Наука Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392168880
Язык:
Объем текста: 171 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Теоретические основы этики социальной работы. Раздел I. Социальная работа как социально-помогающая деятельность

Раздел II. Этико-аксиологическая составляющая социальной работы

Раздел III. Этические основы социальной работы

Часть II. Практикумы по этическим основам социальной работы. Практикум 1. Этические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

Практикум 2. Этика социальной работы с инвалидами и их семьями

Практикум 3. Профессиональная этика взаимоотношений социального работника с клиентами группы риска

Практикум 4. Этические аспекты социальной работы с этническими группами

Практикум 5. Профессионально-этическая культура социального работника

Приложения. Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Приложение 2


Очерки о культурных традициях народов, проживающих в многонациональных регионах России


Очерки о культурах этнических групп составлены на основе документальных источников конца XIX — начала XX в., отражающих традиционную культуру наций, сложившихся в Российской империи на рубеже веков, а также современных исследований, отражающих историко-культурную трансформацию этнических ценностей народов России.


РУССКИЕ


Формирование русского этноса протекало в XIV–XV вв. на основе древнерусской народности, существовавшей в IX–XIII вв. Русский этнос сформировался в ходе борьбы против татаро-монгольского ига, а также в связи с созданием Русского централизованного государства.


Русские относятся к большой европеоидной расе. В северных областях преобладает атланто-балтийская раса, в центре — восточноевропейский тип среднеевропейской расы, на северо-востоке — восточнобалтийский тип беломорско-балтийской расы, на юге фиксируется примесь монголоидного и средиземноморского элементов. Русские говорят на языке восточнославянской подгруппы славянской группы индоевропейской семьи.


Одной из важнейших особенностей этнической истории русских было постоянное наличие слабозаселенных пространств, соседних с основной русской этнической территорией, и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на севере и северо-востоке и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской этнической территории.


Территориальное положение формировавшегося этноса определяло социально-экономические и политические процессы, накладывая отпечаток на ценностно-нормативное содержание развивающихся культурных традиций. Одним из важнейших механизмов выживания этнической группа являлась система взаимоподдержки и взаимопомощи. Старославянское определение помощи является определяющим в характеристике реципрокного поведения (от лат. reciprocus — взаимный), механизмы которого закладывались на ранних стадиях развития этнических групп. «Помочь» (северо-русское значение — толоки; южно-русское, украинское — талаки) — древний обычай взаимопомощи односельчан, заключающийся в приглашении соседей на спешную работу (уборка хлеба, строительство избы и др.). В этимологическом словаре русского языка «помочь» определяется как «помощь, содействие», «работа сообща на поле с угощением» и на начальном этапе социального развития характеризует взаимопомогающий труд, позже — обязательную помогающую деятельность, которая культивировалась как в славянских общинах, так и среди других народностей, заселявших территорию России.


Развитие феодальных отношений на Новгородских землях и землях Северо-Восточной Руси связано с движением на Европейский Север, позже — в Приуралье. После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т. е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами. Далее последовали переселения в Поволжье, в XVII–XVIII вв. — в Сибирь, на Северный Кавказ, позже — в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских, окруженная зоной постоянных этнических контактов с народами, весьма различными по происхождению, культурным традициям и языку.


Характеризуя традиционную славянскую культуру, исследователи XIX — начала XX в. выделили следующее черты русского человека: красивое лицо, средний рост и хорошее сложение, русый цвет волос, румяное лицо, серые или голубые глаза. Русским свойственна удаль и сметливость, находчивость и беззаботность, покорность судьбе и привязанность к родному углу, уживчивость с людьми, откровенность, радушие, а где нужно — то и хитрость.


Эти ментальные особенности определялись всей системой жизнедеятельности русского этноса, ценностно-нормативным содержанием культурных традиций. Человеколюбие, незлобивость, открытость души у древних славян, природное гостеприимство формировались под влиянием основных видов их деятельности — хлебопашества, скотоводства, ремесленничества, а также затянувшегося дольше, чем у других народов, родового общественного устройства. Этому способствовала и сама среда обитания, те географические и природно-климатические условия, в которых они находились в результате естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов. «…К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности…».


Социально-экономическая обусловленность ценностно-нормативного содержания культуры и традиционного поведения русских, отмечена как в работах ученых XIX–XX вв., так и в современных исследованиях.


