистов в сфере международного права отмечали, что нормы международного права воздействуют на все элементы правовой системы (законодательство, практику, идеологию, доктрину и т. д.), отсюда и формы их «жизни» во внутригосударственной сфере многообразны и не ограничиваются только рамками правоприменительных властных решений: информационное действие, влияние на определение подсудности и применимого права, их исполнение и соблюдение, нормы МП как средство правовой аргументации, толкование норм, применение, влияние норм на правотворческую деятельность.


В связи с этим для регулирования финансирования образования в России особое значение имеют не только международные договоры, но и иные международно-правовые акты, регламентирующие общие принципы функционирования сферы образования. Такого рода принципы влияют на все уровни и механизмы регулирования образования, на правоприменительную практику в сфере образования.


Так, например, согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, не являющейся международным договором, образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.


Судебная практика, сложившаяся к настоящему времени, предполагает в ряде случаев ссылку на Всеобщую декларацию прав человека. Так, в судебном решении от 26.05.2014 № АКПИ14-304 Верховный Суд Российской Федерации указал, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 № 443 утверждены Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное. Заявитель оспаривал данный порядок как нарушающий его право на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования. При этом нарушение своих прав заявитель связывал с нормативными положениями подп. «а» п. 6 Порядка, которые, по его мнению, противоречат п. 9 ч. 1 ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку позволяют осуществить переход с платного обучения на бесплатное при условии сдачи экзаменов только на оценку «отлично».


Верховный Суд указал, что приведенное правовое регулирование в аспекте, оспариваемом заявителем, направлено на развитие личности обучающегося, его талантов и умственных и физических способностей посредством установления приоритетов и преимуществ, определенных законодателем.


Статья 26 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), положения которой являются составной частью правовой системы Российской Федерации, провозглашает, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.


С учетом того, что доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование, доводы заявителя о том, что Порядок нарушает его право на получение по конкурсу бесплатного высшего образования, нельзя признать обоснованными.


Порядок, определяющий правила и случаи перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное, и его подпункт «а» пункта 6, предусматривающий среди прочих условий перехода с платного обучения на бесплатное сдачу экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично», основаны на приведенных нормах Федерального закона и международного права и им не противоречат, в связи с этим не могут рассматриваться как нарушающие права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц.


Другое характерное судебное решение, опирающееся на указанную декларацию, вынес Санкт-Петербургский городской суд от 24.08.2015 № 33-13606/2015 по делу № 2-930/2015. Согласно данному решению заявитель обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым заявителю не разрешен въезд в Российскую Федерацию. В обоснование заявления заявитель указал, что находился на территории Российской Федерации и проходит обучение в Российском государственном гуманитарном университете.


Также заявитель указывал на то, что решение о запрете въезда является необоснованным и чрезмерным, нарушает его право на доступ к образованию.


Отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что заявитель не мог не знать миграционных правил, установленных в отношении иностранных граждан, при этом учел, что заявителем факт нарушения срока пребывания не оспаривался.




Правовые вопросы финансирования образования в Российской Федерации. Монография

В настоящее время крайне актуальными являются вопросы совершенствования финансово-экономического механизма, обеспечивающего гарантии прав граждан в области образования. В связи с этим в монографии с опорой на достижения российских и зарубежных ученых раскрываются вопросы, связанные с правовым регулированием финансирования образования, включая роль финансирования в системе образования России. Вводятся понятия «отношения по финансированию образования», «финансирование образования», «система регулирования финансирования образования». Достаточно подробно освящены вопросы конституционных основ правового регулирования финансирования образования и вопросы международно-правового регулирования финансирования образования в России.<br /> В монографии приведены результаты анализа значительного объема нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней правового регулирования финансирования образования. Отдельно исследуется роль Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» как источника финансового права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.<br /> Специальный раздел книги посвящен локальному регулированию вопросов финансирования образования в образовательных организациях.

238
 Чеха В.В. Правовые вопросы финансирования образования в Российской Федерации. Монография

Чеха В.В. Правовые вопросы финансирования образования в Российской Федерации. Монография

Чеха В.В. Правовые вопросы финансирования образования в Российской Федерации. Монография

В настоящее время крайне актуальными являются вопросы совершенствования финансово-экономического механизма, обеспечивающего гарантии прав граждан в области образования. В связи с этим в монографии с опорой на достижения российских и зарубежных ученых раскрываются вопросы, связанные с правовым регулированием финансирования образования, включая роль финансирования в системе образования России. Вводятся понятия «отношения по финансированию образования», «финансирование образования», «система регулирования финансирования образования». Достаточно подробно освящены вопросы конституционных основ правового регулирования финансирования образования и вопросы международно-правового регулирования финансирования образования в России.<br /> В монографии приведены результаты анализа значительного объема нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней правового регулирования финансирования образования. Отдельно исследуется роль Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» как источника финансового права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.<br /> Специальный раздел книги посвящен локальному регулированию вопросов финансирования образования в образовательных организациях.

Внимание! Авторские права на книгу "Правовые вопросы финансирования образования в Российской Федерации. Монография" (Чеха В.В.) охраняются законодательством!