Философия Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.03.2018
ISBN: 9785392279180
Язык:
Объем текста: 472 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Методологические замечания

Глава 1. Геополитические реалии XXI века

Глава 2. Архитектоника глобального человечества

Глава 3. Макросдвиги в мировойсоциосистеме

Глава 4. В лабиринтах конфронтации

Глава 5. Глобальный мир. Проблема управления

Глава 6. В поисках адекватных решений

Вместо заключения

Summary



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Макросдвиги в мировойсоциосистеме


В вечной борьбе наций и государств за превосходство
главное — понять, на чьей стороне сегодня время и история.


Патрик Бьюкенен


Основные понятия:


«Демографическое цунами» — масштабная волна переселения значительных человеческих масс, угрожающая захлестнуть планету в результате неравномерного социально-экономического развития отдельных стран, и нарастающей глобализации, снимающей прежние барьеры на пути миграционных потоков.


Макросдвиг — структурные и необратимые изменения планетарного масштаба в системе международных отношений, обусловленные многоаспектной глобализацией.


Мегатренды — экономические, политические, социокультурные, технологические, экологические и т.п. тенденции глобального развития, изменяющие транснациональные отношения под воздействием глобальных процессов.


Социокультурные разломы — принципиальные противоречия, возникающие в результате соприкосновения и взаимодействия различных культурно-цивилизационных систем, имеющих значительную разницу в уровнях социкультурного и экономического развития.


Трансформация (от позднелат. transformatio — превращение) — модификация или изменение формы, структуры чего-нибудь.


3.1. На пороге фундаментальных трансформаций


Современное человечество стоит на пороге серьезных испытаний, ибо под воздействием процессов глобализации оно по всем основным параметрам общественной жизни все больше становится единой, целостной системой, в то время, как механизмов управления этим качественно изменившимся миром нет, как нет и предпосылок появления их в обозримой перспективе. Но без создания такой системы управления мировое сообщество, как целостный организм, не имеет шансов на благополучное будущее. При этом неправильное понимание реальности, в частности в вопросах современного экономического и политического миропорядка, чревато серьезными последствиями, поскольку может повлечь принятие неверных решений. Избежать этого, а тем более сделать желаемые изменения реальностью, можно только посредством серьезных долговременных усилий и затрат. Иными словами, объективные тенденции глобальных изменений с необходимостью предполагают также глобальную перестройку не только в области экономики и международных отношений, но и во взаимоотношении общества с природой.


В данном контексте важно подчеркнуть, что заметно усилившийся в последнее десятилетие дисбаланс и турбулентность международных отношений — явление вполне закономерное, поскольку обусловлено, прежде всего, объективными процессами глобализации. При этом мы имеем дело с уникальной ситуацией, и все попытки провести аналогии или исторические параллели между нарастающим современным кризисом и предыдущими масштабными потрясениями такими, например, как Великая депрессия 1929–1933 гг., разразившаяся в США, — не конструктивны, так как современные процессы имеют по сути своей иную природу и иной масштаб. Америка тех времен экономически и политически была тесно связана преимущественно со странами Западного полушария, но далеко не со всем миром, когда за пределами таких отношений оставались СССР, Китай, Индия, и множество других стран. Сегодняшний же мир принципиально иной. Любое социально-политическое или финансово-экономическое не то что потрясение, а даже нестабильность в какой бы то ни было достаточно крупной стране мира порождает волну последствий практически везде. Иными словами, тогда кризис был региональный и усилий одного государства (США) в конечном счете было достаточно, чтобы его преодолеть. Теперь (и это впервые в истории человечества) — кризис глобальный, когда многоаспектная глобализация не оставляет никаких шансов какой бы то ни было стране или народу безучастно наблюдать со стороны за происходящими событиями.


По сути первой «ласточкой» наступления действительно глобального кризиса стал Азиатский финансовый кризис 1997–1998 гг., когда существующие механизмы воздействия на мировую финансовую систему обнаружили свою неэффективность. Тогда ситуация выправилась, но, как видим, ненадолго. Теперь все сложнее. И если опять на какое-то время обнаружится тенденция к улучшению положения дел, то обольщаться не стоит, ибо пока еще никто не готов к кардинальной перестройке международных отношений, чтобы создать систему управления, как минимум, мировым хозяйством (не говоря уже обо всех важнейших сферах общественной жизни). Такая задача не под силу ни одному государству (будь то США или иная страна) и даже нескольким из них, объединившимся, например, в «Большую семерку», «Двадцатку» и т.п. наиболее развитых стран. В конечном счете, это может быть делом только абсолютного большинства человечества. Такой вывод становится вполне очевидным, если обратиться к реалиям современного мира.


