|
ОглавлениеI. Немного истории: книжная графика в СССР в 1960–1970-е годы III. Диодоровская детская книга для больших и маленьких IV. Путешествие Нильса, или Скандинавия Б.А. Диодорова Краткий перечень книг, проиллюстрированных Б.А. Диодоровым (по хронологии) Перечень наград Б.А. Диодорова Краткая справка о преподавательской деятельности Б.А. Диодорова Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуIV. Путешествие Нильса, или Скандинавия Б.А. ДиодороваВ современном мире информационного и технологического бума есть иллюзия, что все люди обладают равными возможностями. Нам, обществу XXI века, доступна информация любого характера со всех уголков света, и это явление, одновременно и удивительное, и обыденное, кажется в своем формировании необратимым. Сегодня писатели все чаще обращаются к мирам выдуманным, фэнтезийным или, наоборот, событиям прошлого, которые стремятся воссоздать один в один. Художники переосмысливают реальность через отказы от фигуративизма или искажение предметности. Внешняя же интерпретация текста или картины, формирование мнения через индивидуальные ощущения и размышления со стороны художественных и литературных критиков становятся все менее рентабельными. Противостояния достоверности и фантазии, узнаваемого и чужого порождают дискуссии, развитие которых приходит к умозаключениям о смерти того или иного вида искусства вообще. Все происходящее в культуре и в ее общественном осмыслении косвенно служит тому, что среднестатистическому читателю-зрителю сложно поверить в то, что человек (в данном случае — художник книги), ни разу не путешествовавший по Скандинавии, способен передать атмосферу этих мест убедительно и правдоподобно. К сказке про мальчика Нильса и его необыкновенное путешествие по Швеции Б. А. Диодоров подошел не сразу. Одним из первых опытов обращения художника к шведским сказкам стала работа над диафильмами по мотивам историй писательницы и художницы Туве Янссон (1914–2001) про муми-троллей. Явно знакомый с оригинальными иллюстрациями Янссон, Диодоров в сказке про «Шляпу волшебника» воссоздает и дополняет знаковые образы семейства Муми-троллей, Фрекен-Снорк, ученого Хемуля, хвостатого Сниффа и лупоглазого Снусмумрика. Он живописует уютный синий домик, где живут все перечисленные герои, в полном красочных цветов саду — у Туве Янссон пышное цветение этого сада изображено бесконечными узорами тонким перышком. На вопрос о том, не возникло ли желание попробовать себя в мультипликации после опыта работы над диафильмами, Диодоров ответил отрицательно. Его иллюстрации к «Шляпе Волшебника» он расценивает скорее как попытку привлечь больше читателей к иллюстрированной книге с помощью сочетания красивой и радостной по тональности картинки и поясняющего текста. И правда, что диафильмы Диодорова по сценарию Н. Шершевской больше напоминают страницы из альбома, несмотря на стремительное развитие событий в повествовании. 021 Б. Диодоров Т. Янссон «Муми-тролль и шляпа Волшебника» кадр из диафильма 1977 Настоящим же расцветом мастерства Диодорова называют сделанные им иллюстрации к сказочной повести Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1979). За эту книгу художник был в первый раз награжден дипломом имени Ивана Федорова на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» (1980), «Золотым яблоком» на Биеннале в Братиславе (1981) и серебряной медалью Международной выставки книжного искусства IBA в Лейпциге. Подобная высокая оценка является совершенно заслуженной, и о самой книге 1979 года писали и продолжают писать художественные критики и искусствоведы, снова и снова оценивая достоинства иллюстраций и сам талант Диодорова как художника, так ярко проявившийся в работе над сказкой. О диодоровском «Нильсе» писали Е. Степанян и Л. Кудрявцева. Сам иллюстратор охотно рассказывает, как долго и одновременно с этим легко работалось ему над книгой: Внимание! Авторские права на книгу "Кто такой иллюстратор?" (Хан В.А.) охраняются законодательством! |