Юридическая Петрянин А.В. Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование. Монография

Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392229666
Язык:
Объем текста: 384 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Ретроспективное и сравнительно-­правовое исследование преступлений экстремистской направленности. Глава 1. Становление и развитие концептуальных основ противодействия преступлениям экстремистской направленности в России

Глава 2. Современные международные и зарубежные концепции противодействия преступлениям экстремистской направленности

Раздел II. Концептуальные особенности противодействия преступлениям экстремистской направленности. Глава 1. Понятие, признаки и виды экстремизма в законодательстве и правовой доктрине

Глава 2. Российское уголовное законодательство как инструмент противодействия преступлениям экстремистской направленности: проблемы доктрины и практики

Раздел III. Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности. Глава 1. Состояние и причины преступлений экстремистской направленности

Глава 2. Криминологическая характеристика личности экстремиста и его жертв. Предупреждение преступлений экстремистской направленности

Заключение

Список использованных источников. Законодательные, нормативные и иные официальные документы. Монографии, учебники и учебные пособия. Статьи. Диссертации и авторефераты. Публикации в периодической печати. Источники на иностранных языках. Электронные ресурсы. Судебная практика

Приложения. Проект изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». (Проект) национальная концепция противодействия экстремизму в Российской Федерации. Опросный лист. Статистические данные о преступлениях экстремистской направленности



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел I.
Ретроспективное и сравнительно-­правовое исследование преступлений экстремистской направленности


Глава 1. Становление и развитие концептуальных основ противодействия преступлениям экстремистской направленности в России


§ 1. Ретроспективный анализ законодательных концепций в области противодействия преступлениям экстремистской направленности в России (XIII — начало XX в.)


Экстремизм как социально-политическое явление зародился задолго до появления термина, обозначающего его, что и предполагает необходимость проведения ретроспективного исследования становления и развития ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности. Научная значимость и необходимость проведения исследования развития правовых институтов, в том числе и регламентирующих ответственность за совершение каких-либо деяний, неоспоримы. В этом случае мы полностью разделяем мнение известного русского криминалиста Н. С. Таганцева, который отмечал, что изучение истории догмы есть средство понимания современного права через призму применения исторического толкования в сфере действующего законодательства . Этой же точки зрения придерживался и профессор Б. В. Волженкин, совершенно справедливо указывающий на то, что современный ученый также должен исследовать ретроспективу развития юридической мысли по рассматриваемой проблематике, в том числе в целях использования уже ранее полученного положительного опыта, который может быть полезен и в современных условиях .


Исходя из вышеизложенного, нами было проведено детальное исследование становления и развития российского, а также современного международного и зарубежного антиэкстремистского законодательства, по результатам которого была подготовлена и опубликована соответствующая монография . Именно поэтому считаем целесообразным в рамках этого исследования уйти от дублирования материала и остановиться на анализе лишь тех исторических памятников и нормативно-правовых актов, которые, по нашему мнению, закрепляли идеи становления и развития законодательных концепций противодействия деяниям, содержащим в себе признаки экстремизма .


Как ранее уже было отмечено, истоки экстремизма уходят своими корнями в древние века . Первые его проявления следует искать в зачатках возникновения государства и расслоения общества на классы. Именно появление государства породило легализацию власти меньшинства над большинством, приносящей материальные выгоды и возможности достижения целей всеми средствами, доступными на конкретном историческом этапе. Это обстоятельство и стало причиной возникновения круга несогласных с политикой и методами управления меньшинства, стоящего во главе данного института . Желание овладеть властью зачастую оправдывает любые средства, применяемые экстремистами, — убийства, насильственное свержение государственного строя, террористические акции и т. п. Применение радикальных методов и способов противостояния, безусловно, усиливает позиции экстремистов, подрывает авторитет власти и безопасность государства . Сказанное позволяет констатировать, что экстремизм всегда носит политический оттенок, что, с нашей точки зрения, и раскрывает одну из его концептуальных особенностей, которая апробирована на всех этапах развития государственности. Об этом, в частности, свидетельствует, с одной стороны, объективно закономерная, с другой — неразрывная взаимосвязь увеличения количества экстремистских проявлений, как правило, в период обострения политических и социально-экономических противоречий .


