Наука Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

История социальной работы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2013
ISBN: 9785392128723
Язык:
Объем текста: 406 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Тема 1. Методологические проблемы институционализации социальной работы

Тема 2. Становление исторических форм практики помощи в государствах Древнего мира

Тема 3. Помощь и поддержка нуждающихся в период Средневековья

Тема 4. Помощь социальным группам в период просвещения – промышленной революции

Тема 5. Становление практики социальной работы в ХХ в. в системе социального обеспечения

Тема 6. Становление теории социальной работы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ТЕМА 3.
ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА НУЖДАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Основные понятия


Герокомия – в Византии приют для престарелых. Первые свидетельства о герокомиях встречаются еще при правлении императора Маркиана (450–457 гг.), который основывает данные учреждениях в окрестностях Празины.


Литургия – в христианской церкви главное богослужение. Составлено первоначально Святым апостолом Иаковом, затем получило развитие в литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, св. Георгия Двоеслова.


Носокомия – в Византии больница. В период Византийской империи как лечебные учреждения оказывали широкий спектр помощи от акушерства до хирургии, от педиатрии до офтальмологии и т.д., кроме того, были учреждениями помощи.


Орфанотропии – в Византии сиротские приюты. Как учреждения начинаются дифференцироваться во времена правления императора Юстиниана. Особое место в ряду домов для детей-сирот принадлежало приюту Святого Зотика. Эпарх (греч. eparchos – правитель, начальник) – в Византии градоначальник Константинополя (с его округой). Подчинялся непосредственно императору. Имел большой штат служащих, военный отряд, тюрьму. В его функции, помимо судебных и полицейских, входили организация снабжения города, регламентация ремесленного производства и торговли (включая цены), контроль над зрелищами. После 1204 г. должность эпарха фактически была упразднена, в XIV в. хотя и упоминается, но скорее в качестве титула.


3.1. Филантропия в Византийской империи


Социально-исторический контекст


Византийская империя образовалась в результате официального раздела Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную. После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная осталась единственным продолжением некогда целой империи. Постоянные междоусобные феодальные войны, войны с внешними врагами (печенегами и тюрками-сельджуками) привели к раздроблению и ослаблению Византийской империи. Латинское завоевание XIII в. предопределило падение империи, после освобождения от завоевателей в 1261 г. Византия сократилась в несколько раз и в XV в. под ударами турок-османов прекратила свое существование.


До своего падения Византийская империя на протяжении столетий сохраняла централизованное государственное управление. Наследники Римской империи оставили неизменной не только систему государственного управления, систему выборов императоров, но и систему управления демосом. Выдача денег, зрелища, обеспечение хлебом и зерном по низким ценам – все прежние механизмы управления народом продолжали действовать и использовались как средство предупреждения народных волнений.


«…Демос легко воспламеняется гневом, и любые представившиеся поводы служат ему горючим материалом для смут… Чернь… горазда на сборища, а также кичащаяся безрассудной дерзостью в своих порывах. Поэтому не случайно говорят, что любой желающий, открыв ворота случаю для народного восстания, способен заставить весь город неистовствовать, вести и увлекать туда и против того, куда и против кого он захочет…» – справедливо заметил Евгарий Схоластик. Византийские императоры и их политическая оппозиция хорошо знали эти свойства демоса и не упускали возможности использовать их для достижения своих целей. Демос в свою очередь свято хранил свои привилегии и рассчитывал на помощь со стороны государства после прекращения очередной смуты. Показателен в этом смысле следующий пример. После подавления восстания народа в Александрии народные массы просили императора о милости, «чтобы он предоставил им помощь продовольствием, которой их лишили, вернул им бани, зрелища и все то, что у них отняли по причине совершенной смуты».


Между тем история Византийской империи сохранила многочисленные свидетельства существования системы помощи и поддержки, среди которых особое внимание привлекают сведения, относящиеся к V–X вв., когда закладывается византийская модель помощи, оказавшая влияние на Древнюю Русь и Московское государство.


