|
Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Биографии и Мемуары |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
08.11.2016 |
ISBN: |
9785392235902 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
153 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Предисловие
Часть первая Жизнь: «…через большое горнило сомнений моя осанна прошла…»
Часть вторая Творчество: «…поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога»
Роман «Преступление и наказание»
Роман «Идиот»
Роман «Бесы»
Роман «Подросток»
Роман «Братья Карамазовы»
Символ веры Достоевского и идея бессмертия души
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Часть вторая Творчество: «…поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога»
«Заметь, поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначенье философии. Следовательно, поэтический восторг есть восторг философии… Следовательно, философия есть та же поэзия, только высший градус ее!»
[письмо Ф. М. Достоевского брату М. М. Достоевскому от 31 октября 1838 г., Петербург (28 (I), 54)].
Достоевского называют философом и, согласно его собственному определению, «реалистом в высшем смысле», однако, в отличие от философа, мыслящего понятиями и концепциями. Достоевский мыслил художественными образами, и потому он, вне всякого сомнения, прежде всего художник слова. Но все-таки художник слова особого рода — тот, кто стремится «мысль разрешить». Большинство его героев — страстные мыслители, их «съедает идея». Мир Достоевского наполняют разного рода idée fixe, и эти подчас крайне полярные идеи в своих произведениях он сопрягает, сопоставляет и сталкивает по принципу «контрапункта», создавая некую словесно-музыкальную «полифонию», если пользоваться известным термином М. М. Бахтина.
Высоко ценивший Достоевского Томас Манн однажды остроумно заметил, что большинство писателей, по существу, занимаются не своим делом: «они — оказавшиеся не на своем месте живописцы, или графики, или скульпторы, или архитекторы, или же еще кто-нибудь». Сам Т. Манн возводил свой художественный метод к музыке (особенно к идеям Р. Вагнера), образно называя роман симфонией, «произведением, основанным на технике контрапункта, сплетением тем, в котором идеи играют роль музыкальных мотивов».
Достоевский, подобно Т. Манну, прирожденный музыкант, композитор идей, дирижер словесных формул и образов-символов, создатель и организатор лейтмотивов. В этом на первый взгляд субъективном впечатлении сошлись многие исследователи писателя. По-видимому, такое единодушие вовсе не беспочвенно, поскольку и сам Достоевский, по воспоминаниям С. В. Ковалевской, не раз говорил о своем преклонении перед музыкой «Эгмонта» и в особенности «Патетической» сонаты. Понятно, что творчество Достоевского не укладывается в одну лишь героику Бетховена. В его романах есть и истерические нотки Листа, и пародийность, гротеск и ирония Д. Шостаковича.
Недаром одну из самых значимых частей своей итоговой книги «Братья Карамазовы» Достоевский называет «Pro и contra». Каждый читатель из «контрапункта идей» Достоевского берет что-то свое, близкое ему, однако всякая идея у Достоевского имеет свою полноценную противоположность, и, только соположив их вместе, мы можем по-настоящему оценить величие художественного замысла писателя, подобно тому как фуга Баха во всей ее смысловой сложности открывается нам, если мы понимаем, как развиваются ее отдельные темы.
Вместе с тем в произведениях Достоевского действует и другой музыкальный принцип идейной и композиционной организации материала — тема и вариации. Вот почему нам кажется правильным именно так и представить цитаты писателя из его произведений — исходя из присущего ему своеобразного музыкального мышления.
Некоторые его темы были развиты как вариации в одном и том же или даже нескольких произведениях. Другие были организованы в контрапункт сродни баховскому, как это произошло в романе «Братья Карамазовы». Для удобства читателя мы расположим цитаты Достоевского (реплики его героев, или рассуждения повествователя, или прямые писательские высказывания из писем, записных книжек, набросков к произведениям) двояким образом: 1) как тему и ее вариации; 2) как полярные противоположности. Так мы получим Достоевского-философа — творца «вечных» идей о человеке и мире, духовидца, пророка и психолога «в высшем смысле». В этом противоречивом диалоге Достоевский предстанет и как «жестокий талант» (определение Н. К. Михайловского), герои которого — мучители и/или мученики, и как писатель-христианин, безусловным идеалом которого является светлый образ Христа.
Особое внимание мы уделили Символу веры (кредо) Достоевского. В нем, как в едином комплексе, соединились все самые значимые для писателя мировоззренческие и философские идеи: теория «среды» и ее развенчание в свете идеи ответственности всех за каждого и каждого за всех; «законы природы»; три дьяволова искушения Христа, их Достоевский соотносил с материализмом и социализмом; теория Дарвина, согласно которой, как саркастически отзывается Иван Карамазов, «один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога» (14, 129). Этот сложный идейный и образный ряд Достоевский выстраивал и в своих пяти романах, и в письмах, и в «Дневнике писателя», создавая прочное здание своей веры. Благодаря цитатам кристаллизуется Символ веры Достоевского.
Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата
Книга выстроена в духе и стиле Ф. М. Достоевского – как волнующий и задушевный разговор писателя с читателем. Цитаты из устных и письменных высказываний знаменитого писателя, с одной стороны, иллюстрируют яркие факты его биографии, а с другой стороны, вовлекают читателя в глубокий и напряженный философский и нравственный диалог с миром героев «Записок из подполья», «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых». В книге звучат как известные и малоизвестные слова знаменитых персонажей Достоевского, так и его собственные высказывания о человеке и мире из «Дневника писателя» и записных книжек.<br />
Эти цитаты рисуют особенный и неповторимый духовный облик писателя-пророка и тайновидца человеческих душ. Монтаж из ярких цитат сопровождается лаконичным комментарием составителя книги. Пояснения помогут читателю разобраться в хитросплетениях жизненных ситуаций, составляющих биографию Достоевского, а также понять сущность, смысл, контекст цитируемых высказываний его персонажей.<br />
Книга обращена ко всем любителям творчества Ф. М. Достоевского и в особенности будет полезна учащимся старших классов, учителям литературы, студентам и преподавателям гуманитарных вузов.
Галкин А.Б., сост. Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата
Галкин А.Б., сост. Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата
Книга выстроена в духе и стиле Ф. М. Достоевского – как волнующий и задушевный разговор писателя с читателем. Цитаты из устных и письменных высказываний знаменитого писателя, с одной стороны, иллюстрируют яркие факты его биографии, а с другой стороны, вовлекают читателя в глубокий и напряженный философский и нравственный диалог с миром героев «Записок из подполья», «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых». В книге звучат как известные и малоизвестные слова знаменитых персонажей Достоевского, так и его собственные высказывания о человеке и мире из «Дневника писателя» и записных книжек.<br />
Эти цитаты рисуют особенный и неповторимый духовный облик писателя-пророка и тайновидца человеческих душ. Монтаж из ярких цитат сопровождается лаконичным комментарием составителя книги. Пояснения помогут читателю разобраться в хитросплетениях жизненных ситуаций, составляющих биографию Достоевского, а также понять сущность, смысл, контекст цитируемых высказываний его персонажей.<br />
Книга обращена ко всем любителям творчества Ф. М. Достоевского и в особенности будет полезна учащимся старших классов, учителям литературы, студентам и преподавателям гуманитарных вузов.
Внимание! Авторские права на книгу "Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата" (Галкин А.Б., сост.) охраняются законодательством!
|