Юридическая Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Экстерриториальное пространство права. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.11.2017
ISBN: 9785392266029
Язык:
Объем текста: 220 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Экстерриториальный вектор права в изменяющемся мире

Глава 2. Правовой суверенитет государства в условиях глобализации

Глава 3. Территория государства и правовое пространство

Глава 4. История экстерриториальной юрисдикции

Глава 5. Право и экстерриториальность в современной юридической науке

Глава 6. Теоретические модели пространственного измерения права

Глава 7. Применение норм иностранного права

Глава 8. Принцип недискриминации иностранных граждан как элемент экстерриториального пространства права

Глава 9. Внутригосударственная экстерриториальность права

Заключение

Об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Территория государства и правовое пространство


Экстерриториальное действие права не может быть рассмотрено вне теоретико-правового анализа понятия «территория действия права», которое не всегда совпадает с территорией государства. В законодательстве часто встречаются явно обозначенные пределы территориального действия нормативного акта. Однако бывают нормативные акты без прямого указания территории действия.


Во-первых, отдельные нормативные акты и нормы могут иметь закрепленный в нормах экстерриториальный статус, то есть распространять свое действие за пределы государственной территории. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 12 УК РФ и п. 3 данной статьи: «Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную от­ветственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации… 3. Иностранные граждане и лица без граж­данства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответствен­ности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации».


Еще один пример. Одна из норм п. 1 ст. 2 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривает: «Настоящий Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации». Как видим, правоотношения возникают за пределами государства, однако закон распространяет свою юридическую силу на стороны в том случае, если участие их в правоотношениях, которые имеют негативные последствия для государства, связано с товарным рынком России.


Во-вторых, закон может распространяться на всю территорию государства, не выходя за ее пределы. При этом каких-либо исключений применительно к каким-либо субъектам, объектам и правоотношениям, находящимся или имеющим место на такой территории, он не предполагает, как не предполагает и выход за границы собственной территории. Применение какого-либо иностранного закона соответственно исключается. Мы назовем этот территориальный статус абсолютным, так он применяется ко всем, всему и везде в рамках территории этого государства. Например, статья 1 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» дает его следующее определение: «Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным за­коном отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей». Чрезвычайное положение не может быть введено на территории вне границ РФ. Здесь мы имеем дело с закреплением абсолютного ограничения экстеррито­риальности акта.


Другой пример, на всей территории Российской Федерации происходит вступление в юридическую силу различных нормативных правовых актов: «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».


По справедливому суждению А. И. Муранова, в данном случае имеется в виду отказ государства от применения своего закона к субъектам, объектам и правоотношениям, локализованным, находящимся вне территории данного государства: «Рамки действия закона объявляются государством ограниченными исключительно территориальными границами этого государства и исключительно теми субъектами, объектами и правоотношениями, которые находятся или имеют место на указанной территории. Statuta suo clauduntur territorio nec ultra territorium disponunt (законы ограничены своей территорией, они не действуют за ее пределами). Соответственно, к субъектам, объектам и правоотношениям, локализованным вне территории государства, принявшего такой закон, правоприменительные органы данного государства такое регулирование этого государства применять вообще не будут или же будут, но в зависимости от того, что устанавливает для данного случая иностранный закон, который может оказаться в той или иной мере подлежащим применению».


В-третьих, нормативный акт может иметь относительно ограниченный экстерриториальный статус, о чем, как правило, делается оговорка в тексте нормативного акта. Так, например, государство вводит особые правовые режимы на определенных территориях: территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­сийской Федерации (далее — территории традиционного природопользования) — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; территориях особых экономических зон; территориях статусных субъектов и т. д. Такой закон действует преимущественно в отношении указанных в нем территорий, однако его нормы имеют юридическую силу для всех должностных лиц и госу­дарственных органов на территории России.


В-четвертых, правовые нормы могут иметь в качестве пределов действия территориальные границы иных государств. В качестве примера можно привести УК РФ 1996 года. Так, например, ранее действовала норма, закрепленная ст. 12 УК РФ 1996 года: «Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление». То есть Кодекс распространял свое влияние за пределы РФ только в отношении граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории РФ, и только в том случае, если на территории иного государства действовали аналогичные уголовно-правовые запреты. Можно назвать данный тип экстеррито­риальности закона смежно-территориальным.




Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

139
 Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А. Экстерриториальное пространство права. Монография

В монографии нашли свое отражение вопросы экстерриториального пространства права, экстерриториального действия его норм, характеристик и тенденций развития. Авторы монографии исходили из того обстоятельства, что в процессе развития права все чаще «звучит» проблема экстерриториальности права, правового пространства, правового суверенитета государства, трансграничных правоотношений, в то время как теория права уделяет недостаточно внимания этим относительно новым общественным отношениям. Между тем проблема теории пространственного действия права переживает этап трансформации, что вызвано повышением интенсивности взаимодействия правовых систем разных стран, правовой глобализацией, ростом количества трансграничных коммерческих сделок, интернет-торговли, международно-правовых норм, коллизионных правил и процедур, формированием международных органов правосудия, третейских арбитражных судов и т. д. При этом для современной теории права особый интерес представляет обобщение опыта различных отраслей права в сфере экстерриториальности юридических норм на уровне межотраслевой и междисциплинарной специфики.<br /> Законодательство приведено по состоянию на август 2017 г.

Внимание! Авторские права на книгу "Экстерриториальное пространство права. Монография" (Баранов В.М., Овчинников А.И., Самарин А.А.) охраняются законодательством!