Путеводители Хан В.А. Кто такой иллюстратор?

Кто такой иллюстратор?

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Путеводители
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.04.2018
ISBN: 9785392275533
Язык:
Объем текста: 118 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

I. Немного истории: книжная графика в СССР в 1960–1970-е годы

II. Искусство детской книги. Детская иллюстрация — индикатор «большого», сложного искусства нашей эпохи

III. Диодоровская детская книга для больших и маленьких

IV. Путешествие Нильса, или Скандинавия Б.А. Диодорова

V. Андерсеновский художник

VI. «Инженер душ в вечности»

VII. Детская книга сегодня

Заключение

Альбом

Краткий перечень книг, проиллюстрированных Б.А. Диодоровым (по хронологии)

Перечень наград Б.А. Диодорова

Краткая справка о преподавательской деятельности Б.А. Диодорова

Детская литература

Интернет-ресурсы

Список иллюстраций



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



II. Искусство детской книги. Детская иллюстрация — индикатор «большого», сложного искусства нашей эпохи.


На сегодняшний день вопрос о качестве чтения среди детей и молодежи все еще является одним из самых распространенных и дискуссионных в культурной среде. Проблема обостряется амбивалентностью самого предмета споров и неоднозначностью трактовок предлагаемых решений. Книговед А. В. Соколов в своей короткой статье «Чтение в информационном обществе (постановка проблемы)» первым делом отмечает, что нынешнее «информационное общество» все еще не получило четкого и единоличного значения. Что понятие, размытое и обобщенное, уже заранее предсказывает провал намерения профессионального сообщества, т. е. педагогов, библиотекарей, социологов и исследователей детского чтения, установить единую норму чтения для всех. Он также пишет о проблеме определения книжного дела как института культуры в реалиях капиталистической гонки. Н. Леонтьева обозначала необходимость развивать у детей младшего школьного возраста (6–7 лет)«тягу к общению с “толстой” книгой», что, с одной стороны, подтверждает первостепенную важность текста в детских книгах. С другой — фиксируется отсутствие интереса при чтении у большего числа читателей к тексту как таковому. Что же на самом деле безотказно привлекает детей, младшего и более старшего возраста, к чтению книг, и что же делает саму книгу (с учетом задачи писателя)«детской»?


Известный художник В. Пивоваров в одном своем выступлении попытался в двух словах определить «поэтику детской иллюстрированной книги»:


«“Мне кажется, <…> что детская книга должна быть такой, чтобы в нее можно было войти. <…> чтобы в ней было хорошо”. Разъясняя свою мысль, Пивоваров напоминает о дискуссии на страницах журнала “Детская литература” по поводу книг с иллюстрациями Т. Мавриной. “Они, как рыбий жир”, — полемически заявляет он. “При всей их высокопитательности дети кушать их не хотят. Ему (ребенку) <…> необходимо, чтобы там (в книге) было хорошо… Одни считают, что хорошо — это красиво, другие — изобразительно. <…> Хорошо — это весело, хорошо — это смешно…”».


То, что может создать красоту и веселье в пространстве книги, обычно называют иллюстрацией — картинкой, которая сопровождает и/или поясняет текст. Несмотря на развитие в истории «взрослой» книжной графики, иллюстрированная художественная книга всегда первостепенно сигнифицирует детскую книгу. Попытки разделить «взрослую» и «детскую» иллюстрированную книгу привели к появлению термина «книжка-картинка», природу которого впервые в истории искусств четко определила Э. Ганкина:


«Что мы сегодня считаем “искусством детской книги”, “художественной книгой для детей”? На европейских языках есть лаконичные эквиваленты понятия “художественная книга”: в германоязычных странах — это Bilderbuch, в англоязычных — picterbook, что во французской терминологии соответствует слову album. По сути и то, и другое, и третье и есть “книжка-картинка” — детское издание, где над текстом преобладает изображение».



