Юридическая Толстых В.Л. Курс международного права. Учебник

Курс международного права. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.06.2018
ISBN: 9785392279098
Язык:
Объем текста: 842 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Об авторе

Иностранная терминология

Указатель судебных решений (хронологический)

Часть I. Понятие, история и доктрина международного права

Часть II. Нормы и источники международного права

Часть III. Субъекты международного права

Часть IV. Охранительная функция международного права

Часть V. Гуманитарная функция международного права

Часть VI. Регулирование сотрудничества в отдельных областях



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Часть V.
Гуманитарная функция международного права


Глава 18.
Международное право прав человека


1. Развитие идеи прав человека и ее критика


1. Права человека представляют собой права, которые есть у человека в силу того, что он является человеком. Это простое умозаключение предполагает несколько следствий. Во-первых, права человека принадлежат ему от рождения, так как человек считается таковым непосредственно после того, как покидает утробу матери. Во-вторых, они существуют независимо от их признания другими, так как отношение к человеческому роду не зависит от внешнего признания. В-третьих, они являются неотъемлемыми, так как отношение к человеческому роду нельзя прервать или отнять. В-четвертых, они являются равными, так как все люди являются людьми в равной степени.


Специалисты в области прав человека подчеркивают их универсальный характер и обнаруживают их родословную в глубокой древности: основных религиозных системах, юридических кодификациях Древнего Востока, греческой и римской философии. Институт прав рассматривается как великое историческое достижение, как результат напряженной многовековой борьбы с тоталитаризмом, как признак пришествия золотого века. Эти построения, однако, не соответствуют действительности. Хотя любая культура ставит интересы человека в центр своей системы ценностей, представления о природе человека и политических инструментах, необходимых для ее раскрытия, существенно различаются. Концепция прав, возникшая в европейской культуре Нового времени, рассматривает человека как индивидуального, волевого и неполитического субъекта, предназначение которого раскрывается в акте выбора. В других культурах эти свойства либо отрицаются, либо присутствуют лишь на втором плане.


2. На концепцию прав повлияли несколько факторов. Первым и наиболее сильным из них является христианство, приписавшее человеку образ Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, I: 27). Вместо кровных связей с богами, характерных для античной культуры, возникла субстанциальная связь с Богом, более сокровенная и важная, поскольку благодаря ней человек после смерти мог воскреснуть и занять место рядом с Богом, а не просто уйти в небытие. Христианство не только возвысило человека, приблизив его к Богу. Оно также возвысило Бога, который перестал быть частью мира, подчиненной его законам, и стал его творцом и управителем. Объективный порядок, обусловленный природой, неодушевленной и пассивной субстанцией, был заменен субъективным порядком, производным от божественной воли.


Христианская доктрина в лице Августина и Фомы Аквинского переформулировала понятие свободы. В античную эпоху свобода имела преимущественно политическое значение и отличала свободного человека от раба. В Средние века она приобрела онтологическое значение. Акт выбора был перемещен в систему морально-нравственных координат и стал влиять на отношения с Богом по поводу спасения (а не на отношения с другими людьми по поводу общего блага). В результате идея личной свободы заняла место идеи объективного порядка и стала определять содержание права, а политика перестала быть предметом права par exellence. Был ли этот переворот причиной феодализма, исключившего большинство населения из политики, или, наоборот, его следствием, сказать трудно, в любом случае связь между ними прослеживается.


Определенную роль в генезисе прав человека сыграл средневековый номинализм, философское учение, признававшее существование только единичных предметов и отрицавшее существование общих идей (универсалий). Основанием для такого отрицания у У. Оккама является абсолютная свобода Бога, т. е. его неограниченность ничем, в том числе и универсалиями. В сфере философии номинализм вытеснил платонизм и другие учения, призывавшие к выходу за пределы непосредственно воспринимаемой реальности, и «приземлил» важнейшие философские категории, такие как «свобода», «ценность», «мир» и др. В сфере политики он стал «идеологией бюргерского индивидуализма», отрицавшей самостоятельную ценность феодальных институтов.


