Наука Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

История социальной работы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2013
ISBN: 9785392128723
Язык:
Объем текста: 406 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Тема 1. Методологические проблемы институционализации социальной работы

Тема 2. Становление исторических форм практики помощи в государствах Древнего мира

Тема 3. Помощь и поддержка нуждающихся в период Средневековья

Тема 4. Помощь социальным группам в период просвещения – промышленной революции

Тема 5. Становление практики социальной работы в ХХ в. в системе социального обеспечения

Тема 6. Становление теории социальной работы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ТЕМА 4.
ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНЫМ ГРУППАМ В ПЕРИОД ПРОСВЕЩЕНИЯ – ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Основные понятия


Безработные – неимущие, не имеющие работы, и лица, способные прокормиться своим трудом, но ведущие праздный образ жизни.


Богадельни – в XIX в. социальные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников, для их материальной поддержки и обеспечения. За определенную плату в них принимались: инвалиды, нижние чины сухопутных и морских войск, сыновья нижних почтовых чиновников, не имеющие средств к существованию, солдатки, замужние и вдовы, неизлечимо больные, умалишенные, престарелые, калеки. Богадельни выступали в качестве пенитенциарных учреждений для следующих социальных групп: увечных бродяг, не способных к следованию в Сибирь; женщин с грудными младенцами, высланных на поселение, до истечения срока кормления; увечных из арестантских рот; исключенных за пороки из духовного звания; нищих из разночинцев, по состоянию здоровья не имеющих возможности к самообеспечению.


Больные хроники – неизлечимые больные с различной этиологией заболевания.


Дома воспитательные (то же, что дома (гошпитали) для зазорных младенцев в XVIII в., дома ребенка в ХХ в.) – с начала XIX в. специальные учреждения для призрения детей грудного возраста, покинутых родителями. После вскармливания младенцы отдавались на воспитание в семьи, которым выплачивалось денежное пособие. Детей могли усыновлять либо воспитывать до 18-летнего возраста с последующей припиской их к мещанским, цеховым, сельским казенным обществам.


Дома для зазорных младенцев (то же, что воспитательные дома в XIX в., дома ребенка в ХХ в.) – приюты для зазорных (оставшихся без попечения родителей) детей. В 1706 г. митрополитом Иовом под г. Новгородом основан первый такой приют. Указом Петра I от 31 января 1712 г. были официально узаконены. В 1715 г. (указ от 4 ноября) подтверждена необходимость создания данных заведений, официально запрещен инфатицид (убийство ребенка), за которое следовала смертная казнь.


Дома для неизлечимых – в XIX в. Учреждения общественного призрения, предназначенные для неимущих, неизлечимых больных.


Нищие – лица, которые не могли собственным трудом, а также в результате хронических болезней или возраста снискать себе пропитание.


Нуждающиеся в амбулаторном лечении – группы лиц, которые не могут в силу материального положения обслуживаться в больницах, получающие врачебную помощь и лекарства бесплатно, к ним относили также больных с венерическими заболеваниями.


Престарелые – лица, «впавшие в дряхлость», в силу обстоятельств не имеющие возможность самостоятельно о себе заботиться.


Прокаженные – больные инфекционными заболеваниями.


Увечные – лица, имеющие инвалидность.


Умалишенные – психические больные.


4.1. Социальное попечение в Германии


Социально-исторический контекст


Тридцатилетняя разрушительная война (1618–1648 гг.) способствовала дальнейшему распаду Германии на мелкие княжества, происходило вторичное закрепощение крестьян. В большинстве княжеств были ликвидированы органы сословного представительства, на этом фоне создаются постоянные армии. К крупнейшим немецким государствам добавляется Бранденбургско-Прусское курфюршество. Нравы военно-крепостнической монархии, нагнетаемый милитаризм и вотчинский деспотизм нашли отражение во всех сферах жизнедеятельности. Например, Пруссия была единственной европейской страной, в которой в XVIII столетии за бродяжничество и нищенство подвергали смертной казни.


