Юридическая Городов О.А. Патентное право. 2-е издание. Учебник

Патентное право. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.03.2017
ISBN: 9785392244119
Язык:
Объем текста: 365 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие ко второму изданию

Глава 1. Понятие и общая характеристика патентного права

Глава 2. История развития патентного права

Глава 3. Источники патентного права

Глава 4. Субъекты патентно-правовых отношений

Глава 5. Объекты патентного права

Глава 6. Предоставление правовой охраны изобретениям

Глава 7. Предоставление правовой охраны полезным моделям

Глава 8. Предоставление правовой охраны промышленным образцам

Глава 9. Предоставление правовой охраны селекционным достижениям

Глава 10. Содержание прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения

Глава 11. Распоряжение исключительным правом на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения

Глава 12. Защита патентных прав и ответственность за их нарушение

Глава 13. Международное сотрудничество в области правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Объекты патентного права


§ 1. Понятие объекта патентного права


§ 2. Изобретение и его объекты


§ 3. Полезная модель и ее объекты


§ 4. Промышленный образец и его объекты


§ 5. Селекционное достижение и его объекты


§ 1. Понятие объекта патентного права


Объект права и объект правоотношения. В юридической науке понятие объекта права в высшей степени многозначно, а доктрина не располагает сколько-нибудь единой концепцией указанного понятия. Вместе с тем оно чрезвычайно важно, поскольку стоит в одном ряду с понятием субъекта права, и оба эти понятия выступают в роли краеугольных камней всей понятийной системы правового регулирования. Для целей настоящей работы мы не будем подвергать рассмотрению все существующие по проблеме объекта права позиции и намерены полагать в качестве такового материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения.


Прежде, чем приступить к рассмотрению юридических характеристик объекта патентного права, нужно определить, являются ли объект права и объект правоотношения синонимичными понятиями. Указанный вопрос стал дискуссионным в связи с изъятием информации из числа объектов гражданских прав, полагаемой в качестве такового согласно ст. 128 ГК РФ в прежней редакции. В то же время в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом гражданских правоотношений. Ответ на указанный вопрос представляется важным, так как результаты интеллектуальной деятельности, представленные, в том числе, изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами, имеют информационную природу.


В юридической литературе встречаются различные ответы на данный вопрос. Часть ученых разграничивает понятие объекта права и объекта правоотношения. Так, С. С. Алексеев предлагал считать объектом права общественные отношения, а объектом правоотношения — блага (в гражданском праве — вещи, продукты духовного творчества, личные блага, результаты действий).


Аналогичную позицию занимал и А. Б. Венгеров, считавший, что объект права — это общественные отношения, которые регулируются системой норм, а объект правоотношения — это различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты.


В. А. Лапач рассматривает объекты прав как самостоятельное теоретическое правовое обобщение в системе объективного права и не отождествляет их с объектом правоотношения (ни в юридическом, ни в материальном смысле).


Мы в данном случае разделяем иную позицию, обоснованную Е. А. Сухановым, который считает, что категория объекта гражданских прав совпадает с понятием объекта гражданских правоотношений.


Результаты технического и художественно конструкторского творчества как нематериальные блага. Как было показано в предыдущих разделах учебника, патентное право регулирует область общественных отношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности, получаемых вследствие творческих решений технического, художественно-конструкторского и биологического характера. Указанные результаты являются нематериальными благами, существующими в форме систематизированных логических сведений (понятий), которые обладают способностью быть поставленными в причиненную связь с удовлетворением технических, промышленных либо эстетических потребностей. По существу названные результаты интеллектуальной деятельности есть не что иное, как информация, пока еще не связанная, но способная быть связанной с материальным носителем, например, устройством. Другими словами, результаты интеллектуальной деятельности выступают в форме логических понятий, отражающих потенциальную возможность их реализации в том или ином материальном по своей природе носителе. Пути этой реализации и являются, по существу, творческими решениями, относящимися к технической, художественно-конструкторской либо биологической области знания.


Поскольку логических понятий, способных к воплощению в том или ином объекте материального мира может быть сколь угодно много, возникает проблема отграничения наиболее значимых для общества в целом и сферы предпринимательства в частности, решений от решений, не способных оказать влияние на технический и социальный прогресс, на конкурентоспособность продукции. Данная проблема получает свое разрешение посредством придания тому либо иному решению качеств юридически значимого результата, в том числе, охраняемого результата интеллектуальной деятельности, т.е. объекта права, являющегося в то же время объектом субъективных гражданских прав и обязанностей.


Юридически значимыми в технической и художественно-конструкторской областях знания признаются решения, именуемые изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами. Указанные решения становятся объектами патентного права с момента получения автором результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца и доведенного до сведения работодателя либо представленного в форме заявки на выдачу охранного документа в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Охраноспособными решения становятся с момента их квалификации по критериям патентоспособности проведенной в установленном порядке и выдачи соответствующего охранного документа (патента).


