|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуМИСТИКА И ЧЕРТОВЩИНАЯ — мистический писатель. Произведения многих отечественных писателей проникнуты интересом к потусторонним явлениям. Художников различных эпох привлекали фольклорные представления о нечистой силе, сюжет о продаже души дьяволу, фигура Антихриста и образ «падшего ангела», эстетика демонического и другие сопутствующие темы. Значительное влияние на мировую культуру оказали «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Фауст» И. В. Гете. Указанный интерес сопутствовал Михаилу Булгакову и многим его современникам (как в дореволюционное время, так и уже в советскую эпоху) — многоликость дьявола обнаруживается в произведениях В. Брюсова и Л. Андреева, «сатанессы» З. Гиппиус, А. Грина, Ю. Савича, А. Соболя, Э. Миндлина, И. Эренбурга и других авторов. Чертовщина на улицах Москвы появилась в произведениях Булгакова задолго до романа «Мастер и Маргарита». Так, в 1922 г. в фельетоне «Похождения Чичикова» писатель изобразил загробное царство гоголевских «Мертвых душ», куда открывает дверь шутник-сатана — и выпускает персонажей поэмы в советскую Москву. «Бюрократический черт», мучивший многих героев русской литературы, доводит до безумия и самоубийства Короткова — героя повести Булгакова c характерным названием «Дьяволиада». Известного по литературе XIX в. «маленького человека» Михаил Афанасьевич бросает в условия «новой жизни», которая, в соответствии с многочисленными лозунгами и декретами, должна была покончить со всеми пороками прошлого. Однако и революционным преобразованиям оказалось не под силу улучшить жизнь несчастного Короткова. Попытка вернуть место службы уносит героя в бюрократический водоворот. Созданный Булгаковым мир перекликался с произведениями Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и оказывался щедрым на двойников, чертовщину и необъяснимые с точки зрения рассудка явления. В повседневную реальность писатель искусно вплетал вымысел, сны и кошмары. Любопытно, что в настоящее время в массовом сознании слово «булгаковщина» часто соотносится с каким-либо потусторонним явлением, однако при жизни писателя это слово было синонимом «белогвардейщины», символом дореволюционной культуры, с которой советские критики призывали активно бороться. С детства Михаила Афанасьевича отличала любовь к домашним играм, шуткам и мистификациям. Будущему писателю было 12 лет, когда он во время одного из разговоров со своей сестрой Надеждой сказал: Ты думаешь, я сегодня ночью спал? Я был на приеме у сатаны! Впрочем, сатана «являлся» Михаилу Афанасьевичу и позже. В начале 1920-х гг., по воспоминаниям Татьяны Николаевны, Булгаков рисовал карандашами рожицу Мефистофеля. По свидетельству второй жены, Любови Евгеньевны, Патриаршие пруды играли особую роль в жизни писателя — важные вопросы Булгаков предпочитал обсуждать именно там. В свою очередь, Е. С. Булгакова рассказывала, как в 1929 г., когда уже начата была работа над «романом о дьяволе», Булгаков водил ее ночью в полнолуние на Патриаршие пруды, в гости к некоему таинственному старику в поддевке и с белой бородой. В тот момент, когда все расположились у камина, старик спросил, можно ли поцеловать Елену Сергеевну. Получив согласие и поцеловав ее, он заглянул в глаза женщине и сказал: «Ведьма». «Как он угадал?» — воскликнул в тот момент Булгаков. В другой раз Михаил Афанасьевич привел Елену Сергеевну на Патриаршие пруды, где указал на одну из скамеек и произнес: «Здесь они впервые увидели его». Неслучайно встреча с «дьяволом» происходит и у автобиографического героя из повести «Тайному другу», и в романе «Записки покойника». Внимание! Авторские права на книгу "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата" (Авторы-сост. Назаров И.А., Савранская М.Э.) охраняются законодательством! |