Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти. Учебное пособие для магистров
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
15.08.2018 |
ISBN: |
9785392285013 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
145 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Принятые сокращения. Предисловие
Раздел I. Сущность и основные институты лицензирования,разрешительной деятельности. Глава 1. Предмет и задачи учебного курса «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти»
Глава 2. Лицензирование и разрешения в структуре административного процесса
Глава 3. Лицензирование и разрешения как метод и форма реализации исполнительной власти
Раздел II. Законодательство в области лицензионно-разрешительной деятельности. Глава 4. Правовые основы лицензионно-разрешительной деятельности органов исполнительной власти
Глава 5. Основные положения лицензионно-разрешительной деятельности органов исполнительной власти
Глава 6. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о лицензировании
Приложения. Приложение № 1. Рабочая программа дисциплины для магистров «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти»
Приложение № 2. Методические материалы по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине для магистров «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти»
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Раздел I. Сущность и основные институты лицензирования,разрешительной деятельности
Глава 1. Предмет и задачи учебного курса «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти»
1.1. Предмет, задачи, метод учебного курса «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти». Его структура, назначение и содержание
Лицензионно-разрешительная деятельность представляет собой комплекс научных знаний о закономерностях развития и применения лицензирования или выдачи разрешений различными уполномоченными органами государственной власти (должностными лицами).
Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти представляет собой особый административный институт. Некоторые авторы ее выделяют в самостоятельную отрасль права. И конечно же, лицензирование является центральной темой для исследования в науке административного права и процесса.
Целями освоения дисциплины «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти» являются:
1) получение системного знания и правильного понимания форм и методов реализации исполнительной власти при осуществлении лицензионно-разрешительной деятельности;
2) ознакомление магистров с практической стороной функционирования и построения лицензионно-разрешительной системы Российской Федерации и субъектов, ее трансформации в ходе административной реформы, а именно — в рамках реализации концепции полного и частичного дерегулирования экономики и иных сфер общественной жизни;
3) формирование и развитие у магистров общекультурных, профессиональных и дополнительных профессиональных компетенций в таких видах профессиональной деятельности, как правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная и научно-исследовательская.
Объектом лицензионно-разрешительной деятельности органов исполнительной власти являются правила осуществления лицензирования, то есть особые управленческие взаимосвязи, которые организуют ряд наиболее значимых социальных процессов или оказывают на них прямое и опосредованное воздействие.
Предмет курса «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти» — совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся, прекращающихся в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, а также общественных отношений управленческого характера в процессе организации и осуществления лицензионно-разрешительной деятельности.
Метод курса «Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти», как и метод административного права, является преимущественно императивным, властным, методом властеотношений. В методе реализуются дозволения, предписания, запреты. Дозволения встречаются не так часто. Можно сказать, что они предваряют начало административно-правовых отношений по лицензированию. Ведь принятие решения о начале предпринимательской деятельности — это не императив, а исключительно добровольный выбор юридического лица или индивидуального предпринимателя. Также в качестве примера дозволения можно привести подачу жалобы. Большей частью метод представлен предписаниями. В качестве примера можно привести деятельность органов исполнительной власти по организации процедуры лицензирования. Запреты применяются только в случае нарушения лицензионного законодательства.
Содержание курса представляет собой последовательное изучение места лицензирования и разрешений в структуре административного процесса, административно-процедурной деятельности, изучения лицензирования как метода и формы реализации исполнительной власти; правовых основ лицензионно-разрешительной деятельности органов исполнительной власти; основных положений лицензионно-разрешительной деятельности органов исполнительной власти (порядка организации и осуществления лицензирования, выдачи разрешений); привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании.
1.2. Возникновение и история развития института лицензирования в России
История лицензирования начинается с давних времен. Некоторые ученые утверждают, что лицензирование не является отечественным изобретением и многие страны имеют более обширный опыт его применения, чем Россия.
Лицензирование как особый разрешительный документ на осуществление экономической деятельности возник во Франции в XVIII в., но наиболее четкое отражение он нашел в период правления Наполеона. Объявленная Наполеоном континентальная блокада обязывала всех французских купцов и купцов зависимых от Франции стран прекратить торговлю с Англией и ее колониями. Однако купцы покупали в английских колониях товары, используемые Францией в военных целях, и получали в органах полиции разрешение на такую торговлю. Эти разрешения назывались лицензиями. Следовательно, можно сделать вывод, что лицензирование — не исключительный институт российского законодательства, он воспринял все то положительное, что было накоплено в зарубежном законодательстве.
История развития российского лицензионного законодательства имеет собственную периодизацию. В связи с этим обоснованно можно выделить следующие этапы.
I этап — период Российской империи со второй половины XVI в. до середины XIX в.