Вышеизложенное дает нам основание сделать вывод о том, что первоначально экстремизм использовался в качестве основного инструмента решения политических споров и способа удержания власти, что и легло в основу первой законодательной концепции противодействия деяниям, содержащим в себе признаки экстремизма .


В момент становления российской государственности регулятором всех сфер общественных отношений, в том числе и уголовно-правовых, являлись Русская Правда и Псковская судная грамота. Исследование названных правовых памятников показало, что приоритетами охраны закона были интересы правящих классов и государства. К числу уголовно наказуемых деяний, причиняющих ущерб указанным благам, относились: измена, восстание против князя , переход на сторону врага и т. п. Подчеркивая особую опасность названных преступлений, законодатель устанавливал наиболее суровые виды наказаний за их совершение — вплоть до смертной казни .


Тщательно проведенный анализ вышеназванных законодательных актов и норм показал, что первая правовая концепция противодействия деяниям, содержащим в себе экстремистские проявления, включала следующие конструктивные признаки:


‒ во-первых, экстремизм рассматривался исключительно как политическое деяние;


‒ во-вторых — как представляющее непосредственную угрозу лишь государственной безопасности;


‒ в-третьих, наказание за совершение вышеназванных преступлений характеризовалось высочайшим уровнем репрессивности.


Полагаем, что заложенные на первоначальном этапе основы противодействия экстремизму, в целом раскрывающие сущность исследуемого явления, нашли свое подтверждение не только в последующих правовых памятниках, но и в современном российском законодательстве. Так, например, сегодня понятие преступлений экстремистской направленности, а также наибольшее их количество сосредоточено в главе 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, взявшей под охрану основы конституционного строя и безопасность государства.


Развитие следующей законодательной концепции в рассматриваемой области считаем целесообразным связать с кодификацией законодательства.


Первый кодифицированный правовой памятник Русского государства — Судебник 1497 года — закрепил принципы централизации суда и управления, что повлияло на укрепление позиций государственности. Впервые в истории России законодатель взял под охрану непосредственно государственную безопасность. Кроме этого, в результате попытки определения круга деяний, содержащих в себе признаки экстремизма, на законодательном уровне была подчеркнута приоритетность охраны государственного строя.


Так, прообраз нормы об ответственности за экстремистское преступление в Судебнике 1497 года можно установить в статье 9: «…крамольнику, ведомому лихому человеку… живота не дати, казнити его смертной казнью» .


Лица, уличенные в совершении антигосударственных преступлений, подвергались пытке, причем признание вины не являлось основанием для освобождения от ответственности. В случае непризнания вины человеком после применения пытки его казнили.


Сущностью рассматриваемой законодательной концепции стала попытка систематизации и унификации преступлений, содержащих в себе признаки экстремизма, а также усиление карательного воздействия на виновных в целях повышения качества предупредительного воздействия.


Следующий исторический этап развития законодательной концепции в области противодействия преступлениям экстремистской направленности связан со становлением царской России.


Правовым источником Российского государства данного периода, закрепившим уголовную ответственность за государственные преступления, стал Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича 1550 г. При его составлении за основу был взят Судебник 1497 г. и была сохранена ранее заложенная концепция в исследуемой области.


Так, например, пункт 61 Судебника, устанавливавший ответственность за убийство государственного служащего, предписывал: «…государьскому убойце, коромольнику… живота не дати, казнити смертною казнею» . Как видим, санкция, указанная в норме, являлась безальтернативной. Отсутствие выбора при назначении наказания за совершение анализируемого преступления, в основу которого могли быть положены мотивы и цели, свидетельствовало об особой репрессивности наказания.


Происходившие в стране события требовали от власти пересмотра концепций, определяющих внутреннюю и внешнюю политику Российского государства, результатом которого стало принятие Соборного уложения 1649 г. Это первый кодифицированный нормативный правовой акт в области уголовного права. В нем была закреплена целая система норм, взявшая под охрану государственные интересы. Их анализ показал, что к преступлениям, содержащим в себе признаки экстремизма, в первую очередь относились бунт, заговор и измена .


Порядок расположения глав определялся значимостью регулируемых общественных отношений: на первом месте стояла безопасность церкви, на втором — государства, что и определило содержание новой концепции в области противодействия преступности в целом, так и деяниям, содержащим в себе признаки экстремизма в частности .


