|
Объекты культурного наследия. Том 1 и 2. Учебник
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
История |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
23.11.2015 |
ISBN: |
9785392197484 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
470 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Предисловие
Введение
Том I. Правовые и теоретические основы. I. Законодательство
II. Теоретические основы
Том II. Мероприятия и методы планирования. Глава 6. Градостроительные мероприятия по охране объектов культурного наследия
Глава 7. Разработка и реализация генеральных планов исторических поселений
Глава 8. Разработка проектов планировки по сохранению и регенерации достопримечательных мест
Глава 9. Формирование городских ландшафтов в исторической среде
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
ГЛАВА 9. Формирование городских ландшафтов в исторической среде
9.1. Городские ландшафты и композиция
Обеспечение различных пространственно-временных условий восприятия заключается в формировании пространственно-визуальных элементов по величине и особенностям разработки, соответствующих восприятию объектов в движении и со стационарных точек, из дальних и ближних зон восприятия.
Основные взаимосвязи компонентов композиции при формировании городского исторического ландшафта следующие:
• Комплексы процессов деятельности и поведения людей, типы пространств:
– Жилище;
– Объекты культуры: музеи, выставки, театры;
– Объекты торговли, общественного питания;
– Места отдыха, досуга, развлечений, зрелищно-спортивных мероприятий;
– Объекты туризма и экскурсий;
– Праздничные мероприятия, торжественные шествия;
– Сакральные пространства.
• Проектируемые пути движения:
– Маршруты движения общественного и личного транспорта;
– Основные маршруты движения пешеходов;
– Пути движения;
– Места длительного пребывания людей.
• Характерные точки восприятия:
– В движении;
– Подъезды и подходы к значимым объектам;
– Стационарные точки восприятия;
– Зоны и точки восприятия в местах длительного пребывания людей;
– Видовые площадки;
– Перцептивные пространства площадей, улиц, переулков, дворов.
• Характерные видовые картины:
– Последовательности изменения видовых картин при движении;
– Видовые фрагменты, воспринимаемые в движении;
– Панорамы; видовые фрагменты, воспринимаемые со стационарных точек восприятия на основных путях движения транспорта и пешеходов.
• Характерные элементы видовых картин:
– Композиционные построения изменяющихся видовых картин; воспринимаемые элементы площадей, фронта застройки улиц и переулков;
– Пространственные раскрытия улиц, переулков, проходов;
– Композиционные доминанты, воспринимаемые с дальних точек;
– Крыши, элементы «архитектуры земли» воспринимаемые с верхних этажей или высоких точек рельефа;
– Входы, въезды.
Исходя из указанного различения компонентов композиции, представим, как взаимосвязаны основные структуры, отношения, элементы при регенерации исторической городской среды (рис. 9.1, 9.2).
В соответствии с исследованиями по формированию городской среды выделяются три аспекта формирования этой среды: 1) обеспечение информации для эффективной организации процессов поведения и деятельности различных групп потребителей (прагматика); 2) обозначение и выражение различных значений (семантика); 3) организация групп элементов и отношений (синтактика) (см. выше глава 4).
1. Обеспечение информации для организации комплексов жизненных процессов заключается в формировании условий архитектурного окружения для наилучшей реализации этих процессов формирование путей движения (создание уюта пространств жилого комплекса и т. д.).
2. Семантические (содержательные) аспекты заключаются в выражении различных значений, созданных как с материальными особенностями объектов, так и с их собственно художественной стороной. Эти функции заключаются в выражении смысла процессов, происходящих в отдельных объектах и в пространственных зонах комплекса, индивидуальных чертах его объемно-пространственной композиции, индивидуальных особенностей ландшафта, образно-эмоциональных характеристик архитектурного окружения, культурно-исторических традиций, масштаба, тектоники и функционально-планировочной структуры фрагментов города и комплексов зданий.
3. Организация групп элементов и отношений композиционных элементов в зависимости от их значений и в акцентировании наиболее существенных из них знаковыми средствами реализуется в смыслоразличительных тенденциях, в формально-композиционной организации комплекса (организации и учете основных пространственно-временных условий восприятия.
3а. Смыслоразличительные аспекты. В этом аспекте выполняются следующие основные функции: различение зданий по их социально-функциональным или образно-символическим особенностям – композиционное выделение общественных зданий по отношению к фоновой жилой застройке, встроенно-пристроенных учреждений в первых этажах жилых домов; акцентирование объектов, занимающих особо значимое пространственное положение в композиции; акцентирование объективных различий зданий по их объемно-планировочной структуре, по тектоническим и конструктивно-технологическим особенностям; создание различий фасадов, отражающих разную их ориентацию на открытые (природные, городские) или замкнутые (дворовые) пространства; выявление архитектурными средствами социально-функциональных и структурно-геометрических различий пространственных зон комплекса.