Данный период характеризуется становлением и зарождением основ лицензирования. Это время называется эпохой меркантилизма, когда появилась необходимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Так, в качестве примера можно привести гл. 25 Соборного уложения 1649 г., в которой имелся указ о кормчестве, или о неразрешенной торговле вином и табаком. Предусматривалась уголовная ответственность и за незаконное производство спиртных напитков и незаконную торговлю ими.
Первая половина XIX в., отмеченная переходом экономики от феодально-крепостнических принципов хозяйствования, сопровождалась активным правотворчеством в сфере предпринимательства. В этот период был использован метод, наиболее сходный с лицензированием, — выдача Россией в период так называемой континентальной блокады 1811–1812 гг., связанной с ограничением внешнеторговой деятельности Англии на время ее конфликта с Францией, лицензий или «льготных писем» (Freibriefe). Следствием фактического сведения на нет континентальной блокады в июне 1812 г. стала отмена выдачи «льготных писем», явившихся прототипом лицензий. Таким образом, предпосылкой введения лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России был политический, но не экономический фактор, поскольку отказ в выдаче «льготных писем» ущемлял интересы отечественных товаропроизводителей.
II этап — период Российской империи с середины XIX в. по 1917 г.
Он характеризуется становлением и развитием лицензирования в России. В царской России до этого времени понятия лицензирования введено не было. Государство не использовало подобный метод в отношении предпринимателей. Новые экономические отношения, которые стали развиваться в России в 70–80-е гг. XIX в., после отмены крепостного права, требовали соответствующего правового регулирования. Поэтому появились новые способы регулирования экономических отношений, и одним из методов, применяемых государством, стала система лицензирования производственной и торговой деятельности, введенная в 1865 г.
В качестве примера производственной деятельности можно привести винокуренную промышленность, которая в 80-е гг. XIX в. являлась крупнейшей отраслью по объему производства в ценовом выражении. Достаточное внимание в этот период уделялось государственной регламентации винокуренного производства. В соответствии с Уставом об акцизных сборах винокурение производилось не иначе как после получения патента и свидетельства. То есть соискатель соответствующего свидетельства обязан был заблаговременно подать заявление, где указывались срок предполагаемого винокурения, емкость, продолжительность брожения, номера квасильных чанов, которые будут использоваться, и другие сведения.
Должностным лицом окружного акцизного управления свидетельство на право винокурения выдавалось при условии, что описание деятельности не противоречило нормативно установленным условиям винокурения. Если заявление заводчика не соответствовало предъявляемым требованиям, оно немедленно возвращалось с указанием на причину возврата («в чем именно состоит неполнота или неправильность»). Предпринимательская деятельность подлежала осуществлению в соответствии с условиями, перечисленными в свидетельстве. Изменение условий винокурения допускалось не иначе как с получением нового свидетельства.
В качестве примера торговой деятельности хотелось бы привести розничную продажу алкогольной продукции. В те времена устанавливались жесткие правила розничной продажи алкогольной продукции («правила о раздробительной продаже крепких напитков»). Так, в соответствии с ними для Санкт-Петербурга запрещалось открывать питейные заведения ближе 40 саженей от императорских театров и 250 саженей от строений, занимаемых местным арсеналом. При этом право открытия питейных заведений, за исключением буфетов, возникало лишь после предварительного освидетельствования помещений полицией при участии акцизного надзора. Об освидетельствовании составлялся акт, который в числе других документов направлялся в Акцизное управление для получения патента на питейную продажу. Акт осмотра трактиров предъявлялся градоначальнику, которым по согласованию с Акцизным управлением решался вопрос о выдаче разрешения на питейную торговлю («лишь в тех трактирных заведениях, которые будут им признаны на основании заключающихся в акте сведений соответствующими своему назначению»). Также правилами устанавливались количество питейных домов, которое могло содержать одно лицо; размеры помещений, предназначенных для розничной продажи алкоголя, и их оснащение; время работы и иные ограничения (например, хозяевам запрещалось впускать в заведения «нижних воинских чинов, воспитанников учебных заведений и вообще малолетних»).
За нарушение требований указанных правил устанавливалась ответственность. Например, за продажу алкогольной продукции без свидетельства, а равно продажу не из стеклянной посуды или из посуды, не запечатанной печатью завода либо склада, где она приобреталась, виновные подвергались денежному взысканию в размере до 50 руб., что являлось большой денежной суммой на тот момент.
Следующим важным направлением явилось учреждение специальных органов. В качестве примера можно привести создание в 1899 г. Департамента окладных сборов, который явился аналогом современного лицензирующего органа, взимающего «патентные сборы» за осуществление торговых операций. После оплаты данного сбора выдавался патент на осуществление определенной деятельности. Такая система позволяла учитывать и контролировать ряд сфер экономики.
В качестве еще одного направления можно выделить появление аналога государственной пошлины. Положением о государственном промысловом налоге от 8 июня 1898 г. предусматривалось взимание основного и дополнительного государственного промыслового налога. После уплаты основного промыслового налога торговым предприятиям выдавалось промысловое свидетельство. Если торговое или промышленное предприятие действовало без промыслового свидетельства и в течение двух недель после составления протокола такое свидетельство не приобреталось, то заведение подлежало немедленному закрытию (ст. 456).
