Юридическая Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Экстерриториальное пространство права. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.11.2017
ISBN: 9785392266029
Язык:
Объем текста: 220 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Экстерриториальный вектор права в изменяющемся мире

Глава 2. Правовой суверенитет государства в условиях глобализации

Глава 3. Территория государства и правовое пространство

Глава 4. История экстерриториальной юрисдикции

Глава 5. Право и экстерриториальность в современной юридической науке

Глава 6. Теоретические модели пространственного измерения права

Глава 7. Применение норм иностранного права

Глава 8. Принцип недискриминации иностранных граждан как элемент экстерриториального пространства права

Глава 9. Внутригосударственная экстерриториальность права

Заключение

Об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Право и экстерриториальность в современной юридической науке


Особенности действия права в пространстве всегда привлекали внимание ученых в силу своей явно выраженной межотраслевой и междисциплинарной специфики. От решения вопросов территориального характера зависит определение границ юридической силы и действительности нормы права, сферы влияния права на общественные отношения, решение практических проблем правоприменения.


Хотя внутреннее право государства обладает территориальным характером, интересы международного общения требуют признания и применения в определенных пределах иностранного права. В этих случаях говорят об экстерриториальном действии права. При перемещении человека из одного государства в другое за ним сохраняются имущественные и личные неимущественные права, приобретенные на основе права первого государства. Право собственности на автомобиль, состояние в браке, право на имя и прочее признаются на территории иностранного государства, тем самым признается действие норм иностранного права, на основе которых эти права возникли. Принципы экстерриториального действия права в настоящий момент подвергаются пересмотру в связи с тем, что помимо государств активную роль в регулировании общественных отношений стали играть корпорации.


Экстерриториальное действие права в последнее время перестало рассматриваться лишь как проблема действия права в пространстве, так как существенно изменилось понятие пространства, а право получило новый импульс для своего развития вне территориальной привязки в ходе глобализации. Поэтому следует вести речь о феномене экстерриториальности права как особом современном социально-юридическом тренде, который может быть изучен с различных ракурсов. Экстерриториальность права в плане объема теоретических вопросов предполагает различные интерпретации и исследовательские концепции, парадигмы и методологические направления. Среди них институциональная парадигма — экстерриториальность права предполагает существование особых правовых институтов межотраслевого характера, требующих комплексного теоретико-методологического и социолого-правового анализа; правоприменительная парадигма, раскрывающая правореализационные контексты экстерриториальности права; технико-­юридическая парадигма, выявляющая понятийно-катего­риальные формы экстерриториальности права; инструменталистская парадигма, позволяющая определить механизм экстерриториального действия правовых норм и т. д. Экстерриториальность права может быть изучена и с позиций особого правового статуса юридических или физических лиц, объектов или учреждений, которые были изъяты из-под действия местного территориального законодательства и подпадают в полном объеме или только частично под действие законодательства того государства, национальности которого они принадлежат, либо иного субъекта Федерации внутри государства, где они зарегистрированы, если речь идет о внутригосударственной коллизии.


Безусловно, глобализация отразилась, в первую очередь, на международном праве. Однако не редки работы, в которых описывается влияние глобализации на административное, уголовное, гражданско-процессуальное право. Так, например, в своей статье А. А. Мамедов раскрывает вопросы глобального административного права, справедливо указывая, что глобализация объективно ведет к появлению наднациональных и транснациональных элементов правового регулирования. И в своих исследованиях среди административистов он далеко не одинок. В развитии глобального административного права в условиях глобализации, по мнению Е. Н. Щербака главным, основным аспектом его развития — служит применение для правового регулирования административных отношений норм-принципов.


Экстерриториальность права означает признание в качестве правовых нормативных велений, юридических фактов, правоотношений, возникших и существующих как на территории иного государства либо на территории иного субъекта федерации, административного района, иной территории внутри одного и того же государства, так и возникающих в трансграничном правовом пространстве. Ранее в юридической литературе экстерриториальность действия права рассматривалась чаще всего в контексте действия права иностранного государства. При этом мало внимания уделялось теоретико-правовым аспектам взаимосвязи права как социального явления с территорией государства и его юрисдикцией. Между тем развитие интеграционных процессов в мире требует переосмысления понятия права в контексте его территориальных оснований.


В связи с развитием международной торговли и иных форм сотрудничества все актуальней становится вопрос территориального статуса нормативных актов. Не случайно в юридической науке на смену категории «территориальная юрисдикция» приходит новый термин «правовое пространство».


