Наука Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

История социальной работы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2013
ISBN: 9785392128723
Язык:
Объем текста: 406 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Тема 1. Методологические проблемы институционализации социальной работы

Тема 2. Становление исторических форм практики помощи в государствах Древнего мира

Тема 3. Помощь и поддержка нуждающихся в период Средневековья

Тема 4. Помощь социальным группам в период просвещения – промышленной революции

Тема 5. Становление практики социальной работы в ХХ в. в системе социального обеспечения

Тема 6. Становление теории социальной работы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ТЕМА 2.
СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ ПРАКТИКИ ПОМОЩИ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА


Основные понятия


Алименты (лат. alimenta – пища, содержание) – система мер в Древней Греции и Риме по содержанию детьми родителей в старости или в случае болезни; у греков – государственное обеспечение пожилых и неработоспособных граждан и детей-сирот. В Риме с постепенным уменьшением неограниченной власти отца в период империи законодательно закрепляется содержание одних родственников другими согласно кровному родству и законному браку; внебрачными детьми матери и ее родителей.


Архонт – одно из девяти высших должностных лиц, выбираемых ежегодно в древних Афинах. Различали архонта-эпонима, архонта-басилея, архонтаполемарха и др. В период правления Перикла первый архонт-эпоним наряду с выполнением других обязанностей должен был заботиться о сиротах и вдовах, о девицах, наследницах (о выдаче их замуж и назначении опекунов), о семейных делах граждан.


Закон XII таблиц – один из древнейших сводов законов (V в. до н.э.) римского права, изложенных на двенадцати досках-таблицах. Нормы законов относились к судопроизводству, гражданскому, административному праву. Педоном – в Древней Греции избираемое должностное лицо в полисах, в обязанности которого входили организация школьного обучения и наблюдение за поведением и воспитанием молодежи.


Фиала (греч. phi ale) – сосуд, употреблявшийся в Древней Греции для культовых и бытовых нужд. Имел форму широкой плоской чаши с тонкими стенками, слегка загнутыми внутрь краями и полусферическим выступом на дне.


Эргастерия (греч. ergasteria от erg azornai – работаю) – в Древней Греции, на эллинистическом Востоке, затем в восточных провинциях Римской империи и позднее в Византии ремесленные мастерские.


2.1. Филантропия в Древней Греции в эгейский период и во времена Гомера (XII–VIII вв. до н.э.)


Социально-политическое и государственное устройство


Эгейский период истории Древней Греции связывают с развитием крито-микенской культуры (до XII в. до н.э.). Именно в это время осуществляется переход от родового общества к государственной организации полисного типа.


В VIII в. до н. э. греческие племена селились родами (генос), из родов составлялись фратрии (братства), а фратрии объединялись в более крупные общности – филы (племена). Наряду с главами рода появляются предводители фратрий и фил, с которыми глава рода делит власть.


Однако уже на данном этапе намечается расслоение общества на социальные группы, в основе этого процесса лежит складывающееся имущественное неравенство и профессиональное распределения труда среди населения.


В гомеровскую эпоху с изменением родоплеменной общины можно выделить, согласно исследованиям Э. Бенвениста, слой базилевсов и ванактов, которые представляли различные уровни власти, родовой и племенной. Родовые вожди были достаточно многочисленны, так как не произошло полного разложения родового строя и у них были определенные функции власти, распространявшиеся, скорее всего, в пределах своего рода. Подтверждение тому находим в песне 16 «Одиссеи», когда узнаем о знатных женихах, богатых наследниках своих территорий, которые приехали свататься к Пенелопе:


Ведь женихов не один тут десяток, не два, а гораздо
Больше…
Остров Дулихий прислал пятьдесят сюда два человека Юношей знатного рода, и шесть прислужников с ними. Двадцать четыре пришли жениха на Итаку из Зама,
С Закинфа двадцать ахейцев тут есть молодых, из Итаки ж
Нашей двадцать, все люди родов наиболее знатных…


(Перевод с древнегреческого В. Вересаева)


Другой пример. В той же поэме во время пребывания Одиссея у феаков говорится о 13 приглашенных на пир «басилеях», они не обладали верховной властью, а выполняли все требования верхового правителя, ванакта.