В этой связи весьма показательным является очередной пятый по счету доклад американского Национального совета по разведке «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры». В нем, в частности, говорится, что увеличение населения Земли до 8,3 миллиардов человек, а это, по прогнозам авторов доклада, произойдет менее чем за 20 лет, приведет к увеличению спроса на продукты питания на 35% и почти на 100% на воду и энергоносители. При этом прогнозируется, что новые технологии добычи углеводородного сырья существенно повлияют на их цену, что приведет к сильнейшему негативному эффекту для экономик, зависимых от экспорта нефти и газа. Высказывается также предположение, что США потеряют роль ведущей мировой сверхдержавы, хотя и сохранят за собой центральную роль в мировой политике благодаря тому, что являются единственной страной, способной создавать коалиции по решению значимых для мирового сообщества проблем. А вот экономики Европы, Японии и России, по мнению авторов доклада, ожидает упадок, тогда как самыми нестабильными регионами в предстоящие два десятилетия будут Ближний Восток и Южная Азия. Что касается развитых стран, то ведущее положение будет ослабевать, тогда как стремительно развивающиеся экономики Китая, Индии, Бразилии, Колумбии, Индонезии, Нигерии, Южной Африки, Турции будут усиливаться. При этом экономика Китая к 2030 г., весьма вероятно, обойдет экономику США, а Азия обойдет Северную Америку и Европу вместе взятые по глобальному влиянию. Также говорится о стремительном развитии коммуникационных технологий, что позволит будущим интернет-магнатам контролировать огромное количество данных, когда объемы информации, которыми они будут владеть в режиме реального времени, превысят возможности любого мирового правительства. Возрастет и опасность кибервооружений, которые будут усугубляться террористическими атаками, совершаемыми с применением биологического и кибероружия.


Насколько точными и безупречными в конечном счете окажутся приводимые выше конкретные цифры и прогнозы, покажет время, но для нас это не имеет принципиального значения, поскольку отмеченные тренды и тенденции общественного развития вполне вытекают из анализа современной ситуации, и именно они заслуживают первостепенного внимания в нашем анализе. К тому же, как подчеркивается в докладе, его авторы стремятся не «предсказывать будущее», а сформулировать «основы для размышлений о возможных сценариях будущего и их последствиях». При этом они выделяют четыре глобальных тенденции мирового развития, которые формулируются следующим образом:


1. Возрастание влияния индивидуумов;


2. Усиление многополярности в мире;


3. Серьезные демографические сдвиги;


4. Рост спроса на еду, воду и энергию.


В осмыслении и преодолении глобальных вызовов мировому сообществу ключевую роль, несомненно, играет наука, где в последние десятилетия сложилась особая сфера междисциплинарного знания о целостности мира и глобальных процессах — глобалистика. С позиции этой новой дисциплины под влиянием глобализации кардинально меняется не только мир, в котором мы живем, но и наука, образование. В частности, посредством беспрецедентно возросших возможностей телекоммуникационных и интернет-технологий они становится все более массовыми, глобальными и открытыми, приходя в противоречие с закрытыми границами национальных государств. Как отмечается в масштабном исследовании ЮНЕСКО «Доклад по науке: на пути к 2030 г.», в 2013 г. на планете насчитывалось 7,8 млн ученых, что на 20% превысило число ученых в 2008 г. Столь быстрый рост всего за пять лет, говорится в докладе, это очень много; при таких темпах в каждом поколении количество ученых будет удваиваться. Еще более быстрыми темпами идет накопление новых знаний и фактических данных, за которыми просто не поспевают создавать адекватные инструменты анализа. Достаточно сказать, что только за четыре года, с 2008 по 2013 г. число научных статей, опубликованных во всем мире, увеличилось на 23%.


