Философия Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.03.2018
ISBN: 9785392279180
Язык:
Объем текста: 472 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Методологические замечания

Глава 1. Геополитические реалии XXI века

Глава 2. Архитектоника глобального человечества

Глава 3. Макросдвиги в мировойсоциосистеме

Глава 4. В лабиринтах конфронтации

Глава 5. Глобальный мир. Проблема управления

Глава 6. В поисках адекватных решений

Вместо заключения

Summary



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Геополитические реалии XXI века


Топор зарыт в землю, но топорище
на всякий случай под рукой.


Генри Тизард


Основные понятия:


Геополитика — сфера международной деятельности, в рамках которой различные государства реализуют свои интересы, используя или ставя во главу угла географические факторы такие, например, как территория, географическое расположение страны, наличие ресурсов, транспортные коммуникации и т.п.


Гибридная война — новый вид осуществления насилия, основанного на силовой политике, в которой сочетаются и комплексно используются все доступные способы ведения боевых, разведывательных, идеологических, пропагандистских и иных действий.


Глобальные риски — потенциальные угрозы мировому сообществу, проистекающие из нерешенных противоречий общественного развития на глобальном уровне.


Глобальный мир — совокупность естественных природных и общественных систем, образующих триосферу — единое целое, состоящее из гео- био- и социосферы планеты Земля.


Глобальный терроризм — особо опасная разновидность международной преступности, использующая технические достижения и коммуникационные возможности глобального мира для устрашения широких слоев населения и дестабилизации общественного положения посредством массовых убийств ни в чем не повинных людей.


Киберпреступность — разновидность противоправной деятельности, использующей возможности и достижения информатики, компьютерной и вычислительной техники в сфере виртуального пространства.


1.1. Витрины и задворки глобального мира


Мир общественных отношений всегда был соткан из противоречий и конфликтов. В различные эпохи он так или иначе пестрил контрастами во всех сферах жизни независимо от стран и народов. Не стало исключением и наше время, где соседствуют, сталкиваются, сосуществуют прошлое, настоящее и будущее, модерн и архаика, новации и традиции. Так, научно-технический прогресс и сопряженная с ним глобализация, сделали реальностью то, что еще вчера казалось фантастикой, подняв тем самым на небывалую высоту уровень и качество жизни определенной части человечества, именуемой «золотым миллиардом». Вместе с тем, большая часть населения Земли, пребывает в нищете и бедности. Испытывая нужду и голод, многие из них ведут каждодневную борьбу за свое выживание. Также, несмотря на грандиозные успехи цивилизационного развития, на нашей планете все еще проживают народы, которые ведут по существу первобытный образ жизни и до сих пор не ведают, что такое цивилизация.


В итоге в современном мире сложился колоссальный разрыв между избыточным богатством относительно небольшого меньшинства, буквально утопающем в непомерной роскоши, и вопиющей нищетой, убогостью существования большинства населения планеты. Все это сопровождается еще и такими контрастами как элитное образование и высокая культура одних и полная безграмотность, бескультурье других; чистота, порядок, изысканная архитектура ухоженных отдельных городов и населенных пунктов и грязь, трущобы, антисанитария других мегаполисов и поселений. Таким образом, все увеличивающийся разрыв между богатством и бедностью — одна из главных социальных проблем современного глобального мира. Люди пребывают в постоянной борьбе за лучшие условия жизни, но ситуация для абсолютного большинства из них не меняется к лучшему. Конечно, можно согласиться, что неравенство стимулирует развитие, но когда оно не регулируется, выходит из-под контроля общества и превышает разумные пределы, то становится уже не стимулом, а тормозом развития и источником всевозможных конфликтов, которые от локальных и региональных их проявлений теперь, в современную эпоху, вышли и на глобальный уровень. Как справедливо отмечает известный специалист по проблемам стран «третьего мира» А.А. Громыко: «Все мы сегодня — свидетели этого глобального социального конфликта. У него два полюса — богатый миллиард северян и бедные миллиарды южан».


