Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.09.2016
ISBN: 9785392228416
Язык:
Объем текста: 525 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Введение

Методологические замечания

Глава I. Глобальные трансформации современного мира

Глава II. Ступени прогресса: динамика развития техники и науки

Глава III. Глобализация как естественно-исторический процесс

Глава IV. Концептуальные модели исторического процесса

Глава V. Основные этапы осмысления глобализации

Вместо заключения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава I.
Глобальные трансформации современного мира


Основные понятия


Глобализация — процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни. Глобализация выступает также и как явление, и как феномен, когда она воспринимается в качестве объективной реальности, которая заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и т. п. и которая в таком качестве никем не может быть проигнорирована.


Глобализм — явление, характеризующее планетарную целостность, а также мировоззренческая установка, тип сознания, способ видения окружающего мира, когда глобальный компонент становится доминирующим.


Глобалистика — междисциплинарная область научного знания, образуемого на стыке философии, естественных, технических и гуманитарных наук, а также совокупность практических действий (правительственных решений, политических акций, общественных движений и т. п.), ориентированных на анализ и разрешение противоречий общечеловеческого характера.


Глобальность — состояние, свойство, качество, отличительная черта, присущие тому или иному процессу, явлению, событию и показывающие его планетарную значимость.


Глобальный — охватывающий весь земной шар (глобус), т. е. распространяющий свое влияние (воздействие) на всю планету; мыслимый нерасчлененно относительно всей планеты в целом.


Глобальные проблемы — трудности, опасности, актуальные задачи, стоящие перед человечеством как единым целым.


Глобофобия — мировоззренческая позиция, настроение, в соответствии с которыми поведение человека характеризуется неприятием всего, что связано с глобализацией.


«Золотой миллиард» — аллегория, употребляемая для обозначения наиболее благополучной части человечества, проживающей преимущественно в высокоразвитых странах и имеющей все необходимое для обеспеченной и комфортной жизни.


Кризис — уровень, степень развития проблемы, когда она достигает таких масштабов, что выходит на первый план, отодвигая, затмевая другие проблемы, а ее негативные последствия становятся необратимыми. Например, политический, экономический, экологический кризисы и т. п.


Мир — если отсутствует специальная оговорка, то в данном исследовании этим емким и многозначным термином обозначается человечество в целом, все население Земли, включенное в биосферу в качестве его составной части. В этом смысле употребляются понятия «мировой», «всемирный».


Проблема — теоретический или практический вопрос, вызывающий беспокойство, неудовлетворенность, неудобство, опасность или содержащий угрозу такого беспоокойства, а потому требующий разрешения, преодоления, изучения, исследования. Например, экологическая проблема, глобальная проблема и т. п.


§ 1. Человек в мире проблем


История человечества всегда сопровождалась всевозможными проблемами, и нет достаточных оснований полагать, что для людей когда-нибудь наступит безоблачное, беспроблемное будущее. Такова сущность самого человека, общественных отношений, наконец, законов функционирования биосферы, где жестко и с необходимостью действует естественный отбор, законы которого были сформулированы Ч. Дарвином в XIX в. А если взять, например, более чем двух с половиной тысячелетнюю историю философии, то вся она изобилует теориями и учениями о вечной борьбе, противостоянии различных сил, позиций, мировоззрений. Достаточно обратиться к учениям Гераклита, Анаксагора, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше и многих других, чтобы убедиться — дело не в том, что человечество постоянно сталкивается с проблемами и, более того, обречено жить в проблемном мире, а в том, что его ограниченные возможности в конкретных условиях позволяют решать, как правило, лишь определенный круг задач, нередко порождая при этом новые трудности и проблемы. Иными словами, человек может бороться, рассчитывая на успех, с той или иной конкретной проблемой, но не с проблемами вообще, которые лишь множатся, усложняются, обостряются по мере развития общества и роста его качественных и количественных характеристик. Захватывая все новые области теоретической и практической деятельности человека, они нередко становятся комплексными, междисциплинарными. Часть из них преодолевается, получает решение, увеличивая сумму и качество накопленных теоретических и практических знаний, навыков, опыта людей. Другие попадают в число «трудных», в принципе разрешимых, но пока еще не решенных проблем, а третьи и вовсе оказываются в разряде «вечных», как, например, основные проблемы философии: определение материи или сознания, выявление соотношения духовного и материального, достижение истины, свободы, справедливости и т. п.