3. Христианская доктрина подготовила почву для Возрождения, в рамках которого под видом возврата к античным образцам была утверждена совершенно новая программа. Ее ключевым пунктом стал акцент на способности человека самостоятельно формировать свою личность и выбирать свою судьбу. Главной характеристикой человека, тем, что делает его человечным, стала индивидуальность, т. е. возможность принимать любой образ и непохожесть на других. К индивидуальности человека было привязано понятие его достоинства (общественной ценности). Это означало отказ от античного идеала традиционных добродетелей и раннего христианского идеала восхождения души к Богу. Наиболее четко новый идеал был изложен в трактате Дж. Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека» (1496).


Реформация заявила о возможности прямой связи верующего с Богом, не требующей посредничества папы и священников, и таким образом распространила идею личной свободы, инспирированную церковью, на отношения внутри самой церкви. Данный лозунг имел не только религиозное, но также политическое и экономическое значение: из него следовала беспочвенность претензий церкви на легитимацию политической власти и обладание экономическими преференциями. Лишившись идейного фундамента, политический порядок стал неустойчивым, что отразилось в серии религиозных войн и восстаний XVI–XVII вв. Потребовалось новое основание власти, с необходимостью имеющее отношение к идее личной свободы. Им стала концепция общественного договора.


Все три основных версии данной концепции исходят из того, что в естественном состоянии люди имели неограниченные права (естественную свободу), от которых при создании государства они добровольно отказались в интересах безопасности. По мнению Т. Гоббса, человек полностью вверил себя государству; по мнению Дж. Локка, он уступил государству лишь естественную власть наказывать тех, кто посягает на его права; по мнению Ж.-Ж. Руссо, врожденные права не сохранились, а были трансформированы в гражданские права. Источником политической власти и объективного права, таким образом, стало волеизъявление индивидов (правда, существующее только в виде презумпции и не сопровождающееся предоставлением реальных политических прав), а их основной функцией — защита личных прав, осуществляемая посредством их ограничения.


Концепция общественного договора легла в основу политической революции XVII в., в ходе которой была разрушена феодальная политическая модель, отменено право частной войны, учреждено современное государство и сформированы политические нации. Главным инициатором перемен была буржуазия, стремившаяся к защите собственности, созданию единых рынков, умалению влияния других классов и заключившая ради этого союз с королевской властью. Права человека выступили как инструмент перемен: по мнению К. Маркса, признав за жизненной деятельностью лишь индивидуальное значение, они разрушили феодальные сословия, корпорации и цеха, разбили гражданское общество на эгоистических индивидов и тем самым приобщили их к государственному целому. В результате возникла двоица государства и гражданского общества, неизвестная феодализму.


4. В XVII в. на первый план были выдвинуты личные права, ради защиты которых и было учреждено государство. К концу XVIII в. положение буржуазии стало достаточно прочным для того, чтобы она смогла начать борьбу за контроль над государством. Кульминацией этой борьбы стали Война за независимость США 1775–1783 гг. и Великая французская революция 1789–1799 гг. В результате было отстранено от власти аристократическое сословие, учреждена республиканская форма правления (отличавшаяся, впрочем, от своих античных прообразов) и установлено всеобщее избирательное право. Новая политическая модель распространилась не только в Европе, но и за ее пределами.


Параллельно борьбе за контроль над государством буржуазия начала борьбу за независимость от государства, теоретической основой для которой стал либерализм, развивавший идеи Дж. Локка. Либеральная повестка включала всеобщий мир, свободу торговли, деколонизацию, представительную демократию и технологический прогресс. Ее постепенная реализация в конце XIX — начале XX в. обеспечила господство буржуазии в политической сфере и утверждение капитализма в качестве основного способа производства и единственной социальной модели. Одним из инструментов либерализма стало международное право, реформаторская функция которого отодвинула на задний план традиционную функцию разрешения конфликтов между государствами.


Новые политические тенденции получили поддержку со стороны немецкой классической философии, окончательно секуляризовавшей (т. е. освободившей от религиозного контекста) идею свободы. Г. В. Ф. Гегель определил человеческую историю как прогресс в осознании свободы, защитником и проводником которой является государство. И. Кант определил достоинство как способность разумного существа самоопределяться и мыслить долг в качестве цели («законодательствовать в царстве целей»); автономная воля, совершающая поступки, основанные на убеждениях, является предметом непосредственного уважения; это человеческое качество является имманентным, так как природа и умение не содержат ничего, что может его заменить.