Таким образом, в современном мире под влиянием глобализации достаточно четко обнаружили себя две основные тенденции. С одной стороны, возрастает интеграция в различных сферах общественной жизни и, прежде всего, в экономике, образовании, науке. С другой стороны, все более усиливается дифференциация по таким параметрам как бедные и богатые, развитые и неразвитые, стабильные и нестабильные. Показательны в этом отношении актуальные и сегодня слова Фиделя Кастро, который еще в 1983 г., когда во всем мире стали активно обсуждать глобальные проблемы современности, писал, обращаясь к главам государств и правительств неприсоединившихся стран: «Прежде всего общими для развивающихся стран являются… мучительные проблемы ужасающей нищеты и отсталости, огромная внешняя задолженность, которую большинство наших стран не в состоянии выплатить, все более несправедливые и неравноправные условия торгового обмена, страшная опасность ядерной войны, нависшая над всеми народами, в сочетании с небывалым расто­чительством средств на совершенно абсурдную гонку вооружений, ужасающее бремя эксплуатации наших народов, проявляющееся в самых разнообразных формах, и тяжелейшее историческое насле­дие — результат многовекового колониального и неоколониального грабежа наших стран, продолжающих и сейчас страдать от эксплуата­ции, которая стала как никогда изощренной, беспощадной и жестокой. Общими являются и горькое чувство беспомощности, которое испытывают многие правительства перед лицом подобных проблем, и озабоченность государственных деятелей политической нестабиль­ностью, порождаемой этими проблемами». С тех пор, как были сказаны эти слова, прошло более трех десятилетий, но принципиально практически ничего не изменилось. Об этом, в частности, говорит А.А. Громыко, когда пишет, что нищета и голод сопровождают человечество и сегодня. «Почти половина населения Земного шара, — отмечает он, — живет на 2 долл. в день, а более чем миллиард прозябает на 1 долл. и даже меньше… Нищета широко распространена не только в развивающихся странах, как правило, самых бедных, она есть и в странах состоявшихся, даже богатых, где ее, казалось бы, быть не должно».


Можно привести множество и других доказательств бедственного положения в области социально-экономического неравенства, но и без того вполне очевидно, что не только реальное положение дел на планете не становится лучше, но и динамика их изменений не дает оснований для оптимизма. При этом дело не только в том, что нет соответствующих решений и действий. Куда более важным является то, как данная ситуация воспринимается на уровне массового сознания в целом, не говоря уже о правящих элитах и тех, кто принимает решения, от которых зависит судьба многих миллионов, если не миллиардов людей. К сожалению, и здесь ситуация не лучше. Как отмечает А.А. Громыко: «Нельзя не удивляться равнодушию, с которым все мы относимся к вымиранию от голода и болезней миллионов несчастных. — Но, говорит он далее, — кому какое дело до вымирания людей где-то там, «за горизонтом», если на Земле ведутся бесконечные войны, а милитаристы, запугивая сограждан друг другом, ходят в героях и увешаны, даже в мирное время, орденами и медалями?.. Стоит ли беспокоиться о какой-то глобальной нищете, если люди привыкли уничтожать друг друга миллионами? Такова жизнь. Такой ход мыслей становится для политических и государственных элит обычным делом».


Итак, чтобы разобраться в том, что являет собою современный мир глобальных отношений, нужно иное восприятие действительности и новый язык для ее выражения. Тот понятийный аппарат, который используют сейчас в научном познании, не говоря уже об обыденном языке и средствах массой информации, по большей части не пригоден для объективного анализа существующей реальности.


А она такова, что под влиянием глобализации, начало которой было положено в эпоху Возрождения Великими географическими открытиями, человечество вступило в принципиально новую фазу своего исторического развития, которая характеризуется переходом от раздробленности, разобщенности и фрагментарности мировых социально-политических и экономических связей к их единству, целостности, глобальности. С тех пор эти изменения постоянно нарастали и наиболее зримо проявились во второй половине ХХ в. Теперь же они происходят так быстро, что мировое сообщество не успевает на них адекватно реагировать, и даже не поспевает в достаточной степени теоретически осмысливать и осознавать суть происходящего.