В глобальных исследованиях «проблема» является одним из центральных понятий. Именно с осмысления глобальных проблем современности и началась глобалистика, а правильная постановка и корректное формулирование проблемы имеет не только теоретико-методологическое, но и важное практическое значение. Современный мир столкнулся с принципиально новыми, никогда прежде не существовавшими проблемами, преодоление которых становится теперь условием выживания как самого человека, так и биосферы в целом. Но это нисколько не устраняет наличие огромного количества проблем, которые существовали до этого и продолжают множиться. И их решение также требует соответствующих затрат: времени, средств, ресурсов, усилий, энергии и т. п. Последние же, как правило, ограниченны и распределяются в зависимости от отношения людей к той или иной проблеме, понимания ее важности, значимости, опасности, срочности решения, актуальности. Отсюда важно проводить различие между ними, классифицировать их, применяя для этого разные критерии.


Так, если имеют в виду, например, количество стран и народов, вовлеченных в общую для них ситуацию, выделяют общечеловеческие, межнациональные, национальные, этнические проблемы. Если же за основание деления принимают различные сферы общественной жизни, то речь идет о проблемах экономических, социальных, демографических, политических, идеологических и т. п. При иных основаниях выделяется множество других проблем, которые в реальной жизни явно или неявно выстраиваются, как правило, в определенную шкалу приоритетов и в зависимости от этого получают или не получают соответствующего решения. Однако все они так или иначе затрагивают соответствующий регион, территорию, где с ними нельзя не считаться, и поэтому практически ко всем ним применим критерий «географический», т. е. территориальный. В соответствии с этим критерием выделяются и соответствующие типы проблем: частные, локальные, региональные, глобальные, где основанием деления выступает зона распространения, территориальная значимость той или иной проблемы.


На заре становления общественных отношений, в условиях всеобщей раздробленности люди имели дело с проблемами местного, локального, частного порядка. Затем формирование государственности и развитие торговли, межгосударственные конфликты и завоевательные походы, образование первых империй породили проблемы более крупного масштаба — региональные. Наконец, когда процессы глобализации стали реальностью в различных сферах общественной жизни, они вызвали к жизни и соответствующие проблемы — теперь уже глобальные. Так их стали называть за их общечеловеческую значимость, за актуальность относительно любой точки земного шара, т. е глобуса. Они затрагивают интересы не только человечества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты, являясь объективным фактором мирового экономического и социального развития и оказывая значительное влияние на развитие отдельных стран и регионов. При этом их решение предполагает объединение усилий абсолютного большинства людей планеты, а также различных государств и организаций на международном уровне; в то же время отсутствие должного внимания к ним грозит серьезными последствиями для будущего всего человечества.


Среди важнейших глобальных проблем современности сегодня, как правило, выделяются:


• проблема предотвращения войны и сохранения мира;


• проблема преодоления разрыва в социально-экономическом развитии различных стран;


• обеспечение экологического равновесия во взаимодействии природы и общества и достижение устойчивого развития;


• осуществление контроля над демографическими процессами;


• приведение в соответствие потребления энергетических и сырьевых ресурсов с их реальными запасами на планете;


• обеспечение продовольствием и другими средствами существования растущего населения планеты;


• проблемы здравоохранения и создание оптимальных условий для здорового образа жизни;


• искоренение неграмотности и развитие системы образования и др.


Количество глобальных проблем не является строго определенным, и у разных авторов их список, как правило, несколько изменяется, хотя важнейшие проблемы обычно всегда называются.


В последние десятилетия в число таких основных глобальных проблем добавилась угроза со стороны международного терроризма и преступности, которая уже стала, по сути, специфической мировой войной со своими особенностями, где отсутствует линия фронта, но есть противники, один из которых невидим. Все больше и больше стран втягиваются в эту новую войну с применением всевозможных средств ее ведения — от идеологических и информационных сражений до массового истребления людей и масштабных разрушений посредством использования в том числе самых современных видов оружия. Как отмечают эксперты ведущих аналитических центров США, оценивая перспективу такого противостояния, «недружественные государства, террористы, торговцы оружием и военными технологиями, наркомафия и организованная преступность воспользуются новыми средствами высокоскоростной передачи информации и другими технологическими достижениями для объединения своей незаконной деятельности, что усугубит угрозу стабильности и безопасности по всему миру».


К числу надвигающихся новых опасностей относится также и проблема обеспеченности пресной водой. Так, практически все прогнозы показывают, что к концу XXI в. питьевая вода станет не менее ценным ресурсом, чем ресурсы энергетические или сырьевые. Учитывая, что четыре пятых поверхности Земли покрыты водой, такое утверждение на первый взгляд может показаться необоснованным. Но человеку нужна пресная вода, а ее относительно немного и распределена она далеко не равномерно. В частности, 97,5% всех водных запасов планеты — это соленая вода морей и океанов, а оставшиеся 2,5% — вода пресная, но практически вся она сосредоточена в ледниках (в том числе приполярных) и подпочвенных водах, а то, что доступно человеку, — вода рек, озер, водохранилищ — это всего лишь около 0,007% поверхностных вод Земли. При этом если в России, например, нет практически никаких ограничений с потреблением пресной воды, то европейцы или японцы довольствуются уже 265 литрами в сутки на человека, тогда как почти половина африканского населения вообще не имеет доступа к чистой питьевой воде, а в Объединенных Арабских Эмиратах она и сегодня стоит уже не меньше, чем нефть.