Сборы, поступающие от продажи таких свидетельств, были значительны, что обеспечивало постоянный доход государственного бюджета. В структуре Министерства финансов был специально создан Департамент торговли и мануфактур, который обеспечивал и контролировал исполнение законодательства о лицензионных сборах с торговли и промышленности. В губерниях это находилось в компетенции податных инспекторов Казенной палаты. Податные инспекторы Казенной палаты наблюдали также за законностью осуществления торговой и промышленной деятельности на подведомственной территории. К выполнению контрольной функции были привлечены и городские управы (полицейские учреждения), городские думы и волостные правления (исполнительные органы в уезде), которые назначали специальных чиновников для участия в проверках торговых и промышленных предприятий.
«Дозволительное свидетельство» требовалось и для поиска золотых россыпей и рудных месторождений. Такие свидетельства выдавались местными Горными управлениями (на подведомственные им округа) и Горным департаментом (на те губернии, где не имелось соответствующих управлений). Предусматривалось, что дозволительные свидетельства не могли быть переуступлены другим лицам.
Необходимо заметить, что российское законодательство XIX — начала XX в. (например, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1854 г.) предусматривало ответственность за различные виды экономических правонарушений, включая и незаконное предпринимательство.
Так, в гл. 12 «О нарушении постановлений о кредите» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в редакции 1857, 1866 и 1885 гг.) предусматривалась ответственность за открытие частного банка без дозволения Правительства или без соблюдения установленных законом правил (ст. 1152). В гл. 4 «О нарушении уставов горных» ст. 591 устанавливала ответственность за «разработку на казенных землях золота, серебра и платины без дозволения Правительства, на частных землях без дозволения владельца и Правительства». Статья 871, напротив, устанавливала ответственность за дачу дозволения на врачебную практику лицам, не имеющим всех требуемых для этого сведений. В соответствии со ст. 1017 наказуемым являлось «открытие книжного магазина или лавки, или же кабинета для чтения без надлежащего разрешения». Статья 1169 предусматривала ответственность «за производство торговли лицами, которые по закону не имеют на сие права»; ст. 1170 — «за производство торговли или промысла по фальшивому билету или свидетельству»; ст. 1197 — «за открытие какого-либо торгового общества, товарищества или компании без разрешения Правительства или без соблюдения предписанных законом для сего правил»; ст. 1346 — «за учреждение завода, фабрики или мануфактуры, не имея по закону права на содержание таких заведений».
Составы правонарушений в сфере предпринимательской деятельности содержал и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. Например, ст. 104 Устава включала уголовно-правовые нормы о занятии врачебной практикой лицом, не имеющим на это права. Уголовное уложение 1903 г. содержало 54 нормы (ст. 310–363), посвященные ответственности за преступления, связанные с нарушением постановлений о надзоре за промыслами и торговлей, которые также относились к группе деяний, образующих незаконную предпринимательскую деятельность. Ответственности подлежал предприниматель, устроивший или приступивший «к устройству завода, фабрики, аптеки или иного промышленного или торгового заведения без надлежащего разрешения» (ст. 310); а также «кто открыл без соблюдения установленных правил или без надлежащего разрешения торговое или промышленное общество либо товарищество, частное или общественное кредитное установление, банкирское заведение, меняльную лавку» (ст. 318). Приведенные составы в сфере предпринимательской деятельности являлись формальными. Наступления последствий для привлечения к ответственности не требовалось.
Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти. Учебное пособие для магистров
В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии рассматриваются лицензирование и разрешения в структуре административного процесса, а также как метод и форма реализации исполнительной власти.<br />
Освещаются правовые основы лицензирования и разрешительной деятельности, основные положения лицензионно-разрешительной деятельности органов исполнительной власти.<br />
Учебное пособие подготовлено с учетом проводимой административной реформы в Российской Федерации.<br />
Законодательство приведено по состоянию на апрель 2018 г.<br />
Для магистров, преподавателей юридических вузов и факультетов, практикующих юристов.
Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти. Учебное пособие для магистров
Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти. Учебное пособие для магистров
В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном пособии рассматриваются лицензирование и разрешения в структуре административного процесса, а также как метод и форма реализации исполнительной власти.<br />
Освещаются правовые основы лицензирования и разрешительной деятельности, основные положения лицензионно-разрешительной деятельности органов исполнительной власти.<br />
Учебное пособие подготовлено с учетом проводимой административной реформы в Российской Федерации.<br />
Законодательство приведено по состоянию на апрель 2018 г.<br />
Для магистров, преподавателей юридических вузов и факультетов, практикующих юристов.
Внимание! Авторские права на книгу "Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти. Учебное пособие для магистров" (
Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. ) охраняются законодательством!
|