Биографии и Мемуары Галкин А.Б., сост. Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата

Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Биографии и Мемуары
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.11.2016
ISBN: 9785392235902
Язык:
Объем текста: 153 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть первая Жизнь: «…через большое горнило сомнений моя осанна прошла…»

Часть вторая Творчество: «…поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога»

Роман «Преступление и наказание»

Роман «Идиот»

Роман «Бесы»

Роман «Подросток»

Роман «Братья Карамазовы»

Символ веры Достоевского и идея бессмертия души



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Роман «Братья Карамазовы»



«И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, черт» (дневник Ф. М. Достоевского 1881 г., полемические возражения критику Кавелину [(26, 86)]).


Достоевский в главах «Бунт», «Великий Инквизитор» и «Кошмар Ивана Федоровича» в монологах Ивана Карамазова формулирует сильные аргументы против Бога и несправедливого мироустройства, тогда как свои любимые идеи, противостоящие антигуманным идеям Ивана Карамазова, вкладывает в уста старца Зосимы и его больного брата, почти юродивого: мысль об ответственности каждого перед всеми (в противовес теории «среды», снимающей с человека личную ответственность за совершенные поступки и оправдывающей преступление) и о радостной христианской любви.


Подобный же смысл имеет последнее напутствие старца Зосимы Алеше Карамазову, когда тот благословляет его вый­ти из монастыря и вернуться в мир: «…изыдешь из стен сих, а в миру пребудешь как инок» (14, 25). Нести в мирскую жизнь христианскую любовь — вот призвание Алеши Карамазова, угаданное и завещанное ему учителем.


История публикации романа полна драматической борьбы писателя с редакцией журнала «Русский вестник», стремившейся изъять или смягчить все острые и, как казалось публикаторам, безнравственные страницы романа. Вот несколько эпизодов этого противостояния Достоевского и сотрудников журнала М. Н. Каткова.


22 (10) мая 1879 г. Достоевский пишет письмо из Старой Руссы к Н. А. Любимову, редактору журнала «Русский вестник» и помощнику главного редактора журнала М. Н. Каткова, где подчеркивает особое значение для романа книги пятой: «… эта 5-я книга, в моем воззрении, есть кульминационная точка романа, и она должна быть закончена с особенною тщательностью. Мысль ее, как Вы уже увидите из посланного текста, есть изображение крайнего богохульства и зерна идеи разрушения нашего времени в России, в среде оторвавшейся от действительности молодежи, и рядом с богохульством и с анархизмом — опровержение их, которое и приготовляется мною теперь в последних словах умирающего старца Зосимы, одного из лиц романа. Так как трудность задачи, взятой мною на себя, очевидна, то Вы, конечно, поймете, многоуважаемый Николай Алексеевич, и извините то, что я лучше предпочел растянуть на 2 книги, чем испортить кульминационную главу мою поспешностью. В целом глава будет исполнена движения. В том же тексте, который я теперь выслал, я изображаю лишь характер одного из главнейших лиц романа, выражающего свои основные убеждения. Эти убеждения есть именно то, что я признаю синтезом современного русского анархизма. Отрицание не Бога, а смысла Его создания. Весь социализм вышел и начал с отрицания смысла исторической действительности и дошел до программы разрушения и анархизма. Основные анархисты были, во многих случаях, люди искренно убежденные. Мой герой берет тему, по-моему, неотразимую: бессмыслицу страдания детей и выводит из нее абсурд всей исторической действительности <…> Богохульство же моего героя будет торжественно опровергнуто в следующей (июньской) книге, для которой я работаю со страхом, трепетом и благоговением, считая задачу мою (разоблачение анархизма) гражданским подвигом» [30 (I), 63]. Писатель подчеркивает «реальность» «анекдотов» о детях, рассказанных Иваном Карамазовым, и просит бережно отнестись к тексту, не исправлять некоторые особенно важные для него слова и выражения.


В письме к Н. А. Любимову от 6 июня (25 мая) того же года Достоевский сообщает, что отметки Любимова на корректуре «Братьев Карамазовых» (глава «Бунт») им учтены и что он несколько смягчил по настоянию редактора «густые краски» в «анекдоте» Ивана Карамазова о сечении семилетней девочки розгами, взятом им из судебного дела С. Л. Кронеберга. Писатель просит Любимова не подвергать правке рассказ Ивана Карамазова об истязании детей: «Это его язык, его слог, его пафос, а не мой». Отмечает, что некоторые натуралистические подробности в рассказе Ивана свидетельствуют о его любви к детям: «Значит, дебатировал в уме своем, значит, был адвокатом детей, и как он там дальше ни представлялся бесчувственным, но сострадание и самая сердечная, нежная любовь к детям в нем есть». Просит Любимова «впредь в сомнительных случаях <…> обращать внимание, от чьего лица говорится».




Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата

Книга выстроена в духе и стиле Ф. М. Достоевского – как волнующий и задушевный разговор писателя с читателем. Цитаты из устных и письменных высказываний знаменитого писателя, с одной стороны, иллюстрируют яркие факты его биографии, а с другой стороны, вовлекают читателя в глубокий и напряженный философский и нравственный диалог с миром героев «Записок из подполья», «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых». В книге звучат как известные и малоизвестные слова знаменитых персонажей Достоевского, так и его собственные высказывания о человеке и мире из «Дневника писателя» и записных книжек.<br /> Эти цитаты рисуют особенный и неповторимый духовный облик писателя-пророка и тайновидца человеческих душ. Монтаж из ярких цитат сопровождается лаконичным комментарием составителя книги. Пояснения помогут читателю разобраться в хитросплетениях жизненных ситуаций, составляющих биографию Достоевского, а также понять сущность, смысл, контекст цитируемых высказываний его персонажей.<br /> Книга обращена ко всем любителям творчества Ф. М. Достоевского и в особенности будет полезна учащимся старших классов, учителям литературы, студентам и преподавателям гуманитарных вузов.

69
 Галкин А.Б., сост. Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата

Галкин А.Б., сост. Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата

Галкин А.Б., сост. Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата

Книга выстроена в духе и стиле Ф. М. Достоевского – как волнующий и задушевный разговор писателя с читателем. Цитаты из устных и письменных высказываний знаменитого писателя, с одной стороны, иллюстрируют яркие факты его биографии, а с другой стороны, вовлекают читателя в глубокий и напряженный философский и нравственный диалог с миром героев «Записок из подполья», «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых». В книге звучат как известные и малоизвестные слова знаменитых персонажей Достоевского, так и его собственные высказывания о человеке и мире из «Дневника писателя» и записных книжек.<br /> Эти цитаты рисуют особенный и неповторимый духовный облик писателя-пророка и тайновидца человеческих душ. Монтаж из ярких цитат сопровождается лаконичным комментарием составителя книги. Пояснения помогут читателю разобраться в хитросплетениях жизненных ситуаций, составляющих биографию Достоевского, а также понять сущность, смысл, контекст цитируемых высказываний его персонажей.<br /> Книга обращена ко всем любителям творчества Ф. М. Достоевского и в особенности будет полезна учащимся старших классов, учителям литературы, студентам и преподавателям гуманитарных вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата" (Галкин А.Б., сост.) охраняются законодательством!