Наука Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 03.08.2015
ISBN: 9785392189755
Язык:
Объем текста: 273 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Что такое наука

Глава 2. Паранаука и псевдонаука

Глава 3. Возникновение и развитие науки

Глава 4. Основные требования научного метода

Глава 5. Идеалы и нормы науки

Глава 6. Научное обоснование и научная критика

Глава 7. Социальные и гуманитарные науки

Глава 8. Наука и природа человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 8.
НАУКА И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА


1. НЕЯСНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК»


Паранаучные и псевдонаучные теории особенно часто возникают при попытке понять природу человека, его предназначение, характерные особенности и т. п.


Понятие «человек» является типичным примером содержательно неясного понятия. Неточность этого понятия, т. е. круг тех объектов, к которым оно применимо, совершенно незначительна, если она вообще существует. Круг людей резко очерчен. Никогда не возникает колебаний, кто является человеком, а кто нет. Особенно если отвлечься от вопроса происхождения человека, предыстории человеческого рода и т. п.


Но с точки зрения своего содержания данное понятие представляется весьма неопределенным. Французский писатель П. Веркор начинает свой роман «Люди или животные» эпиграфом: «Все несчастья на земле происходят от того, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть». В другом месте Веркор замечает: «Человечество напоминает собой клуб для избранных, доступ в который весьма затруднен. Мы сами решаем, кто может быть туда допущен». На основе каких признаков делается это? На что мы опираемся, причисляя к классу людей одни живые существа и исключая из него другие? Или, выражаясь более специально, какие признаки мыслятся нами в содержании понятия «человек»?


Четкого ответа на данный вопрос нет. Существуют десятки и десятки разных определений человека.


Одним из самых старых и известных из них является определение его как животного, наделенного разумом. Но что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?


Платон, которому надоели споры о сущности человека, определил человека как двуногое бесперое существо: определение человека не обязано раскрывать его сущность; достаточно, чтобы оно позволяло отграничивать определяемый объект от всех иных. Диоген Синопский ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вот твой человек». После этого Платон уточнил свое определение: человек — это двуногое бесперое существо с широкими ногтями. Еще один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха. Подобные определения ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем по существу.


Ф. Рабле характеризовал человека как животное, способное смеяться (сходная характеристика встречается еще у Аристотеля). Позднее А. Бергсон вслед за Рабле отличительную особенность человека усматривал — опять-таки не без иронии — в способности смеяться и, особенно, в способности смешить других.


В каждую эпоху имелось определение человека, представлявшееся для своего времени наиболее глубоким. Для древних греков человек — это разумное животное, для христиан — существо с бессмертной душой, для современных антропологов — животное, производящее орудия труда. Сверх того, для психологии человек является животным, употребляющим язык, для этики — существом с «чувством высшей ответственности», для теории эволюции — млекопитающим с громадным мозгом и т. д.


По мнению Б. Паскаля, человек — это химера, невидаль, чудовище, хаос, поле противоречий и одновременно — чудо. Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор Вселенной. Человека можно сравнить и с Богом, и с животными, он окружен со всех сторон пугающей бесконечностью. С одной стороны, Вселенная, в которой Земля крохотная точка, а человек представляет собой вообще исчезающе малую величину. Но хоть он и песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, говорит Паскаль, чтобы его раздавить: облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но если даже Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает, и знает о превосходстве Вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает.


По мысли К. Юнга, человек не в состоянии сравнить себя ни с одним существом, поскольку он — человек. Но что значит — быть человеком? Человек не может сопоставить себя ни с животным, ни с растением, ни с камнем. Лишь мифологические герои обладают большими, нежели человек, возможностями. Как может человек составить определенное мнение о себе? Он не может вынести окончательного суждения о себе или о своей жизни.


Возникновение человека — самая большая загадка для него. Это — загадка его собственной сущности, которую человек на протяжении всей своей истории пытается раскрыть.


М. Шелер выделил пять предпринимавшихся попыток определения человека:


1) человек есть образ и подобие Божие — это идея, основанная на религиозной вере;


2) человек — это «разумное животное», существо, наделенное божественным началом, разумом, которого вся природа лишена, — идея древних греков;


3) человек — это «работающее, действующее животное», главной чертой которого является не разум, потенциально свойственный также и животным, но способность создавать орудия труда, искусственный мир культуры;


4) человек только тупик жизни: в силу биологической слабости и бессилия он является принципом, уничтожающим жизнь, самую высшую из ценностей, хотя он создал цивилизацию, государство, право, производство, он является существом, уходящим от жизни, ее основных ценностей и законов, ее священного космического смысла;


5) человек — свободное существо, творящее мир из полноты собственной сущности; ясно, что предположение о существовании Бога несовместимо с таким статусом человека: Богу нельзя существовать и Бог не должен существовать во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия человека; свойства Бога должны быть перенесены на человека, не на общество, а на личность — на ту личность, у которой максимум ответственности, воли, цельности, чистоты, ума и могущества.