Ванакт же обладал реальной политической властью, которая, возможно, распространялась на определенную территорию. Царская власть несла в себе не только ряд привилегий, но и ряд обязанностей, которые были направлены на благополучие народа.


Из поэм Гомера мы узнаем, что был и другой слой населения, состоявший из жрецов, ремесленников, прорицателей, певцов, глашатаев, они представляли слой демиургов. К ним можно отнести и первые корпорации врачей. Гомеровский эпос, дающий представление о микенской эпохе, рассказывает об Асклепии, сыне Аполлона, который, будучи искусным врачевателем, не только спасал от смерти, но и воскрешал умерших. Зевс испугался, что люди могут спасти друг друга, и убил его, «поразив своим перуном». У Асклепия было два сына, Подалирий и Махаон, которые принимали участие в осаде Трои. Возможно, они оба были врачевателями. Про одного из них, Подалирия, сказано, что во время осады Трои он исцелил Филоктета. Потомком Асклепия считал себя и Гиппократ.


В этот же период наблюдаются социальные группы, не связанные родовыми отношениями, – метанасты, переселенцы, феты и нищие.


Форма государственного управления


В данный период основная власть находилась в руках ванактов и басилевсов, роль народных собраний, возможно, не была столь значительной, какой она станет в более позднее время. Так, за время 20-летнего отсутствия Одиссея в Итаке никаких народных собраний не было, даже когда женихи Пенелопы «практически оккупировали» территорию Итаки.


Власть басилевсов распространяется на все сферы жизни человека в древнем обществе. Так, российский исследователь В.В. Латышев считал, что царь являлся не только военачальником, который должен был обладать силой, мужеством, отвагой, знанием воинского искусства, но и был опорой правосудия, т.е. управлял обществом.


Возможно, новые функции правителей появляются в связи с тенденциями имущественного расслоения, когда потребовались новые формы идентичности и интеграции общности в связи с ослаблением кровно-родственных отношений.


Как отмечал Э. Бенвенист, правитель был ответственен за увеличение изобилия на своей территории, такой виделась обществу его сакральная функция, таковы были представления о «праведных» и «неправедных» царях.


В «Одиссее» мы встречаем следующее похвальное слово праведным царям:


Праведный царь, это тот, который
Правду творит он; в его областях изобильно родится
Рожь и ячмень, и пшено, тяготеют плодами деревья,
Множится скот на полях, и кипят многорыбием воды;
Праведно царствует он, и его благоденствуют люди…


Неправедные цари, не стремящиеся к процветанию своего народа, подвержены гневу и проклятию Зевса, который наблюдает за их деяниями.


Таковы ранние общественные представления о правителях и их обязанностях в тот период.


Идеологема помощи. Объекты помощи


Доминирующую идеологему помощи во времена Гомера установить достаточно трудно. Это связано с тем, что согласно многочисленным исследованиям «Одиссея» и «Илиада» – произведения, которые не принадлежат одной эпохе и представляют собой «наслоение» текстов, созданных в различные исторические периоды. Вместе с тем можно вполне определенно обозначить структурные идеологемы помощи, которые находят отражение в тестах поэм.


В основе концептов помощи и поддержки лежат концепты родового патернализма, концепт архетипичеких страхов и древнейшие формы охранительной магии, принявшие во времена Гомера формы поддержки «незнакомцев».


Среди знатных людей в рамках традиций гостеприимства представлена поддержка между равноправными партнерами, ксеносами. Однако главная идеологема помощи и поддержки представлена концептам помощи Зевса – Ксеноса, которая должна распространяться на всех людей древнего общества. Схематически целостная концепция может быть представлена в следующем виде (рис. 2.1).