Основная причина такого положения дел в том, что ситуация глобальной взаимозависимости обнаружила принципиально новые, никогда в истории не существовавшие проблемы. Их смысл при всеобщем росте экономической и военной мощи и в то же время непрекращающейся конфронтации различных стран и народов, постоянных военных конфликтах, по существу сводится к вопросу — быть или не быть человечеству? Это обстоятельство становится очевидным все большему числу людей. Также все более очевидным становится и то, что буквально на глазах живущего ныне поколения окончательно сложилось единое мировое сообщество, которое обрело и общую судьбу, и общую ответственность за то, что происходит в мире.


В то же время, с ростом понимания, что никто не может уклониться от участия в преодолении общих проблем, ширятся и обостряются споры о мере такого участия и доле ответственности различных сторон. Более того, разногласия множатся и становятся тем острее, чем дальше мир продвигается по пути глобализации и в то же время остается поделенным на отдельные суверенные государства, тогда как разрыв в уровне жизни и социально-экономическом развитии различных стран и народов только увеличивается. Все это не может не сказываться соответствующим образом на мировоззрении, общественном сознании и настроении людей.


В частности, весьма показательной в данном контексте является реакция людей, проживающих в различных культурно-цивилизационных системах, на трагедии, которые периодически происходят в современном мире. Так, в либерально-демократических системах, условно именуемых «Западный мир», превалирует эмоциональное сопереживание, которому соответствует восклицание — «какая ужасная трагедия!!!». В странах Восточной Европы, Латинской Америки, Мексике, Индии, Южной Африке, Египте скажут — «это печально!». Для населения России, Китая, Саудовской Аравии и Ближнего Востока, Венесуэлы, Кубы и стран Карибского бассейны характерна такая оценка — «что ж, это жизнь». В Центральной и Средней Азии, Монголии и в Юго-Восточной Азии зададут уточняющий вопрос — «подождите минуточку, где это?». Наконец, в большинстве стран Африки и в Северной Корее реакция на уровне полного безразличия — «да пошли вы…».


Данное обстоятельство является серьезным препятствием в деле сохранения мира и устойчивого развития, к чему стремятся все люди. Но это является также препятствием и на пути становления глобального гражданского общества, которое в перспективе с необходимостью должно сформироваться в результате преодоления фрагментарности и складывания целостного мира, если говорить о «вечном мире», как об этом писал еще И. Кант, рассуждая о путях его достижения и гражданском устройстве в каждом государстве. Иными словами, единому человечеству нет альтернативы, а потому в интересах сохранения цивилизации на планете должны установиться общие для всех принципы и правила совместной жизни. К. Поппер, основательно рассуждавший об этом, в частности, писал: «...нам следует найти опору в ясном понимании того простого выбора, перед которым мы стоим. Мы можем вернуться в животное состояние. Однако, если мы хотим остаться людьми, то перед нами только один путь — путь в открытое общество».


Но станет ли такое общественное устройство на нашей планете реальностью? Сумеет ли мировое сообщество от осознания своего единства перейти к реальному единению, стать при сохранении культурного разнообразия, национальной идентичности и разности частных интересов по сути обществом «открытого типа»? Ответы на эти вопросы вовсе не очевидны.


Современный мир представляет собой пеструю картину на относительно небольшом теле планеты, где отдельные государства не столько сотрудничают и конструктивно взаимодействуют, сколько конкурируют, противоборствуют и враждуют друг с другом. Они предпринимают титанические усилия, чтобы отстоять свой суверенитет и независимость, проводят узкоэгоистическую внешнюю политику, ориентируясь, в первую очередь, на собственные национальные интересы и сугубо прагматические цели. К тому же решение современных противоречий во многом упирается в многовековые нормы, принципы и стереотипы поведения людей, которые все больше перестают соответствовать реалиям начала XXI столетия.


Некоторые из этих норм, такие, например, как национальный суверенитет, самодостаточность, независимость, право на самоопределение и т.п., нуждаются в принципиальном переосмыслении и изменении, в то время как другие, например, толерантность, ненасилие, космополитизм и др. следовало бы уточнить и максимально развить, даже абсолютизировать, поставив во главу угла общественных отношений, как во внутренней, так и во внешней политике различных государств. Те страны, которые смогут принять этот вызов и правильно на него отреагировать, выиграют. Как образно замечают в этой связи китайские ученые, авторы «Обзорного доклада о модернизации в мире и Китае (2001–2010)»: «Мир — это трасса, а модернизация — гонка. Знание, анализ, понимание мира — ключ к победе в этой гонке».