Экстремистские деяния были систематизированы во второй главе Уложения «О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать», содержащей нормы о государственных и политических преступлениях.


Примером нормы о преступлении с признаками экстремизма может служить часть 2 статьи 1 главы II Уложения: «…кто при державе Царского Величества, хотя Московским государством завладеть и Государем быть и для того своего злова умышления начнут рать собирать… казнити смертию» .


Весьма интересны принципы назначения наказаний за совершение рассматриваемых деяний. В частности, статья 5 этой главы, уточняя порядок определения наказания за государственные преступления, устанавливала, что обвиняемый в любом из перечисленных в статьях 2–4 деяний подвергается еще одному обязательному наказанию в виде конфискации имущества . При этом виновный лишался всего имущества («поместья, вотчины и животы»), которое шло в пользу государства .


Полагаем, что рассматриваемый принцип целесообразно реализовать в рамках действующего законодательства, направленного на противодействие преступлениям экстремистской направленности, путем внесения соответствующих изменений в нормы уголовного закона, определяющие порядок наложения конфискации (безусловно, с учетом концептуальных особенностей современного национального уголовного законодательства). Применение конфискации показало свою эффективность и на других исторических этапах развития Российского государства, что и будет отмечено далее в работе.


Для укрепления позиций государства чиновничий аппарат продолжал развитие направления по ужесточению ответственности за преступления, посягающие на государственный интерес, и расширению перечня деяний экстремистской направленности. В качестве достижения хотелось бы отметить наличие возможности по дифференциации ответственности. Причем наказание виновного зависело от статуса потерпевшего. Чем выше ранг пострадавшего, тем суровее наказание для посягателя. Однако эта позиция исключала принцип равенства и порождала противостояние.


В целях укрепления охраны государственного строя в Уложение были введены нормы, устанавливавшие ответственность за недоносительство о готовящемся государственном преступлении (ст. 18–19). При этом санкция за это деяние относилась к разряду абсолютно определенных и предусматривала в качестве наказания смертную казнь «без всякой пощады» . Установление уголовной ответственности за обнаружение умысла на убийство царя или господина также указывало на избыточность подобного рода репрессивных мер.



Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование. Монография

В монографии раскрыты гносеологические предпосылки возникновения экстремизма и направлений противодействия деяниям, содержащим в себе его признаки. Исследованы международные и зарубежные концепции борьбы с преступлениями экстремистской направленности.<br /> В работе подробно рассматриваются существующие в российском законодательстве, правоприменительной деятельности и доктрине проблемы квалификации преступлений экстремистской направленности. Предложены механизмы совершенствования уголовного законодательства в целях повышения эффективности противодействия экстремизму. В качестве самостоятельного направления изучены криминологические особенности современных форм экстремизма, в рамках которого особое внимание уделено исследованию детерминант и инструментам предупреждения преступлений экстремистской направленности.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2016 г.<br /> Монография предназначена для широкого круга читателей — сотрудников правоприменительных органов, научных работников, преподавателей, курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется проблемами противодействия экстремизму.

249
Юридическая Петрянин А.В. Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование. Монография

Юридическая Петрянин А.В. Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование. Монография

Юридическая Петрянин А.В. Концептуальные основы противодействия преступлениям экстремистской направленности: теоретико-прикладное исследование. Монография

В монографии раскрыты гносеологические предпосылки возникновения экстремизма и направлений противодействия деяниям, содержащим в себе его признаки. Исследованы международные и зарубежные концепции борьбы с преступлениями экстремистской направленности.<br /> В работе подробно рассматриваются существующие в российском законодательстве, правоприменительной деятельности и доктрине проблемы квалификации преступлений экстремистской направленности. Предложены механизмы совершенствования уголовного законодательства в целях повышения эффективности противодействия экстремизму. В качестве самостоятельного направления изучены криминологические особенности современных форм экстремизма, в рамках которого особое внимание уделено исследованию детерминант и инструментам предупреждения преступлений экстремистской направленности.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2016 г.<br /> Монография предназначена для широкого круга читателей — сотрудников правоприменительных органов, научных работников, преподавателей, курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется проблемами противодействия экстремизму.