Определяющим фактором современных научных исследований становится легкость установления творческих контактов и создания совместных исследовательских групп с коллегами по всему миру. Другое важнейшее завоевание последних десятилетий — открытый доступ к публикациям и содержащимся в них данным. Отсюда широкая доступность онлайновых учебных курсов, все более массовое так называемое открытое образование. Иными словами, «академические исследования и высшее образование быстро интернационализируются, что оказывает серьезное влияние на соответствующие традиционные национальные системы». Вместе с тем, неуклонно растет и роль университетов, деятельность которых приобретает все более глобальный характер благодаря небывалой мобильности студентов и интернациональному сотрудничеству. Наибольшее число студентов, обучающихся сегодня за границей, это представители из арабских, азиатских, африканских государств, которые едут за знаниями, прежде всего, в Европу и Северную Америку. Так, только Соединенные Штаты принимают половину всех иностранных студентов мира. В докладе также подчеркивается, что большая часть когда-либо живших ученых приходится на наше время и «большинство из них работает в Евросоюзе, Китае и США». Ниже будет показано, как такого рода явления, тесно связанные с применением так называемой «мягкой силы», все больше становятся фактором существенных перемен на международном уровне и, прежде всего, в позициях противоборствующих сторон и различных сил влияния.


Отметим только некоторые наиболее важные черты и основные противоречия современного мира, указывающие на уже свершившиеся в нем перемены и предвещающие его грядущие трансформации:


• ориентация на постоянный экономический рост и, как следствие, обострение экономических противоречий, сопряженных с социально-политической нестабильностью в планетарном масштабе при стихийном регулировании и отсутствии какого бы то ни было управления на этом уровне;


• все увеличивающийся разрыв в тесно взаимосвязанном мире между глобальным характером социально-экономических процессов и локальными действиями на уровне национальных государств, когда они решают задачи, выходящие за пределы их культурно-цивилизационных пространств и юрисдикций;


• колоссальный разрыв между избыточным богатством немногих и вопиющей бедностью большинства населения планеты на фоне продолжающегося роста материального потребления «золотого миллиарда»;


• фетишизация потребительского бума как экономической и жизненной философии развитых стран и сопряженная с этим безудержная эксплуатация сырьевых, энергетических и иных природных ресурсов.


• увеличение разрыва между сложившимися формами государственного управления и вызовами нарастающей глобализации;


• диктат портфельных инвесторов в глобальной экономической системе, когда решения принимаются наднациональными структурами (транснациональными корпорациями, Международным валютным фондом, Всемирным банком и т.п.), а конечная ответственность за социальные последствия таких решений ложится на плечи национальных правительств и налогоплательщиков;


• социальная и национальная безответственность «топ менеджеров», принимающих ключевые экономические и социально-политические решения, но фактически не зависящих ни от общества, ни даже от результатов своей управленческой деятельности;


• перемещение и концентрация капиталов в направлении высокотехнологичных экономик и стран экспортеров нефти и газа;


• беспрецедентный рост мегаполисов, промышленных зон, транспортных и инфраструктурных объектов, усугубляющих экологическую ситуацию и кардинально изменяющих облик Земли;


• усиление, в том числе, и нерегулируемых миграционных процессов в основном из слаборазвитых в развитые страны;


• формирование транснациональных структур и окончательный выход на глобальный уровень организованной преступности (международный терроризм, торговля наркотиками, незаконный оборот оружия) и т.п.


3.2. Современный мир в философском измерении


Тучи приходят и уходят,


а небо остается.


(Восточная мудрость)


В контексте указанных масштабных перемен и вытекающих отсюда глобальных вызовов возникают вопросы принципиальной важности. Как ведет себя сегодня мировое сообщество? Насколько приблизилось к пониманию того, что оно уже непосредственно столкнулось с опасностями общечеловеческого масштаба и будет вынуждено жить с ними столько, сколько будет существовать глобальное человечество?