Система управления помощью и поддержкой


Государство. Императоры в зависимости от экономической и политической ситуации ежегодно выделяли средства на строительство и содержание больниц, богаделен, сиротских домов, приютов и лепрозориев. Для контроля за финансированием филантропических заведений в системе государственного управления, в отделении финансов, была учреждена специальная должность эконома благотворительных заведений. В его подчинении находился аппарат чиновников, состоявший из протонотария и нотария, а также кураторов, попечителей дворца и областей.


Немалая роль в поддержке населения принадлежала эпархам. В Константинополе эпарх представлял высшую власть, которая уподоблялась императорской. Так, эпарх осуществлял надзор за провинциальными просителями, бродягами, нищими – за теми, «кто не всегда имеет пищу» и в огромном количестве наводняет столицу. Кроме того, на него возлагалась забота о филантропических учреждениях города, а с IV по VII вв. эпарх отвечал за сбор годового зерна и раздачу его бедным.


В отдельных случаях, когда власть брала под свой патронат те или иные благотворительные учреждения, для управления ими назначались государственные чиновники. Известна, например, должность главы сиротского приюта (орфанотропии) святого Павла в Константинополе, который, как и само учреждение, содержался за счет средств казны. Существовали также должности управляющих гостиниц (ксенодохий), управляющих приютов для престарелых (герокомий), управляющих больниц (носокомий). Должность последнего была тожественна должности декана, который, судя по спискам Алляция и Бернарда Медония, заведовал распределением доходов между священнослужителями.


Чиновные должности в благотворительных учреждениях появляются в разные периоды Византийской империи и в зависимости от ситуации могли менять свое функциональное содержание. Должность эконома благотворительных учреждений была, например, преобразована из должности великого куратора, управлявшего частными владениями императора. Одни должности в филантропических учреждениях занимали светские лица, другие – священнослужители. Должность герокомоса, управляющего герокомии, появляется уже в IV в. Хотя требования к руководителю приюта предъявлялись высокие, а деятельность его контролировалась епископом, в списке церковных должностей его пост занимал лишь шестую позицию вслед за сакелларием, чья должность предполагала скромный сан дьякона с фискальными функциями. Управляющий приютом не мог рассчитывать на дальнейший служебный рост, не мог стать епископом или патрицием, как и в случае с другими управляющими филантропическими учреждений.


Церковь. В Византийской империи наряду с государственным существовал церковный аппарат управления филантропической деятельностью. В Константинопольской патриархии была учреждена выборная должность канстрезиоса для выполнения функций контролера за пожертвованиями от частных лиц, императорской семьи, государства. Другой церковный чиновник, нумадот, осуществлял раздачу денег нищим, а также чиновникам.


В митрополиях и епископиях церковное управление находилось в руках митрополита и епископов. В соответствии с церковным и государственным законодательством епископ отвечал за все благотворительные учреждения в его диоцезе. В полномочия епископа входило назначение управляющих данных учреждений. В дальнейшем эти полномочия были подтверждены императорскими законами Василия I Македонянина (867–886 гг.), Льва IV Мудрого (886–912 гг.), Александра (912–913 гг.), зафиксировавшими, что «ксенодохии, носокомии, брофотрофии и начальники всех других филантропических заведений, и священнослужители в них подчинены епископу, к юрисдикции которого они принадлежат, и кому власть дана…».


Должности, которые занимали управляющие благотворительных учреждений, имели различный статус. Например, если к соискателю должности ксенодохоса, управляющего ксенодохиями, возможно, первоначально не предъявлялось каких-либо определенных требований, то при Юстиниане I претендовать на эту должность мог только пресвитер. Требования к пресвитеру вырабатывались с IV в. многими деятелями церкви. Вслед за Отцами Церкви Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий, Иероним, Григорий Двоеслов и др. осмысляли богословское учение о священстве. В соответствии с их учениями избираемый пресвитер должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не допускались новообращенные, недавно принявшие христианство).


