|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу«МОРФИЕМ НЕ ЛЕЧАТСЯ»Давно уже отмечено умными людьми, что счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь! В истории мировой литературы найдется немало писателей, запечатлевших в художественных произведениях свой опыт приема наркотиков (и иных препаратов) — например, французские поэты-декаденты конца XIX в. Артюр Рембо и Поль Верлен, увлекавшиеся абсентом и курением опиума. Шарль Бодлер и Теофиль Готье в своих статьях рассказывали о воздействии наркотических веществ на творческий процесс. Размышляя о качествах опиума, Бодлер в своей «Поэме о гашише» предостерегал «практикующих» художников: «Всякая привычка скоро превращается в необходимость. Кто прибегает к яду, чтобы мыслить, вскоре не сможет мыслить без яда. Представляете ли вы себе ужасную судьбу человека, парализованное воображение которого не может более функционировать без помощи гашиша или опиума?». Во многом подражая французским декадентам, к опиуму и морфину тяготел известный русский символист Валерий Брюсов. Литература XIX–XX вв. не раз обращалась к темным сторонам и слабостям людей, в художественных произведениях оказывались чрезвычайно притягательными образы различных маргиналов — морфинистов, кокаинеток, проституток и т. д. Этот интерес отразился и в советской публицистике 1920–1930-х гг.: отечественная пресса то и дело сообщала о раскрытии очередного притона, рассказывала о более страшной, нежели алкоголизм, проблеме — наркозависимости. Например, в сентябре 1924 г. «Рабочая газета» в заметке «Неприятная встреча» сообщала, что в Москве «корейцы Су-Фун-Чин, Лин-Чу-Или, Чему-Чиль и Ликор-ху, запасшись кокаином, раствором морфия и шприцами, стали прогуливаться по Цветному бульвару в поисках “пациентов”, чтобы впрыснуть им морфия или продать кокаин. Но вместо пациентов корейцы встретились с сотрудниками МУУР». Образ человека, зависимого от морфина или иных наркотиков, — далеко не центральный в произведениях Михаила Булгакова, однако (с учетом личного опыта автора) является чрезвычайно притягательным для читателей и, к сожалению, стал объектом многочисленных мистификаций и мифотворчества. Несмотря на то что самая ранняя из дошедших до нас публикаций Булгакова относится к ноябрю 1919 г., Михаил Афанасьевич и ранее, на протяжении 1910-х гг., делал различные литературные наброски. В 1912–1913 гг., будучи студентом, Булгаков написал рассказ «Огненный змий», в основе сюжета которого лежала история об алкоголике, погибшем во время приступа белой горячки, — несчастному казалось, что его пытается удушить огромная змея. Тема психических патологий, как вспоминала сестра писателя Надежда Афанасьевна, всегда интересовала Булгакова — неудивительно, что черты «Огненного змия», как считают специалисты, могли впоследствии отразиться в более поздних произведениях. Внимание! Авторские права на книгу "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата" (Авторы-сост. Назаров И.А., Савранская М.Э.) охраняются законодательством! |