|
ОглавлениеЧасть первая Жизнь: «…через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» Часть вторая Творчество: «…поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога» Роман «Преступление и наказание» Символ веры Достоевского и идея бессмертия души Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРоман «Бесы»В декабре — начале января 1869 г., находясь в Дрездене (Германия), Ф. М. Достоевский набрасывает план неосуществленного замысла (романа о Князе и Ростовщике), промежуточного звена между «Житием великого грешника» и «Бесами». В начальных заметках фигурируют Атеист и его молоденькая жена, Картузов и Кулишов (будущий Федька Каторжный в «Бесах»), затем основной узел событий завязывается вокруг персонажей, именуемых Ростовщик и Князь. Параллельно в этот же период Достоевский составляет план «Зависти», явившейся первоначальным ядром «Бесов». 20 (8) января 1870 г. газета «Московские ведомости» сообщает подробности об убийстве И. Иванова. Он был убит в парке Петровской академии, а тело бросили в прорубь пруда. Кроме руководителя убийства Нечаева, называются имена трех других его соучастников, членов тайного общества «Народная расправа» П. Г. Успенского, Н. Н. Николаева и А. К. Кузнецова. Эта история послужила первым толчком к замыслу романа «Бесы» (сцена убийства Иванова). 3 февраля (22 января) Достоевский делает подготовительные записи к «Бесам», первая из которых озаглавлена «Т. Н. Грановский» и представляет собой характеристику «чистого и идеального западника со всеми красотами», «человека сороковых годов» (будущего Степана Трофимовича Верховенского). Намечается также характеристика Шапошникова (Шатова), которого убивают заговорщики. «Нечаевское» дело вдохновило Достоевского на писание «романа-памфлета». 24 марта (5 апреля) 1870 г. он писал Н. Н. Страхову: «На вещь, которую теперь пишу в «Русский вестник», я сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность, но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце, пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь». С февраля по август 1870 г. в Дрездене Достоевский работает над романом «Бесы». В черновом наброске к «Бесам» он дает характеристику Князя (будущего Ставрогина) как «развратнейшего человека и высокомерного аристократа». Обозначается ряд узловых сцен романа (в частности, убийства Шатова и самоубийства Князя) и определяется ракурс изображения Князя: «Таким образом выходит, что Князь лицо романическое и загадочное: он всех посещает, всех выслушивает — чтоб еще больше утвердиться самому. Но это неизвестно читателю до самой развязки» (11, 131). В августе происходит перелом в замысле «Бесов»: «Написано было у меня уж до 15 листов, — пишет Достоевский В. В. Кашпиреву 15 (27) августа из Дрездена. — Во все продолжение работы роман шел вяло и под конец мне опротивел. <…> Теперь я решил окончательно все написанное уничтожить, роман переделать радикально, и хотя часть написанного и войдет в новую редакцию, но тоже в радикальной переделке» [29 (I), 132–133]. Главному редактору «Русского вестника» М. Н. Каткову он сообщает 8 (20) сентября, что хочет вывести в романе два типа героев: мрачное, трагическое лицо — злодея: «По моему мнению, это и русское и типическое лицо <…> Я из сердца взял его» [29 (I), 142] — и «светлое» лицо: «Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже Святитель, живущий на покое в монастыре» [29 (I), 142]. Внимание! Авторские права на книгу "Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата" (Галкин А.Б., сост.) охраняются законодательством! |