Философия Ивин А.А. Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. Монография

Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.10.2016
ISBN: 9785392228478
Язык:
Объем текста: 333 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Диалектика как стиль мышления

Глава 2. Общий взгляд на историю

Глава 3. Проблески диалектики в древних культурах

Глава 4. Зарождение диалектики в средние века

Глава 5. Гегель: трансформация средневековой диалектики

Глава 6. Маркс: диалектика как оружие революционного пролетариата

Глава 7. Триумф и крах диалектики в коммунистической культуре

Глава 8. Диалектика в системе коллективистического мышления

Глава 9. Диалектическая логика как раздел современной формальной логики

Глава 10. Будущее диалектики

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 9.
Диалектическая логика как раздел современной формальной логики


1. Что такое диалектическая логика


Из всей диалектики сейчас осталась в живых только диалектическая логики. Можно и нужно изучать диалектику, но только как один из тех стилей мышления, которые имели место в недавнем прошлом. Диалектика как целостная система мышления сейчас имеет чисто исторический интерес. Иначе обстоит дело с диалектической логикой. Она не ушла в прошлое, ее исследование продолжает оставаться актуальным и для современности.


Диалектическая логика является логикой правильного диалектического мышления. Поскольку правильность всякого, в том числе диалектического, мышления не зависит от его содержания, а определяется только его формой, диалектическая логика должна быть формально-логической системой. Далее прослеживается история попыток создать диалектическую логику и объясняется причина их неудачи. В качестве формализации этой логики предлагается возникшая во второй половине прошлого века коннексивная логика.


Одной из основных причин, в силу которых коммунистическая философия так и не смогла построить диалектическую логику, является то, что в этой философии чрезмерно узко понимался логический закон противоречия. В духе традиционной логики, прекратившей свое существование еще в середине XIX в., он истолковывался как отрицание конъюнкции высказывания и его отрицания: «Неверно, что А и не-А» («Неверно, что 72 — простое число и 72 не является простым числом», «Неверно, что трава зеленая и трава не является зеленой» и т. п.). Именно в этой форме формально-логический закон противоречия противопоставлялся «ядру диалектики» — закону единства и борьбы противоположностей. В итоге оказывалось, что диалектическая логика, вводящая такого рода противоречия в свои рассуждения, не совместима с формальной логикой, не допускающей противоречий.


Причиной, по которой в коммунистической философии закон противоречия истолковывался в духе позапрошлого века, являлось, в частности, то, что эта философия категорически отвергала современную логику, а в конце 1940 — начале 1950-х гг. даже причисляла математическую логику, наряду с генетикой и кибернетикой, к «продажным девкам империализма».


Современная формальная логика, именуемая также «математической» или «символической», слагается из бесконечного множества логических систем. Не во всех этих системах логическое противоречие понимается как конъюнкция высказывания и его отрицания. Существуют логические системы, в которых противоречие истолковывается иначе, и эти системы вполне могут быть совместимыми с идеей диалектики, что диалектическое противоречие имеет форму «А и не-А» («В данной точке тело движется и в данной точке тело не движется», как писал Гегель, «Дверь является открытой и дверь не является открытой» и т. п.).


В основе диалектики как особой и чрезвычайно сложной системы мышления должна лежать своя специфическая логическая система, иначе диалектику невозможно будет даже помыслить. Именно эту систему следует называть «диалектической логикой», отбросив примитивную гегелевскую идею, что диалектика, теория познания и диалектическая логика совпадают. Диалектическая логика лежит в основе диалектики и является ее неотъемлемой составной частью, тем основанием, на которое опирается разветвленная система диалектики и которое оказывается совершенно незаметным в самих процессах диалектического мышления.


Диалектическая логика должна быть теорией правильного диалектического мышления. Как всякая теория правильного мышления, она должна являться формально-логической системой. Кроме формальной логики, других наук, изучающих логически правильное мышление, нет: двух наук об одном и том же не существует. Таким образом, задача построения диалектической логики — это задача нахождения такой логической системы, которая допускала бы диалектические противоречия, имеющие форму «А и не-А».


Попытки построить такого рода формально-логическую систему были пока спорадическими и не имели никакого резонанса. В дальнейшем будет предложена логическая система, удовлетворяющая специфическим требованиям правильного диалектического мышления.


Такой системой является, на наш взгляд, коннексивная логика, описанная автором еще в начале 70-х гг. прошлого века. Ее элементы известны еще со времен Аристотеля, но активно развиваться она начала только в 60-е гг. прошлого века. В ней противоречие трактуется иначе, чем в традиционной логике, отсутствует закон исключенного третьего, против которого также высказывался Гегель.


Коннексивная логика может быть названа «диалектической логикой». Последняя оказывается, таким образом, одним из фрагментов современной формальной логики.


Среди тех, кто отрицал возможность создания диалектической логики, были в свое время К. Поппер, В. А. Смирнов и многие другие.


Построение диалектической логики является непосредственным ответом тем, кто полагает, что такая логика в принципе не является возможной и никогда не будет построена. Диалектическая логика существует. Она построена и достаточно детально исследована в логических работах последних десятилетий.


Мнение, будто она невозможна, было связано, как и в коммунистической философии, с чрезмерно узким пониманием логического противоречия. И Поппер, и Смирнов, и другие авторы, сомневающиеся в существовании диалектической логики, исходили из понимания логического противоречия как конъюнкции высказывания и его отрицания. При таком истолковании противоречия диалектическая логика, отрицающая приемлемость закона противоречия «неверно, что А и не-А», действительно невозможна. Но указанное истолкование логического противоречия не является единственно возможным. Существуют другие понимания противоречия, которые совместимы с основными идеями диалектической логики.