Первая мировая война, Великая Октябрьская социалистическая революция, Великая депрессия, националистические и рабочие движения создали угрозу для либеральных ценностей и основанного на них порядка. Реакцией на эти события стали разработка концепции социального государства (Sozialstaat, Welfare State), перераспределяющего ресурсы и поддерживающего социальную справедливость, акцент на защите экономических и социальных прав и разработка концепции Нового международного экономического порядка. Таким образом, были сделаны уступки в пользу обездоленных классов и развивающихся стран, призванные обеспечить стабильность существующего порядка. Эти уступки, однако, были либо неполными, либо исключительно символическими.


Окончание холодной войны в конце 80-х гг. XX в. было воспринято как решающая победа либерализма и «конец истории». Современный этап характеризуется последовательным демонтажем суверенитета, выхолащиванием социальных и экономических прав (часто осуществляемым под видом их более эффективной реализации), развитием информационных технологий, позволяющих манипулировать людьми и государствами, появлением спектра соматических прав, затрагивающих физическую природу человека. Права человека стали использоваться как повод для иностранного вмешательства, разрушающего социальную организацию и вызывающего резкое падение уровня жизни. Все эти изменения отражают формирование новой глобальной модели власти.


5. В юридическом дискурсе концепция прав человека господствует почти безраздельно. За его пределами она подвергается критике, которая, однако, не поддерживается широкими массами и политическими элитами. Консервативная критика исходит из того, что человек определяется через общественные связи и испытывает потребность в признании. Настаивая на автономии индивида, права человека подавляют человеческую природу, разрывают социальные связи и порождают анархию. Основные тезисы данной критики были изложены Э. Берком в работе «Размышления о революции во Франции» (1790). Берк воздает хвалу английскому обществу и ставит под сомнение достижения Французской революции. По его мнению, нельзя обладать естественными правами, находясь в гражданском состоянии. Государство создано для ограничения естественного права на самостоятельное отстаивание своих интересов: оно должно сдерживать страсти, ограничивать потребности, управлять волей. Ограничение, так же как и свобода, является правом человека. Настоящие права человека — это права на преимущества гражданского общества: право жить по законам, право на справедливость, право на продукты производства, право на воспитание детей. Эти права обеспечиваются мудрым правительством и традициями. Права человека «взрывают» древние образцы, лишают человека указанных преимуществ и открывают дорогу к насилию.


К консервативной критике примыкает умеренно-либеральная критика. Ее тезисы были сформулированы И. Бентамом в работе «Анархические заблуждения» (1816). Бентам сомневается в необходимости прав человека: в стране, где власть принадлежит народу, сделано все, чтобы предотвращать злоупотребления. Свобода, которую дают права, отсылает к дикому состоянию; люди же благодаря государственному устройству вышли из этого состояния, подчинились законам и связали себя с другими. Прав, предшествующих установлению правительств, не существует: право предполагает гарантии использования в будущем, в диком же состоянии человек таких гарантий не имеет. Права человека высвобождают личные и антисоциальные страсти; первым они говорят: «Весь мир является вашей добычей», а вторым: «Смотрите на все с недоверием». Они провоцируют раскол в обществе: «Для чего хотят “естественных прав”? Для того чтобы придать своим мнениям более убедительную силу, для того чтобы сделать презираемыми тех, кто выступает против них. Как! Вы отвергаете следствие, которое выводится из естественного права! Значит, вы являетесь врагом природы и человеческого рода». Бентам также раскрывает внутренние противоречия, присущие концепции прав человека: он, например, пишет, что права несовместимы с исключениями: если есть исключения, нет прав; если исключений нет, любой закон нарушает права.


Марксистская критика рассматривает права человека как политический инструмент разрушения феодальных институтов и создания современного государства, характеризующегося дуализмом публичной власти и гражданского общества. Благодаря правам гражданина человек живет в политической общности и рассматривает себя как средство, благодаря правам человека он действует как частное лицо и рассматривает других как средство. Права гражданина подчинены правам человека: политическая общность низводится до роли простого средства для сохранения прав человека. В этих условиях освобождение человека невозможно; оно состоится лишь тогда, когда индивид «воспримет в себя абстрактного гражданина», «станет родовым существом». В целом, как и консерваторы, К. Маркс исходит из общественной природы человека, но в отличие от них считает, что эта природа не раскрывается даже в традиционных обществах, основанных на экономической эксплуатации. Проблематика прав также затрагивается концепцией отчуждения, намеченной К. Марксом и развитой неомарксистами (Франкфуртская школа, Э. Фромм): права человека, создавая двоицу власти и общества, отчуждают человека от политики; защищая собственность капиталиста, отчуждают его труд; создавая ложные ориентиры и потребности, отчуждают человека от его естества.


