Юридическая Сост. Приходько М.А. Наследие кафедры истории государства и права. Сборник научных трудов

Наследие кафедры истории государства и права. Сборник научных трудов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.09.2017
ISBN: 9785392264490
Язык:
Объем текста: 398 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

К. И. Батыр История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789–1794 гг.

П. Н. Галанза. Основные этапы в развитии первобытно-общинного строя и возникновение государства и права

И. А. Исаев. Правовые вопросы использования частного капитала в восстановлении советского народного хозяйства (1921–1925 гг.)

Ю. П. Титов. Созданиесистемы советских революционныхтрибуналов

З. М. Черниловский. От декларации независимостидо билля о правах (к 200-летию Соединенных Штатов Америки)

С. В. Юшков. К вопросу о дофеодальном«варварском»государстве



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



П. Н. Галанза.
Основные этапы в развитии первобытно-общинного строя и возникновение государства и права


1. Значение трудов классиков марксизма в решении этой проблемы


Вопрос о возникновении государства и права имеет большое принципиальное значение.


Исследования классиков марксизма-ленинизма привели к исключительно важному теоретическому выводу, противоположному тому, который существует еще и в настоящее время в немарксистской социологии. Самое существенное и главное в этом выводе — утверждение об исторически преходящем существовании государства и права, которые возникают только тогда, когда в человеческом обществе происходит деление на классы с антагонистическими интересами. До первого деления на классы (рабовладельцев и рабов) существовал первобытно-общинный строй, в котором не было ни государства, ни права.


Этот вывод основоположников марксизма представляет собой крупнейшее научное открытие, которое произвело революцию в науке о государстве и праве.


Маркс и Энгельс начали интересоваться вопросами первобытно-общинного строя человека еще в 40-х гг. XIX в., о чем свидетельствуют их мнения по этой проблеме, высказанные в «Немецкой идеологии». Хотя к указанному времени было накоплено достаточное количество материалов об этой эпохе в истории человечества, но они еще не были научно обработаны. Было немало всяких фантастических представлений о первобытной жизни людей, которая изображалась либо как время самой мрачной дикости, либо как золотой век в истории человечества, либо как «естественное состояние» и т. п.


В классической буржуазной политической экономии первобытной человек показывался не только как товаровладелец, но и как капиталист.


Рикардо, например, считал, что первобытные охотник и рыбак обменивают дичь на рыбу как товаровладельцы.


Маркс иронически замечает, что Рикардо впадает в анахронизм, предполагая, что «первобытный рыбак и первобытный охотник пользуются при учете своих орудий труда таблицами ежегодных погашений, действовавших на лондонской бирже в 1817 г.». Полковник Торренс, английский буржуазный экономист, видел в камне первобытного дикаря, который он бросает в преследуемого им зверя, и в палке, с помощью которой можно притянуть плоды, начало капитала.


Это так называемые робинзонады, названные так потому, что первобытный человек представлялся изолированным существом подобно Робинзону на необитаемом острове.


Таким образом, первобытный человек изображался этими экономистами как собственник. Это было вполне понятно, поскольку в буржуазной науке утвердилось убеждение о вечности частной собственности.


Однако уже в XVII и XVIII вв. высказывалось мнение о коммунистическом строе жизни первобытного человека. Такое мнение высказывали представители учения о естественном праве Гуго Гроций, Томазий, Юстус, Мозер, Монтескье, а в XIX в. Гансен, Эверс, Маурер, Грановский, Виоле, Лавеле и ряд других ученых.


Но особенно большое значение для правильного понимания условий жизни первобытного общества имела книга швейцарского этнолога Бахофена «Материнское право», вышедшая в 1861 г., и книга американского этнолога Льюса Моргана «Первобытное общество», изданная в 1877 г.


По словам Энгельса, в книге Бахофена было положено начало истории семьи, в которой автор высказал правильные взгляды на первоначальные формы семьи, хотя исходил из мистического мировоззрения.


Особенно отмечают Маркс и Энгельс значение книги Моргана, который исследовал род американских индейцев и открыл в нем первичную форму общества. Из этой формы развились родовые общества, встречающиеся у античных народов (греков и римлян).