В XIX в. происходит объединение Германии. Крупное промышленное производство становится господствующим во всех областях промышленности, в сельском хозяйстве внедряются машинные технологии, ширится строительство дорог.


Форма государственного управления


В XVI в. главой Германии был избираемый король, который мог короноваться как император. Страна в этот период оставалась политически раздробленной, состояла из множества больших и малых феодальных владений, светских и церковных. После Тридцатилетней войны количество государственных образований возрастает до 300, каждое из которых управлялось практически автономно. В таких условиях невозможно было ввести никаких налогов, даже на содержание армии, поскольку этому противодействовали князья. В этот период формируется княжеский абсолютизм.


До конца XVIII в. сохранялась видимость сословной монархии, хотя на территориях власть принадлежала курфюрстам и, как считают исследователи, существовала «своеобразная форма конфедеративного единства».


После объединения в 1871 г. Германия провозглашается конституционной монархией. Были определены верхняя и нижняя палаты парламента империи.


Члены верхней палаты Союзного совета, бундесрата, назначались правительствами союзных государств. Конституция наряду с рейхстагом предоставляла им законодательную и исполнительную власть. Пруссия имела большинство голосов в верхней палате. Нижняя палата, рейхстаг, имела ограниченную власть и не имела контроля над исполнительной властью.


Конституцией декларировалось всеобщее мужское избирательное право. Вводилось имперское правительство, но не существовало кабинета министров, министры подчинялись непосредственно канцлеру.


Идеологема помощи


Германская идеологема помощи в данный период формируется под влиянием процессов централизации государства, активизации общественных сил на территориальном уровне в деле помощи и поддержки, а также развития конфессиональных реформистских представлений о сущности христианского служения в обществе в новых социальных условиях. Государственная идеологема помощи выступала тем общим контекстом, на основе которого развивались коммунальная и конфессиональная идеологема помощи. Эта идеологема может быть представлена в следующем виде (рис. 4.1).


Государственная идеологема помощи опиралась на прусские традиции управления территориями и прусское земельное законодательство. В основе государственного управления лежали принципы территориальной ответственности, включающие принципы местного попечения проживающих на них подданных, и легитимное применение санкций к нарушителям норм земельного проживания.


Рис. 4.1. Идеологема помощи в Германии


Прусское гражданское право определило роль общин и государства в деле попечения нуждающихся. Было определено, что на государстве лежит обязанность открывать учреждения для нуждающихся, а местные общины должны материально поддерживать своих обедневших сограждан. Далее было подтверждено, что профессиональных нищих следовало принуждать к работам, а «туземных нищих» высылать на родину.


В 1794 г. Генеральный закон Пруссии рассматривает бедность как угрозу общественной безопасности и порядку и вводит полицейский надзор за бедными. В связи с этим создаются региональные ассоциации бедных, которым запрещено проживать в конкретной общине.


В период промышленной революции оформляются новые слои бедного населения, положение которых в обществе становится в зависимость от рынка труда. И если раньше бедность была напрямую связана с отсутствием трудовых отношений, то в новых условиях уже трудовые отношения определяют характер бедности: низкий уровень зарплаты наемных рабочих, травматизм, профессиональные заболевания, разорение предприятий и т.д.


Все это приводит к тому, что с 1842 г. в Прусском законодательстве окончательно закрепляется право за государством определять стратегии и политику в области регламентации жизнедеятельности нищих и бедных слоев населения в государстве.


Период 80-х гг. XIX столетия считается началом становления социального законодательства в Германии, которое будет иметь продолжение и в XXI в. Первые социальные законы Германской империи оказали значительное влияние на становление социального законодательства в Европе и России (табл. 4.1).


Таблица 4.1


Динамика становления социального законодательства в Германии


Социальное законодательство в Германии защищало класс промышленных рабочих от рисков, которые существенно влияли на их жизнедеятельность, с другой стороны, оно продолжало традиции в деле локализации профессионального нищенства, к тому времени еще не истребленному в массовом масштабе.