По мнению специалистов, недостаток воды и трудности с ее распределением станут основной проблемой уже в первой половине XXI в. для Среднего и Ближнего Востока, Африки к югу от Сахары, Южной Азии, а также для Северного Китая. Поэтому весьма правдоподобными выглядят многие прогнозы, в соответствии с которыми эта проблема, имея тенденцию к обострению и являясь источником потенциальных конфликтов разного масштаба, в перспективе будет одной из важнейших проблем человечества. Однако не со всеми опасностями и трудностями, сопутствующими человечеству, складывается такая относительно ясная ситуация.


За три последних десятилетия понятие «глобальные проблемы современности» вошло во все языки мира и прочно закрепилось в массовом сознании, в том числе нередко и в качестве расхожего термина, применяемого к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Так происходит, когда пренебрегают точностью формулировок или отождествляют «свое» и «общечеловеческое», — например, имея в виду социальные проблемы какой-либо отдельной страны, именуют их глобальными.


В науке эта задача решается путем выделения соответствующих критериев, по которым какая-либо проблема идентифицируется как глобальная и тем самым отделяется от множества других проблем, природа, масштабы и характер которых иные. В основном эти вопросы активно обсуждались и получили соответствующее решение в 70–80-е гг. ХХ в., но процесс этот не окончен, и даже в научной литературе все еще можно встретить отличающиеся точки зрения на критерии глобальности. Связано это с тем, что на основании только тех критериев, которые широко используются теперь, не всегда представляется возможным дать однозначный ответ в отношении сущностных характеристик той или иной проблемы и таким образом бесспорно отнести ее к разряду глобальных. Не стоит сбрасывать со счетов и субъективный фактор, о котором уже упоминалось выше, когда за подменой понятия стоит чей-либо интерес.


Поэтому вопрос о том, насколько может быть расширен список собственно глобальных проблем в соответствующий момент времени, очевидно, еще долго, если не всегда будет оставаться открытым. Важно, однако, отметить то, что у специалистов в определении основных глобальных проблем серьезных разногласий не наблюдается, так как существующих критериев для их идентификации вполне достаточно. Важнейший из них состоит в том, что такие проблемы представляют собой комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и все его регионы, различные страны, и в отличие от проблем «региональных», «локальных», «частных» имеют общечеловеческую значимость. При этом следует принять во внимание, что существует принципиальное отличие действительно глобальных проблем, которые имеют региональные, локальные и даже частные проявления, от собственно региональных, локальных, частных (не говоря уже о национальных и т. п.) проблем, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже.


Это означает, что всегда найдутся страны и отдельные сообщества людей, которые по отношению к тем или иным региональным, локальным, частным проблемам будут находиться в ситуации внешнего наблюдателя, в то время как по отношению к глобальным проблемам таких отрешенных, внешних наблюдателей не может быть в принципе. Все страны и народы так или иначе оказываются вовлеченными в общемировые события, становятся вольными или невольными, прямыми или косвенными участниками, игроками, действующими субъектами, жертвами, заложниками процессов глобального характера и их последствий. Поэтому если рассматривать проблемы различного уровня как конкретное выражение философских категорий «общее», «особенное», «единичное», то частные проблемы выступают как единичные; локальные и региональные — как особенные; а глобальные — как всеобщие. Следовательно, проблема лишь тогда может считаться глобальной, когда она является актуальной относительно любого региона планеты, т. е. проявляется в каждом из них. В противном случае речь будет идти о проблемах одного или нескольких регионов либо проблемах еще более мелкого масштаба.


Такой подход к выделению глобальных проблем позволяет преодолеть множество разночтений и взглядов, довольно часто встречающихся в специальной литературе, на то, какие же проблемы следует считать собственно глобальными. Отметим также, что, указывая на признаки глобальности, мы не делаем очевидными явления, прежде скрытые от взора. Сама жизнь, реальная действительность выявляет общечеловеческие проблемы; и они сами заявляют о себе в свое время, являясь закономерным результатом развития общества на определенном историческом этапе. Названные же критерии позволяют лишь отличить собственно глобальные проблемы от всех остальных, а также установить приоритет, первостепенную значимость той или иной проблемы для всего человечества и тем самым дают возможность адекватно на нее реагировать и предопределять дальнейшие шаги, направленные на ее теоретическое и практическое решение.


