|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПИСАТЕЛЬ О ПИСАТЕЛЯХЯ с детства ненавижу эти слова «кто поверит?». Там, где это «кто поверит?» — я не живу, меня нет. Я и сам мог бы задать десяток таких вопросов: «А кто поверит, что мой учитель Гоголь? А кто поверит, что у меня есть большие замыслы? А кто поверит, что я — писатель?» Одной из любопытных черт биографии литератора является его отношение к другим художникам слова. Уважительные отношения или, напротив, конфликт с тем или иным писателем, участие в литературных кружках, критика чужой творческой манеры, литературные портреты и карикатуры — все это позволяет лучше понять не только личность писателя, но иногда — и его творчество. История знает о взаимной неприязни между Федором Достоевским и Иваном Тургеневым, о «сверхдружеских» отношениях между поэтами Полем Верленом и Артюром Рембо; о случаях, когда дружба перерастала во вражду — как, например, между Максимом Горьким и Леонидом Андреевым. Литераторы восхищались творчеством друг друга и оказывали поддержку, подвергали испепеляющей критике и вызывали на дуэль, посылали едкие эпиграммы и оставляли в дневниках свое истинное мнение. Осколки «суждения о коллегах» обнаруживаются в биографиях многих писателей — известны и случаи прямого оскорбления (как у Ивана Бунина в «Окаянных днях»), и высмеивание ситуации в целом, как у Даниила Хармса с его «всей литературой русской в ночном горшке». Современники Булгакова вспоминали, что в своих литературных суждениях Михаил Афанасьевич был человеком независимым и имел твердые убеждения — нередко он оставался в меньшинстве. Значительное количество исследовательских работ посвящено взаимоотношениям и творческим параллелям между Булгаковым и его современниками: Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным, Максимилианом Волошиным, Юрием Слезкиным и другими известными литераторами. Режиссер Сергей Ермолинский в воспоминаниях о Булгакове подчеркивал, что для писателя не существовало авторитетов в литературе. Его слова подтверждал Валентин Катаев, работавший с Михаилом Афанасьевичем в газете «Гудок» — по словам автора пьесы «Растратчики», в то время как многие современники восхищались романом «Петербург» Андрея Белого и произведениями Вольтера, Михаил Афанасьевич, напротив, предпочитал никого не хвалить и подчеркнуто держался отдельно от текущих литературных споров. К слову, известие о том, что Булгаков пишет роман «Белая гвардия», вызвало у коллег удивление — некоторые из них видели в нем исключительно фельетониста; тот же Катаев вспоминал: «Он был для нас фельетонистом, <...> и когда узнали, что он пишет роман, — это воспринималось как какое-то чудачество... Его дело было сатирические фельетоны...» Впрочем, впечатление от общения с поэтом и теоретиком символизма А. Белым (Борисом Бугаевым) у Булгакова действительно осталось не самое приятное. Так, 14 января 1925 г. Михаил Афанасьевич был у П. Н. Зайцева на вечере воспоминаний о Валерии Брюсове. Выступление Андрея Белого Булгаков отметил в дневнике следующим образом: Внимание! Авторские права на книгу "Булгаков М.А. 100 и 1 цитата" (Авторы-сост. Назаров И.А., Савранская М.Э.) охраняются законодательством! |