Идеологема коммунального попечения получила дальнейшее развитие после объединения Германии. Она сочетала в себе принципы государственного патернализма и территориального попечения, которые отличались от принципов корпоративной поддержки гильдий. Государство через законодательство определяло принципы функционирования территориальной системы попечения, открывало учреждения помощи, а территории предоставляли финансовое обеспечение, они же определяли стратегии поддержки и принципы взаимодействия с клиентами.


Коммунальная помощь оказывалась на двух уровнях: местном и областном. Областная помощь приводилась в действие при особых обстоятельствах, предусмотренных законодательством. Законодательство определяло помощь бедным как временную меру, а выданные пособия считались ссудой с обязательством возврата в местные органы попечения, исключение могли составлять только подростки, возвращение ссуды с которых не требовали.


Субъектами помощи на территориях были всесословные комиссии, которые работали либо на добровольных началах, либо на началах частичной занятости. Они действовали на принципах широкого участия всего населения в помощи нуждающимся, что сделало возможным включиться в это движение женщинам, в тот период отлученным от общественной деятельности.


Основными принципами работы комиссий были:


помощи в самопомощи – организация поддержки, в основе которой – ориентация на потребности бедняков, оказание им временной помощи, но не более двух недель. В основе поддержки – заявительный подход, когда нуждающийся после прохождения установленного срока подтверждает необходимость в дальнейшей помощи;


деятельностной поддержки – оказание целенаправленной помощи нуждающимся клиентам на основе запроса, применительно к конкретному случаю;


децентрализации управления процессом оказания помощи, управленческие решения принимаются на основе знания текущей ситуации на местах и компетенций добровольных попечителей бедных;


территориального подхода – оказание помощи в городах на основе территориального разделения бедных;


личностного подхода – деятельность осуществляется на основе межличностных отношений между предоставляющим помощь и получателем помощи.


Конфессиональная помощь. В XIX в. наблюдается активизация лютеранской и католической церквей Германии. Лютеранская церковь обосновывала принципы профессиональной помощи бедным (детям и взрослым) на основе диаконической работы в евангелической церкви. Помощь оказывалась в христианской общине бедным, вдовам, сиротам, больным в соответствии с христианскими заповедями. Идеологемы «диаконического дела» были заложены в 1849 г. Иоганном Вихерном. Он считал, что только одна диаконическая профессиональная работа не в состоянии решить проблемы бедности. Помимо церкви ответственность за нищенское состояния населения должно было нести государство. Именно ему следовало «улучшать политическое законодательство и социальные условия жизни страны».


Благотворительное движение «Каритас» было связано с новой социальной доктриной католической церкви, сформулированной папой Львом XIII в энциклике Rerum novarum в 1891 г. В новой доктрине сущность взаимодействия церкви и верующих определялась как «народное католическое действие». Оно должно было быть направлено на решение социальных вопросов. Лев XIII, критикуя существующие социальные доктрины либерализма, социализма, материализма, предпринимает попытку через концепты христианского милосердия и социального служения обездоленным вернуть утраченное доверие населения к Римско-католической церкви. Одним из первых новое пасторское служение в Германии организует священник Лоренцо Вертман, основавший в Кельне католический союз «Каритас». Идеологема помощи базировалась на христианских заповедях любви к ближнему, которая выражалась посредством предоставления социальной помощи нуждающимся, защиты неимущих, ухода за больными и христианского попечения за бездомными детьми.


Субъект помощи


Государство как субъект помощи осуществляло законодательный контроль и инициировало законодательство при появлении новых тенденций бедности в государстве. Оно выполняло полицейские функции по отношению к тем группам населения, которые представляли социальную опасность: нищие и бедные. Регламентируя жизнедеятельность территорий, оно определяло принципы помощи, а также основные группы населения, помощь которым должна быть оказана в рамках действующего законодательства.


Территориальные общины осуществляли попечение нуждающихся в рамках законов, которые изменялись в зависимости от социально-экономического контекста. Так, например, в 1894 г. принимаются законодательные акты, которые вносят поправки в территориальную систему попечительства о бедных. Важнейшие среди них: право на призрение общинами молодежи до 18 лет, а не до 24 лет, как было прежде, что распространялось и на сельские, и на городские общины; увеличение срока, в течение которого община безвозмездно оказывала помощь нуждающимся, с 6 до 13 недель. В уголовное уложение внесена поправка, в соответствии с которой ужесточались меры к лицам, покидающим семьи, оставлявших их без материального обеспечения.