3б. Формально-композиционные аспекты заключаются в обеспечении разнообразия, организованности и определенности в отношениях пространственно-визуальных элементов архитектурного комплекса.
Понятие «смыслоразличительные функции» совпадает с общенаучным представлением о различении элементов в знаковой системе [Соссюр де, 2014. С. 114; Иванов, 2009]. В семиотике урбанизма такие функции специально анализировались в композиции городской застройки [Krampen, 1979].
Выше были особо выделены смыслоразличительные аспекты композиции. Смыслоразличительные аспекты композиции, относящиеся к различному решению пространственных зон комплекса, тесно взаимосвязаны с обеспечением пространственно-временных условий восприятия. В развитии исторических фрагментов города архитекторы стремятся отойти от приемов элементарно организованных крупных пространств, ищут камерные пространственные построения архитектурных комплексов, развивающие пространственные построения сложившихся исторических кварталов. Это выражается, в частности, в поиске уютных взаимосвязанных дворовых пространств, в организации пешеходных улиц, подобных исторической городской среде. Вместе с тем такая организация пространства требует и соответствующих решений объемов зданий, решений фасадов в тех или иных признаках, развивающих традиционные признаки исторической застройки.
Выявление различий этажей, функциональных групп помещений представляет собой проявление общей, смыслоразличительной тенденции. Значительные возможности обогащения архитектуры новых комплексов и зданий заключаются в обозначении и выражении различий разных этажей и групп помещений – прежде всего жилых и общественных.
Смыслоразличительные аспекты композиции застройки во многом связаны с отношениями в ней жилых и общественных зданий, с разными кодами их восприятия [Krampen, 1979]. В частности, объемно-пространственные и цвето-пластические характеристики торгового центра в массовой застройке иной раз не отражают важной социально-функциональной роли этого объекта в системе комплекса. Целенаправленное использование контраста, системы различий в этих ситуациях активно способствует выражению смысловой значимости такого объекта, созданию его индивидуальности.
9.2. Панорамы, фронт застройки
При значительной протяженности общего фронта застройки в целях снятия монотонности возникает необходимость использования активных различий в отношениях элементов. В этих ситуациях существенно, по каким признакам могут развиваться такие различия при условии сохранения организованности всего фасадного фронта застройки площади, улицы, переулка. Это особенно существенно при регенерации исторических городских кварталов. Такими реализуемыми в мировой практике приемами является, в частности, отношение взаимного расположения проемов и других элементов на фасадах, дополненное в отношениях текстуры и отделки участков фасадов. В истории градостроительства подобные приемы имели устойчивый характер и прослеживаются в течение столетий. В регенерации исторической среды городов эти приемы приобрели наиболее развитые формы. При использовании встроек жилых домов в единый сложившийся фронт улиц в городах Европы композиция этого фронта застройки во многом зависит от характера сочетания и блокировки фасадных элементов, а также от их визуальной активности.
Одним из наиболее существенных факторов формирования единого фронта застройки улиц является рельеф. При заметных перепадах отметок сам рельеф выступает одним из активных признаков, находя отражение в общем композиционном решении. Выявление сложного рельефа ведет одновременно и к единству архитектуры с градостроительно-природным окружением, и к формированию различий в архитектурной теме каждого здания. Это может осуществляться на практике в использовании характерных признаков, отражающих особенности рельефа (усложненные линии силуэта застройки и линии ее примыканий к земле, активно подчеркнутые перепадами цоколя, подрезками, террасами, подпорными стенками фасадов, светотеневой структурой, отдельными вставками новых зданий в увязке с характерными признаками рельефа и т. п.). Жилые дома тождественны по основным признакам, но, располагаясь на рельефе со смещением относительно друг друга, они создают разнообразие в отношениях элементов. Местами жилые дома объединены «под один карниз», в то время как остальные смещаются по высоте. Смещения жилых объемов, проемов, карнизов, балконов по вертикали дают возможность ослабить активность повторения элементов. Это особенно заметно во взаиморасположении проемов и заглублений. Архитектурная тема каждого жилого дома образует систему различий элементов по нескольким признакам: заглубленные – выступающие, светлые – темные, близкие к квадрату – удлиненные и т. д. Визуально значимые элементы каждого признака (дифференциальные элементы) образуют законченную самостоятельную композицию.
