Наука Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392168880
Язык:
Объем текста: 171 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Теоретические основы этики социальной работы. Раздел I. Социальная работа как социально-помогающая деятельность

Раздел II. Этико-аксиологическая составляющая социальной работы

Раздел III. Этические основы социальной работы

Часть II. Практикумы по этическим основам социальной работы. Практикум 1. Этические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

Практикум 2. Этика социальной работы с инвалидами и их семьями

Практикум 3. Профессиональная этика взаимоотношений социального работника с клиентами группы риска

Практикум 4. Этические аспекты социальной работы с этническими группами

Практикум 5. Профессионально-этическая культура социального работника

Приложения. Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ II. ЭТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Второй раздел посвящен рассмотрению историко-культурной динамики ценностей социально-помогающей деятельности, их влиянию на формирование национальной системы социальной защиты населения в России, развитие культурных традиций государственной и общественно социальной помощи, формирование базовых (вневременных) характеристик личности субъекта социально-помогающей деятельности.


1. Историко-культурная динамика ценностных оснований социально-помогающей деятельности


1.1. Ценностно-нормативные основы социально-помогающей деятельности на разных этапах социального развития


Ценностно-нормативные основы социально-помогающей деятельности на ранних этапах социального развития складывались в контексте социально-экономических и геополитических процессов, детерминировавших социокультурное развитие общества.


Архаический период (с древнейших времен до начала X в.) является определяющим в формировании ведущих норм жизнедеятельности человека. Важнейшие ценности, определявшие мотивы поведения первобытных людей, были направлены на защиту индивида в системе рода и племени. Первобытно-общинные формы взаимопомощи (культовые, общинно-родовые и хозяйственные) стали охранным механизмом формирующегося социума и детерминантой этико-аксиологической направленности и функциональной предопределенности социально-помогающей деятельности в России.


Человеколюбие, незлобивость, открытость души, природное гостеприимство древних славян формировались под влиянием основных видов их деятельности — хлебопашества, скотоводства, ремесленничества, а также затянувшегося дольше, чем у других народов, родового общественного устройства (В. О. Ключевский). Этому способствовала и сама среда обитания, те географические и природно-климатические условия, в которых они находились в результате естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов.


Архаический период социально-помогающей деятельности в достаточной мере отражает сведения о коллективном субъекте социальной поддержки. Это было связано с тем, что вне общины первобытный человек существовать не мог и, как следствие, воспринимал и реализовывал себя через родоплеменные и общинные нормы (табу, обычай, традиция) жизнедеятельности (М. В. Фирсов). Помогающее альтруистическое поведение общинников становится нормой социально-помогающей деятельности, определяющей содержание ее этико-аксиологической компоненты. Именно архаический период общественного развития является базовым в становлении ведущих норм, регулирующих жизнедеятельность общества, ценностно-нормативную основу социальной помощи.


Этико-аксиологический компонент социально-помогающей деятельности просматривается в ее функциях, сложившихся на раннем этапе развития национальной системы социальной защиты населения, к которым относятся следующие:


1. Поддерживающая функция, характеризующаяся тем, что внутри рода существовала взаимная обязанность в материальной помощи, защите, отмщении обид. Каждый знал, что на защиту потерпевшего станет весь род.


2. Адаптивная, или приспособительная, функция, отражающая поведение общинников, которое было направлено на сохранение родового пространства, позволявшего существовать индивиду и быть защищенным сильным обществом, так как вне рода человек существовать не мог.


3. Функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей деятельности, отражающих социальное поведение общинников, при котором традиционные нормы архаических форм поддержки и защиты родового пространства (сезонные и внесезонные помочи, толоки, вдовьи помочи и др.) передавались из поколения в поколении как социокультурный опыт социально-помогающей деятельности.


Формирование милосердия и сострадания как религиозно-идеологических ценностей в системе социальной защиты населения соотносится с христианизацией славянского мира, которая наполнила всю систему жизнедеятельности новой философией, основанной на «деятельной любви к ближнему». Общественная система взаимопомощи, в основе которой с архаического периода закрепился принцип «ты — мне, я — тебе», дополняется новым христианским мировоззрением, базирующимся на принципиальном подходе к реципиенту с позиции «я — тебе». К общине, остававшейся основным коллективным субъектом поддержки и защиты социально ущербных групп (старцы, вдовы, сирые, калики, убогие и др.), постепенно добавляются новые — князь с дружиной и церковные институты (приход, монастырь). Изменяются и содержание социально-помогающей деятельности, ее направленность и ценностные нормативы. К ведущему коллективному субъекту общине добавляется церковь.


В период с X по XIII в. христианская идеология, наполняя новым смыслом содержания социально-помогающей деятельности, формирует общие подходы к поведению и действию ее субъекта (князь и дружина, священнослужители, «нищелюбы», частные благотворители и др.), основанные на принципах христианского милосердия, человеколюбия и деятельной любви ближнего. Забота о сирых, убогих, старцах, немощных и других ущербных группах становится обязательной нормой поведения, определяющей личностные поступки субъекта помощи, требования к его поведению.