Церковь. На церковном собрании в Виттенберге в 1848 г. было решено образовать Центральный комитет внутренний миссии евангелистской церкви. Он учреждается в 1849 г. как Центральный комитет по внутренний миссии немецкой евангелической церкви. Основателем его являлся Иоганн Генрих Вихерн. Основная задача комитета – способствовать в организации в каждом приходе благотворительной деятельности. Учреждения «диаконического дела» постепенно сформировали в приходах учреждения помощи и поддержки со своим финансированием, услугами для больных и бедных, охвативших всю Германию. При участии комитета были организованы следующие благотворительные учреждения: Братское заведение Штетина (1850), Евангелический Иоановский штифт в Берлине (1858) и др.


В 1897 г. Лоренцом Вертманном в Кельне основывается союз католической Германии – «Каритас». Деятельность этого союза отличалась достаточно широким размахом и разнообразием от открытия детских садов до организации работ для сезонных рабочих, от помощи больным и инвалидам до реализации программ больным алкоголизмом и работы с нищими.


Объект помощи


Бедные. Этот социальный слой государство определяет в концептах просвещенного абсолютизма как поданных, которые имеют право на поддержку со стороны власти, но которые должны выполнять определенные обязанности.


Так, в конце XVII столетия в Пруссии Фридрих передает в обязанности судебных инстанций попечение о нищих подведомственного им округа. В 1701 г. конкретизируются меры поддержки нуждающихся. Поданным государства, способным к труду, предоставлялась работа, не способным к труду – приют и питание, частично трудоспособным разрешался сбор милостыни.


С развитием промышленности в начале XIX в. начинается миграция населения в индустриальные центры Германии, что существенно изменило динамику бедности. Так, если в Пруссии в 1810–1811 гг. на 90–150 жителей приходился только один бедный, то в 1846–1849 гг. их количество достигло уже 776 882 человек.


Дети-сироты, дети из маргинальных групп. Помощь детям-сиротам осуществляется как светскими, так и конфессиональными организациями. Они стремились не допустить маргинализации общества, поэтому ставили своей целью с помощью социального и христианского воспитания, совмещенного с трудовой подготовкой, сформировать полезных обществу людей.


Промышленные рабочие. В период развития промышленности активно формируется новый слой населения. Рост промышленных рабочих требовал особого внимания со стороны государства и общества, поскольку новая волна бедности и маргинализации определялась возможностью – невозможностью пролетариата участвовать в производительной деятельности. Рыночные отношение вносили свои коррективы в формы поддержки и институты защиты данного слоя населения.


Институты помощи и система финансирования


Территориальные модели помощи. В 1788 г. В Гамбурге возникла гамбургская система попечения, при которой город был поделен на 60 районов, и в каждом работало по три добровольных попечителя бедных. В 1794 г. эта система была усовершенствована бароном Каспаром фон Вогтом, предложившим иную схему работы с бедными и нуждающимися. Его программа предусматривала охват массовых проявлений нищенства, посильные виды работ, не требующих квалификации, оплату труда ниже рыночных расценок. Анализ нищенствующих слоев в Гамбурге показал, что большинство из них составляли женщины с детьми. В связи с этим было предложено: либо обеспечивать работой такие группы непосредственно на дому, либо использовать их труд на общественно-полезных работах. В первом случае предоставлялся заказ на изготовление веревок для нужд города, во втором – предлагалось убирать улицы и облагораживать дороги. Важным условием вознаграждения за труд являлось то, что оплата была ниже той, что можно было получить в случае самостоятельного поиска работы.