Древнейший концепт родовой защиты связан с охранительной магией. В основе лежали древнейшие архаические запреты на общение с иноплеменниками. Табу на общение связано было, как писал Дж. Фрезер, с представлениями о душе и подстерегающих ее опасностях. Поэтому изначально в родовом обществе в различных цивилизациях вырабатывается охранный механизм, связанный с магией защиты рода и племени.


Рис. 2.1. Целостная концепция идеологемы помощи во времена Гомера


Встречам с представителями иного племени предшествовали ритуальные действа. Перед тем как впустить в селение иноплеменника, члены поселения приносили в жертву животное, пищу, разжигали огонь, совершая обряд очищения.


Дж. Фрезер считал, что в основе этого обряда лежал страх перед иноплеменником, который мог магическим образом изменить жизнедеятельность общности. Постепенно обряд трансформировался, при этом отдельные его элементы – огонь, священное пиршество и жертвенное животное – приобрели иные смыслы – не только магические, но и утилитарные. А страх перед иноплеменником трансформировался в страх перед богом, которому полагалось принести жертву.


Это видно на примере встречи раба Евмея с нищим Одиссеем. Трапеза в доме Евмея одновременно и акт гостеприимства, и обряд очищения. Как считает Э. Бенвенист, свиньи, овцы, быки предназначались для жертвоприношения. Для совершения обряда животное готовят особым способом:


Прикололи его, опалили,
Быстро рассекли на части. Тогда свинопас, по кусочку
Мяса сырого от каждого члена на жир положивши,
Все это бросил в огонь, посыпав ячменной мукою.


Приготовленное мясо делится поровну между участниками трапезы, при этом «одну часть», помолившись, откладывают «для нимф и Гермеса». Жертва приносится Гермесу и нимфам не случайно. Если раньше очистительный обряд был направлен на сохранение племени, то теперь на защиту вверенного хозяйства. Гермес – покровитель пастушества, приумножающий приплод скота, и жертва приносится ему в знак уважения и в надежде на покровительство. Нимфы – божества природы, источник плодоносных сил. Обряд подношения «очистительной жертвы» становится сакральным ритуалом в честь покровителей.


Отметим, что иноплеменник, попадавший в пространство полиса или поселения, во времена Гомера идентифицировался определенным образом: или как странник, или как нищий, причем он не приходил из «ниоткуда», а был послан Зевсом. Евмей так объясняет свое отношение к нищему Одиссею:


Если б и хуже тебя кто пришел, не посмел бы я, странник,
Гостем моим пренебречь.
От Зевса приходит к нам каждый
Странник и нищий.


Условно эту древнейшую идеологему помощи можно представить как архаическую, связанную с охранительной магией.


Идеологема потлача. В основе идеологемы потлача, согласно М. Моссу, а также Э. Бенвенисту, лежала идея престижной траты. Как считают исследователи, дарение равному по социальному положению – своего рода акт состязания. Однако в случае с Одиссеем у царя феаков была реальная «помощь в трудной жизненной ситуации». Э. Бенвенист в дарении видел социальные основания взаимодействия между субъектами. И если первоначально это действие было строго связано с обменом пищей, где даритель рассчитывал на взаимность, отдар, то позднее это система усложняется. В основе дарения могли лежать социальные смыслы, дарение/помощь выступала в качестве контракта, акта включения субъекта в сферу своих ценностных отношений, в дружественный союз, который мог иметь и политические, и военные, и экономические основания.


В этом смысле примечательна следующая сцена. Менелай дарит Телемаху кратер, сделанный самим Гефестом. Богом огня и кузнечного дела, охранителем дома и племени, богом ремесла, того, что составляет основу экономического процветания человека, рода и племени:


Дам я в подарок тебе кратер превосходной работы;
Из серебра он отлит, а края у него золотые.
Сделан Гефестом. Его подарил мне Федим благородный,
Царь сидонцев, когда его дом, при моем возвращеньи,
Всех нас радушно покрыл. Кратер тот тебе подарю я.


