Философия Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.03.2018
ISBN: 9785392279180
Язык:
Объем текста: 472 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Методологические замечания

Глава 1. Геополитические реалии XXI века

Глава 2. Архитектоника глобального человечества

Глава 3. Макросдвиги в мировойсоциосистеме

Глава 4. В лабиринтах конфронтации

Глава 5. Глобальный мир. Проблема управления

Глава 6. В поисках адекватных решений

Вместо заключения

Summary



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6.
В поисках адекватных решений


Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.


Альберт Эйнштейн


Основные термины:


«Мягкая сила» — совокупность принципов и подходов во взаимоотношении сторон, когда позиция (поведение) одной из них испытывает серьезное влиянием другой стороны в силу привлекательности или большей прагматики позиции (предложений) последней.


Полицентризм — ситуация во взаимодействии элементов сложной системы, когда ни один из этих элементов, даже занимая какое-то время доминирующее положение в системе, не может стать единым и безусловным для всех остальных элементов центром (полюсом) влияния, притяжения, объединения и т.п.


Проблема — теоретическое или практическое препятствие (задача, вопрос, ситуация, трудность,), вызывающее беспокойство, напряжение, или представляющее определенную угрозу, и потому требующее разрешения, преодоления, изучения, исследования.


Санкции — в условиях глобально взаимозависимого мира мера экономического, политического и культурного воздействия одних субъектов международных отношений на другие с целью принудить их следовать ранее принятым ими обязательствам, неким общепризнанным нормам или воле инициировавшей санкции стороны.


Фон общего опыта — совокупность совпадающих мировоззренческих, ценностных, культурных, исторических и т.п. параметров, присущих взаимодействующим субъектам, на базе которых выстраиваются их отношения. Чем больше фон общего опыта взаимодействующих сторон, тем более конструктивным будет диалог и взаимопонимание, а взаимодействие более результативным.


6.1. Формы и способы разрешения противоречий в глобальном мире


Стратегия необходима,поскольку будущее непредсказуемо.


Р. Уотерман


Современные международные отношения, обусловленные глобальными процессами, буквально сотканы из всевозможных противоречий. И это не какая-то особая, экстраординарная ситуация или характерная черта нашего времени. Противоречия вообще и общественные, в частности — это та объективная реальность, с которой человек сталкивается с первых и до последних дней своей жизни, и с которой он не может не считаться. На этот счет немало рассуждали уже древние греки, в частности, Гераклит, полагавший, что весь мир пребывает в бесчисленном множестве противоположностей, противоречий, противоборствующих сил и тенденций. «Возникновение одного есть уничтожение другого, — утверждал он, — а уничтожение одного — возникновение другого не только в отношении души..., но и в отношении тела». В истории философской мысли найдем множество концепций, развивавших такого рода идеи, но наиболее яркие из них принадлежат, несомненно, Г.В.Ф. Гегелю. Положение о противоречии как внутреннем источнике движения и развития составляет главное в гегелевском учении о диалектике. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить», — утверждал он. Противоречие является «принципом всякого самодвижения», а наличие его в любом явлении свидетельствует о его развитии, говорил Гегель. При этом «конечные вещи в своем безразличном многообразии вообще таковы, что они противоречивы в себе самих, надломлены внутри себя и возвращаются в свое основание... Нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие», — подчеркивал философ.


Итак, принимая во внимание противоречивый характер любого развития, отметим, что общественные противоречия, являясь продолжением и составной частью закономерных противоречий живой природы, намного превосходят их по своему разнообразию, остроте, драматизму и накалу, поскольку непосредственно связаны одновременно и с запрограммированной естественной, и с непредсказуемой субъективной природой человека, креативные способности которого практически безграничны. Отсюда мы имеем дело обычно не только с созидательными планами и достижениями, но и с разрушительными итогами, негативными последствиями, проистекающими как из преднамеренной, так и непреднамеренной человеческой деятельности.