В 1850-е гг. возникла эльберфельдская система попечения бедных, с помощью которой территориальные власти пытались адаптировать муниципальное управление по делам бедняков к условиям развивающегося индустриального общества. А все начиналось в 1800 г., когда гражданское население прусского г. Эльберфельд организовало попечительство о бедных, поскольку город привлекал большое количество нищих. Из-за притока иммигрантов население Эльберфельда в 1800–1885 гг. увеличилось с 12 000 до 110 000 человек. При этом численность бедняков была непропорционально высокой. В 1843 г. общество столкнулось с проблемами финансирования своих программ, и городской совет взялся покрывать расходы общества из своих средств. Таким образом, добровольная помощь граждан становится городской программой. В 1853 г. происходит реформирование системы на основе индивидуализации помощи.


Система социального попечения в Эльберфельде отличалась четкостью управления, изучением индивидуальных потребностей нуждающихся, систематическим контролем за нуждающимися и расходованием выделяемых средств. Как писали исследователи, после введения данной системы почти на 50% сократилось количество бедных (с 4000 до 1460 человек), уменьшились расходы на бедных с 2,80 марки на жителя в 1846 г. до 1,52 марки в 1853–1878 гг.


Опыт получил распространение и в других городах, например, в Бремене, Дрездене, Крефельде. В 1881 г. система была внедрена в Лейпциге, где к 1884 г. расходы на бедных сократились на 100 000 марок, а их численность их уменьшилась на 39,5%.


В 1905 г. система коммунального попечения бедных получила последовательное развитие в Страсбурге. Страсбургская территориальная система помощи, ориентированная на профессионализацию и централизацию помощи, предусматривала разделение труда между добровольными и профессиональными попечителями бедных.


В рамках страсбургской системы были созданы коммунальные органы управления, которые контролировали случаи нуждаемости и потом принимали решение о предоставлении помощи. Первыми местами встречи с клиентами были учреждения, которые руководствовались установленным порядком делопроизводства и правовыми предписаниями. С введением профессионального попечения о бедных органами опеки были заложены основы социальной работы, что расширило парадигму помощи.


Страсбургская система очертила первые контуры способа организации попечения о бедных, сочетающего бюрократическую управленческую деятельность с консультирующей, контролирующей и педагогической социальной работой. Отныне женщинам-волонтерам предписывалось выяснять семейные обстоятельства нуждающихся, а мужчинам, работающим штатно, предстояло принимать решения о предоставлении запрашиваемой помощи и поддержки. Это разделение деятельности на «определение потребностей» и «предоставление помощи» частично сохранилось до настоящего времени, о чем говорит наличие структур внутренней и внешней социальной службы. Только в процессе перехода на новый порядок организации деятельности социальных служб это разделение было преодолено.


Работные дома. Первые работные дома появляются в Баварии, Мюнхене, в 1790 г. Они назывались домами трудолюбия для молодежи и специализировались на пошиве военной формы для армии. Как отмечают исследователи, постоянные заказы и устойчивое пособие позволили ослабить социальное напряжение в данной группе необеспеченного населения.


Справочные бюро для безработных как институты помощи занимались распространением информации о наличии или отсутствии рабочих мест. Первые справочные бюро для безработных были организованы в 1865 г. местными ферейнами Штутгарта. По мере возрастания напряженности бюро стали создаваться во многих городах Германии. Так, в Кельне в 1897 г. с помощью общественных бюро было выявлено 13 409 свободных рабочих мест, на которые смогли устроиться 74% мужчин и 95% женщин, обратившихся за работой.


Кассы страхования рабочих. В этот период появляются первые кассы страхования рабочих на случай безработицы. Например, такие кассы в 1892 г. появились в Берне и Кельне. Во многих германских городах они находились под контролем городских властей. Однако в условиях массовой безработица конца века они оказались неэффективными и потребовались другие, более радикальные формы помощи и поддержки.


Земледельческие колонии для безработных. По примеру Голландии в Германии начинают формироваться земледельческие колонии для безработных. Первая такая колония, рассчитанная на 351 человека, была организована в 1882 г. в Вестфалии пастором Бодельшвингом. К 1888 г. в Германии существовало 26 земледельческих колоний.