Энгельс пишет, что книга Моргана сделала великие открытия. «Ведь Морган в Америке, — говорит Энгельс, — по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории», открытое Марксом за сорок лет перед этим, и, руководимый им, пришел при сопоставлении варварства и цивилизации в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс.


Маркс и Энгельс высоко ценили также исследования по этим вопросам русского ученого М. М. Ковалевского.


Научное понимание существа общественных отношений, сложившихся в первобытную эпоху истории человечества, Маркс и Энгельс дают еще в «Немецкой идеологии» (1845–1846 гг.). Они же тогда устанавливают границу, которая отделяет человека как общественное существо от человека как зоологического экземпляра. Человек отличается от других животных тем, что производит необходимые ему средства существования с помощью орудий труда.


Эта мысль была развита Ф. Энгельсом в его статье «Роль труда в процессе очеловечения обезьяны».


Это произведение Энгельса является гениальным вкладом в сокровищницу науки, равным по своему значению открытиям, сделанным Дарвиным, тем более что Дарвин смотрел на человека только с биологической точки зрения.


Энгельс в этой статье высказывает весьма важное принципиальное положение о труде как первом основном условии человеческого существования.


Труд создал самого человека.


Переход стада человекообразных обезьян к производству средств существования орудиями труда вызвал очень важные последствия не только в их образе жизни, но и в анатомической и физиологической организации этих существ, отличающей человека от его предков. Благодаря применению самых примитивных орудий и усвоению вертикальной походки, вызвавшей освобождение передних конечностей и специализацию их на производственных функциях, человеческая рука, как продукт труда, достигла высокой ступени совершенства. Итогом этого долгого тысячелетнего развития было достижение такого мастерства, когда рука смогла «как бы силой волшебства вызвать в жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини». Вместе с рукой, по закону корреляции, развивался и весь организм, в том числе и мозг.


Развитие труда способствовало и развитию общества. Человек — животное общественное. Результатом труда и общественной жизни является человеческая речь и мышление.


Все это вместе взятое отличает общество людей даже на самой примитивной ступени его развития от стада человекообразных обезьян, предков человека.


Картина формирования человеческого общества, данная Ф. Энгельсом, подтверждается данными современной биологии, физиологии и археологии. Опыты Келера над шимпанзе показали, что эти животные прибегают к целесообразным актам, близким к изготовлению орудий (например, соединение двух или трех палок в одну, чтобы достать плод, и т. п.).


Современная физиология подтверждает мнение Энгельса о социальной обусловленности развития мозга. Учение И. П. Павлова о рефлексах является наиболее убедительным доказательством правильности идей Энгельса.


Начиная со второй половины XIX в., археологические исследования обнаружили костные останки первобытного человека (питекантропа, австралопитека, синантропа, гейдельберского и неандертальского человека), которые подтвердили мнение Энгельса о вертикальном положении человека и о различии в строении его руки по сравнению с лапой обезьяны вследствие употребления им орудий труда. При костях синантропа были найдены орудия труда.


Сами Маркс и Энгельс изучили колоссальный археологический, этнологический и лингвистический материал по истории первобытного общества. Итогом этих исследований является книга Ф. Энгельса «Прои­схождение семьи, частной собственности и государства», изданная в 1884 г.


В этой книге Энгельс, критически переработав данные и выводы трудов Бакофена и Моргана, развивает и подкрепляет новыми данными выводы, к которым он пришел вместе с Марксом еще в 40-х гг. XIX в., а именно, что общественная жизнь людей началась только с того времени, когда у них появилась производительная деятельность.


Первым этапом общественной жизни человека был первобытно-общинный строй, который прошел следующие этапы в своем развитии: 1) дородовое общество; 2) родовое общество (матриархат и патриархат); 3) сельская (соседская) община.


Смена этих форм обусловлена изменениями в сфере производительной деятельности первобытного общества. Энгельс устанавливает следующие три стадии в истории человечества, которые характеризуются различным уровнем производительных сил: дикость, варварство и цивилизация.


По характеристике Энгельса, дикость — период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; произведения, созданные человеком, служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство — период введения скотоводства и земледелия, период усвоения методов повышения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация — период усвоения дальнейшей обработки продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства.