§ 2. Рай на Земле


Человечеству в целом, как и отдельным обществам, да и каждому отдельно взятому человеку, неизменно хочется избавиться от своих проблем, во всяком случае сделать так, чтобы они напоминали о себе как можно меньше. И если абстрагироваться от деталей и посмотреть на прошлое через призму того, чего люди желали в своей жизни больше всего, например, в минувшем ХХ в. или в еще более ранние времена, то ответ оказывается на поверхности — всегда и в первую очередь они желали рая на Земле. Или, другими словами, идеального общественного устройства.


Во времена, когда люди ощущали непосредственную зависимость от природы, они предусмотрительно переносили «золотой век» в прошлое, и, таким образом сохраняя идеал, не ставили перед собой задачи его реализовать. Церковь также была предусмотрительна, помещая рай на небеса и призывая к праведной жизни в реальном мире во имя вечной жизни в мире потустороннем, которую многие художники представляли как предел мечтаний, высшее блаженство, но все-таки изображали при этом вполне земные пейзажи, где человек, как они верно интуитивно угадывали, только и может получить райское наслаждение. Знаменитый триптих великого нидерландского художника эпохи Раннего Возрождения И. Босха «Сад наслаждений» наилучшим образом передает подобные настроения и наглядно отражает извечные грезы человека о царстве молочных рек и кисельных берегов.


Однако под влиянием нараставших успехов технической цивилизации усиливалось и самомнение человека, росло его потаенное желание создать рай на Земле. Так, начиная с эпохи Возрождения наблюдаются уже не единичные случаи появления социальных утопий, как было, например, в Античности, если вспомнить «Атлантиду» Платона или идеи китайского философа Лао-цзы, а целая серия идеальных конструкций земного рая, как это виделось Т. Мору, Т. Кампанелле, Т. Мюнцеру и др. Затем были утопии периода буржуазных революций, представленные Ж. Мелье, Г. Мабли, Э.-Г. Морелли, А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном и др. Наконец, грандиозная утопия построения коммунизма, вылившаяся в неисчислимые беды и страдания многих миллионов людей, уверовавших в возможность достижения «светлого будущего», которое якобы можно построить собственными руками, и не где-то и когда-нибудь, а здесь, на Земле, причем в обозримой перспективе. Такие идеи, очевидно, имманентно присущие человеку, всегда находили особенно благоприятную почву именно тогда, когда наступали тяжелые времена или проваливалась очередная попытка осчастливить род людской, а затем следовало разочарование, сопряженное с периодами упадка, апатии, безвременья.


Очередной всплеск активности утопического сознания был отмечен также в начальный период эпохи «покорения» космоса, когда с большим энтузиазмом рассуждали о якобы реально существующих на других планетах «прекрасных, сказочных мирах», о безграничных возможностях колонизации космического пространства и т. п. Оптимистические настроения тех лет хорошо передают слова из популярной песни 1960-х гг., где утверждалось, что «и на Марсе будут яблони цвести». Подобные идеи родились даже несколько раньше усилиями таких представителей «русского космизма», как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский и др. Федоров, например, развивая запредельные идеи «патрофикации» (воскрешения отцов), полагал, что проблема избыточного населения Земли будет благополучным образом решена за счет расселения людей в космосе, который станет также источником полезных ископаемых и энергии для все возрастающего населения, а Земля будет превращена в космический корабль — «земноход». Циолковский полагал, что космос является «бездонной кладовой» всевозможных ресурсов для человечества и местом расселения будущих поколений, которые по мере исчерпания ресурсов на Земле завоюют все околосолнечное пространство, создав «эфирные острова» — космические колонии.


Итак, у человека, многократно разочаровывавшегося в возможности построения собственными силами рая на своей планете, всегда была иллюзия о каком-то неземном, потустороннем рае или о каких-то космических благоприятных условиях для полноценной жизни людей. Но пришло время сказать то, что, быть может, не каждому хотелось бы услышать (ибо и сегодня немало тех, кто не только согласен, но и хочет жить в плену иллюзий), сказать именно теперь, когда у человечества, по меркам его истории, остается слишком мало времени для того, чтобы предаваться бесплодным иллюзиям и эфемерным размышлизмам в то время, когда необходимы осмысленные и ответственные действия: люди всегда заблуждались и, более того, глубоко обманывались на этот счет!