Социальные изгои


Профессиональные нищие, будучи социальными изгоями, оставались в центре внимания власти и благотворительных сил. Карательные меры, применявшиеся к нищим, постепенно смягчаются и принимают характер профилактических. Более жесткие меры по отношению к профессиональным нищим предусматривались в ганноверском законодательстве 1714 г. Так, нищие, в первый раз задержанные за попрошайничество, подвергались «строгому» тюремному заключению, задержанных во второй раз «секли розгами и клеймили», в третий раз вешали, даже если они не совершили никакого преступления. В период промышленной революции нищие принудительно ссылались в сельскохозяйственные колонии.


* * *


Социальная помощь в Германии в данный период формировалась под влиянием таких факторов, как государственная регламентация социальной защиты промышленных рабочих, развитие территориальных форм помощи и активизация конфессиональной помощи (табл. 4.2). С одной стороны, Германия интегрирует в свое помогающее пространство новые технологии помощи – работные дома, справочные бюро, а с другой – сама инициирует инновационные системы поддержки. Так, эльберфельдская городская система помощи становится той помогающей моделью, которую берут за основу многие европейские страны, в том числе и Россия. Социальное страхование, социальное законодательство, где Германия выступала в качестве лидера, дали импульс к формированию системы социальной защиты в других европейских странах.


Таблица 4.2


Помощь и поддержка в Германии XVIII–XIX веках


Таблица 4.2 (окончание)


4.2. Система социальной поддержки в Англии


Социально-исторический контекст


В данный период происходит ликвидация феодального строя, что приводит к развитию капиталистических отношений, ускорению формирования общеанглийского рынка. Англия переходит от мануфактурной стадии производства к фабричной; XVIII в. для Англии – это век войн за австрийское, испанское наследство, борьба за колонии. В середине века, после завоевания Индии, Англия значительно расширяет свои колониальные владения. Однако военные неудачи в Северной Америке вынудили английское правительство признать в 1783 г. независимость США.


В начале XIX столетия, после Наполеоновских войн, обостряется борьба за демократизацию парламента. Вместе с тем в 1825 г. разразился первый мировой циклический кризис, который затронул все стороны жизни Англии, что вылилось в массовые демонстрации по всей стране.


Викторианская эпоха, период правления королевы Виктории (1837–1901), характеризовалась дальнейшим ростом промышленности, внешней экспансией и строгим моральным кодексом.


Во второй половине столетия обострились англо-русские противоречия, в результате чего разразилась Крымская война (1853–1856). В переселенческих колониях усилилось освободительное движение.


Экономический кризис 1857 г. обострил социальные противоречия в обществе. В 60-х гг. происходит очередная парламентская реформа, в результате которой число избирателей увеличилось в два раза за счет мелкой буржуазии, обеспеченных рабочих, мелких арендаторов.


Англия – одна из первых стран, в которой завершился промышленный переворот, где были созданы крупные предприятия, на некоторых численность рабочих превышала свыше 10 тыс. человек.


Индустриализация имела как позитивные, так и негативные последствия. Для данного периода характерен рост нищенства, поскольку промышленное развитие сопровождалось периодическими подъемами и спадами. Тем не менее, как считали исследователи, в викторианскую эпоху британцы обладали оптимизмом, они еще считали, что Британия ведущая мировая держава.


Форма государственного управления


Форма государственного правления Англии – монархия. Вот главе государства стоит король или королева – носитель верховной исполнительной власти, судебной, глава англиканской церкви. Власть передается по наследству. Высший законодательный орган – парламент, состоящий из палаты лордов и платы общин. Правительство состоит из 80–100 человек. Министры, возглавляющие ведомства, являются членами палаты общин. Правительство несет ответственность перед палатой общин; потерявшее ее доверие правительство уходит в отставку.


Идеологема помощи


В Англии в этот период доминировала государственная идеологема помощи, которая с 1722 по 1834 г. прошла определенный эволюционный путь от концептов территориальной ответственности в социальном обеспечении до концептов индивидуальной безопасности (рис. 4.2).


