|
ОглавлениеI. Немного истории: книжная графика в СССР в 1960–1970-е годы III. Диодоровская детская книга для больших и маленьких IV. Путешествие Нильса, или Скандинавия Б.А. Диодорова Краткий перечень книг, проиллюстрированных Б.А. Диодоровым (по хронологии) Перечень наград Б.А. Диодорова Краткая справка о преподавательской деятельности Б.А. Диодорова Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуIII. Диодоровская детская книга для больших и маленькихУже упоминалось, что для многих художников книжная графика в свое время была прибежищем в условиях идеологических ограничений для творчества. Работа иллюстратором или оформителем книг гарантировала стабильный заработок и определенную социальную защищенность. Кроме этого, именно книга давала боˊльшее пространство для визуальных экспериментов и исканий, для творческого самоутверждения. Но если для большинства известных ныне художников книжная иллюстрация так и осталась лишь временным пристанищем и даже вынужденной необходимостью, то для Бориса Диодорова книжная графика в целом и иллюстрирование детской литературы в частности стали основным делом жизни. Почему художник с незаурядным талантом и способностями решил посвятить всего себя той сфере, которую часто называют «прикладным» видом художественной деятельности? Распространенный вопрос экзистенциального характера, который задавал себе любой человек, занимающийся творческой деятельностью, звучал и из уст Диодорова: «А где я?». Поиск своей идентичности в истории искусств не является чем-то удивительным или неожиданным. Вопросы же начинаются тогда, когда человек все-таки делает выбор. В начале художественной карьеры Диодоров не планировал останавливаться только на иллюстрировании книг. Но с течением времени, когда произошло углубленное погружение в материал разного вида и характера и внушительное развитие художественного языка, принял решение. Художник прежде всего объясняет свой выбор любовью к книге, привитой с детства: «Мне повезло: в детстве у меня было много хороших и красивых книг. <…> Получилось, правда, несколько странно: учился в Московской средней художественной школе, и потом в Художественном институте помышлял только о живописи, и до сих пор отношусь к ней, как к самому высокому искусству, но книжное дело, подойдя даже исподволь ко мне, поглотило теперь уже на всю жизнь. И даже более того — книгу я полюбил со всей страстью. Книга для меня — сложный, гармоничный, вечно живой организм, где все <…> влияет на то, будет ли книга произведением искусства или нет. Свои книги всегда очень долго продумываю, вынашиваю, вживаюсь в текст, как бы “присваивая” его …». Борис Аркадьевич Диодоров окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова в 1960 году, где обучался живописи и специализировался как театральный художник-постановщик (мастерская М. И. Курилко). Уже с 1958 года работал в качестве художника книги. Сегодня Диодоров известен как один из лучших иллюстраторов сказок Г. Х. Андерсена, лауреат «Золотого яблока» Биеннале Иллюстрации в Братиславе, дипломов имени Ивана Федорова и Владимира Фаворского. Узнаваемая художественная манера и уникальная техника офорта и акватинты художника сформировались далеко не сразу. Как и любой творческой единице, художнику предстоял нелегкий и заковыристый путь, в котором должно было произойти становление признанного мастера детской иллюстрированной книги. В первых главах мы рассмотрели теоретическую сторону, плотно сопутствующую детской книге, — историю ее становления и волшебное преобразование в послевоенном советском пространстве. Развитие творчества Диодорова попадает под внешнее давление изменений в книжной графике 1970–1980-х годов, но одновременно с этим художник сохраняет собственное лицо, несмотря на внешнюю переменчивость своего художественного стиля. Е. Ескина характеризует изменения в иллюстрировании и оформлении книги следующим образом: Внимание! Авторские права на книгу "Кто такой иллюстратор?" (Хан В.А.) охраняются законодательством! |