Экономика Под ред. Тамбовцева В.Л. Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография

Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Экономика
Издательство: МГУ
Дата размещения: 04.02.2016
ISBN: 9785392209927
Язык:
Объем текста: 255 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Региональные условия хозяйствования. Глава 1. Особенности регулирования миграционных процессов в регионах российской федерации

Глава 2. Динамика налоговых инструментов улучшения инвестиционного климата в регионах России

Глава 3. Институциональная динамика государственно–частного партнерства на региональных рынках

Глава 4. Институциональные изменения в производстве государственных услуг на региональном уровне в России

Глава 5. Становление в России института сити–менеджеров

Раздел II. Региональные условия инновационной деятельности. Глава 6. Изменения региональной нормативно–правовой базы инновационной деятельности

Глава 7. Динамика форм координации предпринимательской деятельности

Глава 8. Анализ тенденций развития организационной поддержки инновационных процессов в регионах РФ



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 7. Динамика форм координации предпринимательской деятельности


Малозаметные институциональные изменения, происходящие в сфере создания инновационной национальной системы, потребовали нового взгляда на проблему выхода России из технологического тупика. Экспертное сообщество утверждает, что в рамках сложившихся административных структур и системы управления народным хозяйством России институты, которые должны способствовать инновационному развитию, формируются очень медленно. На сегодняшний момент инновационная система как таковая не сформирована, поскольку не решена проблема развития механизмов и регулирования взаимодействия бизнеса, государственного управления, науки и человеческого капитала. Тот факт, что действующая в России административная вертикальная модель управления справиться с такой задачей не в силах, очевиден каждому.


В России в настоящее время речь идет о необходимости разработки модели управления и обеспечения механизмов коммуникации всех участников инновационного процесса: предприятий крупного, малого и среднего бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских институтов, федеральных, региональных и местных органов власти, поскольку действия их часто оказываются разнонаправленными. Достижение эффективности этого взаимодействия возможно только при наличии гражданского общества, активно участвующего в процессах принятия решений, контроля и регулирования хозяйственной деятельности. Потому в основе успеха экономического развития России лежит эффективная работа по формированию институтов гражданского общества.


7.1. Развитие социальных институтов как необходимое условие инновационного преобразования российской экономики


Необходимость введения управленческих инноваций среди большинства российских компаний пока воспринимается скорее как исключение, чем правило современного бизнеса. Реально внедряются процессные инновации (на предприятиях черной и цветной металлургии, лесной, топливной, химической, нефтехимической и пищевой промышленности) и продуктовые (на предприятиях машиностроения, легкой и медицинской промышленности). По своей природе производственные инновации характеризуются более высокими темпами развития, поскольку они более понятны и осязаемы. Изменения в сфере управлении отстают от изменений, происходящих непосредственно в производстве, поскольку имеют организационный лаг: на них труднее решиться. Кроме того, при внедрении они требуют определенной воли. Однако именно управленческие инновации должны быть приоритетны и задавать направление успешного проведения процессных и продуктовых инноваций.


В соответствии с теорией организационной социологии, основоположником которой является М. Грановеттер, именно первичность социальных отношений обусловливает основные формы и направления развития отношений в экономике. Согласно его концепции экономические действия структурно встраиваются и укореняются в более широкие, глубинные социальные практики. Иными словами, экономические институты являются социальными конструкциями. «Инновации социальные — явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом и обусловлены потребностями широких социальных слоев (естественные инновации) либо введены по инициативе субъектов управления (субъектно–ориентированные) (например, государства, элиты). В первом случае формализация социальных инноваций в виде регламентирующих нововведения документов обычно завершает процесс их интеграции в социальную структуру. Во втором — формальные процедуры, как правило, предшествуют началу реальных инновационных процессов. Естественные «вызревшие» социальные инновации, выступая закономерным следствием функционирования механизма общественной интеграции, обеспечивают развитие социальной структуры и взаимную адаптацию ее компонентов».


Необходимость координации инновационной деятельности в целях обеспечения целостности и внутренней согласованности инновационных процессов объективно обусловлена все большим увеличением числа ее участников и усложнением горизонтальных связей между ними. Процесс принятия решений распределен между руководителями всех участвующих в ней субъектов, обладающих разными знаниями, опытом и интуицией. Различия в их системах ценностей, типах восприятия, уровне образования, типов культуры требуют согласования и приведения взглядов на процесс в единую систему. Так, в результате согласования в рамках самоорганизации системы должна вырабатываться стратегия достижения поставленной цели.


Для современных экономических систем характерно уравновешивание двух противоположных тенденций. С одной стороны, это усиливающаяся конкуренция между субъектами экономической деятельности, с другой — их стремление к интеграции между собой с целью отстаивания своих интересов, объединения ресурсов развития, снижения издержек. Деловые отношения при этом строятся на основе консенсуса социально-экономических интересов, т.е. на условиях принятия добровольных долговременных взаимных обязательств при сохранении суверенитета каждого субъекта.


