Юридическая Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Экстерриториальное пространство права. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.11.2017
ISBN: 9785392266029
Язык:
Объем текста: 220 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Экстерриториальный вектор права в изменяющемся мире

Глава 2. Правовой суверенитет государства в условиях глобализации

Глава 3. Территория государства и правовое пространство

Глава 4. История экстерриториальной юрисдикции

Глава 5. Право и экстерриториальность в современной юридической науке

Глава 6. Теоретические модели пространственного измерения права

Глава 7. Применение норм иностранного права

Глава 8. Принцип недискриминации иностранных граждан как элемент экстерриториального пространства права

Глава 9. Внутригосударственная экстерриториальность права

Заключение

Об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Экстерриториальный вектор права в изменяющемся мире


В современном мире каждый человек все сильнее испытывает влияние глобализационных и интеграционных процессов, универсалистских тенденций, разнообразных унифицирующих социальную реальность стандартов быта, экономики, образования, политики, права. Трудно при этом сказать, в силу каких причин как никогда в истории человечества народы мира становятся все ближе не только по внешним, материальным качествам, обстоятельствам, формам жизни, но и по своим ментальным признакам, «стереотипам поведения», в том числе и в сфере права. Самобытность правовых культур и юридических архетипов не исчезла, но нельзя не признать, что их индивидуальность медленно «дрейфует» в сторону типизации под влиянием современной глобализации.


Начало двадцать первого века ознаменовано кардинальными изменениями в общественных отношениях, являющихся результатом воздействия глобализационных процессов. Термин «глобализация» стал одним из самых популярных в трудах представителей разных научных направлений. Юридическая литература не стала исключением, т. к. именно эта сфера предусматривает наличие способов управления глобализацией и одновременно испытывает на себе трансформирующее воздействие. Ни о какой постглобализации спустя несколько лет после кризиса 2008 года уже не слышно. Более того, предложения создать единую систему предупреждения глобальных финансово-экономических кризисов постепенно перешли в итоговую фазу, но приостановлены событиями вокруг Украины. Констатируя размытость параметров современной системы с точки зрения традиционных представлений о глобальном порядке, ректор МГИМО А. Торкунов выделил одну константу, которая, по его мнению, становится все более доминирующей: «Речь идет о поистине драматической взаимозависимости и взаимообусловленности стран, международных процессов, экономики и политики». Действительно, зависимость России и других стран от лидеров постиндустриальной экономики, обнаруженная в результате применения санкций против России, развеивает сомнения об интеграционных процессах в ходе глобализации. Основой санкционной политики является не только возможность политического давления на страны Евросоюза со стороны США, но и универсализация права, которое все более приобретает транснациональный характер. При этом экстерриториальное действие правовых норм уже не является чем-то исключительным.


Экстерриториальное действие юридических норм — полиструктурное, многоуровневое, полифункциональное, динамичное, межотраслевое явление, зависящее от международной политики и идеологических стратегий в развитии межгосударственных отношений. В условиях глобализации экстерриторальное действие юридических норм является важной составляющей взаимодействия правовых систем мира.


В юридической литературе мало исследований, посвященных феномену экстерриториального пространства права в его теоретико-методологическом контексте. Связано это с тем, что экстерриториальное действие права рассматривают чаще всего в связи с проблемами международного частного права. Однако следует помнить о том, что экстерриториальность присуща и публичному праву. Например, действие публичного права иностранного государства, например, уголовного закона или иного нормативного акта не входит в предмет международного частного права, полностью исключает какое-либо коллизионное регулирование.


Прежде всего, экстерриториальное пространство права связано с развитием идеи прав человека — проблемы сколь актуальной, столь и вызывающей множество нареканий за односторонность и двойные стандарты. Общеизвестно, что одним из ведущих императивов многополярной глобализации является их защита. Права человека стали универсальным, экстерриториальным, надгосударственным принципом создаваемого глобального права. Идея о том, что концепция прав человека будет одной из основ будущей организации международного сообщества, неоднократно высказывалась как иностранными, так и отечественными авторами. Например, М. В. Баглай полагает, что наблюдаемый сегодня процесс интернационализации прав человека в перспективе ведет к формированию единого правового статуса человека и гражданина — одной из характерных черт цивилизации будущего: «Сегодня уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации». Аналогично высказывается и В. А. Карташкин, который называет объективной тенденцией развития интеграцию всех государств в единое мировое сообщество. Создание мирового правового пространства будет основываться на конвергенции различных правовых систем и синтезе всего лучшего. Оно, как отмечает В. А. Карташкин, коренным образом изменит понятия суверенитета и независимости, приведет к принятию схожих, а в ряде случаев и унифицированных законов, общепризнанных и конкретных правовых норм и принципов в сфере прав и свобод человека.


Благодаря идее универсальности прав человека глобализация приобретает публично-правовое измерение, хотя ранее считалось, что основой правовой глобализации будет развитие именно частного права и транснационального рынка. Как отмечается в исследовании Микеле де Сальвиа, «новаторский элемент Европейской конвенции о защите прав человека заключается в утверждении европейского публичного порядка за рамками национальных систем». При этом дейст­венным правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие как правовых, так и судебных систем в этой сфере, стал Европейский суд по правам человека. Создаваемая им судебная практика должна лежать в основе и национального законодательства, и национальной судебной практики.


Однако публично-правовой характер глобализационных процессов связан еще и с тем, что технологии и торговые связи опутывают мир новыми сетевыми структурами, делающими национальные границы прозрачными. Происходит трансформация статуса государства как главного субъекта международных отношений, изменяется объем суверенных прав государства. Отсюда можно сделать вывод: если суверенные права государства уменьшаются, то права негосударственных субъектов увеличиваются. Увеличивается, следовательно, объем экстерриториальной юрисдикции, так как связь территории и права осуществляется именно государством.


Как уже говорилось, экстерриториальность — это не только особые юридические преимущества (неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным судам по уголовным и гражданским делам, освобождение от повинностей и налогов и др.), взаимно предоставляемые государствами иностранным дипломатическим представительствам. Традиционно экстерриториальность — это еще и юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих частично или в полном объеме под действие законодательства государства, национальность которого они имеют. Как отмечается в научной литературе, институт экстерриториальности возник в международном праве в период колониальной экспансии в виде капитуляций и сеттльментов — особых привилегий, предоставлявшихся колонизируемыми государствами иностранцам — гражданам метрополий. Экстерриториальность выражалась в неподсудности указанных лиц местному суду, установлении над ними консульской юрисдикции освобождении от прямых налогов и т. д. Однако теперь экстерриториальная юрисдикция — это еще и юридические нормы надгосударственного, транснационального значения. Государства стали вступать в коммерческие отношения с транснациональными корпорациями, что привело к появлению концепции транснационального права. Другие исследователи говорят о необходимости новой области международного права — международном экономическом праве.




Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

139
 Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

Внимание! Авторские права на книгу "Экстерриториальное пространство права. Монография" (Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А.) охраняются законодательством!