Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.09.2016
ISBN: 9785392228416
Язык:
Объем текста: 525 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Введение

Методологические замечания

Глава I. Глобальные трансформации современного мира

Глава II. Ступени прогресса: динамика развития техники и науки

Глава III. Глобализация как естественно-исторический процесс

Глава IV. Концептуальные модели исторического процесса

Глава V. Основные этапы осмысления глобализации

Вместо заключения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава III.
Глобализация как естественно-исторический процесс


Чем глубже вы вглядываетесь в прошлое, тем дальше в будущее вам удастся заглянуть.


У. Черчилль


Основные понятия:


Война — активное противоборство, противостояние враждебных сил, использующих насильственные действия или иные формы принуждения, давления с целью достижения полного господства над противником и низвержения его в качестве противодействующей силы. С этой точки зрения война может быть не только вооруженным столкновением, но и, например, экономической, торговой, дипломатической, идеологической, психологической, информационной и т. п. В зависимости от характера военных действий, а также вовлеченности в конфликт враждующих сторон войны бывают внутренними (гражданскими) и внешними, а с точки зрения масштабов происходящих событий — локальными, региональными, глобальными.


Геобиосоциогенез — процесс развития, эволюция геобиосоциосистемы.


Геобиосоциосистема — совокупное единство трех компонентов: географической среды, биосферы и социума. Предельно большой конгломерат, охватывающий всю планету как единое целое и являющий собою совокупность различных параметров социума, живой и неживой природы, которые находятся в неразрывной связи и подвержены глобализации (вовлечены в этот процесс).


Глобальные процессы — всевозможные изменения и тенденции развития, которые когда-либо происходили, происходят или произойдут в планетарном масштабе в различных сферах Земли: литосфере, геосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере, социосфере.


Замкнуться (сомкнуться) — прийти к целостному состоянию; сформироваться в качестве единой целостной системы. Аналогией может быть то, как замыкается (смыкается), например, линия круга, и тогда говорят: «Круг замкнулся». Именно в таком контексте будет употребляться далее сочетание «мир “замкнулся”».


Космическая эра — этап развития человечества, когда оно стало осваивать космос и космические объекты в режиме реального времени, сделав их не только предметом теоретического изучения, но и сферой практических действий.


Многоаспектная глобализация — стадия процесса становления универсальных связей в планетарном масштабе, когда они начинают охватывать помимо проблем взаимодействия природы и общества также практически все основные аспекты общественной жизни от экономики до духовной сферы, включая культуру, образование, язык, идеологию, мировоззренческие, ценностные установки и др., которые в совокупности с основными атрибутами глобальной цивилизации: масс-медиа, Интернетом, мировыми экономическими, политическими, финансовыми связями и т. п. — наиболее ярко выражают суть современной глобализации.


Ойкумена (от греч.: oikumenе — населяю) — совокупность территорий земной поверхности, которые, по представлениям древних греков, были заселены человеком; обитаемая земля, населенное людьми пространство.


Осевое время — исторически короткий период времени, в течение которого меняются фундаментальные характеристики социальной жизни.


Прорыв — стремительный переход в новую область реальности, иную сферу творчества, исследований, познания и т. п., в результате чего возникают принципиально новые возможности, другое видение привычных проблем, открываются не существовавшие прежде перспективы.


Реальная глобализация — глобальные процессы в социосфере, начало которым было положено Великими географическими открытиями на рубеже XV–XVI вв.; формирование, становление и развитие планетарных процессов, связей, отношений и структур в различных сферах общественной жизни.


Симптомы глобализации — первые, порой едва уловимые и не всегда очевидные признаки становления общечеловеческих (планетарных, мировых, глобальных) связей и отношений.


Триосфера (геобиосоциосфера) — область проявления и взаимодействия основных и производных составляющих конгломерата, состоящего из географической, биологической и социальной среды; область охвата, распространения геобиосоциосистемы.


Фундаментальная глобализация — стадия процесса становления универсальных связей в планетарном масштабе, когда мировое сообщество в важнейших параметрах (географическом, экономическом, политическом) окончательно оформляется в качестве единого целого, т. е. становится сформировавшейся системой, а человечество — в полном смысле этого слова глобальным. Другими словами, такой этап развития глобализации, когда мир человека становится единым организмом, субъектом действия, способным в качестве «геологической силы» взаимодействовать с биосферой и географической средой.


Эпогенез — процесс зарождения, становления и последующего развития сменяющих друг друга эпох. В глобалистике эпогенез характеризуется переходом от одной эпохи к другой, в результате чего имеет место расширение масштаба, территориальных пределов, в рамках которых происходящие события сохраняют свою целостность, обнаруживают, в конечном счете, общую тенденцию и определенную логику развития.


Эпометаморфоз (эпоморфоз) — эпохальное видоизменение, переход на другую стадию развития геобиосоциосистемы, сопровождающийся фундаментальными переменами в этой системе на уровне формы и содержания, сущности и явления. Категория для описания макроисторических и макросоциальных трансформаций, обусловливающих смену исторических эпох, т. е. являющихся причиной перехода от одной эпохи становления глобальных связей к другой.


Эпоха — значительный период времени в развитии природы, общества, науки и т. п., имеющий свою специфику и характерные особенности.


§ 1. Мир как целостность


В этой главе мы обратимся к историческим фактам и событиям, которые сами по себе хорошо известны, но, будучи взяты в определенном ракурсе, а именно в контексте постепенно нараставших процессов глобализации, представляют особый интерес с точки зрения правильного понимания соотношения объективных оснований и субъективных факторов, повлиявших, да и теперь влияющих на развитие и тенденции современной глобализации. Такой подход позволит посмотреть на глобализацию прежде всего как на объективно-исторический процесс, где субъективные факторы хотя и играют определенную роль, но в конечном счете не являются определяющими. Это важно подчеркнуть, ибо в современной глобалистике имеется немало специалистов, которые в оценке мировых тенденций неправомерно преувеличивают роль субъективного начала, делая акцент на интересах определенных социальных групп, организаций, государств, подчеркивая их доминирующую роль в мировых делах и т. п. К анализу недостатков и слабых сторон такой позиции мы еще вернемся в гл. V, теперь же посмотрим на мировую историю с точки зрения ее целостности, когда современный мир становится все более сложным, многоаспектным, полифоничным.


В то же время мир в большей степени, чем прежде, оказывается предсказуемым, просчитываемым на уровне макропроцессов, так как в планетарном масштабе трансформируется в единую систему, где различные структурные элементы формирующейся целостности, такие, например, как национальные государства, международные объединения, транснациональные корпорации, теряют свою былую самодостаточность, становясь взаимозависимыми элементами единого целого. В данном случае речь идет не о предсказании или полном понимании того, чем станет мировая система по прошествии определенного времени, и не о том, каким она будет в деталях, а о тенденциях и направленности ее развития, вытекающего из закономерностей, присущих целостному организму, когда поведение отдельных частей целого в конечном счете оказывается согласованным, синхронизированным с направленностью изменений всего организма. В этом отношении человечество, вступившее в эпоху реальной глобализации и формирующееся как субъект отношений с биогеосферой, обретает принципиально новые параметры (сфера распространения, техническая вооруженность, воздействие на окружающую среду и т. п.), которые поддаются измерениям и, в конечном счете, контролю. Но это, разумеется, не означает, что тем самым можно рассчитать и процессы глобализации, чтобы искусственно вызывать их, регулировать ход их развития или вовсе элиминировать.