007 Б. Диодоров Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!» 1969


В 1950-х прогресс в методе воспитания и глобальное изменение отношения к детям во всем мире заставили писателей, художников, педагогов, философов и социологов не только пересмотреть свое целостное отношение к ребенку как к социальной единице, но и более серьезно отнестись к вопросу эстетического воспитания подрастающего поколения. Были организованы международные ассоциации ЮНЕСКО, призванные стимулировать детские творческие потенциал и воспитание. В 1953 году учрежден Международный совет по книгам для детей и юношества — IBBY (International Board on Books for Young people), содействующий изданию и распространению лучших произведений детской литературы. Уже в 1965 году Чехословакия выдвинула инициативу создания международной биеннале иллюстрации детской книги, в дальнейшем известной как БИБ — Биеннале Иллюстраций в Братиславе. Помимо самой выставки и конкурса при Биеннале специалисты со всех уголков света организовали общетеоретический центр, в рамках которого проводились теоретические симпозиумы на тему детской книги. Вот лишь некоторые из них: в 1967 году — «Детское влияние иллюстрации на эмоциональное состояние детей», в 1969 — «Иллюстрация в детской книге как специфическая видовая категория пластических искусств», в 1971 — «Эстетические и внеэстетические аспекты иллюстрации», в 1981 — «Как возникают иллюстрации в детской книге». Все перечисленные темы поднимают вопросы о влиянии изобразительного искусства на восприятие читателя-зрителя и неоднозначности интертекстуальной природы иллюстрации.




Кто такой иллюстратор?

Кто такой иллюстратор? Вопрос простой и сложный. Детская иллюстрированная книга во все времена была важнейшим инструментом эстетического и нравственного воспитания детей всех возрастов. Но не является ли иллюстратор лишь простым «пересказчиком» замыслов детского писателя? Может ли он быть не просто соавтором, но полноценно реализовать свой потенциал как художник? Эта книга — попытка ответить на заданные вопросы.<br /> Наше отечественное наследие иллюстрированной детской книги необычайно широко и богато. На протяжении долгих лет работали художники-иллюстраторы, чьи произведения радовали и радуют читателей всех возрастов.<br /> Борис Аркадьевич Диодоров (род. 1934) — художник, проиллюстрировавший более 300 книг, лучший иллюстратор сказок Г. Х. Андерсена в мире, обладатель многочисленных наград и международных премий. Его книги открывают читателям мир сказочный, но многогранный как в жизни. Его книги — не только отдельные иллюстрации, это полноправные художественные произведения, которые способны воссоздавать связь между авторами и читателем.<br /> Но обо всем по порядку… Надеемся, что читатель, который держит в руках эту книгу, не испугается витиеватого языка и искусствоведческих терминов и убедится во всем сказанном сам.

229
 Хан В.А. Кто такой иллюстратор?

Хан В.А. Кто такой иллюстратор?

Хан В.А. Кто такой иллюстратор?

Кто такой иллюстратор? Вопрос простой и сложный. Детская иллюстрированная книга во все времена была важнейшим инструментом эстетического и нравственного воспитания детей всех возрастов. Но не является ли иллюстратор лишь простым «пересказчиком» замыслов детского писателя? Может ли он быть не просто соавтором, но полноценно реализовать свой потенциал как художник? Эта книга — попытка ответить на заданные вопросы.<br /> Наше отечественное наследие иллюстрированной детской книги необычайно широко и богато. На протяжении долгих лет работали художники-иллюстраторы, чьи произведения радовали и радуют читателей всех возрастов.<br /> Борис Аркадьевич Диодоров (род. 1934) — художник, проиллюстрировавший более 300 книг, лучший иллюстратор сказок Г. Х. Андерсена в мире, обладатель многочисленных наград и международных премий. Его книги открывают читателям мир сказочный, но многогранный как в жизни. Его книги — не только отдельные иллюстрации, это полноправные художественные произведения, которые способны воссоздавать связь между авторами и читателем.<br /> Но обо всем по порядку… Надеемся, что читатель, который держит в руках эту книгу, не испугается витиеватого языка и искусствоведческих терминов и убедится во всем сказанном сам.

Внимание! Авторские права на книгу "Кто такой иллюстратор?" (Хан В.А.) охраняются законодательством!