Христианская критика исходит из того, что человек не автономен, а связан с Богом. Права человека, ориентируя на выбор, определенный собственными предпочтениями, а не божественной волей, стремятся разорвать эту связь. В политике это ведет к распространению аморальных представлений и практик и подрыву общего блага. Христианская критика опирается на концепцию двух свобод, намеченную Блаженным Августином и развитую Фомой Аквинским. Естественная свобода предполагает свободу реализации желаний и делает человека рабом греха, — «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоанн, 8:34). Свобода от греха предполагает подчинение заповедям и является условием спасения, – «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоанн, VIII:36). Права человека выражают первую свободу и препятствуют реализации второй. Католическая критика была сформулирована в нескольких папских энцикликах XIX в., в частности, в Энциклике Льва XIII Libertas praestantissimum donum (1888). Во второй половине XX в. Ватикан изменил свою позицию и поддержал концепцию прав. Православная критика прав была сформулирована в «Основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека» 2008 г.


Ислам определяет права человека как божественный дар и требует, чтобы они осуществлялись в соответствии с шариатом. Это предполагает запрет антиисламского прозелитизма, акцент на обязанностях человека перед Богом, допущение смертной казни и телесных наказаний, установление различий в статусе мужчины и женщины и др. По сути, речь идет о полностью самостоятельной концепции, которую с западной концепцией прав человека объединяет лишь название. Данная концепция изложена в Каирской декларации о правах человека в исламе 1990 г.


6. Современная критика в основном развивает классические аргументы.


Советские авторы использовали и консервативные, и собственно марксистские аргументы и видели в правах человека угрозу суверенитету и инструмент империализма. При обсуждении проекта Всеобщей декларации А. Я. Вышинский заявил: «Права человека немыслимы вне государства. Самое понятие права есть понятие государственное. Больше того, права человека немыслимы без того, чтобы они не пользовались защитой и охраной со стороны государства. В противном случае права человека превращаются в пустую абстракцию…» Неомарксист К. Лефор пишет, что общество свободных и равных людей является неопределимым; в современной политике человек действует через посредников, поэтому его права лишь провозглашаются, но не реализуются; делая акцент на выражении идентичности, концепция прав выводит индивида из сообщества и разрушает власть, право и знание. С. Жижек воспроизводит часть аргументов И. Бентама: права человека являются формой фундаментализма и, вытесняя политическое, провоцируют неполитические конфликты; предлагают ограниченный круг вариантов и навязывают модус индивидуального выбора (запрещают принимать что-либо без акта выбора); создают повод для вмешательства и запрещают коллективные реформы. Ж. Бодрийяр видит в правах человека свидетельство отчуждения: «Если нечто само собой разумеется, то всякое право становится излишним, но если в отношении той или иной вещи возникает необходимость установления права, то это означает, что сама эта вещь приближается к своей гибели. Так, право на воду, воздух, пространство «скрепляет подписью» быстрое исчезновение всех этих элементов». Дж. Агамбен развивает идею Э. Берка о том, что, выводя человека из сферы действия морали и традиций, права человека провоцируют государственное насилие: «Пространства, свободы и права, которые индивиды отвоевывают в конфликте с централизованной властью, приводят всякий раз к тайной, но постоянно усиливающейся фиксации их жизни государственным порядком, создавая тем самым новую и более опасную опору для суверенной власти, от которой они хотели бы освободиться». Аналогичный вывод делает Ф. Ван Дун, который обвиняет в экспансии прав К. Маркса, призывавшего к объединению человека с человечеством. Эта гностическая позиция утверждает универсального человека, в жертву которому приносится отдельный человек с его потребностями. Культ универсального человека маскирует недостаток уважения к себе и другим, разрушает право и усиливает гедонизм.


7. Критическая школа международного права отрицает естественный характер прав, утверждая, что их основная функция состоит в противодействии государству. Благодаря этому обеспечивается баланс между требованиями порядка и автономии. В этом балансе состоит суть либеральной теории. Не будучи естественными, права человека не являются определенными: их содержание каждый раз зависит от воли политических субъектов. Данная воля определяется факторами, специфическими для каждого общества: экономической формацией, формой государства, социальными и политическими вызовами и др.