Одежда русских мужчин XVII–XIX вв. была довольно проста. Летом носили туниковую рубаху и портки, а также понитковый армяк, полукафтан и шляпу. Зимняя одежда крестьянина состоит из армяка, сшитого из толстого сукна, обыкновенно серого цвета, овчинной, длинной нагольной шубы, теплой шапки и рукавиц. Для обуви по большей части служат лапти, и только более зажиточные крестьяне промышленных сел носят кожаные сапоги. Зимней обувью служат валенки из овечьей шерсти.


Основную часть женского костюма составляла длинная рубашка из белого холста, поверх которой носили сарафан. С сарафаном замужние женщины по праздникам носили различные кокошники, венцы, богато украшенные вышивкой. Девичий головной убор отличался от женского тем, что верх головы оставался открытым. Волосы девушки заплетали в косу и украшали ее лентами.


Для русской кухни было характерно использование широкого круга продуктов. Особенно важная роль всегда отводилась хлебу, преобладал черный хлеб из ржаной муки. Также пеклись всевозможные пироги, пирожки, лепешки, вареники, оладьи, блины. В состав традиционных блюд входили также кисели, каши, щи. Потребление мяса было ограничено длительными постами. Из напитков бытовали хлебный квас и пиво.


Русские издревле считались высоко нравственными и глубоко верующими людьми. Вся их жизнь строилась на основе божьих заповедей. Но в духовной жизни православие уживалось со сложным комплексом остатков верований в сверхъестественные мифологические существа.


Почти всюду между простым народом сохраняется вера в знахарей и колдунов. Колдунам приписывают возможность портить людей, конечно, при содействии нечистой силы; эти же колдуны, по мнению народа, могут и снять с человека порчу. У русских людей всегда существовало множество предрассудков и поверий. Например, дни счастливые и несчастливые, в которые работать считается грехом, строго соблюдаются народом и бывают часто причиной того, что удобнейшее время для полевых работ упускается.


Важная роль в этнической культуре русского народа отводится праздникам и традициям. К основным праздникам, известным на Руси, относятся Святки, Масляница, Вербная неделя, Великий Четверг, Пасха, Иван Купала и Аграфена Купальница и др.


Институт праздников, сложившийся у славян на раннем этапе общественного развития, является неотъемлемой частью быта русских. Именно этот институт еще на этапе своего формирования выполнял функцию «мирного распределения имущества» и натуральных продуктов. Праздники стали механизмом экономического равновесия, совместного потребления в ситуации социального и экономического неравенства. Многие русские праздники совпадают «…по времени с наличием обилия благ, в особенности пищи, а ритуал призван освящать такое обилие, которое в религиозных верованиях всегда трактовалось как проявление сверхъестественных сил — милости, за которые люди обязаны публично благодарить эти силы».


Широко на Руси праздновалась свадьба, которой предшествовали некоторые предсвадебные обряды. Самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В роли сватов выступали родственники жениха (отец, крестный, крестная, дядя). Именно они заботились и о подарках, которые и становились подспорьем для совместного хозяйства молодых. Своеобразный институт «дарения» и сегодня выступает важной системой поддержки молодой семьи.


Ментальные характеристики русских людей отражают такие личностные качества, как открытость, щедрость, смелость, сила духа и нравственность поступка. Они легко уживаются с другими народами. В свое время великий аналитик человеческой души Ф. М. Достоевский писал, что если у французов есть гордость, у англичан — честность и достоинство, у немцев — аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы.


УКРАИНЦЫ


Украинский народ. Это название лишь к XVIII в. закрепилось в официальных документах и восходит к названию «Украина» («край»), употреблявшемуся для обозначения Южной и Юго-Западной частей древнерусских земель в ХII–ХIII вв. В XVI–XVII вв. в официальных документах России украинцев называли черкасами, позже, до начала XX в., малороссиянами, малороссами, южноруссами. Украинцы говорят на украинском языке. Различают три основных наречия: северное (левобережно-полесские, волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские говоры) и юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры). В ходе формирования украинского этноса на рубеже XVIII–XIX вв. сложился современный украинский литературный язык. 81,1% украинцев бывшего СССР, по данным переписи 1989 г., считали свой национальный язык родным и еще 8,0% свободно им владели; широко распространен родственный украинскому русский язык. Письменность с XIV в. на основе кириллицы. Верующие украинцы в большинстве православные, часть в западных регионах — греко-католики.


На протяжении многих веков украинцы проживали в тесном контакте с другими народами, преимущественно с русскими, это не могло не отразиться на многообразных процессах культурных взаимодействий и взаимовлияний. Адаптируясь в местных условиях, приобретая новые особенности быта, в большинстве случаев они сохраняли основу своей традиционной культуры и оказывали влияние на бытовую культуру местного населения, заимствуя, в свою очередь, от них ценные трудовые навыки и нравственные традиции, основополагающей среди которых стала система взаимоподдержки.