Поистине царский подарок. Мы не знаем, что за сосуд был подарен Менелаем, но можем составить о нем представление по сделанным находкам. Обнаруженный у Шатильон-сюр-Сен, на юго-востоке Франции, на месте погребения Викс бронзовый кратер, датируемый 520 г. до н.э., имел высоту 1,64 м, объем 1200 л и весил 208,6 кг.


Помощь, оказанную Менелаю, и дар, поднесенный ему царем сидонцев, можно рассматривать как соглашение между субъектами, как приглашение к вступлению в дружественный союз. Не случайно, что Менелай «передаривает» подарок, сделанный ему «Федимом благородным».


Идеологема ксеноса. Э. Бенвенист на основе анализа социальной лексики показал, что иноземный гость, ксенос, прибывший в чужую страну, должен был попадать под защиту хозяина, поскольку как иностранец он лишался всяких прав. Найти защиту чужеземец мог только в том доме, с хозяином которого он состоял в отношениях «гостеприимства», оказания взаимных услуг. Быть гостеприимным означало «противопоставлять свое человеколюбие варварству окружавших их народов».


Отношения помощи и поддержки между гостем и хозяином отражают отдельные эпизоды «Одиссеи». Например, в сцене с участием Афины, принявшей вид странника:


с гордостью я заявляю, что мы с Одиссеем друг другу
Давние гости…


следует ее ответ добивавшимся руки Пенелопы женихам о статусе беззащитного иноземца.


Идеологема Зевса–Ксеноса. Идеологема помощи и поддержки во времена Гомера переживет переходный период: еще существуют родовые нормы помощи и поддержки, но они уже связываются с культом бога Зевса.


Традиционно в отечественной и зарубежной научной литературе, например, в трудах В. Латышева, А. Лосева, М. Нильсона, Дж. Сисс, М. Детьена, человеколюбие богов и в частности Зевса объясняют патерналистскими отношениями, которыми он связан и с миром богов, и с миром людей.


Патерналистские функции Зевса распространяются на всех людей, независимо от их родовой принадлежности. Зевс – справедливый защитник всех, в том числе социально уязвимых, нищих, чужестранцев. Евмей объясняет женихам причины появления на пиру нищего Одиссея, он посланник свыше, он посланник Зевса:


Сам посуди: приглашает ли кто человека чужого
в гости к себе, если он не бывает полезен для дела?
Или гадателей, или врачей, иль плотников ловких,
Или же вещих певцов, чтоб нам песнями радость давали,
Эти для смертных желанны везде на земле беспредельной,
Нищего ж кто пожелает позвать, чтоб его ж разорял он?


По мнению М. Нильсона, оказывая покровительство чужеземцам, нищим, т.е. социальным изгоям, Зевс придерживался неписаных законов и обычаев, на которых держалась власть отца огромного семейства, именуемого человечеством. Поэтому только ему дано решать, «полезны» или «не полезны» те или иные люди. Следование законам Зевса – в этом смысл человеческого бытия.


С точки зрения А. Лосева, А. Тахо-Годи, именно Зевс вложил в людей такие качества, как стыд, совесть, необходимые для социального общения. Боги, наиболее близкие к людям, проверяли эти качества у людей. Помощь нищим, странникам как раз и была действенным средством проверки богами этих качеств у человека. Примечательна в этом отношении сцена, где Одиссей просит подаяния у женихов, при этом Афина


…близко меж тем подошла к Одиссею, Лаэртову сыну,
И женихов обходить приказала, прося у них хлеба,
Чтобы узнать, кто меж ними порядочный, кто беззаконный.
Впрочем, из них никого пощадить не сбиралась Афина.


Нарушая законы гостеприимства, человек, не оказавший помощь и поддержку нищим, попадал под гнев эриний, богинь мщения, которые безжалостно карали за несправедливость. Одиссей, просивший милостыни у женихов и не получивший ее, молит богов и эриний:


Пусть Антиноя постигнет смертельный конец вместо брака.
Вмиг тебя вытащат из дому вон и всего искалечат!