Обилие определений человека и точек зрения на его сущность и его отличительные особенности связано, конечно, с недостаточной ясностью содержания понятия «человек».


Если по поводу какого-то объекта имеются десятки разных представлений о его сущности и его особенностях, остается, как кажется, единственный путь: выделить два крайних полюса таких представлений и очертить тем самым то общее пространство, в пределах которого разворачивается анализ данного объекта, в надежде, что последующие исследования позволят продвинуться далее и конкретизировать позицию.


2. ЧЕЛОВЕК ОБНАЖЕННЫЙ И ЧЕЛОВЕК ОТЧУЖДЕННЫЙ


Такими двумя полюсами и являются как раз рассматриваемые далее человек обнаженный и человек отчужденный.


Наибольшее число ненаучных (псевдонаучных и паранаучных) идей и представлений касаются природы человека. Это, в общем-то, не удивительно. Из всех объектов, с которыми сталкивается в своей жизни человек, для него важнее всего другой человек, с которым возможен хотя бы потенциальный контакт.


Для крокодила, пока он не совсем голоден, интереснее всего другой крокодил. Лягушку, не умирающую с голоду, занимает прежде всего другая лягушка, а не бабочка или одуванчик. Особенно это относится к стадным животным, подобным волкам или пчелам. Предок человека тоже когда-то был стадным животным. Когда он стал общественным, или социальным, животным, тяга людей друг к другу неизмеримо усилилась. В теоретическом плане для человека нет задачи важнее, чем объяснение и предсказание поведения других людей, а в общем плане — объяснение глубинной природы человека, выявление тех его черт, которые присущи всем людям.


Проблемой природы человека занимается особый раздел философии — философская антропология. Она исследует характерные черты человека, выделяющие его среди всех живых существ, его отношение к природе, обществу, другим людям, самому себе, социальные и метафизические основания человеческого существования, основные категории человеческого бытия.


Нужно отметить, что никаких, претендующих на научность, общих объяснений природы человека, кроме философских, не существует. Человеком занимаются едва ли не все гуманитарные и социальные науки, но только философия, а именно ее раздел — философская антропология, стремится дать всестороннюю и обоснованную картину того, что представляет собой человек.


Обсуждение природы, или сущности, человека опирается далее на следующие основные идеи.


Прежде всего, природа человека не остается постоянной, она меняется вместе с историей общества. В ходе человеческой истории этапы медленного, почти незаметного изменения природы человека чередуются с довольно короткими периодами резкого, скачкообразного ее преобразования.


Природа человека зависит от той цивилизации, в рамках которой он живет. Человек всегда остается конечным, заброшенным существом, он разумен, метафизичен, социален и т. д. Однако в рамках разных цивилизаций эти особенности человека проявляются по-разному. В принципе возможно неограниченное число цивилизаций, и каждая из них способна по-своему трансформировать проявление единой природы человека.


Имеются, однако, два полюса, между которыми располагаются все цивилизации. Один полюс — это коллективистические цивилизации, ставящие перед собой некоторую глобальную цель и прилагающие все усилия для ее реализации. Другой полюс — индивидуалистические цивилизации, не связанные какой-то единой для всего общества целью и предоставляющие большие права и возможности своим индивидам. Человек коллективистического общества и человек индивидуалистического общества различаются между собой складом мышления, строем чувств и образом совместной с другими людьми деятельности. Представители двух полярно противоположных форм общественного устройства по-разному понимают свободу, счастье, справедливость, равенство и т. д. Естественно, что одним из первых шагов на пути понимания человека как существа, погруженного в историю, должно быть проведение различия между индивидами коллективистического общества и индивидами, волею судьбы оказавшимися представителями индивидуалистического общества.


Суммарными характеристиками людей коллективистического общества и людей индивидуалистического общества являются два общих философских понятия: отчуждение и обнаженность.