Масштабы этой деятельности, как и ее результаты, прошли ту же эволюцию, что и человечество в целом: от локального уровня до регионального и, наконец, до глобального; а в известной мере и до космического. В итоге, мы имеем теперь «слоеный пирог» бесчисленного множества всевозможных противоречий, которые в полной мере вышли на глобальный уровень и наиболее ярко проявились в ХХ в. Квинтэссенцией их стали глобальные проблемы современности, порожденные как противоречивой природой самого человека и общественного развития в целом, так и поступательным развитием техногенной цивилизации. Предельно тесная взаимосвязь и кумулятивное действие этих проблем стали беспрецедентной угрозой и наиболее серьезным вызовом всему человечеству, которое оказалось совершенно неподготовленным к такому повороту событий. В этой связи встают вопросы принципиальной важности. В достаточной ли степени осознаются истинная природа, острота и масштабы современных проблем? Как избежать саморазрушения формирующейся мировой культурно-цивилизационной системы и какие ресурсы необходимо для этого задействовать? На какие общественные силы можно рассчитывать в поддержании мира и конструктивного сотрудничества? Наконец, что представляют собою современные противоречия и можно ли преодолеть их в принципе?


Уточнение понятия «противоречие» в данном случае имеет принципиальное значение, поскольку оно не только многозначно, разнопланово, но и динамично, ибо выступает «источником самодвижения и развития объективного мира и познания». При этом важно подчеркнуть, что любое противоречие возникает на стыке тех или иных противоположностей. Иными словами, оно неразрывно связано с наличием лежащих в его основе противоположных начал, выявление которых во многом помогает раскрыть суть соответствующего противоречия. Отношения противоположностей являются наиболее существенной характеристикой объективного и субъективного мира, поскольку выражают собою противостояние двух полюсов, сопряженных друг с другом и составляющих в рамках некоторого единства две противостоящие и взаимоисключающие стороны (сущности). Примерами такого рода противоположностей, имеющих место на разных уровнях бытия (неживой, живой и социальной природы), будут: светлое — темное, горячее — холодное, жизнь — смерть, оптимизм — пессимизм, добро — зло, правда — ложь, хорошее — плохое, любовь — ненависть и т.п.


Суть отношений между такого рода противоположностями, выражает один из основных законов диалектики, именуемый «законом единства и борьбы противоположностей», который охватывает не только сферу бытия, но и познания, поскольку познавательный процесс являет собою также единство противоположностей: чувственного и рационального, абстрактного и конкретного, теории и практики. Вступая в отношения, обусловленные их различием, противоположности оказываются в состоянии противоречия, которое усиливаясь, может достигать острой фазы, именуемой конфликтом, когда столкновение противоположных тенденций, интересов, взглядов, позиций взаимодействующих сторон становится неизбежным. В этом случае каждая из сторон ведет борьбу с целью преодоления (разрешения, устранения) противоречия посредством своей победы, выигрыша, достижения доминирующего положения или превосходства над противоположной стороной. При этом противоречия, которые обуславливают такую борьбу, по сути своей могут быть самыми разными: основными — неосновными, главными — неглавными, существенными (принципиальными) — несущественными (непринципиальными), внутренними — внешними, явными — неявными, антагонистическими — неантагонистическими и т.п.


С точки зрения характера протекания (проявления) процессов противоречия могут быть явные, скрытые, острые, вялотекущие и т.п.


В зависимости от сферы общественной жизни, где они возникают, противоречия делятся на экономические, политические, идеологические, социальные, культурные, религиозные, правовые и т.п.


Если исходить из формы организации общественной жизни, то следует указать на такие противоречия, как семейные, клановые, корпоративные, ведомственные, этнические, национальные, межнациональные, международные, общечеловеческие и др.


Наконец, с точки зрения масштаба проявления, т.е. охвата территории, на которой происходит противостояние сторон, противоречия следует разделить на: локальные (местные, частные), региональные и глобальные (мировые, всеобщие).