На управляющем ксенодохии лежала большая ответственность, он не только проводил финансовые операции, если была в том необходимость, но и мог продавать в интересах учреждения часть его имущества, закладывать его под проценты. Кроме того, ксендохос отвечал за безопасность паломников и путников, прибывающих на византийские земли, так как пьянство, воровство, убийство, проституция в ксенодохиях были не редкостью, несмотря на то что власть и церковь боролись с этими явлениями.


Не случайно должность управляющего ксенодохиями для многих церковных иерархов была первой ступенью их «карьерной лестницы», некоторые из них становились епископами, входили в аппарат управления церкви.


Идеологема помощи


В Византийской империи филантропия осмыслялась не только как философская и теологическая абстракция, характерная для традиции античного познания. Филантропия возводилась в политический принцип, подразумевавший поддержку социально уязвимых слоев населения, а также институализацию ее формы путем создания различных учреждений. По этим характеристикам филантропия в период Византийской империи отличалась от филантропии Древней Греции, под которой понимали любовь к божеству, к человеку, которую рассматривали как особую форму гостеприимства, направленную на поддержку сирот, пожилых и немощных.


Теологическая идеологема филантропии нового времени складывалась в рамках монастырского служения Всевышнему, который требовал милосердия к собратьям, а дела милосердия гарантировали всем спасение и вечную жизнь. Эти новые общественные установки формировали тот социальный фон, на котором складывалась филантропическая деятельность в Византийском государстве. Теологическая идеологема филантропии принимается властью, а также имперским судом.


Именно в этот период предпринимается попытка воплотить в жизнь идею «симфонии» – единства власти и церкви в осуществлении концептов общественного социального служения.


Доктрина «симфонии» оформляется при императоре Юстиниане I, в соответствии с ней государство заботится об общем благе всех христиан, а церковь должна нести ответственность за нравственный порядок. Литургия как священное служение Богу принимает в Византии форму гражданского служения. Социальная деятельность государства и христианское служение церкви протекали в едином русле, вот почему и организационно, и идеологически филантропия на государственном, конфессиональном и частном уровне осуществлялись институционально (рис. 3.1).


В византийской концепции государственности филантропия утверждалась как важнейший признак власти. Эллинистическая традиция классической Греции, идущая от Сократа, Платона и Аристотеля, и идеология христианского мира сформировали византийскую государственную доктрину филантропии.


В ее основании – византийский правитель, наместник Бога, подобный Всевышнему в проявлении человеколюбия. Человеколюбие – главное качество императора как наместника Бога на земле. Практика благотворительности – это разделительная черта между Богом и человеком, и если солнце характеризует свет, то императора – благотворительные дела. Византийская политическая философия с IV по XII в. строго следовала данной доктрине.


Рис. 3.1. Концептуальная идеологема помощи в Византийской империи


Человеколюбие как символ власти становится неотъемлемой частью жизнедеятельности императора и его семьи. Недаром, как свидетельствуют современники, на приеме у правителя императора с императрицей приветствовали не иначе как «Благотворители мира!».


Во время коронации император давал присягу, письменный текст которой затем передавался патриарху. В присяге император клялся не только следовать вере, но и обещал быть человеколюбивым, воздерживаться от применения смертной казни, подчиняться правде и правосудию.


Субъект помощи


Государство. Государственная помощь со стороны императора и императорской семьи могла быть:


• экстраординарной – при землетрясениях, пожарах, массовом голоде, холодных зимах, выкупе пленных, проведении торжеств по случаю коронации, побед и т.д.;


• постоянной – при организации благотворительных учреждений (больницы, сиротские дома, богадельни, приюты, лепрозории), проведении традиционных праздников с раздачей денег из казны (народу и сенату), даров церкви.


• Государство имело штат чиновников, которые следили за содержанием благотворительных учреждений и их финансированием из казны.


Церковь. Филантропическая деятельность церкви, служение которой рассматривалась как государственная служба, управлялась через аппарат патриарха, которого выбирал император. Позднее к благотворительности подключились монастыри; они имели в качестве утвержденных строений больницы и странноприимницы, где работали монастырские врачи, оказывающие медицинскую и материальную помощь.