Целесообразно посмотреть в этой связи на тенденции изменения общественного сознания на уровне мирового сообщества. А наиболее подходящий способ сделать это — обратиться к философии, в которой наилучшим образом отражается сущность и дух любой культуры и которую следует рассматривать как квинтэссенцию общественной мысли. В самой же философии характерным показателем ее состояния являются Всемирные философские конгрессы, где достаточно четко просматривается вектор общечеловеческого сознания, направленного на осмысление наиболее важных проблем современного мира. Заметим, что проводятся такие конгрессы один раз в 5 лет и проходят они в разных странах с 1900 г., а в их работе принимает участие, как правило, от 2 до 3 тыс. человек из большинства стран мира. Последний из них — XXII Всемирный философский конгресс — состоялся 5-10 августа 2013 г. в Афинах (Греция).


Однако прежде, чем по результатам данного конгресса будем судить о том, как современная общественная мысль и философия, в частности, реагируют на вызовы глобального мира, что они могут предложить для их осмысления и решения, посмотрим на динамику изменения интереса к данной проблематике, сравнив этот конгресс с предыдущими. При этом возьмем последние 25 лет (с 1988 по 2013 гг.) и проанализируем научные Программы всех шести Всемирных философских конгрессов, состоявшихся в указанный период. Выбор этот не случаен, так как еще 20 годами раньше указанного срока (в 1968 г.) был создан получивший затем широкую известность Римский клуб, заложивший своими исследованиями основы современной глобалистики и впервые показавший человечеству контуры глобального мира с его неведомыми прежде опасностями и проблемами. Таким образом, к концу 1980-х гг. глобальная проблематика прочно закрепилась на уровне широкого общественного сознания, в том числе и философского. С тех пор внимание к данной теме не ослабевало и даже продолжало нарастать, о чем говорят не только количество соответствующих секций, круглых столов, симпозиумов, но и основные темы Всемирных философских форумов. Заметим, что работа всех конгрессов проходит обычно в режиме нескольких пленарных заседаний, симпозиумов и специальных сессий, а также порядка 50–100 секций и примерно такого же количества круглых столов.


Итак, XVIII конгресс, состоявшийся в 1988 г. в Брайтоне (Англия), именовался «Философское понимание человека», и именно там по существу впервые, спустя два десятилетия с момента создания Римского клуба, глобальная проблематика нашла свое отражение на:


• пленарном заседании, проходившем под девизом «Настоящее и будущее человечества»;


• двух секциях: «Глобальные проблемы экологии и будущая жизнь Земли», «Глобальные проблемы в свете системного анализа»;


• а также на трех круглых столах: «Философия в постановке мировых проблем», «Философия и новая проблема ядерного самоуничтожения», «Человек и природа: проблемы коэволюции».


Сопоставление названных заседаний с остальными, дает возможность увидеть, хотя еще и не слишком распространенную, но уже явную обеспокоенность мирового философского сообщества глобальными проблемами и будущим человечества.


Следующий — XIX конгресс, проходивший в 1993 г. в Москве, назывался «Человечество на переломном этапе: философские перспективы», где к глобальной проблематике прямо или косвенно имели отношение:


• два пленарных заседания: «Судьба технологической цивилизации» и «Новое мышление: традиции и инновации»;


• симпозиум «Возможна ли единая философия?»;


• коллоквиумы: «Человек и природа», «Проблема единства человечества в русской философии»;


• секция «Экология и будущее жизни на Земле»;


• три круглых стола: «Этика окружающей среды и устойчивое развитие в глобальных условиях», «Будущее третьего мира в глобальном веке», «Этические проблемы конфликта Севера и Юга».


На примере этого конгресса уже хорошо видно как нарастает тревога за будущее жизни на Земле и растет обеспокоенность за все увеличивающийся разрыв в социально-экономическом развитии различных стран и регионов. Не трудно заметить также, что до 1993 г. мировая философская мысль еще не употребляла термин «глобализация», а концентрировала внимание на глобальных проблемах современности, к тому же, с явным акцентом на экологию.


На XX конгрессе, состоявшемся в 1998 г. в Бостоне (США) под названием «Философия в воспитании человечества», произошло заметное усиление внимания к вопросам глобального характера, которые обсуждались на:


• открытии конгресса в докладе «Этика, религия и будущее человечества»;


• пленарном заседании «Философия и будущее образования»;


• симпозиуме «Глобальные вопросы преподавания философии»;


• секции «Философия и окружающая среда»,


• круглых столах: «Критические размышления о состоянии глобального сознания», «Возможна ли глобальная философия?», «Возможна ли глобальная этика?», «Философия природы и общества: проблемы теории и практики»; «Самоиндификация в интерсубъективных и глобальных отношениях»;


• наконец, на специальных сессиях: «Философия в глобальном контексте: Индия и Тибет», «Философия в глобальном контексте: Япония и Китай», «Проблемы демократии в эпоху глобализации».


