Философия Ивин А.А. Философия коллективного творчества. История, язык, мораль, религия, игры, идеология и др. Монография

Философия коллективного творчества. История, язык, мораль, религия, игры, идеология и др. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.03.2017
ISBN: 9785392243273
Язык:
Объем текста: 430 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Коллективное творчество как фундамент социальной жизни

Глава 2. Из истории исследования коллективного творчества

Глава 3. Человеческая история как продукт коллективного творчества

Глава 4. Исторический прогресс

Глава 5. Идеология и национальная идея

Глава 6. Человеческая коммуникация

Глава 7. Естественный язык

Глава 8. Интуитивная логика

Глава 9. Стили мышления исторических эпох

Глава 10. Интуиция

Глава 11. Вера и здравый смысл

Глава 12. Авторитеты

Глава 13. Вкус и мода

Глава 14. Игры

Глава 15. Коллективные чувства

Глава 16. Коллективная воля

Глава 17. Коллективные представления

Глава 18. Основные особенности коллективного творчества



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Человеческая история как продукт коллективного творчества


1. Об истории человечества


Самым замечательным созданием коллективного творчества является, несомненно, человеческая история. Объединенными усилиями миллионов и миллионов людей она создается уже 40 с лишним тысяч лет.


Менялись предводители племен, цари, императоры, премьер-министры и т. п., но, воздавая им должное за их усилия по руководству какими-то частями человеческого общества, следует сказать, что история создавалась не ими. Она создавалась в первую очередь коллективными усилиями всех людей, власть большинства из которых распространялась только на них самих и, возможно, на их близких.


Всемогущий, всеведущий и бесконечно добрый Бог сотворил мир. Слабый, ограниченный в своих знаниях и нередко несправедливый и злой в своих поступках человек создает свою историю. Мир, сотворенный Богом, как и следовало ожидать (впрочем, ожидать в тот момент было еще некому), оказался «самым лучшим их всех возможных миров» (Г. Лейбниц). Иначе обстоит дело с историей, которую уже успел построить человек. Она оказалась едва ли не самой худшей из всех мыслимых историй. Она переполнена войнами и насилием, обманом и несправедливостью. К тому же она беспорядочна и запутана, как улочки средневекового города.


Бог потратил на свою работу по созданию мира шесть дней, а потом отошел в сторону, взглянул на созданное им творение и сказал: «Мир хорош!» Человек строит свою историю уже шесть тысяч лет (история, имеющая письменность, история без письменности — не более чем догадки), но если бы он мог «выйти из истории» и посмотреть на нее со стороны, он непременно сказал бы: «Плохо, хуже некуда! И как все запутано!» Но из истории никто из людей не может выйти, сам взгляд человека на нее неминуемо оказывается историческим, связанным с «настоящим», с его «сейчас и здесь».


Сравнение человека с Богом — всего лишь литературный прием, призванный подчеркнуть хаотичность человеческой истории, а также то, что ответственным за свою историю, какой бы она ни казалась, является только сам создающий эту историю человек.


Единственное, на что способен человек — это придать своей собственной истории известную теоретическую упорядоченность. Он давно занимается этим, начиная с Античности, когда перешел «от мифа к логосу», от объяснения мира и собственной истории не в форме сказки с вымышленными богами и героями, а с помощью своего разума.


Результатом осмысления человеком своей истории стал возникший новый раздел философии — философия истории. Она переполнена предложениями по упорядочению человеческой истории. К сожалению, ни одно из них не кажется в достаточной мере обоснованным. Все они плохо приложимы к реальной истории. Хуже того, они ее насильственно, как бульдозером, спрямляют или, наоборот, еще больше запутывают. Она становится похожей уже не на центральную часть какого-то современного города, а скорее на его заброшенную окраину, забитую фанерными и картонными жилищами бедняков.


Далее предпринимается новая попытка упорядочить человеческую историю, сделать ее хотя бы отдаленно похожей на ясно спланированные и хорошо освещенные улицы современного европейского города. Насколько удалась идея переосмыслить философию истории в новом ракурсе, судить читателю.


Ключевые идеи, высказываемые далее, автор уже представлял в своих книгах: «Введение в философию истории» (М., 1997), «Философия истории» (М., 2000), «Из тени в свет перелетая… Очерки современной социальной философии» (М., 2015), «Философское измерение истории» (М., 2016), «Человек, творящий историю. Новая философия истории» (М., 2016) и др. Здесь эти идеи конкретизируются и снабжаются дополнительными аргументами. Вводится также ряд новых идей, касающихся прежде всего многофакторности исторического развития обществ и цивилизаций, полилинейности и стадиальности этого развития. Несколько иначе, чем раньше, трактуются почти все центральные понятия философии истории, в частности понятие исторического прогресса.


Человечество прошло путь от примитивного первобыт­ного общества, добывавшего огонь трением, до современ­ного постиндустриального общества, запускающего кос­мические спутники и готовящегося к полетам на другие планеты. Постоянное развитие — одна из наиболее фунда­ментальных характеристик человеческого общества. Рас­сматривать общество вне истории, отвлекаясь от его непре­рывного изменения, — все равно, что рассуждать о жизни отдельного человека, абстрагируясь от того, что он в опре­деленный момент рождается, затем взрослеет, старится и умирает. Всякое общество есть результат предшествую­щей истории, точка пересечения разнородных, а зачастую и противоречивых тенденций, идущих из прошлого через настоящее в будущее. Теория общества, не принимающая во внимание исторически конкретное время его суще­ствования, его прошлое и его будущее, является не просто абстрактной и малополезной, а пустой и вредной.