Итак, мы уже почти два десятилетия живем не только в новом веке и новом тысячелетии, но и в качественно ином мире. Иными словами, вступление мирового сообщества в другую эпоху, это и открытие принципиально новой страницы в его истории. Теперь уже очевидно, что в отличие от прежних эпох, новая будет посвящена другой теме и написана другим языком.


Новая тема — это завершение внешних процессов глобализации мира, становление его целостности и единства, когда интеграционные процессы будут доминировать над всеми другими процессами, протекающими в обществе.


Другой язык — это не только новые средства коммуникации, например, Интернет, электронная почта, спутниковое телевидение, мобильный телефон и т.п., но и приведенные в соответствие с глобальными изменениями мораль, этика, право. А это означает, что требуется другая терминология, предполагающая переосмысление прежних ценностей и восприятие абсолютным большинством мирового сообщества тех из них, которые будут адекватны новым реалиям. Контуры же этих реалий явственно проступают уже сегодня и обусловлены многими обстоятельствами, среди которых выделим три наиболее важных.


Во-первых, процесс глобализации к началу ХХI в. охватил не только всю планету, но и все сферы общественной жизни. Это означает, что экономические, политические, культурные информационные связи и отношения безвозвратно вышли за рамки отдельных стран и народов, перестав быть только их вотчиной и прерогативой. В то же время, по существу человечеству еще предстоит стать глобальным сообществом, что с необходимостью предполагает серьезную трансформацию мировоззренческих позиций, сложившихся культур, ценностных установок.


Во-вторых, после распада социалистической системы в мире сложилась новая расстановка сил, и сформировался новый взгляд на происходящие события. На какое-то время эта перестройка в мировых делах отвлекла внимание от процессов глобализации и порождаемых ею глобальных проблем. Но теперь интерес к этой теме еще больше усилился.


Наконец, в-третьих, объективные процессы глобализации культуры и формирования общечеловеческой цивилизации привели к тому, что различные сферы общественной жизни должны теперь рассматриваться в культурно-цивилизационном контексте. Иными словами, решая общественные проблемы, мы должны теперь учитывать, что культурное и цивилизационное развитие любого общества обусловлено глобализацией. Это означает, что как за «традиционными» угрозами (война, неравенство, голод), так и за новыми, такими как международный терроризмом, конфликты и социально-политическая нестабильность на Ближнем Востоке, Украине, в Северной Африке, и других «горячих точках» планеты необходимо увидеть, в первую очередь, объективные основания и закономерности, чтобы успешно бороться не только с явлениями, но и с породившими их причинами.


В глобальном, культурно и цивилизационно взаимосвязанном мире серьезную опасность представляют теперь уже не только собственно глобальные проблемы, но даже изгои-индивиды, не говоря уже об изгоях-государствах. Поэтому так важно в таком мире не только действовать локально, но и мыслить глобально, целостно, системно, т.е. с учетом частных и общих интересов, ближайших и отдаленных целей.


В условиях, когда мир все больше становится взаимозависимым, целостным, глобальным, порождая все новые и новые противоречия и опасности, философия становится уже не только игрой ума, но и средством преодоления этих проблем. Заметим, что философия так или иначе всегда реагировала на угрозы человечеству и предпринимала попытки противостоять этим угрозам. Достаточно вспомнить знаменитый манифест Рассела-Эйнштейна, появившийся после первых ядерных испытаний, или усилия американского философа Джона Соммервиля, создавшего в 80-е гг. международную философскую организацию (IPNO) «Международные философы против ядерного омницида», когда две антагонистические системы готовы были уничтожить друг друга в ядерной войне. Теперь ситуация несколько изменилась. И хотя угроза мировой ядерной войны, благодаря ослаблению идеологического противостояния между главными ядерными державами, не стоит так остро как прежде, мир в целом не стал более безопасным. И не только потому, что растет угроза со стороны международного терроризма, но и потому, что экологические проблемы, огромный разрыв в социально-экономическом развитии богатых и бедных стран, неравномерный и неконтролируемый рост народонаселения, другие глобальные проблемы поставили принципиально новую, никогда прежде не существовавшую тему в философии — глобализация всех сфер общественной жизни и опасности, которые она порождает.


