Юридическая Под ред. Комиссаровой Я.В. Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие для магистров

Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие для магистров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2016
ISBN: 9785392213825
Язык:
Объем текста: 238 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Криминалистическое изучение личности: понятие и задачи

Глава 2. Методы получения криминалистически значимой информации о личности

Глава 3. Назначение и производство судебно-психиатрических... И судебно-психологических экспертиз по уголовным делам

Глава 4. Виды, особенности назначения и производства судебно-речеведческих... Экспертиз по уголовным делам

Глава 5. Основы графологии

Глава 6. Психофизиологические исследования с применением полиграфа

Глава 7. Тактические комбинации и операции по установлению преступника... , Скрывшегося с места преступления

Глава 8. Криминалистическое моделирование личности неустановленного преступника

Глава 9. Особенности изучения личности подозреваемого и обвиняемого

Глава 10. Криминалистическое изучение личности свидетеля

Глава 11. Подходы к изучению личности эксперта в криминалистике

Сведения об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
Психофизиологические исследования с применением полиграфа


План главы


§ 1. Становление метода психофизиологической «детекции лжи» с применением полиграфа


§ 2. Организационные условия проведения исследований с применением полиграфа


§ 3. Предтестовая беседа и установка датчиков


§ 4. Тестирование на полиграфе


§ 5. Анализ результатов тестирования на полиграфе и составление заключения


§ 1. Становление метода психофизиологической «детекции лжи»... с применением полиграфа


Опыт разоблачения лжи в процессе расследования преступлений накапливался веками. Изначально в ход шли достаточно примитивные способы. В Китае обвиняемому в преступлении давали пригоршню сухого риса, и если тот, подержав рис во рту, был в состоянии его полностью выплюнуть, человека признавали невиновным. Англосаксы использовали схожую процедуру: если обвиняемый мог с легкостью разжевать и проглотить кусок сухого хлеба, обвинения с него ­снимались.


Обе эти «пробы на невиновность» основывались на том факте, что при стрессе активируется симпатическая нервная система, в результате чего, в частности, замедляется слюноотделение. Предполагалось, что виновный испытывает тревогу, от которой у него пересыхает во рту, поэтому ему трудно прожевать или выплюнуть что-либо. К сожалению, при этом игнорировался тот факт, что и у невиновного от страха может пересохнуть во рту.


В Русской Правде, первом древнерусском правовом сборнике, составленном в ХI в. при князе Ярославе Мудром, предусматривалась возможность применения в тяжбах «испытаний огнем и водой».


В качестве способа установления истины ордалии получили широкое распространение и использовались в разных странах на протяжении длительного периода времени. Естественнонаучные основы использования психофизиологических методов «детекции лжи» стали разрабатываться много позже — в XVIII–XIX вв.


В конце XIX в. были предприняты первые попытки выявления лиц, совершивших преступления, с помощью простейших медицинских приборов — плетизмографа и гидросфигмографа, обеспечивающих контроль активности сердечно-сосудистой системы. Об их успешном использовании в работе полиции писал Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso, 1835–1909), неоднократно лично участвовавший в расследованиях. В 1902 г. его привлекли к расследованию убийства шестилетней девочки. С помощью плетизмографа Ломброзо обнаружил незначительные изменения пульса у заподозренного в совершении преступления, когда тот делал в уме математические вычисления. Однако при предъявлении изображений израненных детей, в том числе убитой девочки, подобных реакций не наблюдалось. Этот позволило оправдать невиновного.


Изыскания в области научной «детекции лжи» активизировались в странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки в начале ХХ в.


Американский психолог Уильям Марстон (William Moulton Marston, 1893–1947), применяя в своих экспериментах обычные для того времени медицинские приборы, разработал первую из трех известных сегодня методик, используемых в ходе исследований с применением полиграфа, — Методику проверочных и нейтральных вопросов (далее — МНПВ). В годы Первой мировой войны он был включен в группу психологов, сформированную Национальным исследовательским комитетом США, которой поручалось, учитывая актуальность борьбы с немецким шпионажем, определить возможность использования известных в то время методов «детекции лжи» при решении контрразведывательных задач. Сам термин «детекция лжи» получил широкое распространение во многом благодаря книге У. Марстона «Тест на детекторе лжи» (The lie detector test), опубликованной в 1938 г.


В период с 1905 по 1932 г. полицией в г. Беркли (Калифорния, США) руководил Август Воллмер, много сделавший для организации в США профессиональной подготовки полицейских. В 1921 г. его сотрудник Джон Ларсон (John Larson, 1892–1965) показал Воллмеру газету со статьей Марстона, в которой тот описывал свои наработки. Заинтересовавшись прочитанным, Воллмер поручил Ларсону разработку прибора, пригодного для использования полицией. Ларсон сконструировал устройство, обеспечивающее непрерывную и одновременную (что очень важно) регистрацию давления, пульса и дыхания, которое назвал «полиграфом», по аналогии с изобретенной Джоном Хавкинсом в 1804 г. машиной для создания копий рукописных текстов.