Закон о бедных 1722 г. устанавливал новые властные полномочия для лиц, причастных к организации призрения в общинах: ответственных за призрение, церковных старост, частных лиц, содержащих работные дома. Закон давал право ответственным за призрение бедных отказывать в помощи бедной семье, не пожелавшей пойти в работный дом. Ответственные за призрение бедных могли также заключать договор с частными лицами о попечительстве бедных, их трудоустройстве.


Рис. 4.2. Динамика развития идеологемы помощи в Англии


Такой подход основывался на представлениях о том, что бедные являются определенными трудовыми ресурсами, которые могут внести свой вклад в развитие государства.


К концу XVIII в. многочисленные злоупотребления при направлении бедных в работные дома привели к реформированию сложившейся системы помощи. Реформа 1782 г. (известная как акт Гилберта) отменила право ответственных за призрение бедных заключать договор о попечительстве с частными лицами и обязала их обеспечивать занятость дееспособных (находить подходящее место работы) или оказывать помощь через общину, пока они не будут трудоустроены.


В 1795 г. парламент внес существенную поправку в закон о бедных, которая разрешала «прилежно работающим беднякам и другим лицам» обращаться за помощью и получать ее по месту жительства. Укреплению такого вида помощи стала способствовать программа дополнительных выплат, известная как спинхэмлэндский акт (был принят в Спинхэмлэнде в 1795 г.). Этот законодательный акт гарантировал бедным минимальный доход независимо от уровня заработной платы, получаемой в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Он был направлен на то, чтобы удержать рабочих на земле.


Социально-экономическая ситуация в Англии в начале XIX в. заставила изменить сложившиеся подходы к помощи, в результате чего в 1832 г. была создана правительственная комиссия по пересмотру действующего закона о бедных. Рекомендации комиссии по реорганизации помощи населению были направлены на пересмотр классификации бедных, подходов к помощи и принципов их реализации. Помощь согласно рекомендациям должна осуществляться через центральное правление с помощью властных рычагов, усиливающих объединение приходов и надзор за деятельностью работных домов.


В отчете комиссии была предложена следующая классификация бедных:


• престарелые и недееспособные;


• дети;


• дееспособные женщины;


• дееспособные мужчины.


Комиссия предложила новые основания для понимания бедности. Отныне бедность признавалась моральной виной самого человека. Как писали современники, «миру объявлено, что нищета в Англии является преступлением». Помимо нового понимания бедности получила обоснование доктрина «меньшей приемлемости». Согласно этой доктрине помощь, оказываемая нуждающимся, должна всегда быть на таком уровне, что ее условия будут менее желательны, чем самый низкий заработок, т.е. уровень помощи должен быть ниже минимума заработной платы. По существу это означало, что условия пребывания в английских работных домах должны быть значительно хуже, чем условия, в которых находятся рабочие. Все это нашло отражение в законе 1834 г. и на многие годы легло в практику английской помощи.


Субъекты помощи


Территориальные органы власти. Местные органы власти на основе законодательных полномочий в приходах осуществляли помощь и поддержку своим бедным. Помощь осуществлялась через ответственных уполномоченных, которые в зависимости от действующего законодательства либо оказывали бедным поддержку, либо направляли их в работные дома. К этой деятельности была подключена церковь, а также частные лица.


Благотворительные организации и союзы. Благотворительные организации и союзы основывали свою деятельность на принципах самопомощи, особенно это хорошо было видно на самоорганизации промышленных рабочих.


В 1851 г. был организован союз строительных рабочих, который страховал своих рабочих на случай безработицы. В 1891 г. аналогичных союзов в стране насчитывалось более 202, в которых состояло 682 025 человек, к концу века в Англии насчитывалось более 687 союзов, объединявших в своих рядах 1 270 789 человек.


Во второй половине XIX в. наблюдается рост благотворительных учреждений, в одном только Лондоне их было зарегистрировано более 1035. Помимо учреждений, традиционно защищавших интересы престарелых и детей-сирот, появились объединения, вставшие на защиту прав эмансипированных женщин, мальчиков – чистильщиков сапог, а также учреждения, которые способствовали устройству богослужения для глухонемых, и т.д.


