Наука Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 03.08.2015
ISBN: 9785392189755
Язык:
Объем текста: 273 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Что такое наука

Глава 2. Паранаука и псевдонаука

Глава 3. Возникновение и развитие науки

Глава 4. Основные требования научного метода

Глава 5. Идеалы и нормы науки

Глава 6. Научное обоснование и научная критика

Глава 7. Социальные и гуманитарные науки

Глава 8. Наука и природа человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ


1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ


Человечество прошло путь от примитивного первобытного общества, добывавшего огонь трением, до современного постиндустриального общества, запускающего космические спутники и готовящегося к полетам на другие планеты.


Постоянное развитие — одна из наиболее фундаментальных характеристик не только человеческого общества, но и науки. Рассматривать науку вне истории, отвлекаясь от ее непрерывного изменения, все равно что рассуждать о жизни отдельного человека, абстрагируясь от того, что он в определенный момент рождается, затем взрослеет, старится и умирает.


Всякая научная дисциплина является результатом предшествующей истории, точкой пересечения разнородных, а зачастую и противоречивых тенденций, идущих из прошлого через настоящее в будущее. Философия науки, не принимающая во внимание развитие науки и исторически конкретное время ее существования, ее прошлое и ее будущее, является не просто абстрактной и малополезной, а пустой и вредной.


Из многих тысячелетий человеческой истории более или менее точно известны только последние шесть тысяч лет. Истоки человечества покрыты глубоким мраком, и о них можно только догадываться. Будущее человечества неопределенно. Трудно сказать, что будет даже спустя сто лет, когда окажутся исчерпанными запасы нефти, газа, угля и т. п., а численность человечества удвоится или утроится. Неопределенным является и будущее науки.


В этой ситуации темноты прошлого и неясности будущего изучение настоящего, представляющего собой только подвижную границу между прошлым и будущим, является непростым делом. И тем не менее, известная нам часть истории науки должна быть использована сполна, чтобы яснее понять существующую науку и представить хотя бы в общих чертах то, что ожидает ее в будущем.


Наука зародилась еще в древности (V–IV вв. до н.э.). Первоначально возникла математика, затем — философия, включавшая в себя все другие науки (физику, биологию, логику и т. д.). Донаучные, более или менее систематические знания иногда называются преднаукой. Обычно выделяются четыре важных этапа развития науки, соответствующие четырем историческим эпохам: древняя наука, средневековая наука, наука Нового времени и современная наука.


Досовременная и современная наука


В человеческой истории отчетливо выделяются четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия, начинающаяся с «осевого времени» (VIII–II вв. до н.э.), когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру, и эпоха развития техники. В человеческой истории оказывается, таким образом, как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к «осевому времени» со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, возможно, приведет к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека.


Эта общая схема истории предполагает линейность истории (существование единой для всех народов линии развития), гетерогенность истории (наличие качественно различных отрезков единой линии) и в известном смысле направленность истории, хотя цель истории, как и ее истоки, человеку неизвестна и является для него лишь многозначным символом.


Историю науки можно разбить на два основных периода. Первый — это период досовременной науки, охватывающий древнюю науку и средневековую науку; второй — период современной науки, включающий науку Нового времени и науку с середины XIX в. и до настоящего времени. Очевидно, что этот подход является по своей сути укрупненным вариантом к периодизации развития науки по историческим эпохам.


Античный человек ощущает себя простой частицей огромного гармоничного космоса. Он растворен в непрестанном круговом движении космического целого и видит свое отличие от других живых существ только в своей разумности. Античная наука представляет человека и окружающий его мир как естественную и неотъемлемую часть космического целого.


В средневековой культуре главным объектом внимания является всемогущий, всезнающий и всеблагой бог, создавший и человека, и весь окружающий его мир и продолжающий определять взаимные связи всех существующих вещей. Наука должна быть, прежде всего, отражением бога, более того, она является одним из творений бога и считается заслуживающей внимания человека постольку, поскольку только через земное, представляемое в научных концепциях, можно познавать божественное. Различие между результатами науки и другими продуктами человеческой деятельности во многом стерто.


В эпоху Возрождения человек сосредоточивается на самом себе, на своих богоподобных творческих способностях, благодаря которым создается мир «второй природы» — культуры. Природа оказывается здесь лишь фоном человеческой деятельности. Человек видит и ценит красоту природы, взятой самой по себе, но еще не испытывает нужды, да и не имеет возможности сосредоточиться на ней как на специфическом предмете своего интереса.


Совершенно иной взгляд на мир формируется, начиная с Нового времени. Природа оценивается как самодостаточная реальность, не нуждающаяся в перенесении на нее свойств бога или человека. Она живет по собственным, имманентным ей законам, понять и принять которые должен человек. Наряду с миром культуры человек «открывает», таким образом, существующий независимо от него и в известном смысле более фундаментальный мир природы.


Противопоставление современной науки, начавшей складываться в ХVI–ХVII вв., предшествующим этапам развития науки связано со многими обстоятельствами. Прежде всего, возникновение науки в современном смысле этого слова связано со становлением научного метода и постепенным отделением конкретных научных дисциплин, подобных физике, химии, биологии (и уже в XIX веке — психологии, логике и др.), от философии и от так называемой «натуральной философии», в рамках которой развивал свои физические теории еще И. Ньютон. Становление современной науки привело также к формированию совершенно новой системы научных категорий, которая с определенными модификациями используется наукой и теперь. Были сформулированы основные ценности, или идеалы, науки и уточнены способы научного обоснования, центральное место среди которых прочно заняло эмпирическое обоснование.


Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука


Таким образом, наука в современном смысле слова — исторически сравнительно новое явление. Она существует только с ХVII века, т. е. около четырехсот лет.


В XIX веке самостоятельной дисциплиной стала экономическая наука. Примечательно, что первоначально она считалась (в частности, одним из ее родоначальников — Адамом Смитом) не социальной, а естественнонаучной дисциплиной.


Во второй половине XIX века от философии отделились психология, социология и логика. Самостоятельность психологии была связана с проникновением в нее экспериментального метода. Новая логика, не являющаяся уже разделом философии, возникла в результате проникновения в философскую логику методов, традиционно применявшихся в математике. Современную логику называют поэтому также «математической» или «символической».


Постепенное выделение из философии отдельных наук было только преддверием грандиозного переворота в науке в целом.


В начале XX века на смену классической науке пришла неклассическая наука. Квантовая механика заместила классическую механику И. Ньютона, А. Эйнштейном была сформулирована общая теория относительности.


В 50-е гг. прошлого века начала складываться так называемая постнеклассическая наука.


Классическая наука исходила из предположения, что познающий субъект и познаваемый объект существуют отдельно и независимо друг от друга и что субъект как бы со стороны взирает на мир. Объективность научного знания ставилась в зависимость от исключения из описания и объяснения мира всего, что относится к познающему субъекту и его деятельности.


Неклассическая наука стала непосредственно соотносить познаваемые объекты со средствами и операциями по их познанию. Уточнение используемых исследователем средств и операций считалось условием получения истинного знания об объекте. Образцом такого подхода является квантово-релятивистская физика.


Постнеклассическая наука принимает во внимание не только связь знаний об объекте со средствами их познания, но и связь знаний с ценностно-целевыми структурами научной деятельности. Уточненные внутри научные ценности в дальнейшем соотносятся с социальными целями и ценностями. В постнеклассической науке все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека.


Таковы, в частности, объекты современных биотехнологий, прежде всего генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, системы, соединяющие человека и машину, подобные системам искусственного интеллекта, социальным объектам и т. д. В сложных синергетических системах само человеческое действие превращается в компонент изучаемой системы.


2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ


Наука слагается из многих конкретных дисциплин, подобных физике, химии, биологии, социологии, экономической науке, истории и т. д. Развитие науки в целом является выражением прогресса отдельных составляющих ее конкретных наук.


Внутренние и внешние факторы развития научных теорий


В философии науки прошлого века противостояли друг другу два представления о движущих силах развития науки — интернализм и экстернализм. Они по-разному объясняли возникновение и развитие научных идей и теорий.


Согласно интернализму, представителями которого были А. Койре, А. Р. Холл, П. Росси и др., наука развивается только благодаря внутренним факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, вследствие внутренней потребности самой науки проводить эксперименты, создавать новые понятия и теории и т. п.


Экстернализм, сторонниками которого являлись Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Д. Нидам и др., развитие науки объяснял главным образом социально-экономическими, вненаучными факторами. При изучении науки основной задачей считалось описание тех социально-культурных условий, в которых возникают и развиваются конкретные научные теории.


Например, научную революцию ХVI–ХVII веков, приведшую к возникновению современной науки, интерналисты объясняли отказом от античного понятия упорядоченного Космоса и заменой его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Экстерналисты, напротив, представляли эту революцию следствием развития машинного производства и формирования капиталистических отношений.


Согласно интернализму, социально-экономические, культурные, личностные факторы, оказывающие воздействие на развитие науки, способны только затормозить или ускорить имманентное развитие научного познания. По мнению экстернализма, наука развивается, реагируя на воздействие внешней, социально-культурной среды, в которой протекает процесс научного исследования.


И интернализм, и экстернализм являются крайними и в основе своей ошибочными позициями. В науке, несомненно, существует преемственность идей, новые научные теории возникают в результате критики и отвержения прежних теорий. Нельзя каждое научное достижение рассматривать как ответ на назревшую социальную потребность. Вместе с тем наука всегда существует в определенном социальном контексте и испытывает постоянное влияние со стороны культуры того общества, в рамках которого она развивается. Целые научные области и направления могут возникать благодаря новой общественной потребности. Примерами могут служить создание все новых видов вооружений, и в частности ядерного оружия, вычислительной техники в ответ на ясно выраженные социальные запросы.


История науки при описании развития науки должна соединять влияние культуры на науку с филиацией научных идей, последовательным продолжением того, что говорилось в конкретных областях знания на предшествующих стадиях их развития.


Научные революции




Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

В книге дается ясное и доступное представление о том, что представляет собой современная наука и каким конкретным требованиям должны удовлетворять создаваемые ею теории. Это позволяет точным образом отграничить науку от ненауки, и прежде всего от паранаучных концепций, подобных парапсихологии, и псевдонаучных построений типа алхимии или астрологии.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.

179
 Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

Ивин А.А. Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии

В книге дается ясное и доступное представление о том, что представляет собой современная наука и каким конкретным требованиям должны удовлетворять создаваемые ею теории. Это позволяет точным образом отграничить науку от ненауки, и прежде всего от паранаучных концепций, подобных парапсихологии, и псевдонаучных построений типа алхимии или астрологии.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Наука, паранаука и псевдонаука. От алхимии к химии, от астрологии к астрономии" ( Ивин А.А. ) охраняются законодательством!