Решающий вклад в становление психофизиологического метода «детекции лжи» с применением полиграфа внес Леонард Килер (Leonard Keeler, 1903–1949). В 17 лет он начал работать помощником в фотолаборатории департамента полиции г. Беркли. Познакомившись с Дж. Ларсоном, стал его ассистентом. Совершенствуя прибор, изготовленный Ларсоном, Килер в 1933 г. создал первый полиграф, специально предназначенный для использования в процессе выявления у человека скрываемой им информации. К 1935 г. он разработал активно используемую и по сей день Методику скрываемой информации (в современной транскрипции Методика выявления скрываемой информации, далее — МВСИ). В 1938 г. Килер основал фирму по серийному выпуску приборов и первую в мире школу по подготовке полиграфологов (г. Чикаго, Иллинойс, США).


Важными этапами в развитии психофизиологического метода «детекции лжи» с применением полиграфа являются наработки Дж. Рейда и К. Бакстера.


Юрист по образованию, известный специалист по тактике допроса Джон Рейд (John Reid, 1910–1982) стал автором (1947) наиболее универсальной из используемых в настоящее время методик — Методики контрольных вопросов (современное наименование Методика вопросов сравнения, далее — МКВ).


Гровер Кливленд «Клив» Бакстер-мл. (Grover Cleveland “Cleve” Backster, Jr., 1924–2013) начинал карьеру в Центральном разведывательном управлении США в качестве специалиста-криминалиста, основал собственную школу подготовки полиграфологов (г. Сан-Диего, Калифорния, США). Он переработал концепцию «контрольных» вопросов, предложенную Дж. Рейдом, и создал систему балльной оценки полиграмм (1960). Бакстеру первому удалось стандартизировать процесс анализа регистрируемых с помощью полиграфа реакций человека за счет оптимизации процедуры их ранжирования по величине относительно друг друга.


Следует назвать еще два имени — Дэвид Торсон Ликкен (David Thoreson Lykken, 1928–2006) и Дэвид Раскин (David C. Raskin). Ликкен долгие годы преподавал в Университете штата Миннесота (University of Minnesota), Раскин — в Университете штата Юта (University of Utah), оба консультировали правительственные организации. Несмотря на диаметрально противоположные взгляды на научную обоснованность, эффективность и перспективы использования полиграфа, каждый из них внес значительный вклад в совершенствование методологии психофизиологических исследований с применением полиграфа (далее — ПФИ).


В 1970–1980 гг. прошлого века полиграф в США чрезвычайно активно использовался в целях профилактики преступлений против бизнеса. Однако из-за специфики метода психофизиологической «детекции лжи» специалисты высказывали серьезные сомнения в целесообразности проверок на полиграфе в процессе трудоустройства. Так, известный психофизиолог Дж. Хэссет со ссылкой на Ликкена писал, что при найме на работу, в деловой обстановке, когда лгут относительно немногие, из-за ошибок (несправедливого обвинения) может пострадать значительное число ни в чем не повинных людей.


Итогом сомнений в допустимости применения полиграфа при подборе персонала стал «Акт о защите работников от полиграфа» (The Employee Polygraph Protection Act), утвержденный Конгрессом США в 1988 г. Сторонниками его принятия были сенатор-демократ Эдвард Кеннеди и Дэвид Ликкен. Акт (он действует и поныне) значительно ограничил возможности работодателей по использованию полиграфа в отношении кандидатов на работу и уже нанятых работников. Работодателям (за некоторыми исключениями) запрещено предлагать кандидатам и работникам проходить проверку на полиграфе и применять к ним меры дисциплинарного или административного воздействия в случае отказа от такого предложения.


При том что число проверок на полиграфе, проводимых в сфере бизнеса, к началу 90-х гг. ХХ в. сократилось в несколько раз, федеральными ведомствами США полиграф по-прежнему используется достаточно широко.


В 1986 г. на базе Школы полиграфа военной полиции армии США (Military Police Army Polygraph School) был создан межведомственный распорядительно-контролирующий орган — Институт полиграфа Министерства обороны США (Department of Defense Polygraph Institute). Впоследствии, с одновременным расширением решаемых задач и предоставляемых полномочий, он был реорганизован: в 2007 г. — в Академию оценки достоверности информации (Defense Academy for Credibility Assessment), а в 2010 г. — в Национальный центр оценки достоверности информации (National Center for CredibilityAssessment).