Поддержку грека в период архаики можно отнести к сакральному традиционализму, в основе которого лежали «феномены испытания». Древнего человека жизнь все время испытывала на выживание как в мире природы, так и в мире людей. Древние люди считали, что боги находятся рядом с ними и могут принимать различные обличия, испытывая их. Так, женихи предупреждают Антиноя, обидчика Одиссея:


Нехорошо, Антиной, что несчастного странника бьешь ты!
Гибель тебе, если это какой-нибудь бог небожитель!
В образе странников всяких нередко и вечные боги
По городам нашим бродят, различнейший вид принимая,
И наблюдают и гордость людей, и их справедливость.


Можно отметить, что в основе древнейшей сакральной филантропии лежала религиозная практика почитания богов. Быть богобоязненным – значит, выполнять определенные нормы поведения, в том числе по отношению к нищим и странникам.


Таким образом, идеологема помощи во времена Гомера имеет сложную систему обоснований, поскольку оформлялась в период зарождения полисных отношений и разложения родовых.


Субъекты помощи


Во времена Гомера обозначаются новые тенденции в определении субъектов помощи. В соответствии с доминирующей идеологемой поддержки филантропия проявляется как в виде индивидуального поступка, так и в форме коллективной родовой поддержки.


В формах индивидуальной помощи каждый грек персонально, независимо от своего социального статуса, должен был «проявлять» «любовь к человечеству», как того требовал Зевс. Причем каждый оказывал «помощь по силам своим», но в рамках своего социального слоя. Позднее этот подход будет основополагающим в доктринах мировых религий, таких как иудаизм, христианство, ислам.


Демос. Народ оказывал помощь по своим силам и возможностям, делясь с нуждающимися натуральными продуктами. Такой вид кормления был, наверное, достаточно распространенным. Так, Телемах советует Евмею сопроводить нищего Одиссея в город, где тот «побирался бы по людям». Какой вид помощь мог оказать народ, можно судить на примере встречи Евмея с нищим Одиссеем. Евмей одаривает странника житной мукой, мясом, вином. Причем в пришельце он видит посланника богов.


Одиссей, который предстал перед ним в образе нищего, как и все нищие, имел обязательный атрибут – посох, используемый путником при передвижении. Э. Бенвенист рассматривает посох путешественника как определенный символ, который связывает его с Зевсом. Посох не только утилитарный предмет, необходимый для перемещения, он выполняет определенную знаковую функцию – посох принадлежность вестника. Исследователь считает, что странник с дорожным посохом выполнял эту функцию, соединял в себе «человека идущего, человека, облеченного властью, человека-рупора». (В дальнейшем этот символ можно обнаружить в период христианства, где посох – это не только атрибут пилигрима, но и атрибут власти: епископы в католической христианской церкви имеют посох в качестве символа управления паствой.)


Поэтому не только следование законам богов, но и умение «читать символы» заставили Евмея организовывать трапезу в сакральных традициях и ритуалах. Каждый элемент трапезы начинается с жертвы богам, так было с мясом, так было и с вином:


В жертву вечно живущим богам принес он начатки
И, совершив возлиянье из чаши вином искрометным,
Чашу вручил Одиссею и сел перед собственной долей.


Однако просителю могли оказать помощь только в рамках своих возможностей и не сверх этого. Например, когда Одиссей, решив испытать Евмея, просит у него хитон, тот ему отказывает, сославшись на ограниченность средств и возможностей, хотя, укладывая Одиссея спать, укрывает его и шкурами, и шерстяными плащами.


Знатные люди. Дар знатных людей тем же нищим был более весомым, чем скромная помощь демоса. Представители знатных сословий рассматривали помощь как престижную трату, например, за весть, которая могла иметь определенную ценность для дарителя. Так, Пенелопа предлагает одежду только в обмен на весть об Одиссее:


Если уверюсь, что мне сообщает он полную правду,
Я его в платье одену прекрасное, в плащ и рубашку.