В 1865 г. свою деятельность начинает Армия спасения, многопрофильная благотворительная организация, которая оказывала различную помощь от материальной до предоставления приюта. Так, силами Армии велась работа по защите прав женщин, организовывались сельские колонии, школы, приюты для детей-сирот. В 1891 г. в четырех приютах Лондона было организовано 208 019 спальных мест для нуждающихся.


Объект помощи


Бедные. Отношение к бедным было неоднозначно в обществе. Например, такие деятели, как Д. Дефо и Дж. Локк, считали: «Армию бедных составляют не те, кто может получить работу, а те, кто не хочет работать» (Д. Дефо); «Рост числа бедных должен иметь несколько другую причину [т.е. не «дефицит продуктов» или «нежелание работать»], и это может быть не чем иным, как ослабление дисциплины и искажение нравов» (Дж. Локк).


Тем не менее помощь бедным находилось в центре внимания государства. Власти считали, что рост пауперизма (массовой нищеты) может спровоцировать социальный взрыв в стране, поэтому необходимы были превентивные меры против этого явления. По мнению исследователей, в середине XIX в. отмечается рост пауперизма, если в 1855 г. в Англии числилось 851 369 пауперов, то в 1865 г. – 971 433, наблюдается рост травматизма на предприятиях, только на угольных шахтах с 1851 по 1870 г. произошло 1437 взрывов, от которых пострадало свыше 5000 человек. Сельские рабочие, согласно свидетельствам, питались хуже, чем заключенные в тюрьмах.


Престарелые и недееспособные как объекты помощи находили поддержку со времен секуляризации монастырских земель. Система помощи расширялась и осмыслялась в рамках модели «открытой или закрытой помощи».


Дети рассматривались как непременные объекты помощи. Причем даже в ранних законах о бедных помощь им определялась только как институциональная. Институтами помощи могли быть семьи ремесленников, где дети должны были получать профессию, а затем самостоятельно трудиться, либо помощь им оказывалась через специальные учреждения и работные дома. Как и повсюду в Европе, институциональная помощь не способствовала сохранению детей, особенно в младенческом возрасте. Как писали исследователи, «наблюдения за детьми в возрасте до одного года в работных домах показали высокий уровень детской смертности – 82%. В одном из работных домов из 19 детей выжило только трое, в другом не выжил ни один ребенок. В основном лишь 7 детей из 100 доживали до трехлетнего возраста в работных домах». Более успешная работа с детьми наблюдалась в благотворительных обществах и учреждениях.


Институты помощи и система финансирования


Динамика развития институтов помощи во многом была связана с меняющейся финансовой ситуацией. Так, например, с 1760 по 1818 г. расходы на помощь бедным в Англии возросли в 2 раза в связи с увеличением численности населения. В этих условиях приходилось менять схемы финансирования, искать новые источники: от приходов до домохозяйств и далее, переходить от системы работных домов к системе призрения для престарелых, больных, немощных и детей сирот, хотя в ситуации кризиса происходил возврат к работным домам, как это наблюдалось в конце XIX в.




История социальной работы. Учебное пособие

Рассмотрены важнейшие проблемы и этапы становления социальной работы как общественной практики, области познания и направления образования. С позиции парадигмального подхода дан анализ динамики развития социальной работы в ее важнейших системных связях. Показано влияние социально-исторического контекста на формы, виды и направления помогающих практик. Написано в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Направлено на развитие профессиональных компетенций социального работника. Для бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа». <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_sotsialnoy_raboty_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

269
 Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Рассмотрены важнейшие проблемы и этапы становления социальной работы как общественной практики, области познания и направления образования. С позиции парадигмального подхода дан анализ динамики развития социальной работы в ее важнейших системных связях. Показано влияние социально-исторического контекста на формы, виды и направления помогающих практик. Написано в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Направлено на развитие профессиональных компетенций социального работника. Для бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа». <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_sotsialnoy_raboty_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История социальной работы. Учебное пособие" (Фирсов М.В.) охраняются законодательством!