Юридическая Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Авторское право и смежные права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.05.2013
ISBN: 9785392014521
Язык:
Объем текста: 374 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Система правовой охраны авторских и смежных прав. § 1. Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности

§ 2. Законодательство об охране авторских и смежных прав

Глава 2. Авторское право. § 1. Общие сведения

§ 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений

§ 3. Автор произведения. Соавторство

§ 4. Возникновение авторских прав. Презумпция авторства

§ 5. Личные неимущественные права автора

§ 6. Исключительное право на произведение

§ 7. Срок действия исключительных прав на произведение. Общественное достояние

§ 8. Договоры в сфере авторских прав

§ 9. Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав

§ 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях

Глава 3. Смежные права. § 1. Объекты смежных прав. Общие сведения

§ 2. Права на исполнение

§ 3. Права на фонограммы

§ 4. Права организаций эфирного и кабельного вещания

§ 5. Права изготовителей баз данных

§ 6. Права публикатора

Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами

Глава 5. Защита авторских и смежных прав. § 1. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав

§ 2. Технические средства защиты авторских прав. Информация об управлении правами

Глава 6. Международные договоры в области авторских и смежных прав. § 1. Общие сведения

§ 2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

§ 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах

§ 4. Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)

§ 5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм («Женевская фонограммная конвенция»)

§ 6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция)

§ 7. Договор ВОИС об авторском праве

§ 8. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам

§ 9. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 8. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам


Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (WIPO Performances and Phonograms Treaty — WPPT) был принят одновременно с Договором ВОИС по авторскому праву на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав, проходившей со 2 по 20 декабря 1996 г. в штаб-квартире ВОИС в Женеве.


По своей структуре, а также в отношении значительной части используемых формулировок данные договоры очень близки, однако между ними существует целый ряд различий, обусловленных прежде всего особенностями объектов, которым предоставляется охрана.


Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (далее — ДИФ) состоит из Преамбулы и 33 статей, объединенных в пять глав. Первая глава посвящена общим положениям (отношение ДИФ к другим международным договорам, используемые определения, круг охраняемых лиц, предоставляемый режим охраны), вторая — личным неимущественным и имущественным правам исполнителей на результаты их творческой деятельности, третья — правам производителей фонограмм, четвертая — специальным положениям (право на вознаграждение за некоторые случаи использования исполнений и фонограмм, допускаемые ограничения и исключения, сроки охраны, обязательства в отношении технических мер и информации об управлении правами, формальности, оговорки и т. д.), пятая глава содержит административные и заключительные положения.


На Дипломатической конференции одновременно с ДИФ были приняты специальные Согласованные заявления к отдельным его статьям, которые хотя формально и не являются частью самого Договора, но рассматриваются в качестве комментариев, разъяснений к его положениям. Иными словами, любое толкование соответствующих положений ДИФ в обязательном порядке должно осуществляться с учетом относящихся к ним Согласованных заявлений.


Важное значение для толкования положений ДИФ имеет его преамбула, отражающая основные цели и принципы достигнутых в ходе Дипломатической конференции договоренностей. В то же время Преамбула, в отличие от принятых Согласованных заявлений, является частью самого ДИФ.


По сравнению с Преамбулой к Римской конвенции 1961 г. (Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций), ограничивающейся простой констатацией существующего у договаривающихся государств «желания защитить права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций», Преамбула к ДИФ содержит более развернутые положения. В ней не только говорится о желании наиболее эффективно и единообразно совершенствовать охрану прав исполнителей и производителей фонограмм, но также указываются основные причины, обусловливающие необходимость такого совершенствования охраны на современном этапе. К их числу наряду с развитием информационных и коммуникационных технологий отнесена и необходимость решения более широкого круга проблем, возникающих «в связи с экономическим, социальным, культурным и техническим развитием».


Таким образом, несмотря на то что ДИФ часто относят к числу так называемых интернет-договоров ВОИС, на самом деле его принятие только отчасти объясняется появлением Интернета и развитием информационных и коммуникационных технологий. Разработка ДИФ должна была способствовать решению сразу многих задач, а не только обеспечению на международном уровне охраны исполнений и фонограмм при их использовании в компьютерных сетях.


В Преамбуле к ДИФ специально обращается внимание на необходимость сохранения баланса между охраной прав исполнителей и производителей фонограмм и учетом интересов публики, в том числе связанных с обеспечением широкого доступа к информации как основного условия развития образования, науки и культуры в современном мире.