Диалектическая логика является фрагментом, или разделом, обычной формальной логики. В этом есть определенный парадокс. Диалектики настойчиво боролись с формальной логикой. Но в конце концов получилось так, что они боролись сами с собой. Диалектическая логика, являющаяся необходимым логическим фундаментом диалектики, представляет собой обычную формально-логическую систему.


Этот парадокс является, конечно, мнимым. Диалектически правильное мышление должно опираться на свою специфическую логику. И эта логика должна быть формальной, т. е. она должна исходить из принципа, что правильность мышления не зависит от его содержания, а определяется его логической формой.


Парадокс в другом. Начиная с Канта, многие философы пытались сконструировать содержательную логику и противопоставляли ее формальной логике. Но оказалось, что эта «содержательная логика» может быть всего лишь одним из вариантов формальной логики. Традиционная формальная логика, существовавшая до середины XIX в., не была способна показать это. Формальный характер «содержательной логики» явственно обнаружился только в современной логике.


Подтвердился общий принцип: никакой «содержательной логики» не существует. Есть только одна наука о правильном мышлении, в какой бы предметной области оно ни разворачивалось, — формальная логика.


2. Стандартное истолкование логического закона противоречия


Существует множество ветвей пропозициональной логики, несовместимых с классической пропозициональной логикой и ее разнообразными расширениями или сужениями. Имеется, соответственно, большое число вариантов истолкования понятия логического противоречия, лежащего в основе пропозициональной логики.


Безраздельно доминирующим как в логике, так и в современном повседневном мышлении является понимание логического противоречия как конъюнкции некоторого высказывания и его отрицания. В дальнейшем это понимание будет называться стандартным (обычным). Отрицание так понимаемого противоречия будет именоваться стандартным (обычным) логическим законом противоречия.


Целесообразно начать обсуждение проблемы логического противоречия с более или менее простого и подробного рассмотрения обычного закона противоречия. Поскольку в данном контексте нет опасности отождествить его с чем-то другим, иногда будем называть его просто «законом противоречия».


Закон противоречия — один из наиболее известных законов логики. Его сформулировал еще Аристотель, назвав «самым достоверным из всех начал, свободным от всякой предположительности».


Закон говорит о высказываниях, одно из которых отрицает другое, а вместе они составляют логическое противоречие. Например: «Неверно, что пять — четное число и пять — нечетное число», «Скромность украшает человека и неверно, что скромность украшает человека».


Идея, выражаемая законом противоречия, проста: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными.


Пусть А обозначает произвольное высказывание, не-А — отрицание этого высказывания. Тогда закон можно представить так: «Неверно, что А и не-А». Неверно, например, что Солнце — звезда и Солнце не является звездой, что человек — разумное существо и вместе с тем не является разумным и т. п.


Если ввести понятия истины и лжи, закон противоречия можно сформулировать так: никакое высказывание не является вместе истинным и ложным.


В этой версии закон звучит особенно убедительно. Истина и ложь — это две несовместимые характеристики высказывания. Истинное высказывание соответствует действительности, ложное не соответствует ей. Тот, кто отрицает закон противоречия, должен признать, что одно и то же высказывание может соответствовать реальному положению вещей и одновременно не соответствовать ему. Трудно понять, что означают в таком случае сами понятия истины и лжи.




Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. Монография

В новой книге автора о диалектике развивается показавшая свою плодотворность идея о том, что диалектика не может пониматься как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Диалектика является не одной из наук, а представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур, а именно коллективистических культур, подобных средневековой, коммунистической и др. Как только культура, породившая диалектику и обещавшая «рай на небесах» или «рай на земле», исчезает, «засыпает глубоким летаргическим сном» и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой. В книге формулируется новая концепция истории человечества: двухполюсная, многофакторная, полилинейная, ритмическая история. Прослеживается эволюция диалектики от древности до наших дней. В развитие авторского понимания диалектики в книгу вводятся новые главы, посвященные построению диалектической логики как одного из фрагментов современной формальной логики и исторически неопределенному будущему коллективизма и диалектики.<br /> Книга, написанная простым и ясным языком, снабженная большим количеством примеров из современной и средневековой философии и истории, ориентирована

189
 Ивин А.А. Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. Монография

Ивин А.А. Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. Монография

Ивин А.А. Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. Монография

В новой книге автора о диалектике развивается показавшая свою плодотворность идея о том, что диалектика не может пониматься как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Диалектика является не одной из наук, а представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур, а именно коллективистических культур, подобных средневековой, коммунистической и др. Как только культура, породившая диалектику и обещавшая «рай на небесах» или «рай на земле», исчезает, «засыпает глубоким летаргическим сном» и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой. В книге формулируется новая концепция истории человечества: двухполюсная, многофакторная, полилинейная, ритмическая история. Прослеживается эволюция диалектики от древности до наших дней. В развитие авторского понимания диалектики в книгу вводятся новые главы, посвященные построению диалектической логики как одного из фрагментов современной формальной логики и исторически неопределенному будущему коллективизма и диалектики.<br /> Книга, написанная простым и ясным языком, снабженная большим количеством примеров из современной и средневековой философии и истории, ориентирована

Внимание! Авторские права на книгу "Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. Монография" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!