|
ОглавлениеРаздел 1. Общетеоретическая социология. Глава 1. Объект, предмет, задачи и методы социологии Глава 2. Структура социологического знания, категории и понятия социологической науки Глава 3. Основные этапы развития социологической науки Раздел 2. Прикладная социология. Глава 4. Программа социологического исследования Глава 5. Методика и техника социологических исследований Глава 6. Виды социологического исследования Глава 8. Социальные институты и социальные общности Глава 9. Социология политики и политической деятельности Глава 11. Социология управления предприятием Глава 12. Социология культурно-духовной сферы Глава 15. Социология семейных отношений Глава 16. Социология девиантного поведения Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 14. Социология религииРелигия — это социальный институт, возникший на самом раннем этапе существования человеческого общества и играющий во все времена чрезвычайно важную роль. Американский социолог Н. Смелзер считает, что социология религии — это изучение системы верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет окружающий мир и реагирует на то, что считает сверхъестественным и священным. Социология рассматривает религию как социальное явление. Предметом социологического анализа является религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации, движения и их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества в контексте конкретных социально-экономических реалий. Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна из существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, больших масс людей. Религиозный опыт (религиозная практика) изучается социологией не с точки зрения канонического содержания, а как структурный элемент конкретной религиозной системы, как одна из форм социального поведения людей. Религия как социальный институт является реально существующей подсистемой общества, порожденной им самим и в свою очередь оказывающей влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на различных уровнях, от индивидуального и межличностного до глобального в масштабах всего человечества. Религия является специфической формой культуры со своей системой ценностей, которая в значительной степени коррелирует с нравственными установками, с общепринятыми нормами и правилами, одновременно распространяя определенные эталоны поведения. Такая трактовка важна для преодоления взгляда на религию как на выражение идеологических установок. Религия не существует в обществе в каком-то изолированном самодостаточном состоянии. Она тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, культурой, правом, моралью и т.д. и в зависимости от конкретно-исторических условий оказывая то большее, то меньшее влияние на эти сферы. Это воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты (культовые учреждения, религиозные организации, объединения верующих), организации религиозного культа, религиозную идеологию и массовое религиозное сознание. Социология религии, как и другие отраслевые социологические дисциплины, исследует свой объект на двух уровнях — теоретическом и эмпирическом. На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения. На эмпирическом уровне социологического анализа предметом исследования становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, ее воздействие на поведение людей в различных сферах общественной жизни. На этом уровне ключевыми понятиями выступают религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община). Под религиозностью понимается «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему», их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний. Под уровнем религиозности принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных. Степень религиозности отмечает интенсивность проявления этого признака (сильная или слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное или эпизодическое посещение богослужений и т.п.). Проводимые исследования показывают, что к началу XXI в. в России верующими считали себя 38% числа опрошенных, неверующими 15%, колеблющимися (агностиками) — 27%, верующими в сверхъестественные силы — 27%, безразлично относящимися к вере и неверию — 13%. Нужно отметить, что в конце 1990-х гг. показатели веры были выше. Например, в 1995 г. к верующим относилось 50% населения. Такая ситуация связана с тем, что в период крушения привычных устоев, лихолетья, смутного времени наблюдается религиозный бум, когда люди пытаются найти опору в церкви. Но с повышением уровня экономической и социальной стабильности религиозный бум проходит. Число людей, относящих себя к верующим, сокращается. Исследования показывают, что большинство верующих молятся лишь иногда, исполняют лишь некоторые религиозные обряды, отмечает лишь некоторые религиозные праздники, при этом часто религиозные идеи являются частью общей веры в магию, колдовство, астрологию и т.д. Что касается изучения основ вероучения: Ветхий Завет, Евангелие, жития святых, то, по данным исследований, их читало меньше 30% людей, считающих себя православными. Внимание! Авторские права на книгу "Общая социология. Учебное пособие" (Под ред. Вышегородцева М.М.) охраняются законодательством! |