Юридическая Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Экстерриториальное пространство права. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.11.2017
ISBN: 9785392266029
Язык:
Объем текста: 220 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Экстерриториальный вектор права в изменяющемся мире

Глава 2. Правовой суверенитет государства в условиях глобализации

Глава 3. Территория государства и правовое пространство

Глава 4. История экстерриториальной юрисдикции

Глава 5. Право и экстерриториальность в современной юридической науке

Глава 6. Теоретические модели пространственного измерения права

Глава 7. Применение норм иностранного права

Глава 8. Принцип недискриминации иностранных граждан как элемент экстерриториального пространства права

Глава 9. Внутригосударственная экстерриториальность права

Заключение

Об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
История экстерриториальной юрисдикции


Право обладало экстерриториальной пространственной силой еще в первобытные времена. Прежде всего, речь идет о правовом статусе иноплеменника, торговых и семейных отношениях. Спорные ситуации стали возникать по мере того, как развивались торговые и семейно-брачные связи между представителями различных сообществ (племен, поселений, городов-государств, областей). Опираясь на данные антропологии и истории первобытного общества, можно говорить о трех таких институтах, как институт экзогамии, институт мены и институт гостеприимства. Экзогамия была необходима для того, чтобы избежать кровнородственных браков. В силу этой причины приходилось искать невесту или жениха в ином племени, что приводило к обмену не только материальными ценностями, но и правовыми институтами. Например, для вступления в брак было необходимо, чтобы жених имел на то право по своему племенному праву; однако размер выкупа невесты из-под власти опекуна определялся по ее племенной «правде». Обязательство имело силу тогда, когда оно было согласовано с племенной «правдой» ответчика и каждое лицо должно было знать, по какому праву оно живет.


Институт мены предполагал защиту чужого имущества, признание права собственности у иноплеменников на ту или иную вещь. Институт гостеприимства означал признание определенных прав у чужеземца и обязанность членов своего племени соблюдать, а то и с риском для жизни защищать его права.


Во времена античности древние правоведы сталкивались с необходимостью определения пределов действия своего права по отношению к иностранцам, чужеземцам. Греки считали, что право по природе — фюсис, то есть естественное право не имеет привязки к конкретному полису-государству, а право по человеческому установлению — номос, распространяется только на граждан конкретного полиса. В силу языческой религиозности, когда боги считались национальными, несмотря на то, что в античном мире право в целом рассматривалось как имеющее божественное происхождение и не существовало четкого различия между его религиозной стороной и теми нормами, которые носили сугубо светский характер, древние народы не распространяли действие своего права на всех иностранцев без исключения.


По мнению историков, в Древней Греции была создана особая система юрисдикции для иностранцев, в соответствии с которой иностранцы-резиденты (metoikoi) находились под юрисдикцией специальных магистратов (zenokidai), занимавшихся рассмотрением частноправовых исков с участием таких иностранцев. Иногда магистраты даже применяли коллизионную норму lex loci contractus, когда речь шла о спорах, связанных с разным домицилием или происхождением сторон спора. В ряде случаев могло применяться право домицилия ответчика. Древнегреческие города-государства заключали друг с другом множество договоров, с помощью которых создавались материальные нормы, применимые к спорам между гражданами этих городов-государств.


Рассматривая вопросы истории международного частного права, авторы одного из учебников отмечают, что Библия содержит в себе ряд норм, которые можно отнести к области международного частного права: в Ветхом Завете содержатся коллизионные нормы, указывающие на то, какая часть Закона Моисея должна применяться к иностранцам, находящимся на территории под контролем Израиля. В Древнем Египте иностранным купцам позволялось выбирать местных судей и даже судей своей национальности для рассмотрения торговых споров в соответствии с их иностранным правом и рассматривают в качестве примера содержание папируса, затрагивающего вопросы юрисдикции судов Египта и Греции, найденного внутри мумии крокодила. Как следует из этого папируса, в котором содержится ряд эдиктов, принятых в 120–118 гг. до н. э., египтянам разрешалось подавать иски в египетских судах на греков по поводу договоров, составленных на древнем египетском языке. При этом выбор языка договора должен рассматриваться в качестве коллизионной привязки, указывающей, пусть даже опосредованно, на применимое право. Еще одним принципом коллизионного права в Древнем Египте, нашедшим отражение в эдикте, был принцип автономии воли сторон договора.


Еще в римском праве принцип экстерриториальности получил практическое развитие. Иностранец в Римской империи находился вне закона, не имел тех прав, которыми обладали граждане Рима. Для их защиты применялось право jus gentium, ставшее основой современного международного права. Главную роль в формировании jus gentium сыграл претор перегринов (praetor peregrinus), который, полагаясь на собственное правосознание, юридическое воображение, греческие принципы права и принципы добросовестности и справедливости, создал систему универсальных норм, охватывавших все человечество. «Право народов — это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое — лишь для людей (в их отношениях) между собой». Впоследствии, став частью ius civile, придав ему динамизм и заметный оттенок космополитизма, именно ius gentium создало предпосылки для возрождения римского права в период Средневековья.


Встречающиеся в памятниках древнерусского права отдельные нормы позволяют говорить о наличии ранних зачатков правового регулирования отношений с так называемым иностранным элементом, определенных первоначал экстерриториального действия права. В памятнике древнерусского права — 2 договоре князя Олега с греками 911 года содержится специальная норма, касающаяся наследственных отношений русских, находящихся на службе в Греции у гре­ческого царя (ст. 13): «Если кто из них умрет, не завещав своего имущества, а своих родственников у него в Греции не будет, то пусть возвратят его иму­щество ближайшим родственникам на Руси. Если же он составит завещание, то пусть тот, кому он написал распоряжение наследовать имущество, возьмет имущество и наследует в нем».


Признавал экстерриториальность права и Новгород Великий, в правовой системе которого, возникшей в условиях развивавшейся торговли с Западом, присутствовал договор 1189–1199 гг. Новгорода с Готским берегом и немецкими городами. В этом договоре среди прочего говорится о беспрепятственном проезде новгородцев в немецкие города и на Готланд и о таком же проезде готландцев и немцев в Новгород, а также и о том, что чужестранца нельзя сажать за долги в тюрьму. В последующем все более развивающиеся связи Новгорода Великого с Западом привели к возникновению в Новгороде Немецкого двора с его уставом, а также к заключению ряда договоров Новгородом и другими русскими городами с городами Ганзы.




Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

139
 Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

Внимание! Авторские права на книгу "Экстерриториальное пространство права. Монография" (Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А.) охраняются законодательством!