Нигде и никогда во Вселенной не было, нет и не будет другого рая, кроме того, который уже есть на Земле. Именно он — этот земной мир, и есть самый настоящий рай — рай для каждого реального, настоящего, живого, а не вымышленного человека, такой, который максимально соответствует абсолютно всем его жизненным потребностям (материальным и духовным), всем его чаяниям и надеждам, капризам и прихотям, грезам и самым смелым фантазиям. Это и есть тот единственный мир, где человек может чувствовать себя предельно комфортно, уютно, в полном достатке.


И если этот мир становится для людей адом, то это уже проблема не природного свойства, а самого человека, который в стремлении построить идеальное общество совершает насилие над несогласными, над окружающей его природой и в конечном счете получает прямо противоположное тому, к чему изо всех сил стремился. Как отмечает в этой связи крупнейший философ ХХ в. К. Поппер: «Можно искать небесный град в прошлом или в будущем, можно звать “назад к природе” или “вперед к миру любви и красоты”, но это всегда — призыв к нашим эмоциям, а не к разуму. Даже лучшие намерения создать на земле рай могут превратить ее только в ад — в ад, который человек — и только он — может создать своим собратьям».


Другими словами, человеку не нужно создавать рай на Земле. Он уже существует, ибо именно здесь, на нашей планете, и без креативного, преобразующего активизма человека есть абсолютно все, что нужно людям для их счастливой, полной радости жизни: изобилие воды и фантастическое разнообразие продуктов питания, богатейшие энергетические и сырьевые ресурсы, наконец, широчайший диапазон климатических и природных условий, которые при необходимости с помощью современных научно-технических достижений могут поддерживаться на идеальном уровне на протяжении любого заданного времени. А вот что действительно человеку следует сделать (и ввиду необходимости предстоит сделать, если это в принципе возможно) — так это разобраться в себе самом и своих отношениях с собратьями по разуму и окружающей средой, чтобы сполна воспользоваться всем тем, что людям так щедро даровала земная природа.


Итак, нигде в мире больше нет и быть не может таких же, как на Земле, а тем более еще лучших, действительно райских условий для того, чтобы человек мог в полной мере реализовать себя в качестве и биологического (чувствующего), и социального (мыслящего) существа, ибо он и продукт, и плоть от плоти этой и именно этой природы — всецело соответствующий ее естественным условиям и параметрам (что, собственно, справедливо и в обратном отношении), идеально «подогнанный» под нее, «выкроенный», «вылепленный» из ее материала, т. е. «выходящий» из нее и в нее же, в конечном счете, уходящий.


Как отмечает один из крупнейших специалистов по проблемам современной глобалистики Э. Ласло, «парадигма, возникающая ныне в науках, изучающих сознание, согласуется с тем, что выходит на первый план в новой физике и в новой биологии. Новая парадигма свидетельствует о том, что между объектами, сосуществующими в космосе и биосфере, имеется постоянная связь и коммуникация, и что человеческое сознание является развивающейся частью этой сети взаимосвязей, покрывающей планету… Мы неотделимы друг от друга и от планетарной окружающей среды. Мы все участники действа природы: взаимодействуя друг с другом, мы простираем свое воздействие на биосферу, которая, в свою очередь, уходит корнями во Вселенную». И более того, даже здесь, на Земле, каждый человек чувствует себя наиболее комфортно именно там, где он родился, где прошло его детство, взросление, становление личности.


Например, для бедуина жаркий климат и пустыня гораздо более привлекательны, нежели ядреный мороз и снежная зима, в то время как представители северных народов жаркому климату предпочтут стужу, а раскаленному на солнце песку скрипящий на морозе снег. Примечательной в этом отношении является беседа с чукотскими детьми, которые, впервые побывав на черноморском побережье в детском оздоровительном лагере, с восхищением рассказывали, как им понравилось теплое море, обилие зелени, цветов и т. п. Однако на вопрос, хотели ли бы они там жить постоянно, дети ответили отрицательно, добавив при этом, что в тундре лучше. Если это и шутка, то очень похожая на правду.


Итак, любая попытка поместить человека в еще «лучшие» условия по определению может означать лишь одно — неминуемое ухудшение привычной и, следовательно, комфортной для него среды. За изменением же среды обитания в лучшем случае должна последовать соответствующая адаптация, как правило нежелательная и всегда имеющая для любого живого организма те или иные последствия и точно определенные пределы, за которыми наступает как минимум дискомфорт или элементарная деградация, а то и вовсе смерть.


Разумеется, как любой другой живой организм, и человек в отдельности, и общество в целом были, есть и всегда будут связаны с определенным набором сопутствующих им проблем, устранить которые полностью можно лишь ценой смерти живого организма. Поэтому гармонизация отношений человека с окружающей средой, сведение к возможному минимуму сопровождающих его проблем и трудностей является важнейшей жизненной задачей и человека, и общества.