Таким образом, в сферах технического и художественно-конструкторского творчества существуют две разновидности объектов права — результаты, способные к правовой охране в качестве тех либо иных технических либо художественно-конструкторских решений и патентоспособные технические либо художественно-конструкторские решения.


Между первыми и вторыми нельзя ставить знак равенства, по крайней мере, потому, что, во-первых, несмотря на то, что те и другие представляют собой определенным образом организованную информацию технического или конструкторского характера, форма ее словесного выражения, фиксирующая содержание логических понятий и их объем в результате процедур квалификации заявленных решений, как правило, претерпевает известные изменения. То есть заявляемое решение и решение, признанное патентоспособным, в содержательном плане не один и тот же объект.


Во-вторых, результаты, способные к правовой охране в качестве тех либо иных технических или художественно-конструкторских решений, не выступают в отличие от патентоспособных результатов в качестве объекта абсолютных прав имущественного характера, поскольку указанные права еще не удостоверены охранным документом. В то же время результаты, способные к правовой охране, могут выступать в качестве элемента относительного правоотношения, складывающегося, например, между автором и его работодателем.


Технические либо художественно-конструкторские решения в отличие от объектов, в которых они воплощаются, традиционно рассматриваются юридической наукой как нематериальные блага. Их нематериальность отражает идеальное начало решения, фиксирующего в абстрактной логической модели определенные конфигурацию, количественный или качественный состав (структуру) материального носителя и т. п. Идеальное начало названных решений проявляет себя через формальные, искусственно сконструированные и законодательно закрепленные признаки новизны, изобретательского уровня, оригинальности. В то же время следует иметь в виду, что технические и художественно-конструкторские решения идеальны лишь в том смысле, в каком человек способен в абстракции, а не в реальности добиться расчленения материального носителя и воплощенного в нем результата интеллектуальной деятельности. При этом соответствующие решения, т.е. изобретения, полезные модели и промышленные образцы идеальны только в гносеологическом аспекте, поскольку за его пределами нематериальность (идеальность) утрачивает смысл.


Изобретения, полезные модели и промышленные образцы, будучи нематериальными благами, выступающими в форме информации, структурированной по определенным логическим правилам, существенным образом отличаются от иных объектов гражданских прав и прежде всего от объектов, представленных вещами. Их противопоставление миру вещей отражает семантическое разграничение между языковым выражением и обозначаемым этим выражением предметом. Главным отличием идеальных решений от вещественных объектов материального мира является то, что первые из них способны к регенерации в результате «перехода» от одного субъекта к другому. Причем процесс регенерации носит кумулятивный характер, поскольку каждый из передающих информацию субъектов не утрачивает ее, и чем больше количество переходов указанная информация совершит, тем больший круг лиц будет ею фактически обладать. Для того чтобы процесс регенерации информации, содержащей то или иное решение, был управляемым, необходим специальный юридический механизм, отличающийся от юридических механизмов, регулирующих оборот материальных объектов. Таким механизмом является институт исключительных прав, наделяющий обладателя информации, содержащей те либо иные технические или художественно-конструкторские решения, юридически обеспеченной возможностью запрета третьим лицам реализовать указанные решения или воплощать их в материальный носитель без согласия управомоченного лица.


Что касается биологических решений, представленных селекционными достижениями, штаммами микроорганизмов, культурами клеток растений или животных, то отмеченное во многом справедливо и для них. Однако в отличие от технических или художественно-конструкторских решений, существование которых в качестве нематериальных благ возможно и до воплощения их в материальных носителях, биологические решения неотделимы от материальных объектов, являющихся их носителями. Так, по крайней мере, обстоит дело с точки зрения селекции и микробиологии, а соответственно и с точки зрения законодательства, опосредующего соответствующие отношения по их правовой охране. Вместе с тем успехи генной инженерии позволяют уже сегодня раскрывать биологические объекты на уровне технических решений структур их материальных носителей.


Формально объекты патентных прав в обобщенном варианте определены законодателем в ст. 1349 ГК РФ. Согласно указанной статье объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным требованиям к промышленным образцам.


Действующим законодательством закрепляется правило, исключающее из числа объектов патентных прав способы клонирования человека, способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека, использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях, а также иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Указанное правило, содержащееся в п. 4 ст. 1349 ГК РФ, носит характер изъятия из принципа свободы технического творчества. Оно мотивировано заботой о соблюдении общественных интересов и общечеловеческих ценностей.


Способы клонирования человека и модификации генетической целостности клеток, а равно использование человеческих эмбрионов впервые исключены из разряда объектов патентных прав посредством их точного указания в законе и отнесения к числу технических решений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.


В отечественной литературе нет однозначного понимания категории общественного интереса. В современных условиях российское общество состоит, как и ранее, из множества групп, каждая из которых преследует свои, особые интересы, зачастую выдавая их за общественные. Поэтому невозможно типизировать все группы общественных интересов и тем более выявить некие технические или художественно-конструкторские решения, противоречащие им.