Одной из распространенных форм традиционной взаимоподдержки, являлись крестьянские «помочи», которые на юге России выступающее в виде «толок» и ритуального обряда «хождение за навалным» (юг Украины).


«Помочь» — (северо-русское) то же, что толока (южно-славянская), украинское — обычай взаимопомощи у сельчан, родственников, общинников. По этому обычаю приглашали соседей на спешную работу, причем работающим не предлагали плату, а обильно угощали по окончании работы. Помочь устраивали чаще всего для сельскохозяйственных работ (уборка хлеба, молотьба, покос и пр.), а также строительства жилища и т. п. «Хождение за навалным» — обычай, заключавший в себя соблюдение коллективного поведения, направленного на поддержку вдовы и ее малолетних детей. Такой обычай заключался в том, что нуждающейся женщине оказывали помощь продуктами (как правило, осенью, после уборки урожая). Ритуал включал в себя особым образом организованный приход в дом нуждающейся семьи, где будет оказана помощь. Иносказательно односельчане приглашались в гости, а затем, когда гости приходили и приносили определенное количество запасов, хозяйка предлагала им выпить и закусить.


В исследованиях традиционной культуры украинского этноса показаны общие черты и характерные особенности жизнедеятельности украинского и русского народа.


Во многих украинских поселениях, в том числе и в тех, где жители считают себя русскими и родным считают русский язык, еще сохраняются говоры с украинской основой.


В новых местах украинцы стремились сохранить традиционный облик поселений. Их села отличались благоустроенностью, чистотой, обилием зелени. Традиционная планировка дома — двух- и трехраздельная. Двухкамерный дом состоял из хаты и неотапливаемых сеней, в трехкамерном доме сенями соединялись две хаты либо хата и холодная комора.


Во многих поселениях к концу XIX в. сохранялась украинская народная одежда. В XIX — начале XX в. основу мужского и женского костюма составляла длинная рубаха из домотканого полотна, позднее из фабричных тканей. Поверх рубахи надевали типично украинскую безрукавную керсетку. Наиболее распространенной традиционной обувью мужчин и женщин были кожаные сапоги (чоботи), туфли или ботинки (чоревички). Одежда украинского городского населения, как и повсюду, развивалась под влиянием европейской моды, которой следовали, в основном, высшие слои городского населения. В настоящее время потомки украинских переселенцев носят общепринятый городской костюм.


В наши дни в повседневной и праздничной трапезе широко используются традиционные для украинцев хлеб, пироги, вареники, галушки, блины, пампушки, лапша, каши, борщ, овощные супы, холодец, квас.


Основная форма семьи в XIX — начале XX в. — малая, двухпоколенная (родители — дети) и расширенная трехпоколенная. В семейном быту сохранились патриархальные традиции. Главой семьи и распорядителем всех хозяйственных дел был старший мужчина — дед, отец. Имущество считалось общей собственностью всех членов. Существовало половозрастное разделение труда.


Современная семья украинцев в городе и селе — малая, преимущественно двухпоколенная. Характерна тенденция демократизации внутрисемейных отношений. Возрастает число семей с главенством мужа и жены, с главенством женщин. В последнее время наблюдается тенденция возрождения традиционных позитивных ценностей института семьи, связанных с большим вниманием к воспитанию детей, приобщению их к этническим и этическим ценностям, традиционным нормам взаимопомощи.


Браки у украинцев заключались по выбору родителей, но по обоюдному согласию жениха и невесты. Здесь, как и в России, родительское благословение имело большое значение. Если родители не одобряли выбор сына или дочери, для последних немыслимо было вступить в брак помимо их воли и без их благословения. Нравственные устои украинцев в отношении этого выбора были достаточно строги.


Надо сказать, что и сейчас во многих украинских деревнях, где особенно чтят давние традиции, после регистрации, необходимой сейчас, начинается свадьба по народным обычаям.


Родильные и похоронные обряды украинцев сходны с обрядами этого цикла у русских. После возвращения матери с ребенком из родильного дома собираются родственники и друзья, дарят ребенку «на зубок». В последние годы во многих семьях совершается церковное крещение детей, избираются кум и кума. Такая традиция является формой поддержки молодых родителей со стороны их близких и друзей.


