Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
19.03.2014 |
ISBN: |
9785392145577 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
418 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение
Часть I. Глава 1. Истоки современной демократии и конституционализма. § 1. Исторические корни и эволюционное развитие демократии
§ 2. Истоки современного конституционализма
§ 3. Личность в демократии: становление и развитие свободы и прав человека
§ 4. Демократия и обязанности человека и гражданина. Преодоление распространенной ошибки
Глава II. Власть и свобода в России: краткий очерк истории политикоправовых воззрений и конституционных учреждений. § 1. Отечественная политико-правовая мысль в поисках политического идеала
§ 2. Верховная государственная власть и личность в раннем российском конституционализме
Глава III. Власть и сводоба в советский период развития отечественной государственности и права. § 1. Идейные истоки советского типа демократии и социалистической революционной практики
§ 2. Государство диктатуры пролетариата: суррогат народоправства и торжество системоцентризма
§ 3. Конституция СССР 1936 г. о новом «соотношении классовых сил» и «демократизации политической системы»: юридические декларации и реалии социальной практики
§ 4. «Решительное осуждение культа личности» и «восстановление принципов советского социалистического демократизма»
§ 5. Конституция СССР 1977 г.: консервация системы или путь к «гуманному, демократическому социализму»?
Глава IV.Уроки прошлого и смысл конституционной реформы 1993 г. § 1. Опыт прошлого: предостережение и уроки
§ 2. Конституционное совещание 1993 г. Главное достижение практического российского конституционализма
ЧАСТЬ II. Глава V. Основной вопрос современного российского конституционализма
Глава VI. Конституция Российской Федерации 1993 г.: природа, понятие, сущность. § 1. Действующая Конституция России — Основной закон Российского демократического государства
§ 2. Сущность Конституции России: от классового противостояния к гражданскому миру и социальной солидарности
Глава VII. Российская Федерация - демократическое государство: конституционное измерение. § 1. Принцип демократического государства в Конституции России
§ 2. Демократия формальная или материальная, социальное правовое государство или государство — «ночной сторож»: два взгляда на проблему и конституционное решение
§ 3. Правовое государство и правовая личность. Общее благо как конституционная парадигма свободы, равенства и справедливости
Глава VIII. Народ и власть в Конституции России. § 1. Принцип народного суверенитета в Конституции России
§ 2. «Самодержавие народа» или народовластие в установленных Конституцией формах? Референдум и свободные выборы
§ 3. Делегация народом права на власть: теоретические основы и конституционное регулирование
§ 4. Конституционный механизм делегации народом права на власть
§ 5. Избирательные права граждан: субъективная природа и социальная функция во имя общего блага
Глава IX. Принципы конституционного строя России и организация государственной власти. § 1. Принципы конституционного строя как позитивное основание организации государственной власти
§ 2. Глава государства, парламент, исполнительная власть, правосудие в системе демократии, разделения властей и политического плюрализма
Глава X. Человек и власть в Конституции России: права человека и гражданина. § 1. Права человека и гражданина — императив Конституции: естественная природа, социальные функции, неотчуждаемость
§ 2. Обязывающая сила основных прав и свобод
§ 3. Права и свободы человека и гражданина как объективные принципы общего правопорядка и их субъективная природа
§ 4. Конституционное «право» и конституционная «свобода»
§ 5. Равенство основных прав, свобод и обязанностей
§ 6. Неделимость и взаимозависимость прав человека и гражданина
§ 7. Пределы прав и свобод человека и гражданина: конституционное нормирование «золотого правила поведения»
Глава XI. Человек и власть в Конституции России: обязанности человека и гражданина. § 1. Социальная солидарность как основа взаимной ответственности личности и общества
§ 2. Обязанности человека и гражданина как форма и способ воспроизводства социальной необходимости