Выделение различных типов противоречий можно было бы продолжить, но для данного исследования сказанного вполне достаточно, поскольку нас интересуют, в первую очередь, противоречия глобальные (мировые, всеобщие).


Поскольку противоречия имеют универсальный характер, лежат в основе любого развития и являются неотъемлемой составляющей всех форм жизни в целом, то устранить их из своей жизни человек, пока он живет, не может в принципе. Это касается как личной жизни, так и отношений в обществе, а также взаимодействия человека с естественной и искусственной средой обитания. И, тем не менее, противоречия необходимо решать, так как они создают напряжения, порождают трудности, проблемы, кризисы.


Способов разрешения противоречий так же много, как и форм их проявления. Причем в каждом конкретном случае всегда имеется своя специфика подходов и методов к решению таких задач. Касательно глобального уровня следует выделить в первую очередь такие способы разрешения противоречий, как мирные, военные и нечто среднее между ними — агрессивно-наступательные.


К мирным относятся: компромиссы, договоренности, соглашения, договоры и т.п., в основе которых лежат взаимные интересы, стремление к взаимопониманию и поискам компромисса, посредством переговоров, диалога и обмена мнениями. При этом, чем более высокий уровень цивилизационного развития у противостоящих сторон, и фон общего опыта, тем более высокие шансы принятия компромиссных решений.


Военные способы разрешения противоречий сопряжены с вооруженными конфликтами, боевыми столкновениями и полномасштабными войнами, которые основаны на применении военной силы и грубом принуждении противника к капитуляции. Такие силовые действия могут быть локальными, региональными или глобальными (мировыми). Военные столкновения начинаются, как правило, когда возможности для мирного решения противоречий исчерпываются или одна из сторон приходит к уверенности в своем превосходстве над противником и возможности одоления его посредством военных действий.


В решении противоречий современного мира значительное место занимают такие виды противоборства сторон, которые по внешним признакам протекают относительно мирно, а по сути своей являются войнами. Это войны особого рода, поскольку ведутся без применения непосредственного вооруженного насилия. Они возникают в результате такого развития событий, когда мирные способы разрешения противоречий исчерпаны или по каким-то причинам не устраивают хотя бы одну из сторон, но и военное столкновение также не устраивает ни одну из сторон. Такие войны хотя и характеризуются агрессивно-наступательной стратегией и тактикой, тем не менее, в отличие от «горячих» военных конфликтов не сопровождаются стрельбой, бомбежками и наступательными операциями, ведущими к физическому уничтожению материальной базы и живой силы противника. Но и мирными они не являются в полной мере, поскольку в них используется, как правило, весь арсенал доступных правовых и внеправовых средств, за исключением разве что непосредственного вооруженного столкновения. Примерами такого рода противоборства являются экономические, торговые, информационные, политические, идеологические и т.п. войны.


Особое место в этом ряду занимают «холодные войны», когда непримиримая, порою ожесточенная борьба между противостоящими сторонами разворачивается буквально на грани войны и мира уже не в той или иной сфере жизни общества, а по всему фронту общественных отношений и, прежде всего, в сфере идеологии. В таких войнах широко используется такая форма снятия напряжения и преодоления конфликтов, как «мягкая сила» — косвенное принуждение, о чем еще будет отдельный разговор ниже.


6.2. Кризис — сигнал о нерешенности насущных проблем


Нет проблем, есть тольконеприятные решения.


Эрик Берн


В своей повседневной жизни, равно как в теоретической и практической деятельности человек постоянно решает множество вопросов и задач, стремится к определенным целям и результатам, преодолевая при этом трудности и препятствия, сталкиваясь с проблемами, кризисам, коллапсами и катастрофами, а то и вовсе с крахом. И хорошо еще, если дело касается только какого-то замысла, плана, идеи... Однако мало кто задумывается над тем, что все эти слова и стоящие за ними сущности, явления тесно взаимосвязаны, непосредственно взаимообусловлены, а смысл, который в них вкладывается, в значительной степени предопределяет реальную жизнь, если и вовсе не судьбу людей. В этой связи обычно и больше всего говорят о различных проблемах, поскольку это та реальность, с которою все люди повседневно так или иначе, прямо или косвенно сталкиваются. Более того, проблемы — это то, с чем человек всегда имел и непременно будет иметь дело независимо от его желания, возраста, пола, расы, национальности, места проживания или эпохи, в которую ему довелось жить.