В ст. 1 ДИФ определяется его отношение к другим международным договорам и к охране авторских прав, отмечается, что положения ДИФ не изменяют и не отменяют обязательства, вытекающие из Римской конвенции 1961 г. или каких-либо иных международных договоров. Следует отметить, что в п. 1 ст. 1 Договора ВОИС по авторскому праву (далее — ДАП) прямо указывается, что он является «специальным соглашением в смысле статьи 20 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений». Однако в ДИФ не говорится о том, что он является специальным соглашением в отношении Римской конвенции, ст. 22 которой прямо предусматривает возможность заключения таких соглашений: «Договаривающиеся государства сохраняют за собой право заключать между собой специальные соглашения, если такие соглашения предусматривают предоставление исполнителям, производителям фонограмм или вещательным организациям более широкие права, чем предоставляемые настоящей Конвенцией, или содержат другие положения, не противоречащие настоящей Конвенции». Наоборот, согласно п. 3 ст. 1 ДИФ он признается никоим образом не связанным с какими-либо иными международными договорами.


В то же время, несмотря на указание отсутствия связи между ДИФ и иными международными договорами, нельзя не признать, что он полностью удовлетворяет требованиям ст. 22 Римской конвенции, поскольку предусматривает в ряде случаев предоставление исполнителям и производителям фонограмм более широких прав и не содержит противоречащих этой Конвенции положений. Следовательно, есть все основания считать ДИФ специальным соглашением по отношению к Римской конвенции.


При принятии ДИФ договаривающиеся государства сочли необходимым не только закрепить в п. 2 ст. 1 положения о том, что охрана, предоставляемая в соответствии с настоящим Договором исполнителям и производителям фонограмм, «не затрагивает и никоим образом не влияет на охрану авторского права» и что ни одно из его положений не должно толковаться как основание для ограничения охраны авторских прав, но и специально разъяснить в Согласованном заявлении к данному пункту взаимосвязь, существующую между правами на фонограммы и правами на произведения: «В случаях, когда разрешение требуется как от автора произведения, воплощенного в фонограмме, так и от исполнителя или производителя, владеющего правами на фонограмму, необходимость в разрешении автора не отпадает по причине того, что также требуется разрешение исполнителя или производителя».


Кроме того, в Согласованном заявлении, сделанном в отношении ст. 1, отмечается, что ее положения не препятствуют предоставлению исполнителям и производителям фонограмм национальными законодательствами государств — участников ДИФ более широкого спектра прав, чем это предусмотрено непосредственно Договором.


ДИФ во многом следует традициям, заложенным Римской конвенцией.


Так, в ст. 2 ДИФ приводятся определения используемых терминов (как это сделано в ст. 3 Римской конвенции), однако в ряде случаев они существенно отличаются от формулировок, содержащихся в Конвенции.


При определении понятия «исполнители» ДИФ в основном следует Римской конвенции, согласно ст. 3 (а) которой «исполнители» означают актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений. Однако в определении этого термина, приведенном в ДИФ, имеются два основных отличия: во-первых, в качестве одного из видов действий, признаваемых исполнением, упоминается «интерпретация» (например, интерпретация дирижером исполняемого оркестром музыкального произведения), а во-вторых, охрана распространяется на случаи исполнения не только произведений, но и так называемых выражений фольклора (распространенный, но не совсем адекватный перевод этого термина на русский язык — «произведения народного творчества»). Разработчики ДИФ вполне обоснованно сочли несправедливым исключать из сферы охраны исполнения подобных результатов творческой деятельности только на том основании, что они не имеют конкретного автора или их автор неизвестен.


Существует ряд отличий между определением понятия «фонограмма», приведенным в Римской конвенции, согласно ст. 3 (b) которой «фонограмма» означает любую исключительно звуковую запись звуков исполнения или других звуков», и определением, содержащимся в ДИФ. С учетом развития цифровых технологий при разработке ДИФ в определение понятия «фонограмма» было включено упоминание об отображениях звуков, подразумевающее представление звуков в любой цифровой или иной форме. Кроме того, вместо определения фонограммы как «исключительно звуковой записи» была предложена совершенно иная концепция. Так, из данного понятия исключены только «звуки в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение», что должно позволить избежать спорных случаев, распространяя охрану фонограмм на все остальные формы записи звуков (например, когда фонограмма представлена в цифровой форме в сочетании с различными объектами авторских и смежных прав в составе продукта мультимедиа и может воспроизводиться вместе с ними либо отдельно от них).




Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Авторское право и смежные права. Учебник" (Близнец И.А., Леонтьев К.Б.) охраняются законодательством!