Из многих тысячелетий человеческой истории более или менее точно известны только последние шесть тысяч лет. Истоки человечества покрыты глубоким мраком, и о них можно только догадываться. Будущее человечества не­определенно. Трудно сказать, что будет даже спустя 100 лет, когда окажутся исчерпанными запасы нефти, газа, угля и т. п., а численность человечества удвоится или утроится.


2. Новая концепция человеческой истории


Никакой общепринятой концепции человеческой истории не существует. Нет даже относительно устойчивых исторических школ, развивающих какое-то общее и обоснованное представление об истории. Едва ли не у каждого крупного философа и социолога, затрагивающего общие проблемы хода истории, имеется свое решение этих проблем.


В этой ситуации естественно воспользоваться развиваемым автором представлением об истории как движении обществ и цивилизаций между двумя относительно устойчивыми полюсами: коллективизмом и индивидуализмом. Эта концепция двухполюсной истории уже показала свою плодотворность в философской антропологии, в философии науки, в социальной философии и ряде других областей.


В дальнейшем концепция двухполюсной истории была конкретизирована автором путем введения трех важных новых идей, объясняющих динамику движущих сил развития обществ и цивилизаций и изменчивость их исторического пути: представлением о многофакторности развития обществ и цивилизаций, представлением о полилинейности этого развития и идеей стадиальности известной нам истории. Результатом явилась новая концепция двухполюсной, многофакторной, полилинейной, стадиальной истории человечества. Поскольку идея двухполюсности исторического развития является в этой концепции центральной, такое истолкование истории можно сокращенно называть концепцией двухполюсной истории.


Коллективизм и индивидуализм. История движется между двумя полюсами, одним из которых является коллективистическое общество, другим — индивидуалистическое общество. В индустриальную эпоху коллективизм и индивидуализм вступают между собою в непримиримую то «горячую», то «холодную» войну. Если бы в будущем один из этих типов общества был полностью вытеснен другим, это говорило бы в известном смысле о конце истории.


Всякое конкретное общество или находится на одном из двух полюсов (в непосредственной близости от него), или, что бывает гораздо чаще, с той или иной силой тяготеет к одному из данных полюсов. Формы коллективизма и индивидуализма меняются от эпохи к эпохе, отдельные общества дрейфуют от коллективизма к индивидуализму, и наоборот, но две крайние точки, между которыми разворачивается история, остаются почти неизменными в своей глубинной сути.


Идею двух полюсов истории можно пояснить такой простой географической аналогией. Два географических полюса Земли — Северный и Южный — почти не изменяют своего местоположения. Отдельные страны находятся или в непосредственной близости к этим полюсам, или в каком-то отдалении от них. Дрейф материков может приближать какую-то страну к одному из полюсов, отдаляя ее тем самым от другого полюса, но он не меняет ни положения самих полюсов, ни деления земной поверхности на северное и южное полушария. На самих полюсах в конкретный исторический период может не находиться ни одна из стран. Но тем не менее все страны делятся на находящиеся в северном полушарии и находящиеся в южном полушарии, и некоторые из них ближе к одному полюсу, в то время как другие — ближе ко второму полюсу. Эта аналогия поверхностна, но она помогает уяснить в первом приближении идею биполярности человеческой истории.



Философия коллективного творчества. История, язык, мораль, религия, игры, идеология и др. Монография

Мораль, религия, естественные языки, интуитивная логика, фольклор, деньги, рынок, государство, основополагающие социальные институты, большинство ключевых социальных идеалов и норм открыты не индивидуальным, а коллективным разумом – они являются результатом коллективного творчества. В книге исследуются особенности коллективного творчества, его структура и действие, его сила и ограниченность.<br /> Если индивидуальные интеллекты уподобить островам архипелага в океане, то все, что находится ниже, под водой, на океанском дне и дальше, до самого ядра Земли, будет подобно коллективному разуму существовавших в человеческой истории обществ и цивилизаций. В книге рассматриваются взаимоотношения коллективного и индивидуального разума, история изучения коллективного творчества, а также такие продукты коллективного творчества, как человеческая история, исторический прогресс, естественный язык, религия, идеология и национальная идея, человеческая коммуникация, сменяющие друг друга стили мышления, традиции, здравый смысл, авторитеты, интуиция, вкус, мода и др. Результаты коллективных разума, чувств, воли и представлений истолковываются как историческое априорное знание, определяющее устойчивость и динамику развития общества и процесс социализации его индивидов.

209
Философия Ивин А.А. Философия коллективного творчества. История, язык, мораль, религия, игры, идеология и др. Монография

Философия Ивин А.А. Философия коллективного творчества. История, язык, мораль, религия, игры, идеология и др. Монография

Философия Ивин А.А. Философия коллективного творчества. История, язык, мораль, религия, игры, идеология и др. Монография

Мораль, религия, естественные языки, интуитивная логика, фольклор, деньги, рынок, государство, основополагающие социальные институты, большинство ключевых социальных идеалов и норм открыты не индивидуальным, а коллективным разумом – они являются результатом коллективного творчества. В книге исследуются особенности коллективного творчества, его структура и действие, его сила и ограниченность.<br /> Если индивидуальные интеллекты уподобить островам архипелага в океане, то все, что находится ниже, под водой, на океанском дне и дальше, до самого ядра Земли, будет подобно коллективному разуму существовавших в человеческой истории обществ и цивилизаций. В книге рассматриваются взаимоотношения коллективного и индивидуального разума, история изучения коллективного творчества, а также такие продукты коллективного творчества, как человеческая история, исторический прогресс, естественный язык, религия, идеология и национальная идея, человеческая коммуникация, сменяющие друг друга стили мышления, традиции, здравый смысл, авторитеты, интуиция, вкус, мода и др. Результаты коллективных разума, чувств, воли и представлений истолковываются как историческое априорное знание, определяющее устойчивость и динамику развития общества и процесс социализации его индивидов.