В Решении по делу Вахауф от 13 июля 1989 г. Суд ЕС указал: «Фундаментальные права, признанные Судом, тем не менее не являются абсолютными, но должны рассматриваться в отношении к их социальной функции. Следовательно, на осуществление этих прав могут налагаться ограничения, особенно в контексте общей организации рынка, при условии что эти ограничения фактически соответствуют реализации общего интереса, преследуемого Сообществом, и не представляют собой с точки зрения преследуемой цели диспропорционального или недопустимого вмешательства, посягающего на саму сущность данных прав» (§ 18).


8. Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Во-первых, концепция прав человека возникла на европейской почве в результате действия определенных культурных, политических и экономических факторов. Ее основой являются христианские идеи, секуляризованные по мере распада феодализма и распространения капитализма. Во-вторых, ее главным бенефициаром является буржуазия, которая использовала личные права — для разрушения феодальных институтов, политические права — для установления контроля над государством и, наконец, экономические и социальные права — для смягчения классовых противоречий и отвлечения своих противников. История прав человека не завершена: похоже, в настоящее время человечество находится в преддверии фундаментальных трансформаций, содержание и конечный результат которых предсказать трудно.


2. Обязательства в сфере прав человека


9. Первое время права человека развивались как институт внутреннего права, который был призван регулировать отношения между подданными и сувереном, закрытые для иностранной оценки или вмешательства. Наиболее важными памятниками внутреннего права являются Великая хартия вольностей 1215 г. (Magna Carta, Великобритания), Петиция о праве 1628 г. (Великобритания), Habeas Corpus Act 1679 г. (Великобритания), Билль о правах 1791 г. (США) и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). В XIX в. права человека стали предметом международной заботы. Речь шла о защите меньшинств, отмене рабства и защите человека во время войны; остальные вопросы по-прежнему относились к внутренней компетенции.


На Венском конгрессе 1814 г. обсуждалось положение евреев и поляков; на Парижском конгрессе 1856 г. — положение евреев и христиан в Оттоманской империи; на Берлинском конгрессе 1878 г. — положение евреев в Восточной Европе. Желание России защитить интересы православных подданных Оттоманской империи стало одной из причин Крымской войны 1853–1856 гг. и Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. В 1863 г. был создан Международный комитет Красного Креста, в 1864 г. была заключена Женевская конвенция об улучшении участи раненых, в 1899 и 1907 гг. были приняты Гаагские конвенции о законах и обычаях войны.


Проблема защиты меньшинств обострилась в связи с Первой мировой войной и вызванными ею территориальными изменениями. С целью ее решения в мирные договоры были включены положения о защите меньшинств, гарантированные Лигой Наций; в рамках Лиги был создан механизм рассмотрения петиций представителей меньшинств; соблюдение прав меньшинств было установлено как условие членства в Лиге. Нарушения прав евреев послужили причиной для выхода из Лиги Германии, а необходимость защиты немецкого меньшинства стала поводом для нападения Германии на Чехословакию и Польшу. Другим приоритетом Лиги была защита беженцев: им выдавался так называемый нансеновский паспорт, удостоверяющий личность и дающий право пересекать границу.


10. Глобальная система защиты прав человека была создана после Второй мировой войны; ее юридической основой стали три документа, образующих так называемый Билль о правах человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., утвержденная Резолюцией ГА ООН 217 А (III), Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ПГПП) и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ПЭСКП). Устав ООН почти не упоминает права человека, лишь ст. 1 относит к целям Организации международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».


Всеобщая декларация 1948 г. связывает права человека с всеобщим миром и социальным прогрессом и закрепляет широкий перечень прав, составленный на основе анализа источников внутреннего права и включающий личные, гражданские, экономические, социальные и культурные права. Декларация была провозглашена в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства»; она не обладает собственной юридической силой и не обеспечивается контрольными механизмами. Она, однако, стала стимулом для дальнейшего правотворчества и рассматривается как отражающая обычное право.