Люди верующие, в том числе верующие в загробную жизнь, могут возразить, что для рая небесного такие рассуждения некорректны, ибо в этом случае дело касается бытия чистой души, потусторонних сфер… Но при таком повороте дела разговор выходит за пределы разума и покидает сферу даже фантастического будущего (см. § 8 гл. IV настоящей книги), где еще можно обнаружить хоть какой-то элемент знания, и перемещается в область верований, субъективных переживаний, домыслов и представлений, где сомнениям и голосу разума не придается большого значения. Там почетное место уготовано не знаниям, а вере, не рассуждениям, а молитвам, не аргументам, а «истине в последней инстанции» — слову от Бога, и потому любые дискуссии переходят в другую плоскость — запредельную.


Но можем ли мы не принимать во внимание реальное положение человека на Земле, когда его все более активная деятельность подрывает естественные основы как его собственного существования, так и планетарной жизни вообще. Еще в XIX в. Ф. Энгельс высказал мысль, которая теперь приводится практически в любом учебнике по экологии: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги… Еще меньше они предвидели, что этим они на большую часть года оставят без воды свои горные источники, с тем чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные потоки». С тех пор как были сказаны эти слова, повторяемые на разные лады и, казалось бы, основательно усвоенные еще со школьной скамьи, прошло более 130 лет, причем таких, когда и представление о законах взаимодействия природы и общества существенно изменилось, и преобразующие возможности человека несоизмеримо выросли, но, по существу, не изменилось отношение людей к природе, к тем основам жизни, уничтожив которые, человек уже нигде помимо Земли не сможет их воссоздать. Иначе говоря, за указанное время, огромное по меркам динамично развивающегося мира, человечество так и не сделало должных выводов, так ничему и не научилось, о чем не без иронии пишет И. В. Бестужев-Лада: «На протяжении всей истории человечества, вплоть до самых последних лет люди большей частью в основном относились к породившей их матери — земной природе как малый ребенок к злой мачехе. Они боялись ее, униженно молили ее о милости, а где могли — торжествовали над ней свои маленькие победы. Справедливости ради надо сказать, что и природа далеко не всегда баловала людей приятными сюрпризами. Нередко она беспощадно стирала с лица земли целые села и города, целые племена и народы».


Подводя итоги сказанному, отметим, что проблемы человечества — категория подвижная и динамичная. Они изменялись в процессе развития самого человека, роста уровня социальной организации и степени освоения им территориальных пространств. По мере того как увеличивалось население, расширялись и вовлекались в хозяйственную деятельность все новые и новые территории, росли мощь социума и его техническая оснащенность, — изменялся и характер сопутствующих проблем. Это очень похоже на то, как по мере взросления конкретного человека изменяется и характер, масштаб его личных проблем — от «катастрофы» потери игрушки в детском саду и полученной в школе «роковой» (как кажется хорошему ученику) двойки до неожиданной потери, например, работы в зрелом возрасте и различных заболеваний в старости.


Точно так же и у человечества в целом по мере его перехода к новому состоянию — глобальному — помимо всех существующих уровней трудностей и забот, которые никуда не деваются, просто по определению не может не быть новых проблем, но теперь уже мирового масштаба. Другими словами, у глобального человечества и проблемы соответствующие — глобальные, а поэтому ставить, например, задачу их преодоления, как то еще нередко предлагают некоторые исследователи и политики, значит просто не понимать сути происходящего.


«Преодолеть глобальные проблемы», «ликвидировать глобальные угрозы» или «справиться с общечеловеческими проблемами», «элиминировать» их из жизни общества — не только нереальная задача, но в принципе неверно сформулированная установка, задающая и соответствующее видение ситуации, и определенную программу действий. В конечном счете все это может оказаться не таким уж безобидным заблуждением, ибо не только не сулит положительных результатов, но и грозит потерей драгоценного времени, разочарованием и утратой веры в собственные силы, так как при таком походе ставится цель решить задачу, у которой при данной постановке вопроса не может быть решения в принципе.


Неудивительно, что многие авторы с таким видением ситуации зачастую говорят о «тупике», в который зашло современное человечество, о необходимости выйти из этой, как им кажется, «западни» глобальных противоречий. Но в тупиках оказывается не человечество, а наше сознание, которое, следовало бы заметить, может не только объяснять, но и творить мир, делая его более или менее приемлемым для нормальной жизни людей. Однако каким бы этот мир ни оказался, в конечном счете он никогда не будет бесконфликтным, лишенным противоречий и проблем, в том числе и всеобщих.