Для России данный вопрос имеет особое значение. В СССР полноценные деловые отношения заменялись «планомерными товарными отношениями», т.е. определялись «сверху». Примером может служить Автоматизированная система поставок продукции производственно–технического назначения, сравнительно долго и успешно работавшая в системе Госснаба СССР. После развала советского государства установившиеся связи были практически полностью разрушены. Последние десятилетия существования Советского Союза отмечались бурным ростом числа производственных и научно–производственных объединений. В основе их деятельности лежали такие факторы, как непредпринимательский характер, отсутствие добровольности в процессе их создания, преувеличение роли и возможностей крупных субъектов хозяйственной деятельности. С ними произошло то же самое: после приватизации цепочки распались, а в выигрыше оказались предприятия, находящиеся в ее начале (добыча ресурсов) и в ее конце (продажа готовых изделий). В результате произошло распыление акционерного капитала между множеством индивидуальных собственников. Возникли возможности оппортунистического поведения менеджеров без контроля со стороны акционеров. Тем самым были созданы предпосылки для развития спекулятивной и криминальной деятельности по скупке акций и перераспределению собственности. В условиях наступления рынка отношения приходилось строить заново. В стране установился «черный» и «серый» рынки, способствующие формированию недобросовестных отношений между его участниками, основанных на недоверии друг к другу и мешающих развитию цивилизованного бизнеса.


Выходом из этого состояния является поиск новых форм взаимодействия и изменения сложившейся направленности взаимоотношений с помощью развития формальных и неформальных социальных институтов, основанных на доверии и честности, инновационной культуре общества и чиновников, деловой этике, добросовестном отношении к труду и бизнесу и др.


Главная задача состоит в том, чтобы использовать инициативы общества для стимулирования инновационных изменений в сфере управления. Необходимость таких изменений ощущают и отдельные люди, и предприятия, и бизнес в целом, и научное сообщество. Значительный потенциал для этих изменений уже накоплен во всех сферах общественной жизни. В сфере науки сформировалось достаточное количество инновационных разработок и методов их реализации, использование которых может составить конкурентные преимущества российскому производству, и бизнес имеет стратегические интересы в их продвижении. В среде бизнеса руководителей и работников предприятий с деловым чутьем больше, чем среди правительственных чиновников. Обладая обширными связями, они сами могут находить лучших для себя партнеров. Однако на практике связь бизнеса и науки работает плохо, поскольку эффективная нормативная и правовая основа для их взаимодействия отсутствует. Необходим механизм координации этих акторов деятельности, способствующий выходу экономики на новый уровень развития.


В сложившихся условиях государство, учитывая эти настроения, должно создать необходимые мотивации для активизации новых форм отношений. «Мировой опыт свидетельствует, что там, где население консервативно, не позитивно к различным новым проектам и инициативам, не формируется благоприятная для инновационной активности среда. Уровень лояльного общественного сознания, самовосприятие и самоидентификация населения в инновационной системе региона являются важными условиями...» — считает директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций М. Удачина.


7.2. Общественные объединения предпринимателей —


новый социальный институт в управлении экономикой


К числу важных, но пока еще слабых социальных институтов, формирующихся в России, относятся общественные объединения предпринимателей (ОП). Суть общественных объединений состоит в том, что они представляют собой промежуточную форму связи (договор) между государством и частной экономикой. Можно утверждать, что эффективность управления экономикой во многом определяется:


— во–первых, социальной зрелостью и активностью ОП;


— во–вторых, широтой охвата ими предпринимательского сообщества;


— в–третьих, степенью доверия между ОП и государством.


Отсюда следует, что само предпринимательство следует рассматривать как деятельность социально–управленческого характера. При этом цель ОП (как посредника в управлении) состоит в том, чтобы добиваться передачи им максимально возможных функций управления экономикой.


Деятельность человеческого сообщества в своей основе представляет собой набор взаимодействий между людьми и группами людей (субъектами управления). Упорядоченность этого взаимодействия достигается за счет его институциональной организации, которая отражает состояние процесса деятельности, сопряженность совместных действий и их обусловленность социальной средой. В качестве основного субъекта управления в рыночной экономике выступает предприниматель. Его задача состоит в инициировании действия путем принятия решений, постановки задач, координации действий, но с учетом ограничений, связанных с рисками, интересами, способностями и компетенциями, институциональными установками. В связи с этим каждый предприниматель комбинирует свои ресурсы с целью их оптимального использования и получения прибыли в условиях экономической неопределенности и в процессе самостоятельного принятия решения, неся ответственность за результаты. В то же время он действует как новатор, так как стремится ввести в хозяйственную практику новые технологии производства, методы управления и организации дела.


