|
ОглавлениеЧасть первая Жизнь: «…через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» Часть вторая Творчество: «…поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога» Роман «Преступление и наказание» Символ веры Достоевского и идея бессмертия души Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРоман «Идиот»1 (13) января 1868 г. Достоевский пишет своей племяннице С. А. Ивановой из Женевы: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы — еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо. (Все Евангелие Иоанна в этом смысле; он все чудо находит в одном воплощении, в одном появлении прекрасного.) Но я слишком далеко зашел. Упомяну только, что из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот. Но он прекрасен единственно потому, что в то же время и смешон. Пиквик Диккенса (бесконечно слабейшая мысль, чем Дон Кихот; но все-таки огромная) тоже смешон и тем только и берет. Является сострадание к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному — а стало быть, является симпатия и в читателе. Это возбуждение сострадания и есть тайна юмора. Жан Вальжан тоже сильная попытка, — но он возбуждает симпатию по ужасному своему несчастью и несправедливости к нему общества. У меня ничего нет подобного, ничего решительно, и потому боюсь страшно, что будет положительная неудача» [28 (II), 136–251]. За границей тревогу Достоевского вызывает количество участившихся в России грабежей и убийств, о которых он узнает из русских газет. Так, например, в ноябре 1867 г. Достоевский прочитал сообщение о судебном деле, где рассказывалось об убийстве купцом Мазуриным ювелира Калмыкова. Богатый московский купец Мазурин послужил прототипом Парфена Рогожина в «Идиоте», а некоторые детали преступления Мазурина почти дословно перешли в роман. В романе об убийстве Мазурина читает в газете Настасья Филипповна в тот самый день, когда в ее жизнь входит купец Рогожин. Писатель даже указывает точную дату: среда, 27 ноября 1867 г. По свидетельству А. Г. Достоевской, князя Мышкина Достоевский наделил своей внешностью. В Мышкине жена Достоевского также отмечала простодушие, которым в полной мере был наделен и сам писатель. Князь Мышкин в записных книжках назван князем Христом, и весь замысел романа построен на проверке идеи о том, как дольний мир примет второе пришествие Христа. Имя и отчество героя заимствованы у писателя графа Льва Николаевича Толстого. Миссия князя Мышкина, как и Христа, — миссия спасения. Ее суть можно свести к «новой заповеди», провозглашенной Христом на тайной вечере: «…да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Еванг. от Иоанна 15, 12). Внимание! Авторские права на книгу "Достоевский Ф.М.: 100 и 1 цитата" (Галкин А.Б., сост.) охраняются законодательством! |