Информация о правовых и методических особенностях использования полиграфа правительственными организациями не является общедоступной. Некоторое представление о стандартах работы полиграфологов федеральных ведомств может дать ознакомление с Правилами осуществления контрразведывательного изучения и оценки персонала (Counter Intelligence Evaluation Regulations), вступившими в силу в США 30 октября 2006 г. Данные нормативные требования по использованию полиграфа Министерством энергетики США, его подрядчиками и субподрядчиками были введены в действие в составе Программы контрразведывательного изучения и оценки персонала. Анализ текста Правил и Программы свидетельствует о неразрывной связи исследований с применением полиграфа с другими методами изучения личности, а также о недопустимости использования полученных данных в качестве единственного источника информации для принятия окончательных решений в отношении граждан, прошедших обследование.


Деятельность полиграфологов в США находится под контролем созданной в 1966 г. Американской ассоциации полиграфологов (American Polygraph Association). Членами этой общественной организации являются также зарубежные специалисты. Кроме того, функционируют Ассоциация полиграфологов полиции и Ассоциация полиграфологов, специализирующихся на расследовании преступлений, совершенных на сексуальной почве.


По оценке американских специалистов в области использования полиграфа, к концу ХХ в. проверки на полиграфе проводились в 57 государствах (примерно 25% стран мира), среди которых Бразилия, Израиль, Канада, Китай, Мексика, Польша, Турция, Франция, Южная Корея, Япония и многие другие. В настоящее время их число увеличилось примерно в 1,5 раза.


В России поиск возможностей применения методов психологии в целях выявления скрываемой информации при расследовании преступлений активизировался в 20-е гг. прошлого столетия. Большая работа в этом направлении была проведена Александром Романовичем Лурией (1902–1977), выдающимся отечественным психологом, действительным членом АПН СССР.


Несмотря на то что в своих работах А. Р. Лурия пошел отличным от зарубежных исследователей путем, его идеи оставили значительный след в общей методологии проверок на полиграфе. Он сформулировал один из основных принципов психофизиологических методов выявления скрываемой человеком информации, положенный в основу определения научной «детекции лжи»: «…единственная возможность изучить механику внутренних “скрытых” процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов поведения, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы себе отражение».


К сожалению, в начале 30-х гг. в связи с изменением политической обстановки в стране А. Р. Лурия был вынужден свернуть часть своих теоретических и экспериментальных исследований, результаты которых и сегодня представляют значительный интерес.


Мнение отечественных ученых-юристов относительно «проблемы полиграфа» во времена СССР неоднократно менялось. В разные годы в отечественной литературе, помимо негативных, преимущественно голословных заявлений о принципиальной невозможности использования полиграфа в советском уголовном процессе, цитировать которые сегодня (с учетом произошедших в стране кардинальных политических и социально-экономических преобразований) уже не имеет смысла, встречались и более взвешенные суждения. И. Е. Быховский и А. Р. Ратинов, Г. А. Злобин и С. А. Яни, Г. Г. Андреев и М. Г. Любарский, другие ученые пытались привлечь внимание юридической общественности к научной стороне проблемы. В 1967 г. А. Р. Ратинов справедливо писал, что оценка инструментальных методов исследования скрываемой человеком информации как реакционных и ненаучных подчас носит поверхностный характер: «Машина не может быть реакционной, прибор не бывает ненаучным. Он или работает, или не работает».




Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие для магистров

В пособии с учетом положений действующего законодательства изложены научные подходы к решению проблем изучения личности в криминалистике. Дисциплина «Криминалистическое изучение личности» в Университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) включена в магистерскую программу «Криминалистическое обеспечение уголовного преследования». Пособие подготовлено с учетом действующих в России стандартов в области образования.<br /> Нормативные акты используются по состоянию на 1 марта 2016 г.<br /> В силу многоплановости и значимости темы пособие может быть использовано при реализации большинства магистерских программ по криминалистике, но также представляет интерес для аспирантов, преподавателей вузов, широкого круга практических работников.

209
 Под ред. Комиссаровой Я.В. Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие для магистров

Под ред. Комиссаровой Я.В. Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие для магистров

Под ред. Комиссаровой Я.В. Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие для магистров

В пособии с учетом положений действующего законодательства изложены научные подходы к решению проблем изучения личности в криминалистике. Дисциплина «Криминалистическое изучение личности» в Университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) включена в магистерскую программу «Криминалистическое обеспечение уголовного преследования». Пособие подготовлено с учетом действующих в России стандартов в области образования.<br /> Нормативные акты используются по состоянию на 1 марта 2016 г.<br /> В силу многоплановости и значимости темы пособие может быть использовано при реализации большинства магистерских программ по криминалистике, но также представляет интерес для аспирантов, преподавателей вузов, широкого круга практических работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Криминалистическое изучение личности. Научно-практическое пособие для магистров" (Под ред. Комиссаровой Я.В.) охраняются законодательством!