Частично сохраняются старинные традиции в похоронных обрядах. Кое-где совершаются ночные бдения при покойнике, чтение псалтыря, верующих отпевают в церкви. Стойко бытуют обычаи поминания после похорон, на девятый, сороковой день, через год с сохранением многих ритуальных блюд.


В духовной жизни украинцев, как и у многих других народов, в селах и городах православие уживалось со сложным комплексом остатков верований в сверхъестественные мифологические существа. Верили в домового, в ведьм-женщин, продавших душу черту и причиняющих вред людям и животным, в упырей, вурдалаков, русалок.


В структуре общественной жизни украинцев важную роль играли календарные праздники и обряды. Многие обряды и обычаи были приурочены к датам христианского календаря. Святки сопровождались вечерними беседами с ритуальными кушаньями, магическими действиями с хлебом и зерном, гаданиями, карнавальным весельем с ряжеными, драматизированными действиями. Под Рождество пели колядки, ходили «со звездой», дети «засевали» зерна в домах соседей. Масляницу украинцы не праздновали так широко, как русские. Молодежь и взрослые в селах и городах катались на лошадях, ходили в гости на вареники и блины. На Пасху устраивались гулянья, хороводы, качели, игры молодежи. Большое значение придавалось обрядовой еде: освящали в церкви пасху, крашеные яйца, колбасы, жареного поросенка, мед. На Троицу украшали хату, ворота, хлев зелеными ветками, травами и цветами, девушки иногда «завивали березу».


В наши дни еще сохраняются многие традиционные элементы праздников старого календарного цикла, отличающиеся веселым игровым характером: на Новый год колядования, щедрование, ряжение, на Масленицу (проводы зимы) — катания на лошадях, санках, угощение блинами, варениками. В последнее время активнее отмечаются главные христианские праздники — Рождество, Масленица, Троица и особенно Пасха. Также украинским народом сохраняются некоторые свадебные обряды.


Как во многих традиционных культурах, нормы поведения и система взаимодействия представителей этнического сообщества, сложившегося на ранних этапах развития украинского этноса, и сегодня остаются ценностным механизмом жизнедеятельности людей, формирующим нравственное поведение и систему ценностных ориентаций индивида.


ЧЕЧЕНЦЫ


Чеченцы, самоназвание — нохчи. Территория, заселенная чеченцами на западе, проходит по верхнему течению Терека, на севере — по малой Кабарде и Сунже, на юге граничит с Кавказскими горами, а на востоке проходит по верхнему течению Ажая (Яхсая).


Исследователями этнической культуры чеченцев отмечено, что первые упоминания о чеченских племенах датируются в исторических источниках приблизительно XVII–XIX вв., и характеризуются следующим образом. Как правило, нрав и обычаи народов зависят от климата той территории, которую они занимают, от образа жизни и воспитания. Из этого следует, что нравы людей, населяющих земли, изобилующие скалами, покрытые вечными снегами, должны быть, видимо, достаточно жесткими. Чеченцы спустились с гор вследствие внутренних распрей и многочисленности населения и обосновались в долинах. Чеченцы считаются самыми жестокими и дикими племенами на Кавказе. Они воинственны, и российские войска не смогли покорить эти свирепые племена. Около 300 лет Терек оставался естественной границей России на Северном Кавказе, и терские казаки защищали ее от нападений чеченцев и ингушей. С началом Кавказской войны в первое десятилетие XIX в. русские войска перешли Терек и углубились в чеченские затеречные леса, подошли к речке Сунже. Чтобы держать горские народы в узде, генерал А. П. Ермолов учредил военную линию, укрепленную крепостями, главная из которых — Грозная — была заложена 22 июня 1818 г. на левом берегу реки Сунжи. Отсюда шел единственный в то время путь через Ханкальское ущелье в Грузию, которая добровольно воссоединилась в то время с Россией. Но, несмотря на эти меры, чеченцы не прекращали набеги и нарушения русских границ. К России Чечня была присоединена в 1859 г.




Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».<br /> В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях.<br /> Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности.<br /> Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.

129
 Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Этические основы социальной работы. Учебное пособие

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».<br /> В пособии раскрываются аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии, представлены ценностно-нормативные основы профессионального взаимодействия субъектов социальной работы, специфика профессионального взаимодействия в поликультурной среде российских регионов. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях.<br /> Представленный в пособии практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих успешно выполнять функции социальной работы как социально-помогающей деятельности.<br /> Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.

Внимание! Авторские права на книгу "Этические основы социальной работы. Учебное пособие" (Коныгина М.Н., Горлова Е.Б.) охраняются законодательством!