Можно говорить, что «предпринимательство является инициированием бизнеса как упорядоченной, поставленной на поток деятельности по извлечению выгоды». Автор данной работы рассматривает двоякую функцию предпринимателя. С одной стороны — это бизнес, связанный с обеспечением собственно процесса производства, т.е. решение вопросов оптимизации и устойчивого функционирования фирмы с точки зрения его внутренней среды. С другой стороны — это предпринимательство, т.е. деятельность, ориентированная на внешнюю среду, «основанная на спецификации прав собственности и направленная на извлечение выгоды в процессе взаимодействия с внешней средой путем контрактаций, обменов, использования различных режимов оценивания».


В качестве источника получения выгоды для нее являются не столько экономические ресурсы и их комбинация, сколько принятие верного решения в условиях неоднозначности институциональной среды. Таким образом, принимая решение, предприниматель «структурирует пространство социальных взаимодействий по поводу достижения выгоды». В результате, как коллективный субъект управления, предпринимательство формируется за счет интеграции конституирующих признаков носителей данной управленческой деятельности, коими в большей степени, чем отдельные предприниматели, становятся их общественные объединения. Последние группируют эти признаки как формальные и неформальные нормы, правила, направленные на координацию и стимулирование предпринимательской деятельности. Координирующее действие, регулирующее взаимодействие отдельных агентов, ограничивает их поведение, делает его более предсказуемым. Стимулирующая роль проявляется в эффективной организации трансакций, направленной на реализацию выгод от сотрудничества. Иными словами, происходит постепенная институционализация управления.


Различные состояния бизнеса и нетождественность интересов каждого предпринимателя свидетельствуют о том, что механизм их соединения в единое целое весьма сложен. Ведь объединяются не люди, а их интересы, причем не все, а только их часть, поскольку объективной предпосылкой объединения является взаимная потребность друг в друге. Вступая в объединение, предприниматель получает дополнительные выгоды или преимущества за счет использования общих ресурсов по сравнению с тем, если бы он действовал в одиночку. С позиций институционального анализа эффективность создания предпринимательских объединений связывается с оценкой трансакционных издержек, возникающих при координационной деятельности агентов и снятии распределительного конфликта между ними. Трансакционные издержки предпринимателя возникают в процессе поиска информации о товаре или услуге, поиска партнера и информации о нем и ситуации на рынке, при ведении переговоров, подписании контрактов и оформлении сделок; в процессе контроля выполнения партнером обязательств, принуждения его к выполнению контракта при уклонении; при необходимости защиты прав собственности и восстановлении нарушенных прав, содержании судов, арбитража и др. При вступлении в ОП эти издержки снижаются прежде всего за счет получения необходимой информации и помощи в исполнении перечисленных операций. Но для конкретного предпринимателя данная система взаимодействия будет эффективна только в случае превышения его выгоды (скорости решения, сохранения связей, величины прибыли и др.) над издержками, связанными с объединением. И механизмом соизмерения этих выгод и издержек для него является существующий рынок, который сейчас основан более на личном интересе, чем на нравственных нормах.


Таким образом, речь идет о необходимости социализации экономического сознания предпринимателя, о сближении личных и общественных интересов при производстве общественных благ. Повышение социального статуса членов общественных объединений, обучение и создание доверительных отношений внутри них, экономическая практика на новом уровне — все это предпосылки новой социальной организации управления экономикой. С другой стороны, активное взаимодействие предпринимательских объединений с государственными органами власти должно явиться сильной мотивацией для активизации их образования.




Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография

В монографии представлены результаты анализа институциональных изменений, произошедших в экономиках субъектов РФ в течение последнего десятилетия. Исследуются изменения, имевшие место как в общих условиях хозяйствования (миграция, инвестиционный климат, частно-государственное партнерство, производство государственных услуг, муниципальное управление), так и в условиях ведения инновационной деятельности (региональное инновационное законодательство, координация предпринимательской деятельности, организационная поддержка инноваций).<br /> Материалы, представленные в монографии, могут быть полезны как исследователям, занимающимся проблематикой институциональных изменений, так и учащимся экономических вузов при изучении курсов по национальной экономике и институциональной экономике.

249
 Под ред. Тамбовцева В.Л. Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография

Под ред. Тамбовцева В.Л. Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография

Под ред. Тамбовцева В.Л. Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография

В монографии представлены результаты анализа институциональных изменений, произошедших в экономиках субъектов РФ в течение последнего десятилетия. Исследуются изменения, имевшие место как в общих условиях хозяйствования (миграция, инвестиционный климат, частно-государственное партнерство, производство государственных услуг, муниципальное управление), так и в условиях ведения инновационной деятельности (региональное инновационное законодательство, координация предпринимательской деятельности, организационная поддержка инноваций).<br /> Материалы, представленные в монографии, могут быть полезны как исследователям, занимающимся проблематикой институциональных изменений, так и учащимся экономических вузов при изучении курсов по национальной экономике и институциональной экономике.

Внимание! Авторские права на книгу "Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография" ( Под ред. Тамбовцева В.Л. ) охраняются законодательством!