Этот термин актуален именно для юридической науки: например, профессора М.-Е. Сисери, Б. Маршан, С. Римбер в общей совместной монографии «Введение в анализ пространства» понимают пространство как «правовое поле для совместного функционального взаимодействия всех потенциальных субъектов международных правоотношений — государств, международных организаций, юридических и физических лиц. Получив право обеспечивать свои субъективные права в международных судебно-арбитражных институтах, все обозначенные субъекты вполне обоснованно могут рассматриваться в качестве действующих субъектов современных международных правоотношений. Вместе они взаимодействуют между собой на основе добросовестного выполнения своих международных обязательств (вне зависимости от источника их возникновения), действующие субъекты современных международных правоотношений содействуют обеспечению международной законности и правопорядка».


Однако экстерриториальность действия права представляет собой значительно более широкую по своей сфере охвата правоотношений проблемную область. Экстерриториальное действие юридических норм имеет огромное значение не только для развития права в условиях современных интеграционных процессов, но и внутри государства, имеющего различные территориальные единицы. Для развития российского федерализма проблемы экстерриториальности права имеют актуальный политический характер. Этнокультурная специфика некоторых регионов диктует необходимость признания в качестве крайне актуальных некоторых вопросов экстерриториальности права в кон­тексте федерализма. Важным для постсоветского пространства является также правовой аспект его единства.


Нельзя обойти вниманием и геополитический контекст экстерриториальной экспансии американской юрисдикции. Уверенность в глобальной силе американского правосудия, активное распространение англосаксонского прецедентного права на сферу международного частного права, похищения и аресты граждан (в том числе российских) на территории третьих стран, посягательства на имущество физических и юридических лиц вне территории их регистрации — лишь некоторые примеры такого рода экспансии. Например, в марте 2010 года в США был принят закон о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act, или FATCA), главной целью которого является предотвращение уклонения уплаты налогов с доходов, получаемых лицами, связанными с США, и за пределами США. Причиной его принятия стала оценка Конгрессом ежегодных потерь американского бюджета из-за уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных схем в размере 100 млрд долл. Основой для таких данных могла стать недавняя утечка информации об американских клиентах ряда европейских банков.


Особая актуальность проблемы заключается в том, что перед юридической наукой и практикой стоит задача масштабного и аргументированного противодействия призывам отказаться от якобы устаревшего принципа Устава ООН о нерушимости границ и государственных суверенитетов, попыткам создания Глобальной правовой системы, Мирового государства, Мирового правительства, Мирового суда, Мировой полиции.


В современной юридической литературе крайне мало исследований, посвященных феномену экстерриториального действия юридических норм в его понятийно-концептуальном аспекте. Вызвано данное обстоятельство тем, что чаще всего экстерриториальное действие права рассматривают исключительно в связи с проблемами международного частного права. Однако уже то, что экстерриториальное действие публичного права иностранного государства, например, уголовного закона или нормативного акта о налогообложении прибыли, не входит в предмет международного частного права, полностью исключает какое-либо коллизионное регулирование и может определяться лишь международными отношениями, диктует необходимость его рассмотрения вне рамок коллизионного права.


В теории международного публичного права экстерриториальность является важной категорией, которой наука международного права не уделяет должного внимания. Как подчеркивает Д. В. Морозов, на сегодняшний день остается большое количество неразрешенных вопросов, в частности о роли экстерриториальности в решении коллизионной проблемы, о месте этой категории в системе нормативно-правового регулирования, о применении инструментария международного частного права. Например, одни авторы с уверенностью отождествляют экстерриториальность с основными категориями и принципами международного частного права, другие применяют более консервативный подход, отмечая, что экстерриториальность свойственна личному статуту в силу его особого значения, что позволяет регулировать статус юридических и физических лиц единообразно, где бы они ни находились. «В результате как наука международного частного права, так и правоприменительная, и прежде всего судебно-арбитражная, практика находятся в состоянии поиска инструментария, позволяющего им разрешать конкретные правовые коллизии и проблему выбора применимого права».


В юридической литературе экстерриториальность права анализируется с давних дореволюционных времен, однако крупных исследований этой проблемы с теоретико-правовых позиций крайне мало. Стоит обратить внимание на работу А. А. Тилле, который рассмотрел проблему экстерриториальности на страницах своей знаменитой монографии, посвященной вопросам пространственного дейст­вия права. Однако и в его монографии экстерриториальность рассматривается с позиций действия норм иностранного права.




Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

139
 Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

Внимание! Авторские права на книгу "Экстерриториальное пространство права. Монография" (Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А.) охраняются законодательством!