§ 3. Обязанности и права человека и гражданина: характер оппозиции и взаимодействие в институционализации свободы
Глава XII. Единство и целостность Российского государства как органически целостной свободы. § 1. Единство и целостность Российского государства: императив народного духа и конституционно-правовые основы
§ 2. Государственный суверенитет России — политико-юридическая основа и гарантия государственной идентичности Российской Федерации. Неделимость государственного суверенитета
§ 3. Власть и право в обеспечении единства и целостности Российского государства: объективные основания конституционно-правового регулирования
§ 4. Гражданский патриотизм как социально-психологическая основа единства и целостности Российского государства
§ 5. Гражданин и гарантии единства и целостности Российского государства. Защита Отечества
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава VIII. НАРОД И ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИИ РОССИИ
§ 1. Принцип народного суверенитета в Конституции России
1. Народ в конституционном праве: институционализация понятия и его юридическое содержание
Политические лозунги, на заре демократии вдохновлявшие на борьбу с абсолютизмом монарха или государства в нашем недавнем прошлом, нередко переживают свое время, и общество продолжает жить преданиями, идущими из глубины времени, но на новом этапе социального развития обрастающими новыми мифами. Если два столетия назад основным началом демократии в трудах апостолов Великой французской революции выступало народоправство, являвшееся синонимом народного суверенитета и часто исключавшее представительство, конституционное развитие демократии очень быстро отказалось от подобных представлений. Напротив, воинствующая демократия периода борьбы с абсолютизмом давно утратила свой революционный смысл и уступила свое место иным взглядам. Она стала способом рациональной организации государства и публичной власти, далеким от прежних представлений. Не революция и присущее ей неизбежное разрушение, но эволюция и созидание в условиях стабильности политической системы и устойчивости правопорядка — в этом смысл современной демократии.
Однако несмотря на то, что фактические основы современного демократического конституционного строя разительно отличаются от лозунгов периода революции, в общественном мнении народный суверенитет продолжает восприниматься в качестве едва ли не религиозного откровения. Поныне в него вкладываются идеалы, далекие как от современной социальной реальности, так и от их конституционного оформления. Хотя уже Блюнчли (1808—1881), выдающийся швейцарский юрист и политик, видение которого особенно показательно в связи с, казалось бы, наибольшим успехом плебисцитарной демократии именно в Швейцарии, указывал на глубокое противоречие между идеалами демократии, как они формулировались провозвестниками западноевропейских революций, и современной ему реальностью политико-юридического бытия.
Тем не менее можно утверждать, что и современная демократия основывается на идее народного суверенитета, служившей некогда антитезой абсолютной монархии; сегодня она приобрела характер универсального для всякого демократического государства конституционного принципа. Она изначально постулировала, что только воля народа, а не государя легитимирует государство и составляет основу государственной деятельности. Именно он — его величество народ — играет решающую роль в обществе и именно на его согласии — в этом прежде всего смысл юридического догмата народной воли, как его понимали Руссо и его последователи, — государство может основывать свою власть, а из договора с ним — выводить свои полномочия.
Но содержание этой доктрины и обосновываемого ею принципа существенно изменилось. Идол самодержавия народа оказался сброшен с пьедестала. Идентичная демократия в смысле «непосредственного народоправства» осталась в далеком прошлом, на смену ей пришло представительство; что же касается народа в современном понимании конституционно-правовой науки, то он является сувереном, давно сменившим блузу революционного ремесленника на костюм добропорядочного гражданина, вполне довольного своим местом в политической жизни и даже не помышляющего о революции. Хотя в общественное сознание такое понимание входит с огромным трудом.