При этом важно подчеркнуть, что всевозможные проблемы, вопреки распространенному мнению, не возникают в силу лишь объективных, независящих от человека причин, а инициируются, порождаются, создаются самими людьми в результате их теоретической и практической деятельности и сами по себе, вне человеческого бытия, не существуют. И более того, проблемы не только вырастают на почве различных конфликтов, нерешенных задач и незакрытых вопросов, но и, в случае, если они не получают решения, то становятся источником и причиной последующих, еще более неприятных ситуаций для человека.


Таким образом, как будет показано ниже, нерешенность стоящих перед человеком актуальных вопросов и задач, ведет к проблемам. Нерешенность проблем — порождает кризис. Непреодоленный кризис перерастает в коллапс. Неадекватная реакция на коллапс приводит к катастрофе. Неспособность справиться с катастрофой — заканчивается крахом. Отсутствие адекватной реакции на крах — означает конец.


Итак, осуществление всевозможной деятельности, направленной на решение бесконечного множества вопросов и задач, выполнение различных видов работ, реализация творческих планов и т.п. — все это лежит в основе человеческого бытия, составляет базис его повседневной жизни. Но человек — не абсолютное совершенство. Чему-то он уделяет большее внимание, чему-то меньшее. Что-то считает главным, важным, а что-то несущественным, второстепенным. При этом он не только принимает правильные решения, но и допускает ошибки, не только познает реальное положение вещей, но и заблуждается, наконец, в достижении своих целей может быть движим как высокими и благородными помыслами, так и злым умыслом, корыстными интересами. В итоге, неудовлетворительное решение или его отсутствие, а то и вовсе игнорирование текущих задач и обычных вопросов повышает их актуализацию, ведет к обострению того, что требовало своевременной и адекватной реакции и, как следствие, к появлению проблем.


Обращаясь к определению данного понятия, которое в различных вариациях приводится в специальной литературе, не трудно заметить, что оно концентрирует внимание, как правило, на том, что проблема, это «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». В другой интерпретации — это «неразрешенная задача или вопросы, подготовленные к разрешению». Проблему понимают также как «теоретический или практический вопрос, требующий решения, преодоления, изучения, исследования».


В Новой философской энциклопедии проблема определяется как «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес». В данном случае хотя и подчеркивается объективный характер вопросов, лежащих в основе проблемы, тем не менее, суть самой проблемы непосредственно связывается с познавательной деятельностью человека. Однако все многообразие проблем, с которыми сталкивается современный человек и общество в целом, только к познавательной деятельности не сводится. Многочисленные проблемы возникают также в быту, в повседневной жизни людей, в результате преодоления какой-то помехи, препятствия; выполнения той или иной конкретной работы, разрешения противоречий и т.п. Иными словами, все мы живем в мире разнообразных и нескончаемых проблем, т.е. буквально погружены в проблемное поле, в котором преодоление одних сопряжено с появлением все новых и новых проблем.


Такое положение дел должно было бы сопровождаться особым интересом к данной теме. Но, как ни парадоксально, всевозможные проблемы (как предмет исследований) остаются без должного внимания даже касательно тех сфер общественной жизни, в которых они, казалось бы, никак не могут быть проигнорированы (политика, юриспруденция, социальная сфера, экология, наконец, сам человек и его бытие). Но это именно так, и подтверждением тому является полное отсутствие как самого понятия «проблема», так и его производных в таких фундаментальных справочных изданиях, посвященных отдельным сферам общественной жизни, как «Социологическая энциклопедия», «Энциклопедия власти», «Юридическая энциклопедия», «Экологический энциклопедический словарь», «Человек: энциклопедический словарь» и др.