Парадоксально, но факт — современный этап научно-технического прогресса, характеризующийся перерастанием научно-технической революции в революцию информационно-технологическую, с одной стороны, способствует единению человечества, формируя взаимозависимую экономику, сокращая расстояния и увеличивая коммуникационные возможности человека, а с другой стороны, ведет к общественной дифференциации и расслоению, порождая узкий слой сверхбогатых (в том числе и на уровне отдельных государств) и люмпенизируя остальное мировое сообщество. Слаборазвитые государства не могут оставаться безучастными к этому факту и равнодушно относиться к тому, что в условиях нарастания интеграционных процессов в мире резко возрастает диспропорция в социально-экономическом развитии между развитыми и слаборазвитыми странами, значительно ухудшается мировая экологическая ситуация, так как бедные страны, будучи озабоченными элементарным выживанием, оказываются не в состоянии проводить эффективную экологическую политику и поддерживать необходимый баланс с окружающей средой. Более того, быстро растущее, но не обеспеченное достаточными средствами существования население таких стран, как правило, не только ускоряет деградацию окружающей среды, но и лишает себя возможности даже хотя бы замедлить негативные тенденции во взаимоотношении с природой. Отсюда и преодоление таких проблем требует особого подхода. Здесь необходим учет всех составляющих: экономических, социальных, политических, экологических, а также совместные и согласованные действия в условиях, когда становление глобального информационного общества наряду с позитивными имеет и негативные аспекты.


Так, например, современная политика в значительной степени строится на распределении информационных потоков, что дает огромные возможности для манипулирования общественным сознанием. Противоборство различных политических сил или экономических конкурентов нередко выливаются в «информационные войны», вторжение в жизненное пространство той или иной страны, ее политики и культуры становятся все более изощренным и обычным явлением, сама информация буквально обрушивается, давит на людей уже в такой мере, что впору ставить вопрос об «информационном загрязнении», «информационной экологии общества». И дело не только в том, что качество и направленность информации могут заведомо и далеко не с лучшими намерениями искажаться, а в том, что информация теперь — власть, реальная сила, что достаточно точно отражает ставшее в последнее время крылатым выражение — «кто владеет информацией, тот владеет миром».


В этой связи важно отметить, что информационно-технологическая революция придает тем более мощный импульс развитию общества, чем более высокий уровень культуры, науки, техники оно имеет. В итоге от информатизации выигрывают в первую очередь развитые страны, которые ведут активную борьбу за открывающиеся новые возможности и не упускают случая сполна использовать преимущества, которые вытекают из их заведомо выгодных позиций. В области экологии это проявляется наиболее ярко. Так, в то время, как в развитых странах общая экологическая ситуация стабилизировалась или даже улучшилась, на планете в целом она неизменно ухудшается. Здесь нет случайностей, и информационная революция в данном случае играет весьма важную роль. Она, как уже подчеркивалось, ведет еще к большей дифференциации бедных и богатых обществ, становясь неотъемлемой частью различных сфер человеческой жизни (политической, социальной, экономической) только тогда, когда они уже достаточно развиты. Мир стремительно структурируется как единое целое, прежде всего, в области коммуникаций и мировой торговли. Это, в свою очередь, еще больше усиливает специализацию отдельных стран и даже целых регионов в мировом разделении труда. Так в процентном отношении доля населения высокоразвитых стран, занятых в сфере обслуживания, в области науки, образования, искусства, а также легкой, обрабатывающей и электронной промышленности, то есть в экологически чистых производствах, несоизмеримо выше, чем в странах отсталых и даже развивающихся.


Под влиянием более жестких природоохранных законов, которые уже приняты в большинстве развитых стран Запада, экологически вредные производства и устаревшие технологии, например, добывающей или химической промышленности, все больше перемещаются в слаборазвитые страны. В предельно короткие сроки они нарушают складывавшийся там веками традиционный уклад жизни и создают, таким образом, серьезные диспропорции в отношениях природы и общества.