Глобализация является закономерным итогом исторического развития, и понимание ее сущности тесно связано с тем, как тот или иной исследователь понимает общественный прогресс. Обращая внимание на это обстоятельство, известный специалист по проблемам глобализации В. Б. Кувалдин отмечает: «Неудивительно, что многие трактовки недооценивают масштабы перемен, грешат односторонностью. Ибо глобализация — все это и что-то еще. Ключ к пониманию ее природы надо искать на социетальном уровне, в трансформации того общественного устройства, в котором мы существуем и развиваемся в течение столетий». Соглашаясь с этим высказыванием по существу, следовало бы только уточнить, что корни глобализации уходят, быть может, намного дальше — в глубь тысячелетий. Во всяком случае, прежде чем рассматривать исторические эпохи и периоды, где глобализация уже явно обнаруживается, мне бы хотелось посмотреть именно с этой точки зрения на еще более отдаленные времена. Но, приступая к рассмотрению истории зарождения и развития процессов глобализации, будем учитывать то обстоятельство, на которое уже указывалось в методологических замечаниях, а именно на определенную условность и относительный характер какой-либо схематизации, выделения этапов, периодов и т. п.


Для правильного понимания динамики и сущности социальных процессов, принявших на соответствующем этапе своего развития формы глобализации, а также с целью различения реальных событий и их отражения в языке на уровне категорий важно обратить внимание на тесную взаимосвязь и взаимодополняемость широко распространенных понятий «культура», «цивилизация», «глобализация», которые задают самый крупный масштаб во взглядах на историю. Следует также по возможности более полно прояснить их соотношение как важнейших категорий, с разных сторон описывающих единый исторический процесс, когда последний достиг очередной поворотной точки и развивается в направлении от локальных культур и цивилизаций к культуре мировой и цивилизации планетарной. При этом если понятия «культура» (после опубликования «Заката Европы» О. Шпенглера) и «цивилизация» (после появления «Постижения истории» А. Тойнби) достаточно легко вписываются в категориальный аппарат социальной философии и исторической науки, а их взаимосвязь давно и основательно исследуется различными дисциплинами, то термин «глобализация», будучи неологизмом по отношению к ним, таких устоявшихся и в достаточной мере определенных позиций еще не завоевал, а его тесная взаимосвязь с понятиями «культура» и «цивилизация» пока не осознается в должной мере и не является предметом специального анализа. Тем не менее время для этого пришло, а необходимость такого анализа назрела.


Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению поставленной проблемы, необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство, имеющее в данном контексте принципиальное значение. Язык, посредством которого наука пытается отобразить всевозможные состояния и разнообразие мира, есть не что иное, как средство выражения, описания реальной действительности, т. е. способ ее вербальной реконструкции с конкретной позиции. Другими словами, это описание реальности так, как она представляется познающему субъекту. В языке всегда выражается позиция автора, субъективное видение того, что другому видится в другом ракурсе или под другим углом зрения, в ином свете или контексте, на ином эмоциональном фоне и с позиции других ценностных установок. Таким образом, наш язык описывает реальность всегда односторонне, фрагментарно, неполно; к тому же такое описание несет в себе, как правило, элемент личностного восприятия действительности, в зависимости от времени и деталей конкретной ситуации, и соотносится с тем, что есть на самом деле, так же, как выполненный художником пейзаж с той реальностью, которую он отражает. В итоге, не задумываясь над тем отличием, которое существует между каким-либо конкретным событием и нашим рассказом о нем, мы нередко вступаем в дискуссии, ведем баталии, зачастую имеющие мало отношения к реальному ходу событий. Тема глобализации и многочисленные попытки ее осмысления, порождающие колоссальный разброс мнений, точек зрения, авторских позиций, являются наглядным примером подобного рода.


Итак, если отличать реальную действительность от мнения, а сам факт от того, как он видится исследователю, то термины «культура», «цивилизация», «глобализация» становятся не более чем словами, посредством которых выстраивается рассказ о том, как данному исследователю представляется исторический процесс или определенная часть, фрагмент такого процесса. Это, однако, вовсе не означает, что подобные попытки объяснить реальность посредством упомянутых терминов являются безуспешными или ошибочными, хотя и такое не исключается, даже более того, встречается сплошь и рядом. Но, что принципиально важно подчеркнуть, они всегда воспроизводят действительность, т. е. то, что есть на самом деле, односторонне, частично, неполно, в то время как в большинстве своем претендуют на целостное и всестороннее объяснение реальности, на адекватное отражение общей ситуации и фактического хода событий.


Тем не менее, если признать относительность наших знаний о реальной истории и иметь в виду ограниченность, неполноту и условность любых периодизаций, выделения тех или иных этапов, стадий общественного развития, а также если принять во внимание схематичность и ограниченность вообще любых способов реконструкции того, что уже свершилось, то термины «культура», «цивилизация», «глобализация» должны быть поставлены в один ряд как взаимодополняющие друг друга понятия и их следует рассматривать как ступени развития естественного языка, ведущие к его усложнению по мере того, как усложняется описываемая ими реальность. Тогда в понимании современного этапа исторического развития зримо обнаруживается настоятельная необходимость переосмыслить сложившиеся подходы, которые до последнего времени более или менее удовлетворительно отражали социальную динамику, характерную для фрагментарного человечества. Речь идет о попытках описать различные состояния глобального сообщества и мировую динамику в целом в таких категориях, как «общественно-экономические формации» (К. Маркс), «культура» (О. Шпенглер), «цивилизация» (А. Тойнби), «культурно-исторические типы» (Н. Я. Данилевский). Однако в этих уже сформировавшихся категориях, если их использовать по отдельности, как самодостаточные (а именно так и обстоит дело в современной науке), не представляется возможным адекватно выразить, описать процессы глобализации, порожденные противоречивым развитием единой, планетарной социо­природной системы. И хотя такие попытки неизменно повторяются, максимум что они дают — это показывают тесную связь процессов глобализации с такими явлениями, которые описываются в первую очередь терминами «культура» и «цивилизация».


Активное обсуждение темы и проблем глобализации, жаркие и дискуссии, развернувшиеся вокруг как самого понятия, так и процессов, за ним стоящих, есть не что иное, как попытки осмысления современного этапа общественного развития с использованием преимущественно прежнего категориального аппарата, когда сложившиеся подходы, схемы и понятия перестали эффективно работать и уже не отражают всех реалий быстро меняющегося мира. Сложившиеся схемы и подходы — это прежде всего теория «общественно-экономических формаций», «культурологический» и «цивилизационный» подходы к пониманию исторического процесса, а также идеи «прогресса», «культурно-исторических типов» и т. п., которые в современной историографии являются наиболее распространенными, но еще не переосмыслены в современной глобалистике применительно к миру в целом, когда он все сильнее проявляет свою целостность и увеличивающимися темпами становится единой, все более усложняющейся системой.


Мы привыкли смотреть на целое со стороны его частей, особенно если целое слишком велико и не охватывается единым взором сразу. Такой подход достаточно прочно закрепился в сложившихся представлениях о всемирной истории, которая, как правило, реконструируется из отдельных фрагментов истории отдельных народов, тех или иных событий, произошедших в различных частях планеты, и был вполне оправдан для ситуации, когда фрагментарное состояние мирового сообщества превалировало над его целостностью. Однако в условиях, когда мир в значительной степени «окуклился», «замкнулся» территориально (благодаря освоению космоса, современному транспорту, глобальной экологии), экономически (посредством деятельности транснациональных корпораций, мировой торговли, свободного перемещения капитала), политически (при посредстве ООН и множества других международных организаций), наконец, информационно (с помощью Интернета, средств массовой информации и телекоммуникаций), наступило время посмотреть на его части со стороны целого. Такой подход, основные принципы которого были заложены в начале прошлого века А. А. Богдановым, сегодня, в условиях «обнажившейся» и идущей по экспоненте глобализации, обретает особую востребованность и актуальность.


Иными словами, теперь, когда современный мир отличают не только революционные изменения в области науки, техники, информатики, технологий, но и стремительный рост населения Земли, увеличивающееся антропогенное влияние на окружающую среду, усиление опасности со стороны военных конфликтов, техногенных катастроф, международного терроризма и т. п., и все это непосредственно связывается с глобализацией, встает вопрос — когда и почему она возникла?