Итак, глобальные проблемы раз и навсегда решить нельзя; однажды появившись, они будут теперь неизменно сопутствовать мировому сообществу, и решать их придется постоянно. С этим надо смириться и научиться жить, понимая, что ослабление внимания к глобальным проблемам сулит большие неприятности, а то и катастрофу. Это новая реальность, новое качество изменившегося (нового) человечества. И нужно признать, что глобальное человечество, пока оно будет оставаться именно в таком качестве, будет вынуждено иметь дело с различными проблемами, в том числе такого же, как оно само, — глобального — масштаба. Дело теперь заключается лишь в том, чтобы эти проблемы представляли по возможности наименьшую угрозу и не подрывали основы существования жизни на Земле. Задача эта вполне по силам, но только не отдельным сообществам или государствам, а всему человечеству в целом.


§ 3. Глобальные проблемы как реальность


Впервые проблемы глобального масштаба привлекли широкое внимание мировой общественности и стали предметом серьезных научных дискуссий с конца 60-х — начала 70-х гг. ХХ в., когда дисбаланс в отношениях общества с природой достиг угрожающих размеров, а адекватные действия не только на международном, но и на национальном уровне практически отсутствовали. Довольно быстро экологическая проблематика, а затем и другие угрозы мировому сообществу, такие как неконтролируемый рост населения, обеспечение продовольственными, сырьевыми, энергетическими ресурсами, угроза термоядерной войны и т. п., получили широкий резонанс в первую очередь в развитых капиталистических странах, где высокие темпы социально-экономического развития и потребления природных ресурсов раньше других натолкнулись на естественные барьеры. Окончательное же понимание новой реальности наступило после публикации в 1972 г. сенсационного первого доклада Римскому клубу «Пределы роста», когда стало очевидным, что безграничный социально-экономический рост невозможен уже в силу естественных ограничений планеты и ее ресурсов. Это породило волну исследований, движений, протестов и создание многочисленных природоохранных структур и организаций — от политически активных «зеленых» до всевозможных государственных и негосударственных институтов, клубов ученых, комиссий специалистов и т. п. На фоне предшествующих относительно благополучных десятилетий все это выглядело настоящей революцией в устоявшихся взглядах, крушением прежних мировоззренческих принципов и оснований.


Еще в начале 60-х гг. ХХ столетия, казалось, ничто не могло изменить технооптимистских, прогрессистских настроений, которые возобладали к тому времени практически во всем мире, разделенном тогда на три больших лагеря — капиталистический, социалистический и развивающийся («третий мир»). Западная экономика была на подъеме. СССР, который преодолел послевоенную разруху, запустил человека в космос и быстрыми темпами наращивал ресурсо- и энергодобычу, будучи окрылен этими успехами, принял в 1961 г. двадцатилетнюю Программу построения коммунизма. В «третьем мире» на фоне противостояния двух систем разворачивались активные процессы деколонизации. Казалось, что предела экономического и социального развития не будет достигнуто никогда.


Сигналы предупреждения последовали от естественной природы, которая все настойчивее стала заявлять свой «протест» сохнущими деревьями и прогрессирующим исчезновением живых организмов, превращением рек в сточные канавы, озер — в канализационные отстойники, городов — в каменные джунгли, пригородов — в мусорные свалки, сельскохозяйственных угодий — в химические лаборатории и полигоны и т. п.


То, что именно экологическая проблематика вышла на первый план, объясняется как минимум тремя причинами.


Во-первых, почти за два столетия интенсивного промышленного производства произошло такое количество выбросов вредных веществ в окружающую среду, что негативные качественные изменения в ней оставались только вопросом времени.


Во-вторых, в результате научно-технической революции в мире в целом резко возросли темпы и объемы антропогенного воздействия на природу, которые только ускорили деградацию окружающей среды.


И наконец, втретьих, масштабы экономической деятельности и область деградирующей среды обитания человека достигли предельных значений, т. е. стали планетарным явлением, и в ограниченном, «замкнутом» таким образом пространстве возник эффект экологической интерференции, т. е. наложения экологических проблем одних регионов на другие. В итоге экологические проблемы стали «резонировать», трансформируясь в экологические кризисы прежде всего там, где была концентрация производства, соответствующая роза ветров, наиболее интенсивные транспортные потоки и т. п.


Все это вызвало живой интерес к вопросам использования ресурсов и охраны природной среды и сделало чрезвычайно популярным к тому времени малоизвестный термин «экология», который до этого почти сотню лет «незаметно» употреблялся в биологии для характеристики отношений живых организмов с окружающей средой. Всего за несколько лет, уже к началу 1970-х гг., экологический бум породил множество направлений научных исследований, социальной активности, политических течений.