На этом Всемирном философском форуме обнаруживается уже не только значительно возросший интерес к глобальной проблематике по достаточно широкому спектру вопросов (от проблем окружающей среды до образования, этики и глобального сознания), но и впервые в научной программе конгресса встречается официальное употребление термина «глобализация».


Однако по-настоящему философы всего мира повернулись к глобализации на следующем — XXI Всемирном философском конгрессе, — который проходил под девизом «Философия лицом к глобальным проблемам» в Стамбуле (Турция) в 2003 г., т.е. 35 лет спустя после того, как Римский клуб призвал мировое сообщество объединиться, чтобы совместными усилиями противостоять глобальным проблемам современности. Поскольку основная тема этого конгресса была целиком посвящена глобальной проблематике, то уже не только отдельные пленарные и секционные заседания, круглые столы и специальные сессии были посвящены данной теме, но и многие другие заседания, обсуждавшие, например, проблемы философии науки, техники, образования, социальной и политической философии, рассматривались в связи с процессами глобализации, диалогом культур, появлением принципиально новых средств коммуникации.


Такой подход был инициирован также пленарными заседаниями, симпозиумами и специальными сессиями, тематика которых говорит сама за себя:


• «Глобализация и культурная идентичность»;


• «Права человека, государство и международный порядок»;


• «Насилие, война и мир»;


• «Глобальная федерация: предложение для XXI в.» и т.п.


Примечательно, что наряду с активным употреблением термина «глобализация», множество заседаний было посвящено темам, в названии которых использовались такие понятия как: «Глобальная система», «Глобальная ответственность», «Мировые проблемы», «Глобальные институты», «Глобальная справедливость», «Глобальный капитализм», «Глобальный век» и т.п.


Вместе с тем, стоит отметить, что философский анализ (по сравнению с предыдущими конгрессами) хотя и сместился в гуманитарную сферу, тем не менее, в немалой степени еще базировался на конкретных данных естествознания и точных наук. Философы также активно (хотя уже и в меньшей степени, чем прежде) использовали эмпирический материал, оперировали цифрами и фактами, подкрепляя ими для большей убедительности свои теоретические позиции и выводы.


Очередной — XXII Всемирный философский конгресс, состоявшийся в августе 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) был посвящен теме: «Переосмысливая философию сегодня».


Такое название было выбрано не случайно. На это обратил внимание уже Президент Корейского организационного комитета проф. Мьюн-Хьюн Ли, который, открывая Конгресс, сказал: «Сегодня человечество находится перед лицом грандиозных перемен. Именно поэтому Конгресс проходит под названием “Переосмысливая философию сегодня”, чтобы отразить на философском уровне состояние философской мысли перед лицом глобальных проблем и опасностей для будущего цивилизации. Новая эра требует новой философии, новой грамматики мышления». Он также обратил внимание на то, что Первый Всемирный философский конгресс прошел в центре Европы (в Париже), в 1900 г. и вот теперь, спустя 108 лет, он впервые состоялся в Азии — в Сеуле. Это отчетливо выражает тот факт, что западные и восточные философы наконец-то встретились лицом к лицу для проведения философского форума на интеллектуальном уровне, — подчеркнул докладчик и добавил, что азиатская философия до последнего времени не включалась в понятие «западная философия», а сам термин «философия» рассматривался как синоним термина «западная философия». Однако XXII Всемирный Философский Конгресс обеспечил возможность для сосуществования западной и восточной философии под одним зонтом — «Мировая философия».