На первую часть этого вопроса ответ формулируется вполне определенно — с тех пор, как около 4,6 млрд лет тому назад в форме шара сформировалась планета Земля, на ней постоянно происходят процессы планетарного масштаба, т. е. глобальные. Единожды начавшись, глобальные процессы протекают с тех пор непрерывно во всех сферах нашей планеты циклично, развиваясь, видоизменяясь, эволюционируя. К ним с полным на то основанием следует отнести такие лито­сферные процессы, как движение тектонических плит, горообразование, вулканическую деятельность, землетрясения и т. п. Последующее появление гидросферы и атмосферы также имело глобальный характер, равно как и процессы, протекающие в них с тех пор: круговорот воды в природе, перемещение воздушных масс и т. п.


Зарождение жизни на Земле около 3,7 млрд лет тому назад положило начало биосферным процессам глобального масштаба. Это не только возникновение различных видов флоры и фауны и территориальное распространение их по планете, но и заполнение живыми существами практически всего пространства гидросферы, атмосферы и верхней части литосферы.


В последующем, когда на Земле появился человек, его расселение по планете заняло определенное время. Во всяком случае, как полагает современная наука, люди постепенно осваивали все новые и новые территории, пока не заселили всю планету и не сформировали таким образом новую сферу жизни — социосферу. С точки зрения нашего исследования принципиальное значение имеет то, что до эпохи Великих географических открытий, т. е. до конца XV в., люди, жившие на разных континентах (в Европе, Америке, Австралии, Африке), не только никак не взаимодействовали, но даже представления друг о друге не имели. Разумеется, что и глобальных процессов в социосфере вне такого взаимодействия не могло быть, а было то, что им предшествовало, — сначала локальные, а затем и региональные связи и отношения.


Таким образом, локальные и региональные общественные связи, отношения, структуры потенциально развивались в направлении своей целостности (в планетарном масштабе) с момента их возникновения, т. е. с появления первых организованных форм социальной жизни. При этом глобализация, как один из глобальных процессов, а именно — в социосфере, будучи результатом развития этих общественных структур, впервые реально началась лишь после того, как в 1522 г. завершилось начатое тремя годами раньше Ф. Магелланом первое в мире кругосветное путешествие. Вначале в общих чертах, а затем все более отчетливо она стала проявляться в экономике, политике, культуре, достигнув к концу ХIХ в. вполне осязаемых результатов в виде создания транснациональных корпораций, международных организаций, всемирных выставок, конгрессов и т. п. Однако в полную силу глобализация заявит о себе еще позже — лишь во второй половине ХХ в.


Итак, отсчет реальных событий планетарного масштаба с участием человека, т. е. в социальной сфере (что, собственно, и именуется глобализацией) следует вести с 1500 г. — точки перелома, окончательно «замкнувшей» мир человека в масштабе всей планеты. Впервые не только суша, но и объединяющий ее различные части Мировой океан стал реально принадлежать всему человечеству. Экспедиция Ф. Магеллана, обогнув Землю, положила тем самым начало эры глобального человечества и обозначила рубежи (точнее — их границы) формирования единого географического мирового пространства. Ю. А. Гагарин в 1961 г. своим полетом окончательно завершил процесс экстенсивного освоения человеком планеты и формирования территориального единства мировой (глобальной) цивилизации. Интернет и современные средства коммуникации — это уже иной аспект данной эпохи — интенсивной многоаспектной глобализации.


Показательным в этом отношении является тот факт, что если в ХХ столетие человечество вступило, имея, с определенными оговорками, не менее десяти великих держав, то к началу Второй мировой войны их осталось уже как минимум на треть меньше; затем всего две, а после окончания «холодной войны» — одна. Логично предположить, что глобализация установит предел и ее историческому времени. Наглядным показателем того, что мир в XX в. стал глобальным, является также принятие мировым сообществом в качестве единой системы отсчета времени христианского летосчисления, хотя в пределах своих ойкумен и китайский календарь, и исламский календари продолжают действовать. Однако и в Пекине, и в Тегеране самолеты взлетают и приземляются не по китайскому или лунному календарю, а по христианскому. Сделки на поставки товаров, почтовые отправления, политические встречи, международные конгрессы, симпозиумы, конференции проходят сегодня все в той же единой системе координат независимо от того, нравится это кому-либо или нет, затрагивает ли чьи-либо интересы, чувства, национальное самолюбие и т. п.


Вторая часть вопроса — почему возникла глобализация — требует более пристального изучения истории и выявления в ней узловых, поворотных, переломных пунктов, которые, используя образное выражение К. Ясперса, можно назвать «осевым временем». К. Ясперс пришел к такому видению исторического развития, обратив внимание на синхронизацию отдельных событий и процессов в различных частях земного шара. Он, а также Ф. Бродель сделали особенно много для того, чтобы определить структуры и механизмы, лежащие в основе этой синхронизации. В итоге наши представления о ходе истории значительно расширились, и можно согласиться с В. И. Пантиным, который в этой связи отмечает: «“Осевое время”, о котором писал К. Ясперс, несмотря на всю свою уникальность, все же не было единственным в истории человечества и… синхронизация в той или иной мере присутствует на всех этапах социального развития». Разумеется, понятие «осевого времени» несет в себе известную долю абстракции и умозрительности, и его не стоит абсолютизировать, пытаясь выявить с математической точностью, например, сколько же таких поворотных пунктов уже случилось в истории или сколько их случится в будущем. Основной смысл введения в речевой оборот такого термина состоит в том, что с его помощью можно более наглядно показать неравномерность изменений в истории, которые, исподволь накапливаясь, затем обусловливают прорыв социума в новое состояние. В следующем параграфе мы рассмотрим этот вопрос более подробно, и там же будут сформулированы новые подходы к пониманию «поворотных пунктов» в истории.


§ 2. Основные поворотные пункты истории


Продолжая мысль о реконструкции истории, высказанную в предыдущем параграфе, и памятуя об относительном характере любой ее схематизации, периодизации и т. п., посмотрим теперь более крупным планом на исторические события, с тем чтобы обнаружить уже самые первые признаки и фундаментальные истоки современной глобализации, а также проследить наиболее важные этапы ее вызревания. В этой связи отметим, что крупномасштабно исторический процесс представляют обычно как последовательную смену следующих состояний общества: дикость — варварство — цивилизация. Однако для целей нашего исследования такой подход был бы малоэффективным, так как здесь основное внимание фиксируется на качественных параметрах общественного развития, т. е. на статике социального организма, и практически не учитывается динамика его развития, что для понимания сути процессов глобализации имеет принципиальное значение.


Этимологически термин «глобализация» связан с масштабом всей планеты в целом, а следовательно, проследить достижение этого предельного, с точки зрения территориального охвата, состояния общественного организма можно посредством анализа процесса географического расширения социальной жизни с момента ее зарождения.


Итак, если в качестве основания деления всей истории человечества взять масштаб происходивших событий, то можно выделить четыре основные эпохи становления глобальных связей (отношений), которые сопутствуют историческому развитию с момента возникновения общества до обозримого будущего.


1. Эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей, отсчет которой можно вести с момента появления человека 5–3 млн лет тому назад и до завершения неолитической революции, т. е. до возникновения и формирования первых государств около 7–3 тыс. лет до н. э.


2. Эпоха региональных событий и территориально ограниченных международных отношений. Она длится от завершения неолитической революции, когда уже сформировались государства (7–3 тыс. лет до н.э), до начала эпохи Великих географических открытий, т. е. до эпохи Возрождения.


3. Эпоха глобальных событий и всеобщей экономической и социально-политической зависимости, продолжавшаяся от Великих географических открытий до середины ХХ в., когда мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношении.


4. Эпоха космической экспансии и космических конфликтов, начавшаяся с запуском в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, которая продолжится как минимум в обозримом будущем. В это время мир окончательно «замкнется» также информационно.