Могли быть и другие формы проявления «филантропии». Пришелец мог каким-нибудь поступком расположить к себе знатных людей и в награду получить вознаграждение. Так, Одиссей в поединке побеждает другого нищего, Ира, и получает в награду от знатных женихов со стола


…огромный желудок,
Полный жира и крови. Достал Амфином из корзины
Целых два хлеба, поднес Одиссею, вложил ему в руки…


Однако помощь нищим оказывалась не всегда и непостоянно. Так, из песни 17 мы узнаем, что первоначально Телемах, сын Одиссея, не намерен был оказывать помощь нищему страннику, мотивируя это тем, что:


…совершенно не в силах
Всех людей принимать. Забот и своих мне довольно.
Если ж на это обидится гость – самому ему будет
Хуже. А я говорить люблю только чистую правду.


Басилевсы и ванакты. Функции помощи и поддержки имели и иное содержание. В «Одиссее» можно встретить три сценария покровительства нуждающимся: народу, знатному страннику и нищему страннику.


Филантропия по отношению к демосу осуществилась в рамках патриархального патернализма. В этом проявлялись функции ванактов и басилевсов, находившихся со своими поддаными, как позднее напишет Аристотель, «в тех же отношениях, что глава семьи со своими детьми».


Помощь демосу могла быть и в форме жертвоприношения, когда правитель жертвует животных из своего стада для пира, посвященного какому-либо богу. Жертвоприношение, считал Э. Бенвенист, и следующий за ним праздник были не только показателем следования традициям престижной траты, но и показателем тщеславия, которое во времена Римской империи примет причудливые формы.


Наряду с выполнением властных полномочий и определенных функций по обеспечению родовой и семейной защиты, царь как «частное лицо» должен был уделять внимание субъектам, не входившим в круг кровно-родственных отношений. В этом проявлялась его не столько «политическая», сколько социальная активность, основанная на сакральных традициях и обычаях.


Как считают Д. Сисс и М. Детьен, почитание традиций, богов и страждущих – священный религиозный культ, система поддержки определенного общественного и религиозного порядка, за который в полной мере отвечал царь.


В «Одиссее» мы наблюдаем устойчивые модели поддержки странников и нищих со стороны царей. Эта была особая форма индивидуальной помощи, которая имела ритуальную основу. Здесь просматривается акт почитания в лице приходящего бога Зевса – Ксеноса, чему постоянно находим подтверждение у Гомера.


По отношению к знатным людям цари следовали определенному закрепленному сценарию оказания помощи, чего требовал, возможно, определенный ритуал. Обязательными были:


• встреча, освобождение от ноши;


• приветствие, приглашение войти в дом;


• помощь в размещении за столом;


• предоставление пищи;


• расспрос хозяина;


• рассказ гостя;


• дар в соответствии с положением гостя;


• предоставление крова и услуг.


Объем помощи, оказываемой ванактом или басилевсом знатному гостю, мог быть очень значительным. Так, Алкиной отдает распоряжение, чтобы 12 царей преподнесли подарки Одиссею:


Надобно нам предложить по обычаю гостю подарки.
Правят ведь в нашей стране двенадцать царей превосходных
Нашим могучим народом: меж ними тринадцатый сам я.
Свежевымытый плащ и хитон и еще по таланту
Ценного золота каждый из них пусть для гостя доставит.


Талант золота как мера веса имел различные измерения: аттический составлял 20,4 кг, критский – 29 кг. Широкий жест царя феаков принес Одиссею помимо сносного «гардероба» еще и более 240 кг «ценного золота».