Отчуждение — это интегральная характеристика представителей индивидуалистического общества, говорящая об их оторванности друг от друга и от общества в целом, о глубоких, болезненно переживаемых ими расхождениях в мыслях, чувствах и поступках.


Обнаженность — общая характеристика индивидов закрытого общества, выражающая существенное сходство их мыслей, чувств и поступков. Обнаженность непосредственно определяется одинаковостью этих индивидов, их почти полной неразличимостью. Они являются всего лишь разными винтиками одной и той же слаженно работающей социальной машины.


Оппозиция «обнаженность — отчуждение» относится только к представителям ясно выраженных коллективистических и индивидуалистических обществ. Большинство реально существующих обществ лежит между полюсами коллективизма и индивидуализма, с той или иной силой тяготея к одному из них. Об обнаженности или отчужденности индивидов промежуточных обществ можно говорить лишь условно, учитывая уровень близости таких обществ к полюсу коллективизма или к полюсу индивидуализма.


Еще одна идея, лежащая в основе дальнейшего изложения, имеет методологический характер. Существуют два диаметрально противоположных подхода к изучению общества. При подходе, который можно назвать внешним, социальные явления рассматриваются так же, как исследуются звезды, химические вещества и другие объекты естественных наук. Данные явления оказываются при этом внешними по отношению к индивидам, принудительными и объективными. Иной, внутренний, подход учитывает, что общество слагается из индивидов, обладающих сознанием и действующих на основе имеющихся у них идей. Сознательное действие оказывается изначальным объектом социального исследования, поступки людей — основой понимания генезиса и причин социальных событий.


При внешнем подходе сохраняется надежда на открытие универсальных законов социального изменения, подобных законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии. Внутренний подход внушает веру в то, что человек, создавший общество и цивилизацию, в состоянии менять их по собственному усмотрению, чтобы они полнее соответствовали его устремлениям.


И внешний, и внутренний подходы к изучению социальной реальности не учитывают своеобразия человеческой деятельности. Человек, несомненно, отличается от природных объектов тем, что обладает сознанием и планирует свою деятельность. Однако сознательные действия людей обычно приводят к неожиданным, незапланированным последствиям. В частности, основополагающие социальные институты возникли ненамеренным образом, помимо человеческих проектов, придуманных и затем воплощенных в жизнь.


Задача реалистической философской антропологии — избегать крайностей и внешнего, и внутреннего подходов к обществу и найти ту «золотую середину», когда объяснение поведения человека соединяется с его пониманием, а выявление общих тенденций развития человека — с постановкой целей его совершенствования. Последовательная реализация внутреннего подхода дала бы то, что являлось бы «понимающей философской антропологией», опирающейся на определенные общие оценки. Проведенный последовательно «внешний» подход превратил бы философскую антропологию в гипотетико-дедуктивную систему, в которой социальная жизнь человека объяснялась бы на основе определенных общих «законов общества», совершенно не зависящих от деятельности человека. В философской антропологии объяснение (в частности, причинное объяснение) жизни и деятельности человека на базе общих описаний должно органично сочетаться с пониманием человеческого поведения на основе существующих в обществе ценностей.


Еще одна идея связана с использованием оценок и их частного случая — норм в философской антропологии. Как социальная философия, так и философская антропология, являющаяся ее разделом, говорят не только о том, что имеет место в жизни общества и человека, но и о том, что должно быть. Теоретическое исследование социальной действительности и человека возможно лишь в том виде, в каком они предстают, пройдя через фильтр оценочных суждений. Человек существует благодаря своей деятельности, а эта деятельность невозможна без оценок и норм. Философия, изучающая общество и человека и имеющая своей конечной целью рационализацию человеческой деятельности, всегда постулирует явные или, что бывает чаще, неявные ценности. Связанные с ними оценки лежат в основе понимания социальных явлений и человеческих поступков.




Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

В книге дается ясное и доступное представление о том, что представляет собой современная наука и каким конкретным требованиям должны удовлетворять создаваемые ею теории. Это позволяет точным образом отграничить науку от ненауки, и прежде всего от паранаучных концепций, подобных парапсихологии, и псевдонаучных построений типа алхимии или астрологии.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.

179
 Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

В книге дается ясное и доступное представление о том, что представляет собой современная наука и каким конкретным требованиям должны удовлетворять создаваемые ею теории. Это позволяет точным образом отграничить науку от ненауки, и прежде всего от паранаучных концепций, подобных парапсихологии, и псевдонаучных построений типа алхимии или астрологии.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии" ( Ивин А.А. ) охраняются законодательством!