Переход от одной эпохи к другой каждый раз сопровождался расширением масштаба, территориальных пределов, в рамках которых происходящие события сохраняли свою целостность, обнаруживали, в конечном счете, общую тенденцию и определенную логику развития. Иначе говоря, мы имеем дело с генезисом эпох, для обозначения которого можно было бы употребить более короткий и емкий термин «эпогенез». При этом каждая последующая эпоха охватывает все более короткий период времени, что вполне объясняется общей тенденцией ускорения общественного развития.


Указанную градацию мирового процесса можно соотнести с конкретными историческими событиями, в частности проиллюстрировать ее на примере военных конфликтов, масштабы и характер которых всегда были непосредственно связаны с территориальной экспансией и зависели от технической оснащенности общества.


Так, на ранних этапах истории, когда общественное развитие носило фрагментарный характер, т. е. общественные структуры и соответствующие им связи развивались локально, военные столкновения были также частными и локальными. Этому же соответствовали и ограниченные возможности в средствах передвижения, и примитивность технического вооружения.


Первой региональной войной в истории человечества следует признать лишь завоевательные походы Александра Македонского, которые охватили сразу три континента: Ближний Восток и Среднюю Азию вплоть до Индии, а также часть Европы и Африки. Последней региональной войной, несомненно, были наполеоновские военные походы и баталии, развернувшиеся тогда практически по всей Европе и частично в Африке, где помимо обычного вооружения уже широко применялась артиллерия.


Первая мировая война, в которой были задействованы уже практически все современные виды оружия, за исключением ракетного и ядерного, открыла эпоху глобальных войн, ряд которых достаточно быстро пополнился Второй мировой и «холодной» войнами.


Следующий, более высокий уровень конфликтов, на пороге которого человечество уже стоит, будет космический. При этом, если мировая цивилизация достигнет достаточно высокой степени развития и сможет предотвращать военные столкновения между различными народами, космические войны не обязательно будут сопровождаться военными действиями. Но противоречия и конфликты такого масштаба непременно будут, аналогично тому, как ведутся, например, сегодня торговые, дипломатические, политические или информационные войны без применения военной силы. Следует заметить, что каждый новый уровень проблем вовсе не отменяет автоматически те, которые были раньше, т. е. проблемы более низкого уровня, а лишь наслаивается на них, зачастую «резонируя» с ними, нередко обостряя, усиливая их своим влиянием.


Рассмотренный подход к градации исторического процесса позволяет увидеть очень важный, но тем не менее лишь один аспект глобализации — территориальный, или географический. Вместе с тем уже на ранних этапах человеческой истории зарождались и другие процессы, обусловившие в дальнейшем становление универсальных связей и формирование единого человечества, которые проявились в экономике, культуре, теоретическом знании, религии. Все вместе, в совокупности они являются важнейшей характеристикой общественного состояния, претерпевшего в истории несколько фундаментальных трансформаций. Эти социальные трансформации сродни тому, что в современной исторической литературе принято теперь называть «осевым временем».


Понятие «осевого времени», введенное К. Ясперсом для обозначения «решительных поворотов в потоке событий», относилось к вполне определенному периоду времени. Оно было применено им к характеристике мировой истории на рубеже между 800 и 200 гг. до н. э., когда практически одновременно в трех различных, практически не взаимосвязанных друг с другом регионах планеты — в Европе, Индии и Китае, назрели и произошли кардинальные перемены «в области духовных основ человечества». По существу, К. Ясперс говорит о «взрыве человеческого духа», когда зарождается понимание всеобщности, называя время, когда это происходит, «осевым», поворотным от одного качественного состояния общества к другому.


В последнее время в связи с ростом интереса к глобальной истории указанный термин получил дополнительное обоснование и обновленное содержание, что позволило использовать его в более широком диапазоне, в том числе для обозначения других поворотных пунктов в мировой истории, когда говорят уже не об одном, а о нескольких «осевых временах», в частности применительно к процессам глобализации, о чем уже упоминалось в предыдущем параграфе.


Наряду с этим стали появляться и другие термины, посредством которых пытаются объяснить фундаментальные изменения в историческом процессе, обращая внимание не столько на количественные параметры глобализации, сколько на ее социально-экономические, культурные и тому подобные аспекты. Так, предметом активного обсуждения в 1960-е гг. стала теория «стадий экономического роста» У. Ростоу, а в 1980-е гг. — идея «трех волн» А. Тоффлера, который полагает, что человечество в своем развитии уже прошло две «волны» и в настоящее время переживает третью. Первая из них была связана с неолитической революцией, когда человек перешел от «присваивающей» экономики к производящей и стал вести оседлый образ жизни. Вторая «волна» знаменовала переход к индустриальному обществу. Наконец, третья «волна» характеризует принципиальные изменения в обществе, вызванные массовым внедрением электроники и информатизацией всех сфер общественной жизни.


В связи с поиском новых принципиальных подходов к пониманию процессов глобализации в последнее время возрождается интерес к теории больших циклов конъюнктуры, которая в 1920-е гг. была выдвинута замечательным русским ученым Н. Д. Кондратьевым и получила известность под названием «волны Кондратьева».


А упоминавшийся уже автор одного из докладов Римскому клубу, основатель Будапештского клуба Э. Ласло предложил совершенно новый термин — «макросдвиг», полагая, что «происходящее ныне — это всеобщая эволюционная трансформация, которая может и, в конечном счете, должна выйти за рамки экономической глобализации, чтобы проложить путь к новой цивилизации. Эта трансформация — эра макросдвига: сдвига всеохватывающего, быстрого и необратимого, простирающегося до самых далеких уголков земного шара и затрагивающего все аспекты жизни». Понимая макросдвиг как трансформацию цивилизации, где движущей силой является технология, он подчеркивает, что этот сдвиг запускается наличием критической массы людей, которые осознали необходимость обновления системы ценностей, и в этой связи выделяет четыре фазы переживаемого в настоящее время макросдвига.


1. Возникновение (1860–1960 гг.). Это «фаза запуска бифуркации», когда инновации в «жестких» технологиях приводят к более эффективному производству и использованию ресурсов.


2. Глобализация (с 1960 г. по настоящее время). Эта трансформация уже приближается к своей кульминации и сопровождается все более возрастающей сложностью социальных структур и все увеличивающимся давлением на природную среду.


3. Решающая фаза (2001–2010 гг.). Это критическая (или «хаотическая») фаза, в которую мы вступили сегодня, когда новые условия ставят под вопрос установившиеся ценности, мировоззрение, этику, устремления, а общество вступает в период брожения и нестабильности.


4. Сценарий крушения (2010 г. и далее) — стадия разрушения, ожидающая нас, если мы будем не в состоянии измениться, или сценарий прорыва (2010 г. и далее), когда с утверждением новой культуры, где устанавливаются ценности и схемы поведения, подсказанные новой моралью и новым сознанием, возникает общемировая система. Такое развитие было бы подходящим выбором для нашего будущего, считает Э. Ласло.


Следует заметить, что в отличие от К. Ясперса, который говорит об одном «осевом времени», т. е. о вполне конкретном фрагменте истории, Э. Ласло ставит в центр своего внимания целую эпоху, пролонгируя ее в будущее и особо подчеркивая динамику изменений. Однако в понимании истоков современных процессов глобализации он не заглядывает в историю дальше XIX в. и сосредоточивается в основном на современности и будущем. В итоге в его исследовании глобализация не просматривается как многоаспектный объективно-исторический процесс, имеющий глубокие исторические корни, а выступает скорее в качестве определенной характеристики общества, когда оно претерпевает существенные трансформации в своем цивилизационном развитии в рамках новейшего времени. В целом это интересный подход, ориентирующий на восприятие глобализации в качестве поступательно развивающегося процесса с определенной пролонгацией его на перспективу. Но он не дает возможности с достаточной ясностью увидеть фундаментальные истоки глобализации, а также ее разноплановый характер и порождаемые ею последствия планетарного масштаба. Учитывая данное замечание, примем к сведению в том числе и такой подход к осмыслению глобализации, но в нашем случае понятие «макросдвиг», равно как и упомянутые выше термины: «стадии», «волны», «циклы», вряд ли могут быть адекватно использованы, так как в предлагаемом мною исследовании дело касается описания более масштабных и многоаспектных процессов.