Дородовое общество — форма организации человеческого общества в период дикости; матриархат существует в периоды дикости и варварства; патриархат — в период варварства; сельская (соседская) община — в переходное время от варварства к цивилизации.


С цивилизации начинается классовое общество.


2. Дородовое общество


Имеется предположение, что ближайшие предки человека появились около одного миллиона лет тому назад (в конце третичного периода истории земли). Но начальные ступени человеческой истории могут быть установлены не ранее 700–600 тысяч лет тому назад, как об этом свидетельствуют находки древнейших каменных орудий, обнаруженных в современном Пакистане, Китае, Африке и в районе реки Соммы близ города Амьена.


2.1. Первобытное стадо и охотничьи коммуны


Древнейшими формами общественной организации у людей были первобытное стадо, рыболовные и охотничьи коммуны.


Первые человеческие группы возникли из естественного стремлении к стадному образу жизни для защиты от хищников, так же, как и у обезьян. Но в отличие от стада обезьян связью, объединяющей людей, стал труд.


Эти группы людей, первобытные человеческие стада, вели преимущественно бродячий образ жизни в поисках пищи (особенно плодов, растений, червей, улиток, яиц, моллюсков и т. д.). Первыми их орудиями были палки и камни, которые употреблялись вначале без всякой обработки.


Потом люди переходят от собирания пищи к охоте и употребляют примитивно обработанные орудия: кремневой ручной ударник, кремневые рубила, кремневые скребла для скобления мяса и очистки шкур и сверления дерева.


С начала третьего между ледникового периода человеческие стада приобретают уже такую организацию, которой у животных не встречается. Это — охотничьи коммуны.


Количество людей в этих бродячих охотничьих группах не превышало 20 или 30 человек. Во главе их обычно становился временно, на время передвижений или поисков пищи, вожак, но без всяких выборов. Постоянных вождей не было. М. О. Косвен полагает, что такими вожаками были скорее женщины, чем мужчины.


Так как пища добывалась с большим трудом, а запасов не было, то эти группы вели жалкое, полуголодное существование. Этим объясняется безжалостное отношение к больным и старым. Больных бросали при переходах, оставляя им небольшую порцию пищи, а стариков просто убивали.


Эти факты засвидетельствованы в ряде описаний обычаев эскимосов, чукчей и якутов.


В области брачно-семейных отношений была полная свобода, так называемый промискуитет, допускавший возможность половых отношений родителей с детьми и братьев с сестрами, многоженство и многомужество.


Эта свобода половых отношений была вполне понятна на этой стадии развития человеческого общества. Как говорит Энгельс, «взаимная же терпимость взрослых самцов, отсутствие ревности были первым условием для образования таких больших долговечных групп, в среде которых только и могло совершиться превращение животного в человека».




Наследие кафедры истории государства и права. Сборник научных трудов

В данную книгу вошли отдельные работы ученых – преподавателей Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ) (ныне Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)), изданные в 40–70-е гг. XX века.<br> Они позволяют ярче представить картину становления современных историко-правовых дисциплин, а также те проблемы, которые стояли перед кафедрой истории государства и права на ранних этапах ее развития.<br> Кроме того, эти работы в свое время сыграли важную роль в развитии историко-юридической науки нашей страны. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/nasledie_kafedry_istorii_gosudarstva_i_prava_sbornik_nauchnykh_trudov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Сост. Приходько М.А. Наследие кафедры истории государства и права. Сборник научных трудов

Сост. Приходько М.А. Наследие кафедры истории государства и права. Сборник научных трудов

Сост. Приходько М.А. Наследие кафедры истории государства и права. Сборник научных трудов

В данную книгу вошли отдельные работы ученых – преподавателей Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ) (ныне Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)), изданные в 40–70-е гг. XX века.<br> Они позволяют ярче представить картину становления современных историко-правовых дисциплин, а также те проблемы, которые стояли перед кафедрой истории государства и права на ранних этапах ее развития.<br> Кроме того, эти работы в свое время сыграли важную роль в развитии историко-юридической науки нашей страны. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/nasledie_kafedry_istorii_gosudarstva_i_prava_sbornik_nauchnykh_trudov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Наследие кафедры истории государства и права. Сборник научных трудов" (Сост. Приходько М.А.) охраняются законодательством!