|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВопрос 61. Типы политической социализацииВыделение типов социализации предполагает описание наиболее характерных образцов, стандартов взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому. Характер политического взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе или конфликте между ними. Это обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием различных субкультур внутри нее. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются следующие типы политической социализации: • гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь; • плюралистический тип, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материковой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп; наличию многочисленного среднего класса; существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т. д.). Консолидированная демократия в рамках этого типа политической социализации основана на динамическом равновесии трех начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы автономной личности; • конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни всегда осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур; • гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т. д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы. Вопрос 62. Особенности политической социализации в России1. До 90-х годов ХХ века в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности начиная с семьи и кончая взрослой жизнью. Все институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС) представляли собой механизмы единой системы политического воспитания. Однако, несмотря на возможности всеобщего контроля за процессом социализации, приобретение черт политической субъективности определенными социальными группами происходило на отличных от коммунизма либеральных ценностях. К таким группам можно отнести часть творческой интеллигенции, достаточно многочисленные группы работников внутренней и внешней торговли, дипломатов и т. д. 2. Крушение политической монополии КПСС и коммунистической идеологии в начале 90-х годов XX века привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Российское общество вступило в переходное состояние, когда: • старая система ценностей оказалась дискредитированной (хотя на нее еще ориентировались значительные группы населения); • либеральные политические ценности еще не востребованы широкими слоями общества; • прежние агенты политической социализации стали исповедовать различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные. Отсутствие целостной системы политической социализации личности привело к тому, что их политические позиции стали обуславливаться не влиянием лидеров, газет, телевидения, партий, а собственным экономическим положением. Поэтому наиболее мощным фактором в условиях аномии оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида. Следовательно, общества, переходящие от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации: • демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур; • нарастают политическая апатия, отчуждение, неверие – как реакция переживающего психологическую перестройку индивидуального и массового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов. Вопрос 63. Политическая культура общества1. Впервые термин «политическая культура» употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни. 2. Активная разработка теории политической культуры в западной политологии началась в 50-х годах ХХ века. Наибольшие споры вызывала проблема содержания политической культуры. Были высказаны две точки зрения: 1) политическая культура есть совокупность политических позиций граждан; 2) политическая культура определяется поведением человека. Приоритет в разработке концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, создавшему ее при активном участии членов возглавляемого им Комитета по сравнительной политике при Исследовательском совете по социальным наукам – Л. Пая, С. Вербы и Дж. Пауэлла. Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась преимущественно как психологический феномен. Основные положения концепции: • политические культуры в обществе отличаются друг от друга некоторыми основополагающими политическими позициями (ориентациями), которые обуславливают предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы; • политические позиции индивида включают три компонента: • 1) когнитивный – знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; • 2) аффективный – чувства, обуславливающие реакцию индивида (симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения); • 3) оценочный, включающий ценности, верования, идеалы, идеологию; • в зависимости от доминирования одного из трех компонентов выделяются более или менее секуляризированные культуры с учетом того, в какой мере политическое поведение индивида основывается на рациональных знаниях или верованиях. 3. По мнению Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура включает в себя политические ориентации трех типов: патриархальную, подданническую и ориентацию на активное участие. В конкретном обществе может доминировать какой-либо из них. Эти три «чистых» (идеальных) типа ориентаций выступают основой трех типов политической культуры: • патриархальной, которая характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид, как правило, маловосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена наслоением местных субкультур; • подданнической, предполагающей пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата; • культуры участия, отличающейся политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т. д.). Внимание! Авторские права на книгу "Политология. Конспект лекций" (Мухаев Р.Т.) охраняются законодательством! |