Род как субъект помощи. На основе гомеровского эпоса и других исторических документов можно выделить важнейшие признаки греческого рода как субъекта защиты и поддержки в данный период:


• происхождение по отцу;


• запрещение браков внутри рода;


• право усыновления родом;


• право взаимного наследования;


• оказание помощи друг другу и взаимной поддержки;


• участие в общеродовых праздниках и обладанием общеродовым кладбищем.


Институты помощи и система финансирования


Во времена Гомера кроме традиционных институтов семьи, фратрии и филы были особые институты помощи и поддержки в обществе. К ним можно отнести институты гостеприимства, нищих, гикесии, просительства.


Роль институтов семьи, фратрий и фил в деле взаимопомощи сохранится, как мы еще увидим, даже в более поздние времена. Поэтому здесь остановимся на тех институтах, которые, возможно, были специфическим проявлением организованной помощи и поддержки во времена Гомера.


Институт гостеприимства, описание которого находим у М. Мосса, основывался на отношениях субъектов, связанных культом взаимных обязательств, распространявшихся на семьи, племена и их потомков. Однако этот культ у Гомера имеет другую особенность.


В одних случаях, когда речь идет о помощи «равному», т.е. человеку из одного социального слоя (например, в ситуации Телемаха – Менелая), помощь – это услуга, инвестиция, которая, возможно, оплатится в будущем. Отсюда ритуал по заключению, условно скажем, контракта между ксендохосом и ксеносом. Такой контракт имел под собой определенные экономические основания. Отношения ксенодохоса и ксеноса устанавливались лишь при наличии необходимых материальных возможностей у принимающей стороны. А они были только у базилевсов и ванкатов.


Можно выделить несколько экономических оснований института гостеприимства. С одной стороны, это были материальные возможности состоятельного человека древнего общества, с другой – возможности, которыми обладал ванакт или базилевс как представитель института власти.


Кроме того, будучи представителем определенного социального слоя, ванакт мог вступать в специфический обмен дарами, принятый в данной социальной среде. С определенной долей условности этот акт можно обозначить как «передаривание», которое выполняло роль договора о взаимопомощи c представителями другого рода или племени.


Система финансирования института гостеприимства у правителей строилась на перераспределении материальных ресурсов, которое было характерно для периода разложения первобытно-общинного общества. Основой богатства властителей была царская доля от военной добычи и земельных угодий, многократно превышавшая долю остальных жителей полиса или рода.


Согласно исследованиям, правители во времена Гомера имели родовое поместье – часть общественной земли, которая передавалась по наследству. Как правило, земли обрабатывались рабами или отдавались в аренду. Можно предположить, что не только земледелие, но и скотоводство, и виноградарство как развитые отрасли хозяйствования приносили правителям значительную часть доходов.


Основу экономического благосостояния ванактов и базилевсов составляли также многочисленные рабы, которые использовались на различных работах, например приумножали стада, принадлежавшие правителям. Так, в хозяйстве Одиссея за свиньями, которых было 360, ходил раб Евмей и его шестеро сотоварищей, стада коз пас другой раб Меланфий, с тремя подручными. Да, кроме того,


...по двенадцать его там коровьих
Можешь стад увидать, свиных, овечьих и козьих.
Их и чужие пасут, и рабы самого господина.
А на Итаке – в конце ее самом – пасется вразброску
Козьих одиннадцать стад под надзором мужей превосходных.


Рабы создавали материальное благополучие правителей и в системе домашнего хозяйства. Домашнее хозяйство, как правило, вели женщины-рабыни, и здесь можно говорить о гендерном разделении труда в древнем обществе. В «Одиссее» говорится, что у царя Алкиноя 50 женщин-рабынь занимаются ремеслом и работают у жерновов. У Одиссея 12 женщин-рабынь перемалывают зерна, 20 идут к источнику за водой.


По мнению Н. Ярощука, основой ремесленного производства были эргастерии, в которых трудились рабы. Производимая ими продукция была дешевле, чем у свободных ремесленников, поэтому последние не могли конкурировать с рабами и разорялись.