Выступившие затем Премьер-министр Республики Корея Сеун-Су Хан, Президент Национальной Академии наук Кореи Тэ Кил Ким и Президент Сеульского Национального Университета (где проходил конгресс) с разных сторон так или иначе, отмечали беспрецедентное влияние глобализации на современный мир и подчеркивали особую роль философии в осмыслении, как природы глобальных процессов, так и порождаемых ими последствий. Однако в нашем контексте особого внимания заслуживает обращение к участникам конгресса Генерального директора ЮНЕСКО Коичиро Мацууры, который, в частности, сказал: «Глобальные проблемы современности подступили вплотную к человечеству и требуют незамедлительного решения. Философы как никто другой в состоянии увидеть эти проблемы и должны попытаться выработать методику их решения. Задача эта не из легких. И философы, и ученые отдельных государств разрозненно не в состоянии решить ее, — отметил он и выразил надежду, — что методологические, теоретические и практические разработки, которые будут выработаны на Всемирном Философском Конгрессе в Корее, помогут определить развитие человеческой цивилизации на ближайшие пять лет».


Отмеченные выступления задали соответствующий тон работе всего конгресса. Однако, чтобы увидеть перемены, которые за время после предыдущего конгресса произошли в осмыслении процессов глобализации и ее последствий, следует обратиться к тематике различных заседаний сеульского конгресса.


Так, на одном из пленарных заседаний обсуждалась тема: «Переосмысливая мораль, социальную и политическую философию: демократия, справедливость и глобальная ответственность».


Два из 4 симпозиумов также рассматривали глобальную проблематику. Один из них назывался «Глобализация и космополитизм», другой — «Биоэтика, этика окружающей среды и будущие поколения».


Еще одна специальная сессия была названа «Космополитизм».


Традиционной была секция «Философия природы».


Среди круглых столов следует выделить: «Контуры мира: глобализация, космополитизм и мировое гражданство», «Ценности и вера в Азии в условиях глобализации», «Культурный диалог между Востоком и Западом: прошлое и будущее», «Теория Роулза и глобальная справедливость», «Индийская философия и глобализация» и др. Можно было бы отметить и ряд других мероприятий, где, казалось бы, далекие от глобализации проблемы во многом, так или иначе, увязывались с ней.


Итак, вполне очевидно, что во второй половине первого десятилетия XXI в. глобальная проблематика прочно вошла в круг основных вопросов, которые достаточно серьезно стали волновать мировое философское сообщество.


Обобщая итоги данного конгресса, следует отметить, что и по составу участников, и по характеру обсуждавшихся проблем он заметно отличался от предыдущих тем, что на этот раз соотношение философов из стран Запада и Востока явно сместилось в сторону последних, а тематика многих заседаний была пронизана идеей возрастающей роли Востока. Несомненно, такому положению дел способствовало и то, что среди участников помимо большого числа корейцев и китайцев было много индусов, японцев, а также представителей едва ли не всех азиатских и многих африканских стран.


Также следует заметить, что по сравнению с предыдущими конгрессами разговор о современных проблемах человечества, оказался связанным в первую очередь не с конкретными цифрами, фактами и графиками, позаимствованными у естествознания и точных наук, а с их собственно философским осмыслением, когда на первый план вышли темы глобализации и космополитизма, гражданского общества и мировой цивилизации, национальной идентичности и глобального мировоззрения. При этом проблема космополитизма впервые была сформулирована в контексте современных глобальных тенденций, а ее обсуждение было разносторонним и обстоятельным. Все это указывало на явный поворот в глобальных исследованиях от естественнонаучных и технологических подходов к гуманитарным, когда в центре внимания оказывался человек и общественные отношения.