Архитектурный комплекс такого типа на сложном живописном рельефе продолжает историческую среду древней столицы Болгарии Велико-Тырново (рис. 9.3–9.8). Во фронте фасадов северной стороны активно выражены признаки силуэтов, традиционные для болгарской народной архитектуры, характерные признаки ее связей с природным окружением (рис. 9.9). Архитектурные решения фасадов активно контрастируют здесь с живописным каменистым склоном, и в то же время ее скульптурная насыщенность, усиленная сложной светотеневой структурой, создает аналогию с природным окружением. Архитектура комплекса благодаря использованию ступенчатой компоновки объемов отличается сложным, богатым силуэтом, и, хотя по нему хорошо прочитывается характер рельефа, композиция не представляет собой той элементарной схемы, которая зачастую сводится к жесткой метрической ступенчатости объемов со столь же элементарным фасадным решением. Наиболее активные признаки комплекса являются своего рода сопровождением и развитием живописной объемно-пространственной композиции и силуэта общего фронта застройки. При этом характер рельефа не отображается непосредственно в каждой точке силуэтного контура, но напротив, в отдельных местах контур неожиданно поднимается, образуя акценты и усложняя силуэт. Знаки контекста создают возможность отдаленных ассоциаций. Связи комплекса с природой и городским окружением сложно развиваются в двух типах знаков – собственно в силуэте и в визуальных построениях фронта жилых домов. С разных точек проецируясь на природный фон, силуэт жилого комплекса органически включается в этот фон, а передние планы зелени, накладываясь на всю фасадную проекцию, еще более усложняют городской ландшафт. Повторяющиеся элементы – ограждения лоджий, карнизы, развитые фризы, входы и пр. – придают необходимое единство и в то же время позволяют идентифицировать новые здания города с аналогичными народными кварталами древней столицы Болгарии. Единая тема, образуемая крупными будто бы перетекающими друг в друга конфигурациями отчетливо прослеживается от верхних жилых этажей до нижних. При этом жилые дома композиционно обособлены, что акцентируется в силуэте. В то же время в едином фронте фасадов это обособление не только не выражено, но будто бы снимается едиными перетекающими в пространстве структурами и признаками. Разнообразие визуального уровня достигается относительно экономными композиционными средствами. В данном случае это прежде всего результат отхода от жесткой схемы метра и установления органичных взаимосвязей жилой застройки и природного окружения. Разнообразие достигается акцентированием различий элементов, образующих в совокупности архитектурную тему. Разнообразие в силуэте дополняется различиями отступов фасада относительно фронта застройки. Здесь можно выделить несколько основных общих для всего фронта организующих признаков: небольшой вынос эркеров разной этажности; поперечные несущие стены, выходящие на фасад торцами; разные по длине балконы, являющиеся горизонтальными связями в композиции комплекса; крупные стеновые плоскости; активные силуэтные смещения элементов кровли [Сомов, 1986]. При относительно незначительном числе различий разнообразие достигается в основном смещениями элементов отдельных участков общего фронта по рельефу, что визуально усложняет фронт застройки. Смещения отдельных жилых блоков относительно друг друга обозначаются также в силуэтных «узлах» общего фронта застройки, а также в перепадах линий жилых домов к земле, выявляющих особенности рельефа.
Решение фронта застройки вдоль улицы служит сопровождением сложной объемно-пространственной композиции и развитого силуэта [Кудрявцев, Анисимов, 1989]. Конфигурации лоджий и активные тени под карнизами поддержаны вертикальными тенями. Участки кирпичной кладки в сочетании с белой оштукатуренной поверхностью образуют графически четкие участки стен и образуют особый традиционный мотив в общей теме. Использование оштукатуренных поверхностей в сочетании с облицовочным кирпичом, а также выделение цветом балконных ограждений обусловлены здесь общим приемом. Балконные ограждения и кирпичные участки кладки на фасадах создают одну часть общего рисунка, а белые поверхности – другую. Эти признаки, сложно взаимосвязанные в композиции, структурно развивают свою архитектурную тему. Формируется иконический знак – изображение характерных сочетаний темного дерева и светлых стен исторически сложившихся жилых массивов. Аналогия в сочетаниях материалов дополняется сдвижками отдельных элементов фронта застройки по вертикали, которые характерны для лепящихся друг к другу объемов традиционных болгарских жилых массивов и образуют знаки живых организмов. Основные признаки, организующие фронт застройки вдоль улицы (участки стены, облицованные кирпичом; ограждения балконов, являющиеся горизонтальными связями всего фронта; выступающие элементы фасада – эркеры и торцы поперечных несущих стен) создают условия реализации организационных (синтаксических кодов визуальной информации. В отделке стен прослеживается активное противопоставление темного и светлого, весьма характерное для болгарской народной архитектуры.