Частные лица. Филантропы, как правило, состоятельные частные лица, строили больницы, монастыри, церкви, приюты для детей и стариков. Такая деятельность поощрялась государством за счет предоставления льгот в виде снижения налогов.


Объект помощи


Бедные. В Византии бедные и нищие относились к разным слоям населения. Бедность вписывалась в идеологемы христианского государства и не считалась общественным позором, была «легализована» государством. В социальной структуре общества бедным был тот, кто имел определенную собственность, достаточную, чтобы избежать голода. Бедные обладали правом голоса на политических собраниях, им позволялось иметь по рабу, а в некоторых случаях и по нескольку рабов. Очень часто «демос» и «бедный» использовались в качестве синонимичных понятий, особенно в политических контекстах. Государство большую часть своих усилий направляло на помощь и поддержку бедным. Однако власть не поощряла «праздной бедности», когда население, имеющее возможность самостоятельно решать свои проблемы, стремилось перенести их на государственные службы.


Институты помощи и система финансирования


ГОСУДАРСТВО


Праздничная филантропия. Следуя традициям Римской империи, византийские императоры, чтобы получить расположение народа, несли большие расходы на всенародные праздники, которые проводились не только по случаю коронации, рождения, побед, но и постоянно – в Рождество, на Пасху и др. В праздниках, сопровождавшихся пиршествами и зрелищами, принимали участие патриарх, духовенство, высшие чиновники и политические деятели, а также беднейшие слои населения. Традиционно на ипподроме устраивались массовые зрелища для народа – скачки, борцовские бои или спектакли с дикими зверями, на которых одновременно могло быть свыше 24 тыс. зрителей.


Однако, чтобы сократить расходы на увеселения, власть постепенно сводит количество праздников до двух в год, 11 мая и 25 декабря.


Выплаты народу. Византийские императоры осуществляли регулярные выплаты народу, сенату и войскам либо «прощали» населению недоимки налогов. Так, Марциан (450–457 гг.), придя к власти, не стал взимать с населения недоимки налогов за десять лет, а сенаторов и вовсе освободил от налога на собственность. Константин Багрянородный (913–959 гг.) пожаловал церкви и двору 144 000 золотых номисм, гарнизону и чиновникам – 1000 милисариев. Юстиниан II (685–695 гг. и с 705 по 711 г.) в один год раздал народу, армии, врачам и адвокатам 518 400 номисм, а Алексей III в XI в. выплатил солдатам все деньги, собранные для похода против болгарских валахов. В XIII в. Михаил VIII пожертвовал из казны 4 320 000 номисм, а Никифор Вотиат раздал столько денег безработным и нищим в столице, что они, по словам современника, стали богачами.


Выплаты завоевателям. В связи с тем что территории империи все время подвергаются набегам и завоеваниям, в рамках института гостеприимства появляется особый вид выплат – крестоносцам и посланцам, вынужденная дипломатическая мера в отсутствие сильной армии. Так, император Алексей, принимая Готфрида Бульонского «со товарищи», как писал хронист, ежедневно выдавал тому столько золота, драгоценных камней, шелковых тканей, что унести все это могли двое, а то и четверо крестоносцев. Как только крестоносцы вошли в пределы империи, Алексей следил, чтобы в городах, где они останавливались, их ожидали припасы и богатые подарки.


Общественные работы. Одной из форм императорской помощи демосу в Византийской империи являлись общественные работы. Общественные работы не только позволяли контролировать «праздных» людей, но и производить работы по поддержанию публичных строений и коммуникаций (водохранилищ, водостоков, общественных бань), для этих целей существовали государственные службы общественных работ.


Однако в действиях властей наблюдаются противоречия: чтобы решать проблемы с безработицей и праздными нищими, они ужесточают контроль в столице, но при этом ввозят рабочих и ремесленников из других местностей для обслуживания общественных зданий и сооружений. Так, Константин V ввозит из Азии и других мест империи 6900 рабочих и ремесленников для обслуживания за счет казны дворцового и общественного водохранилищ, для очистки водостоков восьми общественных бань и для работы на 20 общественных мельницах, обеспечивающих столицу хлебом.