Учитывая определенную условность любой схематизации и периодизации (на что уже указывалось в методологических замечаниях), а также преследуя цель выявить динамику и основные этапы исторического процесса, развивающегося от его истоков в направлении становления глобальной целостности мирового сообщества, из всех упомянутых терминов наиболее оправданным было бы применение понятия «осевого времени», причем не только к тому периоду, о котором говорит К. Ясперс и в который важнейшим достижением стало окончательное формирование и выделение философии как третьей исторической формы мировоззрения, но и к тем поворотным пунктам в истории человечества, когда происходило выделение и других форм мировоззрения (религиозного, мифологического, научного, глобального).


Однако термин «осевое время», имея вполне адекватную и установившуюся дефиницию, уже прочно вошел в научный обиход с определенным смысловым значением и, как правило, ассоциируется именно с тем временем, для описания которого он и был в свое время изобретен. Поэтому от его применения в других контекстах, даже если это и выглядело бы уместным, во избежание многозначности и расширительного толкования уже хорошо известного термина лучше было бы воздержаться, если только к этому не понуждает отсутствие какой-либо альтернативы.


С учетом сказанного я буду использовать иной, в какой-то мере сходный и даже близкий по значению к «осевому времени» термин — «эпометаморфоз».


Целесообразность введения данного неологизма объясняется тем, что для описания различных стадий (эпох) формирования сначала зачатков, первых признаков, а затем все более зримых и, наконец, полномасштабных процессов глобализации в существующих ныне языках отсутствует подходящий для этого термин. Вместе с тем речь идет о внутренних и внешних процессах, о структурной перестройке всего общественного организма, включенного в биологический и географический контекст планеты, когда кардинально меняются и базисные основания общественной жизни, и соответствующие им мировоззренческие установки людей, и, как следствие, вся система отношений человека с окружающей его биосферой и географической средой, т. е. с биогеосферой, неотъемлемой составной частью которой он является (во всяком случае, в качестве биологического существа).


Но человек существо не только биологическое, но и духовное, мыслящее, социальное, т. е. выходящее за рамки буквально понимаемой геобиосферы, и потому следует говорить об эволюции еще более сложной системы, состоящей как бы из трех неразрывно взаимосвязанных компонентов: географической среды, биосферы и социума. Для обозначения такой системы также пока нет соответствующего термина, и потому я предложил бы называть этот предельно большой конгломерат, охватывающий всю планету как единое целое и являющий собой совокупность параметров социума, живой и неживой природы, которые подвержены глобализации (вовлечены в этот процесс), «геобиосоциосистемой».


В этой связи вполне уместно говорить и о геобиосоциогенезе, т. е. о процессе развития, эволюции данной системы, а также о геобиосоциосфере, которая объемлет весь этот конгломерат географической, биологической и социальной субстанций. А так как данная сфера включает в себя три теснейшим образом взаимосвязанные составные части, то ее лучше именовать более коротким, но вполне адекватно передающим основной смысл термином — «триосфера».


Введение данного неологизма продиктовано необходимостью расширить мировоззрение в вопросах глобализации и желанием автора дать этому многоплановому явлению более емкое, объемное представление с помощью нового слова, ибо в существующем языке пока отсутствует понятие, позволяющее описывать глобализацию на таком предельно высоком уровне обобщения, без которого она распадается на отдельные фрагменты. Другими словами, новое понятие призвано увеличить, расширить угол зрения на те проблемы, которые, казалось бы, уже исследованы со всех сторон, хотя на самом деле их понимание (восприятие) пока еще не вышло за пределы одной плоскости, в то время как по сути своей они, если выразиться образно, не лежат в плоскости, а пребывают в объеме. Именно поэтому без расширения диапазона видения ситуации в целом глобализация во всех ее аспектах не видна и при сложившихся к настоящему времени подходах проявляется лишь фрагментарно.


Суть данного явления хорошо иллюстрирует известная притча о том, как трое слепых натолкнулись на слона и произвели, сказали бы постмодернисты, его деконструкцию. Один из них ухватился за хвост и подумал, что это змея, другой, обхвативший ногу, принял ее за дерево, а третий, уткнувшийся в бок, подумал, что перед ним стена. Но никто из этих троих не понял, что имеет дело со слоном.


Так и в глобализации — «слон» пока еще не виден, ибо триосфера как целостное явление, в лоне которой и протекает глобализация, не только не стала предметом специального осмысления, но даже еще и не обозначена. И дело не в том, что эта предельно большая для нашей планеты сфера еще недостаточно сформировалась или слабо проявляется, а потому и не осознана. Просто потребности в таком видении ситуации до этого еще не было, и становится она актуальной только теперь, когда созрели предпосылки для формирования целостной концепции мировых процессов и построения теории глобализации, т. е. наступает время, если можно так сказать, «обратной сборки слона», или его реконструкции. А именно, от понимания отдельных фрагментов глобализации теперь нужно перейти к целостному видению ее в качестве и явления, и процесса, и феномена. Это предельно трудная задача, и я не уверен, что наука в настоящее время в состоянии с нею справиться, но браться за нее уже можно и даже необходимо.


Как отмечает российский антрополог В. В. Иванов, проанализировавший малоизвестные открытия в современной науке и сделавший интересные обобщения, «…число измерений нашего мира больше, чем мы думали раньше». И хотя это сказано в связи с рассуждениями в области математики и лингвистики, данное замечание с полным основанием можно отнести и к процессам глобализации, где следует говорить не только о географической или экономической, но и о политической, экологической, информационной, культурной, цивилизационной, мировоззренческой и тому подобной глобализации, которая разворачивается сразу по многим направлениям, захватывая все новые и новые сферы.


Таким образом, понятия «триосфера» и «геобиосоциосистема» в какой-то мере продолжают и, возможно, закрывают в качестве недостающего и окончательного звена тот ряд основных понятий, которые уже сложились в современной науке для описания сложных планетарных систем, т. е. предельно общих сфер или, другими словами, взятых в целом различных оболочек Земли, первые представления о которых сформировались лишь после того как, вопервых, было установлено, что наша планета имеет форму глобуса, а вовторых, накопился необходимый материал для соответствующих обобщений и понимания этих сфер в качестве целостных систем. И произошло это лишь в XIX в., т. е. спустя более 300 лет после того, как свершились Великие географические открытия.


Так, важным шагом на пути таких обобщений можно считать появление в 1802 г. термина «биология», введенного в научный оборот французским естествоиспытателем, предшественником Ч. Дарвина Ж. Б. Ламарком, который заложил тем самым основу для последующих широких обобщений в области изучения жизни как планетарного явления. В 1875 г. австрийский геолог Э. Зюсс ввел понятие «биосфера» для обозначения области распространения жизни на Земле, а также предложил новые термины для описания твердой и водной оболочек Земли, назвав их соответственно «литосферой»» и «гидросферой». Еще раньше газовая оболочка Земли получила название «атмосферы», наблюдения и целенаправленные исследования которой приняли регулярный характер со второй половины XIX в. Это были первые термины, предназначенные для описания самых больших в масштабах планеты систем, число которых неизменно возрастало по мере того, как наука в своих обобщениях открывала все новые грани целостного мира.