Принципы гуманности и морали являются сугубо нравственными категориями, и оценка технических (художественно-конструкторских) решений по параметру их соответствия указанным принципам даже при наличии неких формализованных алгоритмов, как представляется, весьма безнадежное мероприятие. Изобретатель без особого труда может скрыть свои антигуманные цели за благозвучным названием изобретения.


§ 2. Изобретение и его объекты


Понятие изобретения. Понятие изобретения относится к одному из важнейших в патентном праве, поскольку, являясь юридически значимым, предопределяет пределы и характер дальнейшего экономического использования одной из разновидностей результатов интеллектуальной деятельности и степень эффективности защиты прав как его создателя, так и обладателя юридической монополии на него. Придание понятию изобретения юридической значимости позволяет, во-первых, очертить круг решений, пользующихся правовой охраной, от множества иных, искусственно созданных объектов (артефактов) и, во-вторых, установить правовой режим результатов интеллектуальной деятельности ранее считавшихся юридически безразличными благами.


На протяжении всего периода развития изобретательства в России в доктрине и действующем законодательстве существовали различные подходы к определению изобретения. Так, В. И. Серебровский определял изобретение как «новое, повышающее уровень современной техники творческое разрешение технической проблемы». Н. А. Райгородский рассматривал все объекты изобретательского права как «правила деятельности, приемы, методы работы». В. Я. Ионас полагал, что произведение технического творчества — это «синтез понятий, выраженный в объективной форме и содержащий новое решение технической задачи». И. Э. Мамиофа считал, что «изобретение — продукт специфической творческой деятельности, результат выдумки, обычно служащий тем потребностям общества, которые не могут быть удовлетворены уже известными или очевидными средствами». А. П. Сергеев рассматривает изобретение как объективно существующее явление, которое в самом общем виде можно определить как творческое решение задачи.


Различный смысл понятию изобретения придавался и действующим законодательством. Так, Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях от 24 апреля 1959 г. № 435 изобретение характеризовалось как «отличающееся существенной новизной решение технической задачи в любой области народного хозяйства, культуры, здравоохранения или обороны страны, дающее положительный эффект». В Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях от 21 августа 1973 г. изобретение определялось как «новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект» .


Закон СССР от 31 мая 1991 г. № 2214-I «Об изобретениях в СССР», вступивший в действие с 1 июля 1991 г., не содержал легального определения изобретения. Законодатель, отказался от формально-логического определения изобретения в первой редакции принятого 18 июня 1992 г. Патентного закона Российской Федерации, а впоследствии снова обратился к практике формулировки юридически значимого понятия изобретения. Это нашло свое закрепление в п. 1 ст. 4 измененной редакции Патентного закона РФ. Согласно указанному пункту в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Данное определение было сохранено без каких-либо изменений и в первой редакции п. 1 ст. 1350 ГК РФ. В соответствии с ныне действующей редакцией этой статьи (с 1 октября 2014 г.) в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе, к применению продукта или способа по определенному назначению.


Таким образом, для целей признания изобретения в качестве юридически значимого и охраняемого оно, согласно ст. 1350 ГК РФ, должно представлять собой техническое решение, относящиеся к продукту, способу или применению продукта или способа по определенному назначению.



Патентное право. 2-е издание. Учебник

В учебнике систематизированы и освещены действующие положения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере правовой охраны и использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений. Подробно рассматриваются и анализируются как материально-правовые, так и процедурные нормы патентного права.<br /> Учебный материал, содержащийся в представленном издании, ориентирован на углубление профессиональных знаний студентов юридических вузов, освоивших общий курс гражданского права, и по стилю изложения близок к монографическим текстам.<br /> Законодательство приводится по состоянию на сентябрь 2016 г.<br /> Учебник может быть полезен не только студентам, но и преподавателям юридических учебных заведений и факультетов, аспирантам, патентным поверенным, адвокатам, судьям, а также специалистам, занятым в научно-технической и инновационной сферах деятельности.

249
Юридическая Городов О.А. Патентное право. 2-е издание. Учебник

Юридическая Городов О.А. Патентное право. 2-е издание. Учебник

Юридическая Городов О.А. Патентное право. 2-е издание. Учебник

В учебнике систематизированы и освещены действующие положения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере правовой охраны и использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений. Подробно рассматриваются и анализируются как материально-правовые, так и процедурные нормы патентного права.<br /> Учебный материал, содержащийся в представленном издании, ориентирован на углубление профессиональных знаний студентов юридических вузов, освоивших общий курс гражданского права, и по стилю изложения близок к монографическим текстам.<br /> Законодательство приводится по состоянию на сентябрь 2016 г.<br /> Учебник может быть полезен не только студентам, но и преподавателям юридических учебных заведений и факультетов, аспирантам, патентным поверенным, адвокатам, судьям, а также специалистам, занятым в научно-технической и инновационной сферах деятельности.