Уточняя и конкретизируя понятие «проблема», следует указать на греческие корни его происхождения (от греч. problеma — задача, задание, трудность, преграда), а также важно подчеркнуть, что дело непременно касается любой деятельности человека, в результате которой возникает ситуация или вопрос, вызывающие затруднение, беспокойство, неудобство, напряжение или представляющие определенную угрозу, а потому требующие принятия определенных мер для их изучения, разрешения, и по возможности преодоления.


Так, например, практическая деятельность, связанная с решением прикладных задач, сталкивается, как правило, с такого рода проблемами, как появление непредвиденных обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей, загрязнение окружающей среды, отказ в работе техники, поломка оборудования и т.п.


В творческой деятельности, в частности, в науке проблемой является спорная задача, неудовлетворительное решение актуального вопроса или противоречивая ситуация, характеризующиеся своей неоднозначностью в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и выступающие в виде несовпадающих, противоположных позиций отдельных ученых или научных сообществ, предлагающих различные теории и подходы для разрешения соответствующей ситуации.


Проблема обычно возникает как результат неудовлетворенности существующим положением дел на стыке познанного и непознанного, возможного и действительного, желаемого и сущего. В отличие от псевдопроблемы, которая обладает лишь кажущейся значимостью, реальная проблема всегда содержательна, имеет конструктивный характер и сопряжена с интересами людей. В ходе поступательного исторического развития и усложнения социально-экономических, политических отношений, культурного, научного и технического прогресса множились и всевозможные проблемы. Захватывая все новые области познания и практики, они также становились более сложными, комплексными, междисциплинарными.


В глобалистике «проблема» является одним из центральных понятий, так как правильное определение и корректное формулирование проблемы имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Глобализирующийся мир поставил перед человечеством принципиально новые, никогда прежде не существовавшие глобальные проблемы, преодоление которых является условием выживания всего мирового сообщества и сохранения биологического разнообразия на планете. Но человечество в целом, как и отдельные социальные системы постоянно и непременно сталкиваются с огромным количеством и других всевозможных проблем, решение которых требует соответствующих затрат: времени, средств, ресурсов, усилий, энергии и т.п. Последние же, как правило, ограничены и распределяются в зависимости от отношения людей к той или иной проблеме, понимания ее важности, значимости, опасности, срочности решения и актуальности.


В этой связи, в зависимости от конкретных целей и задач, выделяются различные уровни проблем: частные, локальные, региональные и глобальные (мировые), где основанием деления выступает территориальная значимость проблемы. По другому критерию, когда имеют в виду количество стран и народов, вовлеченных в ту или иную проблему, выделяют: общечеловеческие, межнациональные, национальные, местные проблемы. Если за основание деления принимаются различные сферы общественной жизни, то речь идет о проблемах экономических, социальных, политических, идеологических, культурных, конфессиональных, экологических и т.п. При иных основаниях можно выделить множество и других проблем, которые в реальной жизни явно или неявно выстраиваются, как правило, в определенную шкалу приоритетов и в зависимости от этого получают или не получают соответствующего решения.


С субъективной точки зрения проблема всегда воспринимается в негативном аспекте, хотя для такой оценки нет достаточных оснований, ибо это лишь результат нерешенных ранее вопросов, а появление проблемы есть только напоминание об этом и требование заняться все-таки решением того, чему следовало бы уделить должное внимание раньше. Иными словами, в природе (изначально) проблем нет. Мы их создаем сами, поскольку своевременно не реагируем на вопросы и задачи, требующие соответствующего отношения к себе. Конечно, рассуждая теоретически, можно предположить жизнь человека без проблем. Но в реальности так не получается, поскольку никто не в состоянии предусмотреть все до мелочей, просчитать и так выверить свои поступки и действия, чтобы своевременно отреагировать на все, что требует соответствующего внимания и таким образом исключить появление проблем.