В отличие от Всеобщей декларации 1948 г. Пакты 1966 г. закрепляют правовые обязательства, выполнение которых контролируется Комитетами по правам человека. Протоколы к Пактам наделяют Комитеты компетенцией по рассмотрению индивидуальных жалоб. Помимо прав индивидов Пакты закрепляют право народов на самоопределение. Пакты не обеспечиваются универсальным участием: Китай, Куба и некоторые мусульманские страны не участвуют в ПГПП; США, Куба и некоторые мусульманские страны — в ПЭСКП.


Во второй половине XX в. также был заключен ряд договоров о защите уязвимых категорий и о борьбе с серьезными нарушениями прав. Первые конкретизируют общие обязательства с учетом особого положения уязвимых лиц, т. е. закрепляют дополнительные гарантии. Например, для обеспечения права детей на образование поощряется выпуск детской литературы, а для обеспечения прав мигрантов регламентируется их высылка. Вторые закрепляют обязательства преследования серьезных нарушений.


Наряду с универсальной системой защиты прав человека были созданы несколько региональных систем. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет обязательства по защите личных и гражданских прав и учреждает механизм судебного контроля за их выполнением. Два других европейских инструмента, Европейская социальная хартия 1961 г. и Хартия об основных правах ЕС 2000 г., не предусматривают такого механизма. Европейская система хорошо проявила себя на практике и была использована как образец при создании американской и африканской систем (Американская конвенция о правах человека 1969 г. и Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.).


11. Права человека распределены по трем группам (трем поколениям): личные и гражданские права, социальные, экономические и культурные права и коллективные права. Права первого поколения призваны защищать индивида в его отношениях с государством, т. е. обеспечивать неприкосновенность частной сферы и возможность участвовать в политике. К ним относятся право на жизнь, свобода слова, свобода совести, свобода передвижения, право на справедливый суд, право на неприкосновенность частной жизни, право участвовать в выборах и др. В соответствии со ст. 2 ПГПП государства обязаны «уважать и обеспечивать» данные права, в том числе принимать законодательные меры и обеспечивать эффективные средства защиты. Таким образом, данные права были специально разработаны для того, чтобы на них могли ссылаться индивиды, считающие себя жертвами их нарушения.


Права второго поколения устанавливают ориентиры государственной социальной политики; к ним относятся права на труд, отдых, образование, достойную жизнь, охрану здоровья и др. В соответствии со ст. 2 ПЭСКП государства обязаны «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление» данных прав. Таким образом, данные права не являются обязательными для инкорпорации во внутреннее право, не обеспечиваются судебным контролем и не создают обязанностей перед отдельными лицами. По сути, они не являются «правами».


Права третьего поколения призваны гарантировать благополучие коллективов; к ним относятся права народов на самоопределение, развитие, мир и благоприятную окружающую среду и права меньшинств на выполнение обрядов своей религии, использование своего языка и развитие своей культуры. Данные права имеют различные идеологические основания. Право на самоопределение выражает идею народного суверенитета. Права на развитие, мир и благоприятную окружающую среду подчеркивают заинтересованность в указанных благах народов, а не только правительств. Права меньшинств направлены на преодоление «парадокса Арендт» и защиту лиц, не принадлежащих к большинству. Более-менее четкое содержание имеет лишь право на самоопределение. Содержание остальных прав является нечетким: чаще всего, как и права второго поколения, они лишь создают ориентиры для правительств. Данные права в основном закрепляются в актах «мягкого права».




Курс международного права. Учебник

Курс содержит системное изложение институтов международного права. Его основное назначение – служить учебным пособием для студентов, изучающих международное право, и подспорьем для преподавателей этого предмета. Он также может оказаться полезным для дипломатов, судей, других специалистов, применяющих международное право, и читателей, интересующихся проблемами международных отношений и международной политики.<br> Законодательство приводится по состоянию на январь 2018 г. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kurs_mezhdunarodnogo_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

629
 Толстых В.Л. Курс международного права. Учебник

Толстых В.Л. Курс международного права. Учебник

Толстых В.Л. Курс международного права. Учебник

Курс содержит системное изложение институтов международного права. Его основное назначение – служить учебным пособием для студентов, изучающих международное право, и подспорьем для преподавателей этого предмета. Он также может оказаться полезным для дипломатов, судей, других специалистов, применяющих международное право, и читателей, интересующихся проблемами международных отношений и международной политики.<br> Законодательство приводится по состоянию на январь 2018 г. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/kurs_mezhdunarodnogo_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Курс международного права. Учебник" ( Толстых В.Л. ) охраняются законодательством!