|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВопрос 21. Ресурсы власти: понятие, типология1. Ресурсы власти – совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект (личность, группы, общество в целом) и достигать поставленных целей. Американский политолог Р. Даль отнес к ресурсам власти «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы находятся между субъектом и объектом власти и «материализуют» отношения зависимости между ними. По мере исторического развития общества ресурсы властвования изменялись: • в примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя (вождя, военачальника и т. д.). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила; • в индустриальных обществах преобладающим ресурсом властвования становится организация: бюрократия, партии, движения; • в современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто обладает информацией, которая при сохранении роли других ресурсов становится важнейшим средством властвования. Отсутствие информации вызывает у человека ощущения страха, дискомфорта, желание подчиняться. 2. Типология (классификация) ресурсов властвования может осуществляться по различным основаниям (критериям). Одна из наиболее ранних и общераспространенных систем типологий – антропологическая. В ней типы властвования различаются устойчивыми мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. По Конфуцию, ресурсами власти правителя являются его личный пример и следование моральным принципам – справедливости, гуманности, заботе о благе народа, чувству долга, мудрости. Подданные должны уважать правителя и выполнять свои обязанности. Н. Макиавелли положил в основу классификации типов властвования иные мотивы человеческого поведения. По его мнению: • главными ресурсами являются любовь и страх – тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим; помимо них к числу ресурсов власти относятся человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность); • любовь и страх различаются способами воздействия на подвластного: 1) любовь – материя очень тонкая, она держится на крайне зыбкой основе – человеческой благодарности; 2) страх же прочнее и тверже. Злому человеку ничего не стоит разрушить человеческую благодарность ради личной корысти. Ресурс страха имеет различную эффективность воздействия: человек может смириться с утратой власти или чести, потерей свободы, но он никогда не смирится с утратой имущества. Одна из наиболее современных типологий ресурсов власти представлена американским социологом Олвином Тоффлером (р. 1928), в ней используются смешанные критерии. Согласно его концепции: • в системе ресурсов власти современного общества произошли значительные изменения (по этой причине его концепция называется теорией «смещения власти»); • в истории человечества власть опиралась на три ресурса – силу, богатство и знания; • в зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования: — если власть основана на силе, то она представляет собой тип властвования низкого качества; — власть среднего качества связана с богатством; — власть высшего качества основана на знаниях; • определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества. Власть силы изжила себя, несмотря на ее использование как в прошлом, так и настоящем; • решающим ресурсом власти становится знание. Массовое развитие и использование информационной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делают ненужными огромный штат управленцев-бюрократов, необходимый для контроля и обработки этой информации. Таким образом, современное общество, по мнению О. Тоффлера, развивается в направлении «антибюрократических форм власти». Вопрос 22. Принципы организации и функционирования властиФункционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства; 2) определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей. 1. Основные составляющие принципа суверенитета: • принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти; • верховенство государственной власти представляет собой исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие; • средоточие политической власти у государства означает также его верховенство по сравнению с другими политическими институтами: политическими партиями, движениями и т. д.; • независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и равноправии в отношениях с другими государствами; • суверенитет и независимость государственной власти не ведут к ее бесконтрольности со стороны общества; • развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была выше закона. В силу этого принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона. 2. Термин «легитимность» (legitime): • возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность); • его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной; • не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях; • отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан (в отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов). Легитимность: • связана с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением; • является важнейшим признаком демократической власти, признания ее не только гражданами, но и мировым сообществом (поэтому даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе определенные признаки легитимности – выборность, народное представительство и др.); • своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. Подобное объяснение принципа легитимности дал М. Вебер, который включил в нее два положения: 1) признание власти правителей и 2) обязанности управляемых подчиняться ей. 3. Легитимность может достигаться различными способами. Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью разных ресурсов, М. Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил мотив подчинения. Исторически первым типом легитимности власти был традиционный: • в его основе лежит авторитет «вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение»; • авторитет вождей, монархов, царей основан на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт. По мере утраты религией своего значения, укрепления и распространения всеобщего избирательного права божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. В основе харизматического типа легитимности лежат: • авторитет внеобыденного личного дара (харизма); • полная личная преданность и личное доверие, вызываемые наличием качеств вождя у какого-то человека»; • зачастую сознательное формирование в обществе образа такого лидера на основе желаний и представлений, преобладающих у большей части населения. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т. е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя. Рационально-легальной легитимности присущи: • вера участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти; • подчиненность закону деятельности институтов власти; • рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. Он выступает в качестве мотива подчинения населения власти. На практике в чистом виде вышеперечисленные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии). Американский политолог Д. Истон выделял три типа легитимности, которые должны дополнять друг друга: 1) институциональная (наличие институтов власти, способных принимать эффективные решения); 2) идеологическая легитимность, которая состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа. Значение идеологической легитимности заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т. д.); 3) персоналистская – наличие лидера, способного сплотить нацию, инициировать развитие общества. Внимание! Авторские права на книгу "Политология. Конспект лекций" (Мухаев Р.Т.) охраняются законодательством! |