Пожертвования церкви. Филантропия императоров распространялась на институт церкви. Строительство церквей и монастырей, жалование земельных участков, освобождение от налогов и выдача бесплатного зерна – таковы основные формы императорской благотворительности. Особое место в ней занимали дары церкви в виде сосудов для службы, украшений, богослужебных книг.


Строительство церкви Святой Софии в Константинополе обошлось казне в 23 млн номисм, при Юстиниане I этой церкви было пожаловано 365 различных земельных участков. Алексей I Комнин в 1093 г. даровал монастырю Святого Иоанна Предтечи 300 модий пшеницы. Известно также, что 110 мастерских, принадлежащих церкви Святой Софии, были освобождены от налогов.


Государственная институциональная помощь. В Византийской империи основными институтами помощи и поддержки были больницы, приюты для паломников и странников, для нищих и престарелых, сиротские дома, лепрозории, кладбища для нищих.


В период правления Юстиниана I (527–565) были заложены две больницы в Иерусалиме, они были предназначены для монахов и паломников. Первоначально планировалось построить больницу на 100 кроватей, но затем их число было увеличено до 200, ежегодно из государственной казны выделялось около 2000 номисм на ее содержание.


Юстиниан I построил и расширил больницы в Константинополе. Между церквями Святой Софии и Святой Ирины некто Самсон построил дом для людей «с тяжелыми заболеваниями». Однако в период восстания Ника, в 532 г., здание было разрушено. Юстиниан восстанавливает его, учреждение становится не только более вместительным, но и берется на государственное содержание. Его супруга, императрица Феодора, способствовала появлению еще двух учреждений подобного типа, известных как Дома Исидоры и Аркадии.


В 1118 г. к власти приходит Иоанн II Комнин, с именем которого связано одно из крупнейших филантропических учреждений Византийской империи. Император вместе со своей женой Ириной в 1136 г. основал Пантократор, храмовый комплекс, который имел больницы различного профиля.


В период правления Юстиниана II (705–711 гг.) упоминается о лепрокомии Зотика, или лепрозории, построенном императором и его женой Софией. Согласно источникам, Юстиниан жертвовал в это учреждение деньги и посуду, создавал необходимые условия, чтобы прокаженные могли там получить покой и приют. Известно, что еще при Юстиниане I существовало три ксенодохии, приюты для паломников и путешественников. По его распоряжению такие приюты были построены в Константинополе, Иерусалиме и Иерихоне. В Константинополе был основан Дом Исидоры, названный так в честь императрицы Исидоры, которая принимала непосредственное участие в его открытии. Юстиниан I не только строил, но и восстанавливал ксенодохии. После персидского вторжения 540 г. в Антиохии были сожжены многие дома и учреждения, Юстиниан выделил 4000 номисм на восстановление гостиницы для паломников и в дальнейшем в период своего правления отпускал такую сумму ежегодно.


Императрица Ирина (797–802 гг.) основала своеобразный комплекс учреждений для «смерти, жизни и здоровья»: для смерти – кладбище, для жизни – общественную столовую (параситейн), для здоровья – ксенодохию, выполнявшую функции больничного комплекса, – все вместе это определялось как ксенодохия Ирины.


В VI столетии Юстиниан I много средств тратил на ремонт и постройку домов для нищих не только в столице, но и во многих других городах империи. Дошли сведения, что он основал дом для бедных Святого Романа в Армении, построил такой же дом в Бастре, восстановил комплекс зданий в Курикосе, в Памфилии, возвел птохос Святого Михаила. Юстиниан считал, что дома для нищих должны подчиняться тем же законам, что и другие благотворительные учреждения, возможно, как полагают исследователи, это означало, что в период его правления они еще не были освобождены от налогов.