Резко возрос интерес к В. И. Вернадскому и к его концепции биосферы и ноосферы. В итоге появилось множество новых сфер научно-прикладного знания («социальная экология», «экология человека», «глобальная экология», «экология города», «агроэкология», «инженерная экология», «экологическое право» и т. п.), значительная часть из которых до настоящего времени все еще не имеет четких границ или статуса научных дисциплин, так как в современной науке наряду с дифференциацией все больше обнаруживаются и набирают силу новые, пока еще недостаточно исследованные интеграционные процессы, обусловившие появление вышеназванных образований.


Возросший интерес к экологии и расширительное ее толкование выразились и в таких расхожих выражениях, как «экология духа», «экология политики», «экология образования», «экология общения» и др., которые встречаются теперь сплошь и рядом. Они, хотя и кажутся на первый взгляд актуальными и звучат привлекательно, «в духе времени», но практически бессодержательны, так как акцентируют внимание на вещах, не имеющих аналогов в действительности, а потому скорее вредны, чем полезны, ибо действительно важные и актуальные проблемы подобной терминологией не столько проясняются, сколько «забалтываются».


В этой связи заметим, что экологические проблемы соотносят, как правило, с деятельностью человека, что лишь отчасти соответствует действительности. На самом же деле, исходя из этимологии слова, а также из современных представлений об экологических проблемах, их следует определять как результат такого взаимоотношения живых организмом с окружающей средой, при котором наступает устойчивое превышение предельно допустимых параметров воздействия этих организмов на природную среду, в результате чего она теряет естественную способность к самовосстановлению и начинает деградировать.


В этом плане человек не отличался от других живых существ вплоть до неолитической революции, т. е. пока не стал целенаправленно воздействовать на природу, занявшись земледелием, скотоводством, а затем и урбанизацией. Развитие производящей экономики значительно усилило антропогенное воздействие на природную среду, в результате чего в локальных масштабах превышения предельно допустимых параметров такого воздействия стали более частыми и интенсивными, а социальная экология все больше закрывала собой, втягивала в свою орбиту экологию других живых организмов. Именно это следует иметь в виду, когда речь идет об истоках современной экологической ситуации, нередко практически полностью воспринимаемой через призму жизнедеятельности только человека. В специальной литературе эти вопросы нашли уже достаточно полное освещение и потому могут быть опущены в нашем рассмотрении. Неплохо изучены также условия и основные причины появления во второй половине ХХ в. собственно глобальных экологических проблем, что также позволяет в данном контексте оставить без внимания их генезис.



Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Третье, дополненное и переработанное издание монографии представляет собой основополагающий фрагмент разрабатываемой автором общей теории глобализации, в которой он воссоздает холистическую (целостную) картину мира и рассматривает глобализацию, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой – как сферу взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов. История предстает как единый, разворачивающийся во времени процесс, проходящий определенные этапы, смену которых знаменуют основные поворотные пункты общественного развития, в результате чего происходят эпохальные метаморфозы. В конечном счете логика развития объективных событий порождает глобализацию, охватывающую всю Землю на уровне трех ее основных сфер: геологической, биологической и социальной, которым дается объединенное название – триосфера.<br /> В книге показано, как проходило зарождение и становление глобалистики в качестве междисциплинарной области научного знания, образуемого на стыке философии, естественных, технических и гуманитарных наук.<br /> Книга носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам, так и широкому кругу читателей. Всех их, несомненно, заинтересуют обширный фактический материал, оригинальные обобщения и увлекательный, доступный стиль изложения проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

319
Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Наука Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. 3-е издание. Монография

Третье, дополненное и переработанное издание монографии представляет собой основополагающий фрагмент разрабатываемой автором общей теории глобализации, в которой он воссоздает холистическую (целостную) картину мира и рассматривает глобализацию, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой – как сферу взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов. История предстает как единый, разворачивающийся во времени процесс, проходящий определенные этапы, смену которых знаменуют основные поворотные пункты общественного развития, в результате чего происходят эпохальные метаморфозы. В конечном счете логика развития объективных событий порождает глобализацию, охватывающую всю Землю на уровне трех ее основных сфер: геологической, биологической и социальной, которым дается объединенное название – триосфера.<br /> В книге показано, как проходило зарождение и становление глобалистики в качестве междисциплинарной области научного знания, образуемого на стыке философии, естественных, технических и гуманитарных наук.<br /> Книга носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам, так и широкому кругу читателей. Всех их, несомненно, заинтересуют обширный фактический материал, оригинальные обобщения и увлекательный, доступный стиль изложения проблем, от решения которых зависит будущее человечества.