В 1876–1894 гг. французский географ и социолог Ж. Ж. Реклю написал многотомный труд «Земля и люди. Всеобщая география», в котором предпринял попытку дать общую картину развития человечества и описание стран. После этой работы, и в особенности после того, как в 1926 г. вышла в свет книга В. И. Вернадского «Биосфера», понимание «многослойности» Земли прочно закрепилось в научном сознании и стало дополняться все новыми терминами из этого ряда. В частности, совокупность географических оболочек планеты: (атмосфера, с ее делением на тропосферу, стратосферу и мезосферу), гидросфера и литосфера) стала именоваться геосферой. Она являет собой область распространения неживого (косного) вещества, составляющего основу жизни на Земле, т. е. биосферы, в которой В. Б. Сочава в 1944 г. выделил фитосферу, а Е. М. Лавренко в 1949 г. — фитогеосферу.


В качестве синонима «пленки жизни», слоя «сгущения» жизни (по В. И. Вернадскому) было образовано составное понятие «биогеосфера», а в 1940 г. В. Н. Сукачев предложил еще один термин — «биогеоценоз», которым стали характеризоваться однородные участки земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов, между которыми осуществляется динамическое взаимодействие. Однако еще раньше, в 1920-е гг., появился термин «ноосфера», о котором еще будет специальный разговор в гл. IV. Здесь же важно подчеркнуть, что по В. И. Вернадскому «ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».


Обращая внимание на сферу духовной деятельности, ставшую планетарным явлением, известный русский философ П. А. Флоренский в своем письме В. И. Вернадскому от 21 сентября 1929 г. предложил еще один термин — «пневматосфера». «Хочу высказать мысль, нуждающуюся в конкретном обосновании и представляющую скорее эвристическое начало, — писал он. — Это именно мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т. е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа».


Дальнейшее развитие идеи духовных оболочек планетарного масштаба предпринял Ю. М. Лотман, который в дополнение к понятиям ноосферы и пневматосферы в качестве их составной, но тем не менее вполне самостоятельной части предложил термин «семиосфера», с помощью которого он выделял особое семиотическое пространство, включающее в себя не только сумму отдельных языков, но и социокультурное поле их функционирования. По мнению Лотмана, семиосфера включает в себя прежде всего естественный язык как наиболее емкую систему знаков и текстов, и эта сфера знаков, соединяющаяся с пневмосферой, сферой выражения духа, является составной частью ноосферы, сферы разума.


Итак, к середине ХХ в. сложилась уже целая область научного знания, в которой человек и порожденные им различные формы духовной и общественной жизни рассматривались как планетарное явление. В этой связи в научном языке стали активно использоваться и такие понятия, как «антропосфера», «техносфера», «социосфера» и т. п.


Подводя итог «многослойного» видения современного состояния нашего мира, отметим, что все многообразие различных планетарных сфер, оболочек, «пленок» и т. п. можно свести в конечном счете к трем основным сферам: геосфере (области косной природы), биосфере (области жизни) и социосфере (области духа и социальных отношений), взятыми в их единстве, ибо с точки зрения глобализации, всю нашу планету необходимо рассматривать как единую целостную систему. Отмечая единство, глубочайшую взаимосвязь и взаимозависимость Человека и Природы, Н. Н. Моисеев писал: «Пришло время, когда человек становится основным “геологообразующим фактором” на нашей планете. И теперь уже нельзя “вычленить” проблемы человека и общества; связь “человек – природа – человек” становится определяющей в судьбе нашего рода-племени. Значит, возникает потребность в формировании некоей общей стратегии во взаимоотношениях человечества и биосферы». В свете сказанного выше я добавил бы к этому еще и геосферу.


Таким образом, чтобы правильно судить о современной, т. е. многоаспектной, глобализации, о чем еще предстоит специальный разговор впереди, необходимо все упомянутые три основные сферы планеты рассматривать в их взаимосвязи и динамике, т. е. как единую, целостно воспринимаемую триосферу (геобиосоциосистему).


Эволюция геобиосоциосистемы (геобиосоциогенез) наиболее полно и всесторонне характеризует зарождение и последующее развитие процессов глобализации. Если посмотреть на эту эволюцию единым взором, начиная с момента возникновения человека, т. е. с момента появления данной системы до настоящего времени (и даже экстраполируя указанный процесс в будущее), можно обнаружить, что она сопровождается рядом фундаментальных трансформаций, которые задают этой системе новые внешние и внутренние параметры. Такие трансформации по своей сути весьма напоминают превращение, например, головастика в лягушку или гусеницы в бабочку.


Для описания подобных процессов в биологии существует понятие «метаморфоз» (от греч. metamorphosis — превращение, преобразование), которое характеризует глубокое преобразование, переход одной стадии или формы послезародышевого развития некоторых животных в другую. У растений в результате метаморфозы происходит видоизменение основных органов (корня, стебля, листа, цветка) в связи с изменением их функций.


Явление метаморфизма характерно и для геосферы, когда дело касается изменения структуры, минералогического или химического состава горных пород под влиянием давления, температуры и химической активности глубинных растворов.


Теперь, обсуждая процессы глобализации, мы можем сказать, что аналогичные фундаментальные изменения (трансформации, сходные с явлением метаморфизма), обусловленные глобализацией, происходят и в обществе, причем на уровне как общественного бытия, так и общественного сознания и даже мировоззрения. И потому по отношению к социуму было бы также вполне правомерно употребление термина «метаморфоза».


Более того, этот термин также вполне адекватно отражает суть изменений, происходящих и во всей геобиосоциосистеме, если иметь в виду ее историческую эволюцию, где с точки зрения зарождения и развития процессов глобализации можно выделить четыре эпохи, о которых в более узком смысле (применительно к общественному развитию) уже говорилось выше. А так как преобразования геобиосоциосистемы с точки зрения процессов глобализации затрагивают целые эпохи, то для обозначения таких преобразований по смыслу лучше всего подошло бы словосочетание «эпохальная метаморфоза» (или «метаморфоза эпох»), которое со всех сторон охватывает и суть происходящих изменений, и временные рамки этих перемен. В какой-то мере он сродни уже упоминавшемуся словосочетанию «осевое время», но описывает более сложное, многоаспектное явление и касается не одной, а нескольких временных эпох, фиксируя основное внимание не столько на состоянии, сколько на процессах.


Для упрощения языка, используя «бритву Оккама», словооборот «эпохальная метаморфоза», было бы лучше заменить одним составным термином — «эпометаморфоз» и, быть может, еще более лаконичным термином — «эпоморфоз». Однако в этом последнем случае возникает опасение, что акцент может сместиться на форму в ущерб содержанию, ибо …морф, …морфный (от греч. morphe — форма) — вторая составная часть сложных слов, обозначающая то, что относится к форме. Но поскольку речь идет о сложнейших преобразованиях, затрагивающих изменение и формы, и содержания, сущности всей геобиосоциосистемы, то окончательный выбор я делаю в пользу термина «эпометаморфоз», понимая под этим эпохальное видоизменение, переход на другую стадию развития геобиосоциосистемы, сопровождающийся фундаментальными переменами в этой системе на уровне формы и содержания, сущности и явления. Данная категория призвана обеспечить лучшее понимание макроисторических и макросоциальных трансформаций, обусловливающих смену исторических эпох, т. е. тех изменений, которые являются причиной перехода от одной эпохи становления глобальных связей к другой.


Таким образом, если в качестве основания выделения различных исторических эпох взять наиболее важные этапы становления мировоззрения человека, а точнее, его основные исторические формы: мифологическую и религиозную (они появились примерно одновременно); философскую; научную и глобальную, в которых наиболее глубоко отражаются все стороны общественной жизни, то в истории человечества можно выделить (указать) как минимум четыре довольно отчетливо просматривающихся в настоящее время поворотных пункта, к которым вполне применимо понятие «эпометаморфоз».


