|
Оглавление§ 2. Законодательство об охране авторских и смежных прав Глава 2. Авторское право. § 1. Общие сведения § 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений § 3. Автор произведения. Соавторство § 4. Возникновение авторских прав. Презумпция авторства § 5. Личные неимущественные права автора § 6. Исключительное право на произведение § 7. Срок действия исключительных прав на произведение. Общественное достояние § 8. Договоры в сфере авторских прав § 9. Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав § 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях Глава 3. Смежные права. § 1. Объекты смежных прав. Общие сведения § 4. Права организаций эфирного и кабельного вещания § 5. Права изготовителей баз данных Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами Глава 5. Защита авторских и смежных прав. § 1. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав § 2. Технические средства защиты авторских прав. Информация об управлении правами Глава 6. Международные договоры в области авторских и смежных прав. § 1. Общие сведения § 2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений § 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах § 7. Договор ВОИС об авторском праве § 8. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правахВсемирная конвенция об авторском праве является наряду с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений одним из важнейших элементов системы международной охраны авторских прав, которая имеет уже более чем столетнюю историю и опирается на целый комплекс международных соглашений, находящихся в сложной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Для анализа основных положений Всемирной конвенции об авторском праве, ее места и роли в системе действующих международных соглашений, затрагивающих вопросы авторских прав, необходимо, прежде всего, рассмотреть историю ее разработки, принятия и дальнейшего совершенствования, которая самым непосредственным образом связана с общими тенденциями развития международной охраны авторских прав в XX в. Как известно, уже во второй половине XIX в. трудности в обеспечении охраны авторских прав привели к тому, что все чаще стал обсуждаться вопрос о необходимости заключения на международном уровне многосторонних универсальных соглашений об авторском праве, которые должны были позволить успешно преодолевать различия и противоречия в национальных законодательствах об авторском праве, обеспечивать по крайней мере минимальный уровень охраны авторских прав и тем самым создавать условия для самого широкого распространения произведений во всех государствах-участниках. В результате почти тридцатилетней работы после трех дипломатических конференций в 1886 г. в Берне было подписано первое такое универсальное соглашение — первая редакция Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Уже первая редакция Бернской конвенции предусматривала наряду с обязательностью предоставления национального режима также необходимость обеспечения каждым из государств-участников по крайней мере минимального объема охраны авторских прав, т. е. того предела, ниже которого не может опускаться уровень охраны авторских прав в отношении иностранных правообладателей. Кроме того, одним из наиболее существенных правил Бернской конвенции стало требование о предоставлении обладателю авторского права возможности не выполнять различных формальностей в стране, где истребуется охрана (в первых редакциях Бернской конвенции такая возможность была ограничена рядом условий). На дальнейшем развитии Бернской конвенции сильно отразилось стремление повысить уровень охраны авторских прав, а также окончательное устранение возможности ставить охрану авторского права в зависимость от соблюдения каких-либо формальностей. Эти в целом чрезвычайно важные и основополагающие для развития современного авторского права тенденции в то же время несколько замедлили процесс присоединения многих государств к Бернской конвенции из-за ряда экономических, политических и формально-юридических причин. Высокий уровень охраны авторских прав, установление которого требовалось в соответствии с Бернской конвенцией, приводил к тому, что круг ее участников ограничивался в основном государствами Западной Европы и некоторыми наиболее развитыми в экономическом отношении странами Азии и Америки. К Бернской конвенции длительное время не присоединялись США (до 1989 г.), национальное законодательство которых не обеспечивало такого уровня охраны и отличалось значительным своеобразием (в частности, требовало соблюдения формальностей как условия охраны и защиты авторских прав). Получившие независимость государства Латинской Америки, Азии и Африки полагали, что жесткие требования Бернской конвенции противоречили их экономическим интересам, были наиболее выгодны только иностранным правообладателям и могли стать препятствием на пути приобщения населения этих стран к достижениям мировой культуры. В то же время постоянно возрастало стремление значительной части государств мира, не присоединившихся к Бернской конвенции, приобщиться к международной системе охраны авторских прав. В 1928 г. Лига Наций предложила начать изучение вопроса о возможности выработки единого соглашения о международной охране авторских прав, которое позволило бы интегрировать в нее как государства — участники Бернского Союза, так и государства американского континента и другие заинтересованные государства. Изучение этой проблемы было поручено Институту интеллектуального сотрудничества Лиги Наций, правопреемником которого после Второй мировой войны стало ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. В ходе анализа различных вариантов решения проблемы наиболее целесообразным подходом была признана разработка новой международной конвенции, которая содержала бы минимально возможное количество императивных условий, не требовала существенного изменения национальных законодательств большинства государств мира, учитывала особенности авторско-правового регулирования в большинстве стран мира и тем самым создавала все необходимые предпосылки для дальнейшего расширения международного сотрудничества в области авторского права. Работы над текстом новой Rонвенции, получившей в дальнейшем наименование Всемирной конвенции об авторском праве, начались в 1948 г. и продолжались три года. Подготовленный проект был представлен на рассмотрение проходившей в Женеве в 1952 г. Межправительственной конференции по авторскому праву, в которой участвовали представители 50 стран. По месту проведения Межправительственной конференции, принявшей 6 сентября 1952 г. первую редакцию Всемирной конвенции об авторском праве, это международное соглашение в публикациях нередко именуют также Женевской конвенцией об авторском праве. Кроме того, первую редакцию Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. часто называют Женевской редакцией, чтобы отличить ее от принятой в 1971 г. второй так называемой Парижской редакции этой Всемирной конвенции об авторском праве. Принятая в Женеве в 1952 г. первая редакция Всемирной конвенции об авторском праве вступила в силу 16 сентября 1955 г. 24 июля 1971 г. в Париже Международной конференцией государств — членов ЮНЕСКО была принята вторая (Парижская) редакция Всемирной конвенции об авторском праве, вступившая в силу в 1974 г. По состоянию на 15 января 2002 г. 98 государств участвовали во Всемирной конвенции об авторском праве в Женевской редакции 1952 г. и 62 государства участвовали во Всемирной конвенции об авторском праве в Парижской редакции 1971 г. Подробный анализ Всемирной конвенции был проведен в ряде научных трудов, опубликованных в 1970-х и 1980-х г. Несмотря на то что за прошедшее время положения Всемирной конвенции об авторском праве не изменялись и не пересматривались, является очевидным, что их роль и значение в настоящее время в ряде случаев претерпели существенные изменения в связи с бурным развитием международного сотрудничества в области авторских прав на протяжении последних десятилетий, появлением новых технических средств воспроизведения и распространения произведений, разработкой и принятием новых международных договоров, затрагивающих вопросы охраны авторских прав, изменением круга участников основных международных конвенций и действием ряда других факторов. Внимание! Авторские права на книгу "Авторское право и смежные права. Учебник" (Близнец И.А., Леонтьев К.Б.) охраняются законодательством! |