Прошло еще пять лет. XXIII Всемирный философский конгресс состоялся 5–10 августа 2013 г. в Афинах (Греция) и был посвящен теме «Философия как познание и образ жизни». Уже из самого названия конгресса видно, что основное внимание международного философского сообщества сместилось к философии как предмету и инструменту осмысления жизненно важных для человека проблем. Здесь уже глобальная проблематика хотя и не была поставлена в центр внимания, тем не менее, современный мир в его динамике и основные его противоречия активно обсуждались на многих заседаниях. Наиболее характерным в этом отношении был доклад крупнейшего философа современности Ю. Хабермаса, который посвятил свое выступление сложным экономическим и политическим проблемам Европейского Союза и предложил пути решения этих проблем на основе превращения национальной демократии в ее наднациональную форму. Он также рассмотрел космополитизм как средство цивилизованного управления политической властью при помощи юридических законов, полагая, что политическую власть можно изложить юридическими терминами. Но космополитизм выходит за рамки национальных государств и потому происходит постепенный переход от координации между ними к их сотрудничеству в рамках таких организаций как ООН, «Семерка», «Двадцатка» и др. Соответственно, по мнению Хабермаса, должно быть конституировано международное право, так как происходит синтез политической власти отдельных государств. Международное право позволяет быстрее добиться консенсуса. Однако существуют трудности с легитимностью международного права. Принятие решений международными организациями не сопровождается принятием демократического права. Легитимация демократии не достигается. Государства ЕС стремятся создать наднациональную демократию. Но кризис ЕС показывает, как тяжело создать единую европейскую конституцию. Это является результатом отсутствия политической солидарности, что обусловлено структурной неравномерностью стран. Следует, подчеркнул в этой связи докладчик, перейти «красную черту» суверенитета. Солидарность — один их кирпичиков построения единой демократической Европы. В истории США первоначально, например, были граждане Калифорнии, затем они стали гражданами США. Подобный процесс можно организовать и в Европейском Союзе. Этому может способствовать постдемократическая эрозия суверенитета, сказал в заключение Ю. Хабермас. Как этот доклад, так и общий анализ других выступлений и итогов работы различных заседаний конгресса вполне позволяют сделать вывод, что в осмыслении глобальной проблематики мировая философская мысль к настоящему времени окончательно повернулась к вопросам мировоззренческого, этического плана .


Анализ Программы предстоящего XXIV Всемирного философского конгресса (13–20 августа 2018 г., Пекин) вполне подтверждает общий вывод о необходимости искать решения современных проблем, прежде всего, в гуманитарной сфере. Данное обстоятельство является принципиальным в свете серьезного глобального кризиса, суть которого, как уже отмечалось, в том, что глобальный мир не имеет соответствующего ему управления. При этом важно подчеркнуть, что основу управления общественными процессами всегда, так или иначе, составляют мораль и право. Выступая в качестве «пряника» и «кнута», они неизменно обнаруживают себя в любой системе власти. Другими словами, вне морально-правового регулирования управление обществом в принципе невозможно, о чем еще будет отдельный разговор (см. гл. 5). Но как же обстоит дело в современном мире, который вышел на такой уровень своего развития, что уже не может развиваться далее без должного управления, опирающегося на соответствующие мораль и право?


Общечеловеческие ценности, глобальное мировоззрение, планетарная этика, глобальное сознание все более четко проявляются, дискутируются, обсуждаются. Во всяком случае, явно нарастает ощущение того, что это объективная необходимость, веление времени, наконец, условие выживания мирового сообщества в условиях многоаспектной глобализации, и Всемирные философские конгрессы это вполне убедительно показывают. Таким образом, есть серьезные основания полагать, что современный глобальный кризис, принципиально отличающийся от всех имевших место ранее, просто так не закончится. Завершиться он может только радикальной трансформацией международных отношений, и даже не перестройкой (перестраивать, собственно, еще нечего), а созданием принципиально новых структур регулирования и управления глобальным сообществом. Будет ли это нечто подобия конфедерации или еще какая-то эффективно регулируемая и в известной мере поддающаяся управлению мировая система не суть важно; принципиально то, что само собой сложившаяся ситуация не разрешится и, если у человечества не достанет воли и разума найти согласованные решения, то, будучи саморегулирующейся системой, живая оболочка Земли (биосфера) сама все поставит на свои места. Другими словами, если человечество не выйдет на уровень принятия адекватных своему глобальному статусу решений, то решение предложит сама природа, но, вряд ли наилучшее из серии принципиально возможных.




Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализации. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. Рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом.<br /> Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных и социально-политических проблем. Она содержит оригинальные авторские идеи и обобщения и адресована научным работникам, специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными мировыми процессами и перспективами развития глобального мира.

419
 Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализации. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. Рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом.<br /> Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных и социально-политических проблем. Она содержит оригинальные авторские идеи и обобщения и адресована научным работникам, специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными мировыми процессами и перспективами развития глобального мира.

Внимание! Авторские права на книгу "Глобальный мир: столкновение интересов. Монография" ( Чумаков А.Н. ) охраняются законодательством!