Пятый, гипотетический, поворотный пункт логически вытекает из предыдущих, но говорить о нем следует лишь с большой долей условности. С учетом этого замечания можно сделать предположение, что он будет связан, по всей вероятности, с повышением интереса к человеку и осуществлением гуманистической революции, после которой, если ей предстоит свершиться, должна была бы наступить новая эпоха, где новой исторической формой мировоззрения стало бы такое, которое в различных социальных утопиях (от Платона до К. Маркса) характеризуется как высший тип мировоззрения, воплощающий в себе лучшие гуманистические качества; в частности, в марксизме такое мировоззрение именуется «коммунистическим». Но поскольку рассуждения подобного рода уводят нас за горизонт обозримого будущего, этот поворотный пункт сохраняет свою привлекательность лишь с позиции философии, однако теряет смысл с научной точки зрения, где должны превалировать если не достоверные, то хотя бы вероятностные знания, которыми мы, во всяком случае сейчас, не обладаем. Потому относительно пятого поворотного пункта в становлении мировоззрения человека ограничимся лишь гипотетическим суждением, в то время как о первых четырех имеются достаточные основания говорить с определенной степенью достоверности.


Итак, первый эпометаморфоз связан с появлением человека разумного (homo sapiens), т. е. с началом формирования религиозного и мифологического мировоззрения. Это время охватывает период в пределах от 40–60 тыс. лет тому назад до начала I тысячелетия до н. э. Кульминацией первого эпометаморфоза стала неолитическая революция, свершившаяся 7–10 тыс. лет тому назад. В результате этого эпометаморфоза человек окончательно выделился из животного состояния, и его отличительной особенностью стало наличие у него зачатков материальной и духовной культуры (орудия труда, танцы, песни, наскальные рисунки, вербальное общение и т. п.). Так окончательно оформилась эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей. Этому эпометаморфозу соответствует начало истории.


Второй эпометаморфоз характеризуется формированием и выделением в середине I тысячелетия до н. э. философии как особой исторической формы мировоззрения. По отношению именно к этому времени и происходившим тогда переменам К. Ясперс употребил словооборот «осевое время», а свершившиеся тогда трансформации стали отличительной особенностью эпохи региональных событий и территориально ограниченных международных отношений. Тогда же появился термин «культура», позволивший описать и оттенить плоды человеческой деятельности на фоне «дикой» природы, а также обозначились первые симптомы глобализации.


Третий эпометаморфоз оказывается непосредственно связанным с выделением науки из философии в качестве самостоятельной формы общественного сознания и началом научно-технического прогресса. Данные преобразования имманентно связаны с эпохой глобальных событий и становления всеобщей экономической и социально-политической зависимости. В это время появился термин «цивилизация», расширивший возможности языка описывать усложнившуюся социальную действительность с точки зрения ее структуры, организационных форм и научно-технических достижений. Третий эпометаморфоз сопряжен с началом реальной глобализации, а также с фундаментальным этапом ее развития.


Наконец, четвертый эпометаморфоз мы переживаем сейчас, и связан он с процессом формирования глобального сознания, которое хотя и уходит своими корнями в XIX в., но наиболее отчетливо обнаруживается только со второй половины ХХ в., когда наступает эпоха космической экспансии. К этому времени относится возникновение термина «глобализация», первого, но явно не последнего в ряду тех, которые еще во множестве должны будут появиться для описания процессов и состояний человеческого сообщества как единого целого. Четвертый метаморфоз связан с началом космической эры и многоаспектной глобализацией.


С наступлением пятого, гипотетического эпометаморфоза, а возможно, в еще более отдаленной перспективе должен будет произойти кардинальный поворот к осознанию сущности человека, а основным понятием тогда, по всей видимости, станет термин «гуманизация», применяемый по отношению к общественному и индивидуальному сознанию.


Следует заметить, что появление определенных тенденций, реальных перемен в мировой истории и их «открытие» (осмысление), как правило, и даже с необходимостью (в соответствии с «эффектом позднего восприятия») разнятся во времени. И это вполне объяснимо. Такие изменения должны вызреть, сформироваться и стать объективным фактором влияния на жизнь людей, чтобы те не только обратили на них внимание, но и придали им серьезное значение. Сказанное сродни тому, как, например, капиталистические отношения долго и основательно вызревали, прежде чем стали предметом широкого обсуждения и нашли отражение в соответствующих теориях. О сути этого «запаздывающего» осмысления уже говорилось в методологических замечаниях. Теперь с учетом сказанного отметим следующее.


Первый эпометаморфоз хотя и заложил основы формирования культуры как целостного социального явления (а ее элементарные зачатки можно обнаружить еще раньше, уже у человека умелого), тем не менее еще не сформировал необходимых условий для того, чтобы данное явление было понято.


Осмысление же феномена культуры, как и появление самого термина «культура» относится ко времени уже второго эпометаморфоза. Именно тогда наряду с поворотом сознания к тому, что стали обозначать понятием «культура», получили дополнительный импульс процессы, лежащие в основе цивилизационных связей и отношений, начало которым дала неолитическая революция и которые позже, во время третьего эпометаморфоза, обусловили появление нового термина «цивилизация».


В то же время третий эпометаморфоз стал началом реальной глобализации общественных отношений, что, однако, тогда не привлекало специального внимания, ибо до определенного времени не являлось очевидным. Ниже будут отмечены различные этапы в осмыслении того, что есть «глобализация», и будет показано, что окончательное «открытие» глобальных проблем и породивших их процессов приходится на четвертый эпометаморфоз, т. е. на последнюю четверть ХХ столетия, когда названные процессы окончательно развились, вызрели и проявились с достаточной очевидностью.


Логично предположить, что в настоящее время также происходит формирование неких фундаментальных процессов, пока еще не очевидных, но которые с необходимостью проявятся по прошествии определенного времени и станут играть ключевую роль в жизни человека, затронув уже не только систему общественных отношений, их связь с биосферой и геосферой, но, возможно, и с космосом.


§ 3. Первобытное (доисторическое) общество


Первым поворотным пунктом в истории человечества следует признать время, когда человек окончательно вышел из животного состояния благодаря тому, что его мозг полностью овладел всеми формами мышления (понятие, суждение, умозаключение) и обрел способность производить интеллектуальную работу на всех трех уровнях. Тем самым в основных чертах завершилось формирование целостного мировоззрения человека в буквальном смысле этого слова, что дало основание назвать его homo sapiens, т. е. человеком разумным. По современным представлениям, формирование такого человека завершилось 40–60 тыс. лет тому назад, и именно с этого времени начинается реально подтверждаемая археологией социализация человека, связанная с совершенствованием материальной и становлением его духовной культуры, хотя еще на достаточно низком, примитивном уровне. И все-таки именно с этого времени вполне правомерно говорить о культуре как социальном феномене, впервые в истории обнаружившем себя в таком качестве. Это была культура первобытного человека, изготавливавшего простейшие орудия труда и создававшего наскальные рисунки, начавшего хоронить мертвых и подчинившего свою жизнь ритуалам в соответствии с целенаправленно заданными формами социального поведения.


Главной составляющей этого этапа развития культуры можно считать начало формирования в качестве самостоятельных форм общественного сознания мифологии и религии, основу которых в контексте формирующейся рациональности составили чувства, эмоции, воображение, вера, ритуал. По существу, это были первые шаги на пути систематизации накопленного практического опыта и зачатков рационального знания, которые позволили последующим поколениям гораздо быстрее своих предков овладевать уже добытыми знаниями и навыками и приумножать их, передавая новым поколениям.


Таким образом, появление мифологии и религии как основных «аккумуляторов» и передатчиков практических и теоретических знаний, дало мощный импульс общественному развитию, стимулируя ускоренное развитие материальной и духовной культуры, которая эволюционировала в рамках первобытного общества вплоть до перехода к земледелию и скотоводству, который произошел около 8–10 тыс. лет тому назад и привел к оседлому образу жизни. Именно к этому времени относятся подтвержденные раскопками в верховьях Тигра и Евфрата первые поселения городского типа, где жили не только земледельцы, каковых было, видимо, большинство, но и ремесленники, купцы, воины. Тем самым окончательно завершился означенный поворот от доисторического состояния прачеловека к обществу людей в полном смысле этого слова и социальным отношениям, которые положили начало общественной истории. Возникли принципиально новые возможности для социального развития — в первую очередь материальной культуры — что стало основой дальнейшей социализации людей и сформировало основные предпосылки последующего цивилизационного развития общества.