В XII в. Алексей I Комнин (1081–1118) добавляет к филантропическому «комплексу» «новый город», несколько учреждений для нищих, представлявших собой двухэтажные строения: причем помощь там получали не только престарелые, но и инвалиды, хромые и слепые.


В Византии были достаточно широко распространены герокомии, или приюты для престарелых. Известна герокомия в окрестностях Празины, основанная при императоре Маркиане (450–457 гг.). Это учреждение то разрушается, то на некоторое время становится резиденцией одного из приближенных Льва III (717–741), пока при Константине V (741–775) опять не передается под приют для престарелых. Как свидетельствуют средневековые источники, в Иерусалиме V в. герокомий было множество. Их основателями были не только церковные деятели, но и члены императорской семьи. Императрица Евдокия (408–450), открывшая приют для престарелых, рядом построила часовню во имя святого Георгия. В Х в. приют для престарелых основал Лев VI Мудрый, или Философ (886–912). Той же традиции следуют и Константин IX Мономах (1042–1054) , и Иоанн II Комнин (1118–1143), открывший приют для престарелых в комплексе Пантократор.


Об основании в Византии первых сиротских домов говорить довольно сложно, так как дифференциация благотворительных учреждений начинается со времени правления Юстиниана I. В тогдашнем законодательстве имеются свидетельства о существовании домов для сирот, орфанотропий. Так, закон не только освобождал данные институты помощи от пошлины, но и прописывал обязанности опекунов, затрагивал вопросы собственности детей-сирот, защиты и дальнейшего их существование вне института помощи. Особое место среди домов для детей-сирот принадлежало приюту Святого Зотика. Другим приютом для детей-сирот был приют Святого Павла, о котором известно только, что он финансировался в период правления Юстиниана II и, как пишут историки, в течение нескольких столетий функционировал достаточно успешно.


Если при Юстиниане I на содержание сиротских домов выделяется 443 номисм, то при Льве VI, в начале Х в., эта сумма увеличивается вдвое.


При Никифоре I (802–811 гг.) ситуация резко меняется, так как война против болгар требовала денег. Император (сменивший к тому времени латинский титул на греческий «василевс») облагает налогом все филантропические учреждения, включая и сиротские дома, что существенно осложняет их существование.


В 1032 г. землетрясение разрушило много зданий в Константинополе, не миновала эта участь и приют Святого Павла. После восстановления при императоре Романе III (1028–1034 гг.) приют получает в свое распоряжение большой земельный участок и начинает финансироваться из налоговых поступлений. По свидетельству историков, приют Святого Павла принимал грудных младенцев и занимал большой городской квартал в Константинополе. Как и многие филантропические учреждения, приют оказывал помощь не только детям, но и давал убежище старикам и инвалидам. В конце XI в. приют был закрыт и вновь восстановлен уже в рамках филантропической программы восстановления учреждений помощи и поддержки при правлении Алексея I Комнина после его возвращения из экспедиции против турок. Император, который не прочь был прослыть просвещенным филантропом, стремился подобно Василию Великому создать «Новый город», поэтому возводил масштабные филантропические учреждения. Он строил приюты и школы для сирот, при этом стремился дать им лучшее образование.


Из мемуаров его дочери Анны мы узнаем, что комплекс Святого Павла был столь велик, что не хватило бы и дня, чтобы его весь обойти, тысячи нуждающихся жили там и получали пропитание. Управлением этого комплекса ведал важный имперский сановник.


После разрушения и разграбления крестоносцами византийской столицы в 1204 г. филантропический комплекс Святого Павла был частично восстановлен в период правления Михаила Палеолога (1259–1282), Тогда же была восстановлена школа возле «старого приюта» и в нее назначен директор, однако не совсем ясно, предназначалась она для приюта или для всех желающих.


Существуют сведения о существовании таких филантропических учреждений, как ксенотофии, или кладбища нищих. В Византии церковь и государство имели специальные средства для похорон и отведенные под кладбища земли. Пульхерия, жена императора Марциана, способствовала организации ксенотофий. Позднее, в начале IX в., императрица Ирина давала большие кредиты для организации кладбищ для бедных и бродячих нищих. Юстиниан I, Лев VI и другие императоры подтверждали необходимость существования данных институтов по всей империи.


КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ


Наряду с государством масштабную филантропическую помощь оказывала Византийская церковь. Церковные служители инициировали строительство больниц и приютов для бедных, сиротских домов.


Как филантропическое учреждение больница, по мнению исследователей, появилась в IV в. благодаря Василию Великому, епископу Каппадокии. Больница выполняли функции лечения и призрения бедных. По инициативе Василия Великого создается целый комплекс помощи и поддержки для нуждающихся.


Григорий Нисский, современник Василия Великого, считал, что данный комплекс был одним из чудес света наряду с пирамидами Хеопса, Колосом Родосским и др. Масштабные постройки, в которых располагались больницы, дома для прокаженных, отдельно для паломников, строения для врачей, поваров и другой обслуги, позволили Григорию Нисскому говорить о «граде благочестия». «Новый город» принимал всех, кто нуждался в помощи, он стал филантропическим центром, оказавшим влияние на развитие помощи в Византии.


Подобно святому Василию в V в. Вассианос, епископ Эфеса, построил больницу на 70 пациентов. Организация больниц епископами – распространенное явление, связанное не столько с социальным, сколько с конфессиональным подходом к помощи нуждающимся.


Считалось, что братская любвь к ближнему лучше выражается при посещении больного, когда разделялись его боль и страдания.


В V в. епископ Феодосий Кенобит Великий не только призывал верующих к ежедневному посещению больных, но и организовывал новые больницы. Известен возведенный им комплекс зданий, каждое из которых предназначалось престарелым монахам, странникам, беднейшим слоям населения. Несколько десятилетий его больничный комплекс служил людям.


В VI столетии в Византии государство и церковь многое делали для решения социальных проблем, возникших в результате голода, нашествия саранчи, вспышек эпидемий, которыми сопровождался голод. В Эдессе обессиленные люди, по свидетельству современников, «умирали от голода в портиках и на улице». Церковь прикладывает много усилий, чтобы спасти людей. Больница возле главной Церкви не могла вместить всех обездоленных, но священники не ограничивались медицинской поддержкой, они кормили нуждающихся и выполняли санитарные функции, осуществляя захоронения умерших.


В VII–VIII вв. Андрей, архиепископ острова Крит, проводит ряд «социальных программ». До своего перевода на остров он служил настоятелем приюта и дома для бедных в Константинополе. На Крите он организует строительство больницы для бедных, которую финансирует из средств епископства.


В ряду церковных деятелей на рубеже VI–VII вв. своими благотворительными делами выделяется Иоанн Элимон, архиепископ Александрии. Биографы приписывают ему организацию нескольких больниц и приютов для бедных. Особо упоминается, что во время голода архиепископ предоставлял беременным женщинам больницу не только под родовспоможение, но и как спасение от голода. В обычное время женщина, родившая в больнице, могла оставаться в ней на попечении не больше семи дней.




История социальной работы. Учебное пособие

Рассмотрены важнейшие проблемы и этапы становления социальной работы как общественной практики, области познания и направления образования. С позиции парадигмального подхода дан анализ динамики развития социальной работы в ее важнейших системных связях. Показано влияние социально-исторического контекста на формы, виды и направления помогающих практик. Написано в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Направлено на развитие профессиональных компетенций социального работника. Для бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа». <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_sotsialnoy_raboty_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

269
 Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Рассмотрены важнейшие проблемы и этапы становления социальной работы как общественной практики, области познания и направления образования. С позиции парадигмального подхода дан анализ динамики развития социальной работы в ее важнейших системных связях. Показано влияние социально-исторического контекста на формы, виды и направления помогающих практик. Написано в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Направлено на развитие профессиональных компетенций социального работника. Для бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа». <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_sotsialnoy_raboty_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История социальной работы. Учебное пособие" (Фирсов М.В.) охраняются законодательством!