Все эти средства применены без использования конкретных прототипических форм и будто бы остаются скрытыми для наблюдателя, благодаря чему весь фронт застройки образно (коннотативно) приближается к исторически складывавшимся массивам. С помощью относительно небольшого количества первичных элементов достигнуто максимальное разнообразие, формирующее близкий к традициям образ улицы и уникальный по характеру протяженный фронт фасадов.
Сложный рельеф потенциально выступает основой для использования различий в архитектуре комплекса, а сведение потенциального разнообразия к простым повторениям одинаковых уступов – путь к максимальному отождествлению элементов. Например, в практике индустриального городского строительства привязка зданий к земле обычно оказывается примитивной. В лучшем случае особенности рельефа находят отражение в облицовке цоколей или участков фасадов темной плиткой для выявления ступенчатости перепадов. Приемы решения примыканий к земле крайне бедны, хотя именно в нижней зоне, в связях зданий с землей имеются большие возможности для поиска разнообразия, формирования знаков образно-индивидуальных особенностей местности. В результате не реализуются основные коды восприятия архитектурного окружения – семантические и синтактические, если следовать семиотической концепции кодов среды У. Эко [2004].
Объекты культурного наследия. Том 1 и 2. Учебник
В учебнике рассматриваются проблемы, организационные формы и методы градостроительства, связанные с охраной объектов культурного наследия. В томе I освещаются особенности отечественного и зарубежного законодательства в этой области, теоретические основы охраны объектов культурного наследия и регенерации исторических мест.<br>
Раскрываются сложившиеся подходы в исследованиях и разработках исторической среды. Даются обоснования направлений исследования, разработки мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. Рассматриваются особенности различных объектов: исторических поселений, архитектурных ансамблей, историко-культурных и природных комплексов.<br>
В томе II освещаются основные задачи охраны объектов культурного наследия на уровнях территориального планирования, градостроительного зонирования, установления градостроительных регламентов, разработки проектов планировки. Раскрываются принципы установления зон охраны объектов культурного наследия, их границ, градостроительных регламентов.<br>
Даются обоснования эффективных средств регенерации. Рассматриваются направления разработки мероприятий по сохранению и регенерации исторических поселений, достопримечательных мест. Выявляются специфические особенности функционально-планировочной организации, использования принципов композиции в регенерации исторической среды в условиях применения действующего законодательства.<br>
Издание адресовано обучающимся на бакалавров по направлению «Градостроительство».
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/obekty_kulturnogo_naslediya_tom_1_i_2_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
История Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Объекты культурного наследия. Том 1 и 2. Учебник
История Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Объекты культурного наследия. Том 1 и 2. Учебник
В учебнике рассматриваются проблемы, организационные формы и методы градостроительства, связанные с охраной объектов культурного наследия. В томе I освещаются особенности отечественного и зарубежного законодательства в этой области, теоретические основы охраны объектов культурного наследия и регенерации исторических мест.<br>
Раскрываются сложившиеся подходы в исследованиях и разработках исторической среды. Даются обоснования направлений исследования, разработки мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. Рассматриваются особенности различных объектов: исторических поселений, архитектурных ансамблей, историко-культурных и природных комплексов.<br>
В томе II освещаются основные задачи охраны объектов культурного наследия на уровнях территориального планирования, градостроительного зонирования, установления градостроительных регламентов, разработки проектов планировки. Раскрываются принципы установления зон охраны объектов культурного наследия, их границ, градостроительных регламентов.<br>
Даются обоснования эффективных средств регенерации. Рассматриваются направления разработки мероприятий по сохранению и регенерации исторических поселений, достопримечательных мест. Выявляются специфические особенности функционально-планировочной организации, использования принципов композиции в регенерации исторической среды в условиях применения действующего законодательства.<br>
Издание адресовано обучающимся на бакалавров по направлению «Градостроительство».
<br><br>
<h3><a href="https://litgid.com/read/obekty_kulturnogo_naslediya_tom_1_i_2_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>
Внимание! Авторские права на книгу "Объекты культурного наследия. Том 1 и 2. Учебник" (Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю.) охраняются законодательством!
|