Наука Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 03.08.2015
ISBN: 9785392189755
Язык:
Объем текста: 273 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Что такое наука

Глава 2. Паранаука и псевдонаука

Глава 3. Возникновение и развитие науки

Глава 4. Основные требования научного метода

Глава 5. Идеалы и нормы науки

Глава 6. Научное обоснование и научная критика

Глава 7. Социальные и гуманитарные науки

Глава 8. Наука и природа человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
ПАРАНАУКА И ПСЕВДОНАУКА


1. ПОНЯТИЕ ПАРАНАУКИ


Многообразные теоретические концепции можно разделить на научные, паранаучные и псевдонаучные. Паранаука и псевдонаука в совокупности составляют то, что принято называть «ненаукой».


Под паранаукой (от греч. рaгa — около, возле, при) обычно понимаются многообразные сопутствующие науке идейно-теоретические учения и течения, существующие за пределами науки, но связанные с нею определенной общностью проблематики или методологии. Паранаучная концепция напоминает научную теорию, но по своей сути не является таковой.


Наука неоднородна, и некоторые выдвигаемые в ее рамках системы идей могут первоначально не вполне соответствовать научному методу, обосновываться с недостаточной для науки степенью тщательности, не совсем согласоваться с идеалами науки, не отвечать стандартам научной, и, прежде всего, эмпирической, критики, противоречить известным, хорошо исследованным идеям и фактам и т. д. Такие системы не вполне соответствующих научным стандартам идей принято относить к паранауке, в предположении, что со временем эти концепции найдут адекватное обоснование, будут согласованы с имеющимися научными теориями и, быть может, войдут в состав науки.


К паранауке иногда относят и явно устаревшие, уже отброшенные наукой концепции, а также в известном смысле оппозиционные науке «практические традиции», подобные народной медицине, народной метеорологии и т. п. К паранауке принадлежат и так называемые «музыкальные науки», «семейные науки», «спортивные науки» и т. п., содержащие определенные полезные сведения и навыки, но не способные давать объяснений и предсказаний, подобных научным, и остающиеся поэтому только известной систематизацией практического опыта и прикладными руководствами по определенной тематике. Такого рода паранауки не способны войти в состав научного знания.


2. ПРИМЕРЫ ПАРАНАУК: ПАРАПСИХОЛОГИЯ И ДР.


Паранауки чрезвычайно разнообразны и разнородны. Возможна классификация наук. Полезной была бы, вероятно, также классификация паранаук. Но ее пока не существует: паранауки чересчур расплывчаты и неопределенны, чтобы выделить хотя бы основные их типы.


Далее рассматриваются паранауки, в известном смысле характерные для некоторых классов паранаук.


Парапсихология


Типичным примером паранауки может служить активно обсуждаемая в последние десятилетия парапсихология.


Парапсихология занимается изучением необычных феноменов предвидения, телепатии, левитации и др., всех тех нуждающихся в объяснении психических явлений, которые представляются не подпадающими под обычное физическое или психологическое объяснение.


Термин «парапсихология» предложен П. Бойраком в конце ХIХ в.; Т. Райн ввел понятие «пси-феномена» и разделил такие феномены на два вида: когнитивные и физические (пси-гамма-феномены и пси-каппа-феномены). К первым, называемым также экстрасенсорным восприятием, относятся ясновидение, способность к предсказанию, телепатия (прямая коммуникация между двумя сознаниями, возможно разделенными большим пространством, обходящаяся без участия органов чувств); ко вторым — психокинез, т. е. духовное воздействие на материальные объекты на расстоянии.


Телепатия является частным случаем телегнозиса — такого знания о состоянии чужого сознания, которое получается, как можно предполагать, не путем восприятия телесных движений другого человека и не благодаря каким-то иным физическим воздействиям, посредством которых обычно устанавливается связь между сознаниями.


Вопрос о том, можно ли иметь знание о мыслях другого человека, фактах или будущих событиях без использования обычных сенсорных каналов, остается открытым. Вера в существование такого знания распространена с древнейших времен, но она обычно обосновывалась ссылками на сверхъестественные силы. Научных — и, прежде всего, твердо установленных эмпирических оснований — для такой веры пока нет.


Еще проблематичнее возможность существования парапсихологических феноменов физического характера: выпадение определенной комбинации цифр при игре в кости или конкретный расклад карт при сдаче по мысленному приказу человека; перемещение предметов одним усилием воли; преодоление благодаря только такому усилию гравитации (левитация); передвижение, нередко разрушительное, предметов при полтергейсте, и т. п.


Из парапсихологии иногда делались выводы о существовании параллельной, чисто духовной реальности, о возможности общения с духами и т. п. Более осторожные сторонники парапсихологии считают парапсихологическую деятельность реально существующей, но отвергают ее спиритическое обоснование.


Противники парапсихологии обосновывают свои взгляды тем, что пси-феномены совершенно не вписываются в сложившиеся представления о научных данных и что все должно объясняться с помощью естественных факторов, а не путем постулирования еще одной, доступной лишь избранным реальности.


Можно думать, что некоторые положения парапсихологии со временем войдут в состав обычной психологии, при условии, конечно, их радикального переосмысления. Однако большинство гипотез парапсихологии носит явно вненаучный характер. Они не имеют какого-либо эмпирического обоснования, плохо согласуются с существующими научными представлениями о полях и силах, существующих в мире, опираются на категории, не имеющие отношения к современной науке, не отвечают тем идеалам, которые ставит перед собою наука, не выдерживают научной критики и т. д.


Теория факторов


Еще одним примером паранаучной теории может служить так называемая теория факторов.


Под «экономическим детерминизмом» обычно понимается теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все другие стороны его жизни.


Такой теории придерживался, например, К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейностадиального подхода к истории с экономическим детерминизмом. История проходит, по Марксу, ряд ступеней (общественно-экономических формаций), своеобразие каждой из которых определяется экономической структурой общества, совокупностью производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Переход к следующей, более высокой ступени вызывается тем, что постоянно растущим производительным силам становится тесно в рамках старых производственных отношений. Экономическая структура есть тот реальный базис, на котором воздвигается и с изменением которого меняется юридическая и политическая надстройка.




Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

В книге дается ясное и доступное представление о том, что представляет собой современная наука и каким конкретным требованиям должны удовлетворять создаваемые ею теории. Это позволяет точным образом отграничить науку от ненауки, и прежде всего от паранаучных концепций, подобных парапсихологии, и псевдонаучных построений типа алхимии или астрологии.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.

179
 Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

В книге дается ясное и доступное представление о том, что представляет собой современная наука и каким конкретным требованиям должны удовлетворять создаваемые ею теории. Это позволяет точным образом отграничить науку от ненауки, и прежде всего от паранаучных концепций, подобных парапсихологии, и псевдонаучных построений типа алхимии или астрологии.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии" ( Ивин А.А. ) охраняются законодательством!