В Конституции России термин «народ» используется при изложении преамбулы, ст. 3 и 69 (малочисленные народы), однако содержание обозначаемого этим термином понятия не раскрыто. Это — функция государствоведения, как и социальной науки вообще, в исторической ретроспекции которой можно выделить два подхода к рассмотрению этого понятия. Во-первых, народ есть исторически сложившаяся общность, как писал русский философ и публицист Л. А. Тихомиров, в молодости бывший народовольцем, позднее отрекшийся от революционных убеждений и ставший монархистом, «длинный ряд последовательных поколений, сотни или тысячи лет живших наследственно передаваемой общей жизнью». На этом акцентировал внимание Н. А. Бердяев: «Народ есть великое историческое целое, в него входят все исторические поколения, не только живущие, но и умершие, и отцы, и деды наши». В связи с этим воля народа «не есть воля нашего поколения, оторвавшегося от поколений предыдущих». В этом смысле народ представляет собой социально органическое явление, живущее по законам внутреннего развития. И именно в этом случае речь может идти об общей воле народа как результате коллективного исторического опыта. Ее образуют традиции народа, историческая память о множестве предыдущих поколений, культура, религиозная жизнь народа и его государственный смысл.
Продолжая данные рассуждения, отметим, что в силу собственной природы общая воля народа действительно способна определить лишь общее направление развития, но не «частные указания по тысяче вопросов ежедневного законодательства и управления». Общая воля народа проявляется лишь в редких случаях и является скорее выражением народного духа на крутых исторических переломах в судьбе народа, например, «разгромим ненавистного врага» в период Великой Отечественной войны, «не отдадим противнику ни пяди родной земли», «сохраним Союз ССР» на референдуме 1989 г., либо является отражением нравственных оснований народной жизни — веры в добро и справедливость, почитание предков и т. п. Дух народа может выражаться и в неясном, но упорном желании перемен.
Народ в этом глубоком смысле есть духовно целое, неразрывно связанное с Отечеством. Как подчеркивал один из самых ярких представителей либерализма в России, П. И. Новгородцев, «каждый народ, образовавший из себя духовное целое, имеющий свою историю, свою культуру, свое призвание, носит в себе живую силу, которая сплачивает воедино его отдельных членов, которая из этих атомов, из этой пыли людской делает живой организм и вдыхает в него единую душу. Это — та великая сила духовного сцепления, которая образуется около святынь народных; это — сила того Божьего дела, которое осуществляет в своей истории народ. Это — святыни религиозные, государственные и национальные не в смысле общеобязательных догматов и единообразных форм, вне которых все принадлежащее к данному государству и к данной нации отметается и подавляется, а в общем значении руководящих объективных начал, пред которыми преклоняется индивидуальное сознание, которые оно признает над собою господствующими».
Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования
Общий замысел книги — показать, что основная задача отечественной юридической науки и практики государственного строительства заключается в том, чтобы соединить принцип сильного и дееспособного государства, стабильного в своих устоях и динамичного в развитии, с принципом свободы и гарантированных прав личности. На основе широких исторических обобщений отечественного социокультурного опыта в работе раскрываются роль и значение социальной солидарности как позитивного основания государственности и права России.<br />
Особое внимание уделено современному государственно-правовому развитию России, соотношению начал власти и права в таком развитии и их значению в сохранении единства и целостности Российского государства, участию в таком процессе гражданина.<br />
Для юристов, философов, историков и политологов, широкого круга читателей.
Юридическая Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования
Юридическая Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования
Общий замысел книги — показать, что основная задача отечественной юридической науки и практики государственного строительства заключается в том, чтобы соединить принцип сильного и дееспособного государства, стабильного в своих устоях и динамичного в развитии, с принципом свободы и гарантированных прав личности. На основе широких исторических обобщений отечественного социокультурного опыта в работе раскрываются роль и значение социальной солидарности как позитивного основания государственности и права России.<br />
Особое внимание уделено современному государственно-правовому развитию России, соотношению начал власти и права в таком развитии и их значению в сохранении единства и целостности Российского государства, участию в таком процессе гражданина.<br />
Для юристов, философов, историков и политологов, широкого круга читателей.
Внимание! Авторские права на книгу "Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования" (Эбзеев Б.С.) охраняются законодательством!
|