Информационно-технологическая революция принципиально изменила также и направление мировых финансовых потоков, что никак не способствует улучшению глобальной экологической ситуации. Если в условиях промышленной революции развитые государства в поисках более дешевой рабочей силы активно вывозили капитал в отсталые страны, развивая там добывающую и обрабатывающую промышленность и, создавая таким образом рабочие места для неквалифицированного и малограмотного населения, то теперь капитал направляется преимущественно в развитые страны, так как высокие технологии требуют образованных, высококвалифицированных специалистов, высокой культуры производства, развитой инфраструктуры. Эти же народы становятся и основными потребителями своей наукоемкой, высокотехнологичной продукции, все меньше нуждаясь в тех, кто беден и неплатежеспособен. Фактически единственной возможностью привлечь значительные инвестиции в экономику слаборазвитых государств остаются энергетические ресурсы.


Показательной в этом отношении является Центральная Азия и, в частности, Каспийский регион, который в геополитическом отношении занимает особое положение. Он обладает богатейшими запасами нефти и газа, что делает его особо привлекательным для транснациональных корпораций, которые, как хорошо известно, по природе своей не ориентированы на сохранение окружающей среды. Их капиталовложения ориентированы, как правило, на максимальную прибыль и не ставят своей задачей рациональное природопользование. С другой стороны, в этом регионе сходятся геополитические интересы множества стран, в том числе, и находящихся от него на значительном удалении, что привлекает к нему пристальное внимание не только политиков и бизнесменов, но и ученых. Так, известный американский политолог З. Бжезинский посвятивший свою книгу «Великая шахматная доска» именно этой теме, в частности отмечает, что «в недрах региона Центральной Азии и бассейна Каспийского моря хранятся запасы природного газа и нефти, превосходящие такие же месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря.


В связи с доступом к этим ресурсам и участием в потенциальных богатствах этого региона возникают цели, которые будоражат национальные амбиции, мотивируют корпоративные интересы, вновь разжигают исторические претензии, возрождают имперские чаяния и подогревают международное соперничество. Ситуация характеризуется еще большим непостоянством вследствие того, что регион не только является вакуумом силы, но и отличается внутренней нестабильностью». Все это делает данный регион «котлом этнических противоречий», который характеризуется Бжезинским как «Евразийские Балканы».


В итоге, важнейшей проблемой всех государств данного региона, в особенности тех, которые ориентированы на активное привлечение иностранного капитала, становится задача осуществлять такое экономическое развитие и природопользование в подотчетной им части региона, которое не наносило бы ущерба окружающей среде и не вступало бы в противоречия с интересами сопредельных государств.


Это не столько настоятельное пожелание, сколько безусловное требование, так как дело касается неповторимости Каспийского региона, где сосредоточены уникальные биоресурсы и, прежде всего, крупнейшая популяция осетровых рыб нашей планеты. Осетровые по праву входят в золотой фонд мировой ихтиофауны, ибо существовали наряду с динозаврами, птеродактилями и бронтозаврами еще в Мезозойскую эру, более ста миллионов лет тому назад. И хотя все гигантские ящеры давно вымерли, осетровые, стойко перенесли бесчисленные испытания, дожили до наших дней, но теперь столкнулись с человеческим натиском на природу и оказались перед угрозой истребления. По оценкам специалистов экологический баланс в регионе стал принципиально меняться со второй половины 80-х годов, когда резко возросло многофакторное антропогенное воздействие на среду обитания в Каспийском регионе (загрязнение моря и рек сточными водами, нефтепродуктами и пестицидами, искусственное регулирование речного стока и т.п.).




Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализации. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. Рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом.<br /> Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных и социально-политических проблем. Она содержит оригинальные авторские идеи и обобщения и адресована научным работникам, специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными мировыми процессами и перспективами развития глобального мира.

419
 Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. Монография

Монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализации. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. Рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом.<br /> Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных и социально-политических проблем. Она содержит оригинальные авторские идеи и обобщения и адресована научным работникам, специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными мировыми процессами и перспективами развития глобального мира.

Внимание! Авторские права на книгу "Глобальный мир: столкновение интересов. Монография" ( Чумаков А.Н. ) охраняются законодательством!