По ряду причин, прежде всего в силу большой длительности указанного периода, а также потому, что социальные процессы тогда еще только формировались, а не трансформировались из одного состояния в другое, было бы неправомерным называть рассматриваемый первоначальный этап становления общественных отношений «осевым временем». Точнее было бы говорить о выходе первобытного человека из стадного состояния и его переходе на уровень социальный, где позже сформировались все основные сферы его общественного бытия: экономическая, социальная, политическая, идеологическая.


§ 4. Начало истории


На это время приходится первый эпометаморфоз, которыйохватывает период в пределах от 40–60 тыс. лет тому назад до начала первого тысячелетия до н. э. Кульминацией данного эпометаморфоза стала неолитическая революция, свершившаяся 7–10 тыс. лет тому назад.


Понятие «эпометаморфоз», как мы его определили выше, впервые можно отнести к эпохе неолитической революции, когда, перейдя к оседлому образу жизни, человек кардинальным образом изменил не только условия своего существования и трудовую деятельность, но и общественные отношения, мировоззрение в целом. За исторически короткое время, которое измеряется несколькими тысячелетиями, появились различные формы специализированного труда, а его результаты, превысившие естественные потребности производителей, стали основой зародившейся тогда торговли и обмена товаров между собственниками, которые по мере расширения и углубления специализации, увеличения объемов производства и усложнения общественных отношений все больше нуждались в посредниках, специализирующихся на торговле. Тогда же появились институт частной собственности, государство с его основными атрибутами: верховная власть, всевозможные формы морального и силового воздействия на членов общества и т. п. Религия и мифология окончательно оформляются в качестве самостоятельных социальных институтов.


Серьезным основанием для того, чтобы говорить об этом времени как о первом эпометаморфозе служит тот факт, что именно тогда возникли первые великие культуры, которые по сложившейся терминологии называют также древними цивилизациями и которые возникали автономно, независимо друг от друга в различных регионах планеты. То было время, когда духовная, но особенно материальная культура быстро развивались, закладывая цивилизационные основы общества, т. е. формируя такие его атрибуты, которые характеризуют общество со стороны развитости его государственных форм, социальных связей, отношений человека и общества и т. п.


Первые зримые перемены такого рода обнаруживаются около 10–12,5 тыс. лет до н. э., когда на Ближнем Востоке от Ефрата до Синая, возникают первые поселения так называемой натуфийской культуры, где округлой формы жилища были еще наполовину врыты в землю, но в которой уже наблюдаются зачатки земледелия. Тысячелетием позже в этом районе уже в полной мере освоено земледелие (выращивается пшеница, рожь), а жители первых сельскохозяйственных поселений — Иерихон (Палестина), Мурейбит (Сирия), Гандж-Даре (Иран) — переходят к оседлому образу жизни, строя первые известные науке дома прямоугольной формы и горшечные мастерские.


В VIII–VI тысячелетиях до н. э. на Ближнем и Среднем Востоке появляются крупные поселения. Первые зачатки цивилизации обнаруживаются также и в других регионах планеты. Так, на американском континенте (юго-запад современных США) получила развитие культура Когис и так называемые культуры пустыни. В Индии возникают первые очаги неолитической культуры в Белуджистане (селение Мехргарх на территории нынешней пакистанской провинции) и в Синде, где были одомашнены овцы и козы, выращивались злаковые культуры. В Японии получила развитие культура дзёмон, названная так по характерному веревочному орнаменту на керамике, найденной на острове Хонсю. В Китае в это время было освоено выращивание риса и начала развиваться культура Яншао, важной отличительной особенностью которой стали крашеные керамические изделия.


Зарождавшиеся в то время начальные формы цивилизации складывались в основном на плодородных берегах крупнейших рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Янцзы, Хуанхэ.


§ 5. Первые симптомы глобализации


На это время приходится второй эпометаморфоз, который охватывает период с начала I тысячелетия до н. э. и длится до эпохи Великих географических открытий.


Первые симптомы глобализации в истории человечества, если рассматривать ее ретроспективно и с определенной долей условности, можно обнаружить пока еще только в зачаточной форме в период персидских войн, завоевательных походов Александра Македонского и становления Римской империи. Это было время, когда всего лишь за несколько столетий произошли грандиозные по масштабам и фундаментальные по сути изменения во всех сферах общественной жизни, кардинально повлиявшие на ход исторических событий, систему общественных отношений, мировоззренческие основы, представления и сознание людей. Объективный характер свершившихся перемен не вызывает сомнения, на что указывает уже то обстоятельство, что они произошли в различных регионах планеты практически одновременно, развиваясь в значительной степени независимо друг от друга, но с поразительным совпадением порождая сходные процессы и последствия. Без преувеличения можно сказать, что именно тогда человечество (пока в лице отдельных представителей) впервые задумалось о своем единстве, в том числе с природой, о своей судьбе, предназначении и сделало первый шаг от локальных историй к началу истории мировой.


Характеризуя это время беспрецедентного подъема культуры и человеческой мысли в различных регионах Земли, К. Ясперс дал ему название «осевого времени», когда в попытках структурировать историю и разделить ее на ряд периодов писал, что, хотя такая схематизация всегда ведет к грубым упрощениям, последние могут служить стрелками, указывающими на существенные моменты. В развитие данной идеи он подчеркивал, что «ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей… Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем».


Обратившись к конкретным фактам многовековой истории, мы найдем немало подтверждений этой мысли и даже с достаточным на то основанием можем расширить географию «осевого времени», приняв во внимание также события, происходившие в это время на американском континенте, японских островах, в Юго-Восточной Азии. Наиболее яркие и выразительные примеры дает сфера социально-политической жизни того времени.



Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Третье, дополненное и переработанное издание монографии представляет собой основополагающий фрагмент разрабатываемой автором общей теории глобализации, в которой он воссоздает холистическую (целостную) картину мира и рассматривает глобализацию, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой – как сферу взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов. История предстает как единый, разворачивающийся во времени процесс, проходящий определенные этапы, смену которых знаменуют основные поворотные пункты общественного развития, в результате чего происходят эпохальные метаморфозы. В конечном счете логика развития объективных событий порождает глобализацию, охватывающую всю Землю на уровне трех ее основных сфер: геологической, биологической и социальной, которым дается объединенное название – триосфера.<br /> В книге показано, как проходило зарождение и становление глобалистики в качестве междисциплинарной области научного знания, образуемого на стыке философии, естественных, технических и гуманитарных наук.<br /> Книга носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам, так и широкому кругу читателей. Всех их, несомненно, заинтересуют обширный фактический материал, оригинальные обобщения и увлекательный, доступный стиль изложения проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

319
Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Третье, дополненное и переработанное издание монографии представляет собой основополагающий фрагмент разрабатываемой автором общей теории глобализации, в которой он воссоздает холистическую (целостную) картину мира и рассматривает глобализацию, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой – как сферу взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов. История предстает как единый, разворачивающийся во времени процесс, проходящий определенные этапы, смену которых знаменуют основные поворотные пункты общественного развития, в результате чего происходят эпохальные метаморфозы. В конечном счете логика развития объективных событий порождает глобализацию, охватывающую всю Землю на уровне трех ее основных сфер: геологической, биологической и социальной, которым дается объединенное название – триосфера.<br /> В книге показано, как проходило зарождение и становление глобалистики в качестве междисциплинарной области научного знания, образуемого на стыке философии, естественных, технических и гуманитарных наук.<br /> Книга носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам, так и широкому кругу читателей. Всех их, несомненно, заинтересуют обширный фактический материал, оригинальные обобщения и увлекательный, доступный стиль изложения проблем, от решения которых зависит будущее человечества.