Отсюда следует, что наилучший способ справляться с проблемами заключается не в том, чтобы полностью избавиться от всех проблем, исключить саму возможность их появления, а в том, чтобы предпринимая необходимые усилия для их преодоления, научиться в то же время жить с ними, принимать их как должное и стремиться к тому, чтобы не порождать их там, где этого можно избежать. Данное утверждение имеет принципиальное значение, поскольку несоблюдение этого положения (правила поведения) чревато такими последствиями как отсутствие (недостижение) ожидаемого результата, а то и вовсе усугубление проблемы, потеря времени и средств, наконец, уныние, разочарование и утрата веры в собственные силы и возможности. История с окончательно провалившимися многочисленными попытками преодолеть глобальные проблемы современности, полностью устранить, элиминировать их из жизни общества, как это ставилось в качестве главной задачи перед человечеством в 70–80-е гг. ХХ в., когда только приступили к решению «открывшихся» тогда глобальных проблем, лишь подтверждает сказанное. В итоге, лишь спустя десятилетия, когда вскрылась истинная природа глобальных проблем, порождаемых процессами глобализации, стало понятно, что у глобального человечества, вступившего в эпоху глобализации, по определению не может не быть глобальных проблем и «преодолеть их полностью», «устранить из жизни общества» можно лишь ценою уничтожения самого человечества.


Важно также понимать, что дело касается динамичных процессов, т.е. проблемы эволюционируют: иногда (даже сами по себе) ослабевая, но обычно усиливаясь и возрастая. При этом, не получая своевременного и должного решения, они проявляют, как правило, тенденцию к их усугублению и обострению, приобретая новое качественное состояние, именуемое кризисом. Обычно этот переход проблемы из одного состояния в другое проходит через ситуацию предкризисного состояния, когда посредством целенаправленных и адекватных действий еще можно исправить положение дел без серьезных и непоправимых последствий. В этом случае важную роль играет фактор времени, упустив которое, кардинально исправить ситуацию практически уже не получится, поскольку непреодоленная предкризисная ситуация с необходимостью переходит в начальную фазу реального кризиса.


Кризис (от греч. krisis — поворотный пункт, исход) — «резкий, крутой перелом в чем либо, тяжелое переходное состояние..; острое затруднение с чем-либо..; тяжелое положение». В различных сферах общественной жизни кризисы имеют свою специфику и проявляются по-разному. Так, в политической сфере кризисом именуют такое положение дел, когда «верхи» уже не могут управлять, а «низы» не хотят жить по-старому, что порождает «революционную ситуацию». Ярким примером масштабного экономического кризиса является Великая депрессия 1930-х гг., охватившая практически весь мир (за исключением СССР). Тогда начавшаяся биржевая лихорадка привела к обвалу сложившейся финансово-экономической системы, что повлекло катастрофические последствия для многих стран и народов. Так, только в США к 1932 г. производство упало почти в 2 раза по сравнению с 1929 г.


В области науки, в частности, в Новой философской энциклопедии кризис определяется как «ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологические основания парадигмы научного исследования. В ситуации кризиса разрушаются устойчивые стереотипы восприятия научных данных, стандарты оценок, допустимых объяснений, размываются границы научной рациональности». Применительно к демографической сфере кризис рассматривается как «глубокое нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения». В последние годы все возрастающее беспокойство вызывают различных масштабов экологические кризисы, которые представляют собой «напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям биосферы».




Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализации. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. Рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом.<br /> Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных и социально-политических проблем. Она содержит оригинальные авторские идеи и обобщения и адресована научным работникам, специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными мировыми процессами и перспективами развития глобального мира.

419
 Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализации. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. Рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом.<br /> Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных и социально-политических проблем. Она содержит оригинальные авторские идеи и обобщения и адресована научным работникам, специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными мировыми процессами и перспективами развития глобального мира.

Внимание! Авторские права на книгу "Глобальный мир: столкновение интересов. Монография" ( Чумаков А.Н. ) охраняются законодательством!