Таким образом, состояние от консолидированных доходов, которые приносили война и натуральное хозяйство, позволяло ванактам делать щедрые подарки. Пример, как всегда, находим у Гомера. Находившийся в гостях у феаков Одиссей получает от царя столько даров, что разместить и увезти их можно было только на корабле.


Другим значительным ресурсом института гостеприимства у правителей была власть над своими подданными, демосом. Например, Алкиной, добавивший Одиссею подарков, намеревается возместить свои убытки сбором с народа.


Платье для гостя в сундук полированный сложено, также
Золото в тонких издельях и все остальные подарки,
Что поднесли ему вы, советчики славных феаков.
Вот что: дадим-ка еще по большому треножнику каждый
И по котлу. А себя наградим за убытки богатым
Сбором с народа: столь щедро дарить одному не по силам.


Среди даров самые загадочные – большой треножник и котел.


До сих пор не ясно, что это могло быть: деньги или некая ценность. О большой ценности подарка говорит тот факт, что Алкиной сам не в состоянии поднести этот дар, и ему необходима помощь народа.


Как считает исследователь Л.Н. Казаманова, котлы и треножник были первым призом в состязаниях, их стоимость приравнивалась к стоимости 12 быков. В переводе на деньги это более 600 драхм (один бык в V в. до н.э. стоил 50 драхм), а в пересчете в ценах на недвижимость это средний земельный участок.


Хотя справедливости ради отметим, что призы нельзя оценивать по современным меркам. Так, в песне 23 «Илиады» победители в играх в честь погребенного Патрокла получили:


• за первое место – двадцатидвухмерный треножник;


• за второе место – кобылицу шестигодовалую;


• за третье место – сребровидный умывальник;


• за четвертое – два таланта золота;


• за пятое – фиал двусторонний.


Сегодня мы бы сказали, что 40 кг золота более ценный приз, чем кобылица или умывальник.


И только ванакт, используя ресурсы власти, мог предоставить Одиссею судно с 52 гребцами, которые доставляют его на Итаку:


Юношей двух и еще пятьдесят к ним
Выберем в целом народе, кто всех наиболее надежен.
Все они пусть свои весла привяжут к уключинам, сами ж
Выйдут и, в дом наш пришедши, заботу приложат, чтоб быстро
Справить обед, а уж я в изобильи всего приготовлю.


Институт гикесии (просительства) имеет древнюю традицию, зародившуюся еще в недрах родового общества. Неслучайно обряд просительства известен всем народам мира и понятен в своей архаической форме. Ф.Ф. Зелинский считал, что институты гикесии и гостеприимства были родственными. Скорее всего они были взаимосвязаны, ведь просительство возможно тогда, когда есть институт, имеющий материальные ресурсы и способный удовлетворять определенные потребности просителей.


Институт общинных нищих был своеобразным институтом полиса, который имел свои экономические основания и легитимную систему существования. Система кормления общинных нищих основывалась, скорее всего, на перераспределении сельскохозяйственных продуктов различными слоями полиса в их пользу.




История социальной работы. Учебное пособие

Рассмотрены важнейшие проблемы и этапы становления социальной работы как общественной практики, области познания и направления образования. С позиции парадигмального подхода дан анализ динамики развития социальной работы в ее важнейших системных связях. Показано влияние социально-исторического контекста на формы, виды и направления помогающих практик. Написано в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Направлено на развитие профессиональных компетенций социального работника. Для бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа». <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_sotsialnoy_raboty_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

269
 Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие

Рассмотрены важнейшие проблемы и этапы становления социальной работы как общественной практики, области познания и направления образования. С позиции парадигмального подхода дан анализ динамики развития социальной работы в ее важнейших системных связях. Показано влияние социально-исторического контекста на формы, виды и направления помогающих практик. Написано в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Направлено на развитие профессиональных компетенций социального работника. Для бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа». <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_sotsialnoy_raboty_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История социальной работы. Учебное пособие" (Фирсов М.В.) охраняются законодательством!