Сущность христианской идеологии как социально-психологического механизма общественного развитии выражалась в том, что институт церкви превращается не только в носителя новой государственной идеологии, но и механизмом формирования нового ценностно-нормативного содержания помогающей деятельности, изменения сознания ее субъекта. Христианская идеология и философия привносит новое осмысление деятельности ее субъектами, трансформирующее нормативно-регулятивную функцию социальной помощи. Табу традиционных норм поведения, стереотипные обычаи дополняются нравственным осознанием и свободным выбором субъектами своих действий и поступков, мотивированным желанием помочь ближнему.


Ценностно-нормативное содержание системы государственного призрения, общественной благотворительности и частной практики помогающей деятельности соотносится с этапом развития национальной системы социальной защиты населения, характеризующимся постепенным усилением государственной власти в деле призрения и благотворительности. Понимая важность развития социальной помощи на государственном уровне, русские цари пытались регламентировать церковную благотворительность, определяя механизм приходской и монастырской поддержки, категории призреваемых людей (больные, калики, старые вдовы, сирые и др.).


В этот период отношение к благотворительности как социальному явлению было свойственно многим государственным лицам и частным благотворителям. Основу благодеяния составляла необходимость соответствия традиционным нормам, базирующимся на христианской философии «деятельной любви во имя спасения своей души» (С. Зеньковский), способствующая усилению политических позиций правителя.


Несмотря на попытки развития государственной системы призрения, ведущими субъектами социально-помогающей деятельности оставались сельская община и церковь (приход и монастырь). Именно христианская идеология определяла общественные ценности и нормы жизнедеятельности, формируя альтруистическое поведение индивидуального («нищелюб», благотворитель, церковнослужащий и др.) и коллективного (община, церковь, государство и др.), субъектов социально-помогающей деятельности.


Основной функцией деятельности остается адаптивная или приспособительная, обеспечивающая процесс социализации индивида (социальной группы). Именно в этот период развития социально-помогающего труда просматривается функция сохранения и воспроизводства ценностей помогающего поведения как социальной нормы, развивающейся в конкретных ментальных условиях. Являясь регулятором жизнедеятельности русского общества в целом и личности в частности, менталитет определял формы и специфику формировавшейся в России системы социальной защиты населения. Формирующиеся культурные традиции этнических групп определяли систему жизнедеятельности и нормы поведения помогающего субъекта.


Формирование ментальных особенностей национального института социальной защиты населения в России соотносятся с указом Петра I, на законодательном уровне происходит формирование основных подходов к организации государственного призрения, определяются его субъекты (государство, церковь, нищелюбцы), складываются механизмы взаимодействия между субъектом социально-помогающей деятельности и теми группами, которые попадают под опеку и защиту государства. В основе взаимоотношений между субъектами и объектами призрения закрепился принцип «дара–отдара» или «ты — мне, я — тебе», сложившийся в архаический период развития социально-помогающей деятельности. Это четко определяло позиции государства как ведущего субъекта деятельности, оказывающего помощь прежде всего, тем, кто служил ему и по ряду причин (увечье, старость, инвалидность и др.) не мог самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность.


Характерными особенности социально-помогающей деятельности на этапе формирования системы государственного призрения является трансформация коллективного (государство и его социальные институты) и индивидуального (благотворители, меценаты, деятели различных общественных организаций) субъекта социальной помощи. Направленность деятельности определяет и требования к личности ее субъектов, процессы интериоризации и экстериоризации ценностей и норм социально-помогающей деятельности.


На данном этапе общественного развития четко прослеживаются все основные функции деятельности. Наиболее ярко просматривается функция нормативно-регулятивная, обеспечивающая формирование в России государственного института призрения, развивающаяся на традиционных нормах и ценностях социально-помогающей деятельности и включающая формирование различных социальных институтов государственного призрения и частной благотворительности.


На рубеже веков (XIX–XX вв.) российская система включала государственное, общественное призрение, а также частную благотворительность. В сельской местности достаточно большая доля отводилась общинной и церковной помощи. К этому времени четко выделились основные субъекты социально-помогающей деятельности: государство, общественные благотворительные организации, частные лица (отдельные общественные деятели, купцы, меценаты и др.), церковь (прежде всего приход), сельская община.


Ведущим мотивом филантропических поступков общественных благотворителей, простых людей, подававших милостыню, оставалось следование христианским ценностям, церковным заповедям милосердия и человеколюбия. Совершенно очевидно, что, помимо богатства и честолюбия, стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определявшим размах меценатства и благотворительности, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием, социокультурными особенностями Российской империи конца XIX в.


Базовые функции деятельности наполняются новым содержанием. Более четко просматривается функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей труда, а также нормативно-регулятивная, обеспечивающая формирование в России национального института социальной защиты населения, включавшего на рубеже веков государственное, общественное и частное призрение, отражающее традиционные формы поддержки и нормы социального поведения (альтруистическое поведение).




Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».<br /> В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях.<br /> Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности.<br /> Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.

129
 Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».<br /> В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях.<br /> Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности.<br /> Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.

Внимание! Авторские права на книгу "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" (Коныгина М.Н., Горлова Е.Б.) охраняются законодательством!