Юридическая Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Авторское право и смежные права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.05.2013
ISBN: 9785392014521
Язык:
Объем текста: 374 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Система правовой охраны авторских и смежных прав. § 1. Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности

§ 2. Законодательство об охране авторских и смежных прав

Глава 2. Авторское право. § 1. Общие сведения

§ 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений

§ 3. Автор произведения. Соавторство

§ 4. Возникновение авторских прав. Презумпция авторства

§ 5. Личные неимущественные права автора

§ 6. Исключительное право на произведение

§ 7. Срок действия исключительных прав на произведение. Общественное достояние

§ 8. Договоры в сфере авторских прав

§ 9. Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав

§ 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях

Глава 3. Смежные права. § 1. Объекты смежных прав. Общие сведения

§ 2. Права на исполнение

§ 3. Права на фонограммы

§ 4. Права организаций эфирного и кабельного вещания

§ 5. Права изготовителей баз данных

§ 6. Права публикатора

Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами

Глава 5. Защита авторских и смежных прав. § 1. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав

§ 2. Технические средства защиты авторских прав. Информация об управлении правами

Глава 6. Международные договоры в области авторских и смежных прав. § 1. Общие сведения

§ 2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

§ 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах

§ 4. Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)

§ 5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм («Женевская фонограммная конвенция»)

§ 6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция)

§ 7. Договор ВОИС об авторском праве

§ 8. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам

§ 9. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 7. Договор ВОИС об авторском праве


Договор ВОИС по авторскому праву (WIPO Copyright Treaty) был принят на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав, проходившей со 2 по 20 декабря 1996 г. в штаб-квартире ВОИС в Женеве.


Договор ВОИС по авторскому праву стал первым международным актом, регулирующим на международном уровне вопросы охраны авторских прав, принятым после существенного пересмотра в 1971 г. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция). Договор значительно модернизирует и дополняет положения Бернской конвенции с учетом развития новых технологических достижений, получивших распространение в последней четверти XX в., и прежде всего цифровых и информационно-коммуникационных технологий.


В условиях цифровых технологий появляется уникальная возможность создавать копии произведений, обеспечивая их абсолютную идентичность оригиналу. Как только объект преобразован в цифровую форму, становится очень просто и недорого воспроизводить его экземпляры практически без потери качества и распространять их с использованием телекоммуникационных средств.


Еще одним фактором, самым непосредственным образом влияющим на ситуацию с распространением и охраной произведений в современном мире, является ускоряющееся развитие коммуникационных технологий. Появление компьютерных сетей, представляющих собой универсальный способ соединения потенциально неограниченного числа абонентов-потребителей, неконтролируемые информационные потоки, циркулирующие в таких сетях, — все это делает положение правообладателей весьма уязвимым. Произведения в электронной форме, доступные в компьютерной сети, могут быть восприняты неограниченным кругом заинтересованных лиц в любое время по желанию каждого из них. Воспроизведение (копирование) охраняемых объектов в личных целях достигло объемов, угрожающих нормальному коммерческому использованию произведений.


Как указывается в пресс-коммюнике ВОИС, посвященном вступлению в силу ДАП, «защищая интересы авторов в киберпространстве, Договор открывает новые горизонты для композиторов, художников, писателей и других пользователей Интернета, которые могут с уверенностью создавать, распространять и контролировать использование своих произведений в цифровой среде».


ДАП вводит новые положения, обеспечивающие охрану в цифровой среде прав на любые литературные, музыкальные и художественные произведения, дополняя тем самым Бернскую конвенцию. Как обоснованно отметил Генеральный директор


ВОИС д-р Камил Идрис в своем заявлении по случаю вступления ДАП в силу, этот международный договор «представляет собой новую веху в модернизации международного законодательства по авторскому праву, которая вводит его в новую цифровую эпоху... имеет ключевое значение для дальнейшего развития Интернета, электронной торговли и тем самым для развития индустрии развлечений и информации».


Однако несмотря на то что ДАП и принятый одновременно с ним Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам часто именуют Интернет-договорами, эти новые международные акты регулируют не только вопросы, связанные с Интернетом. Разумеется, ни одно другое техническое новшество не вызывало в такой короткий срок столько дискуссий о необходимости изменения законодательства об авторском праве, сколько их породило распространение Интернета. Однако указанное название просто подчеркивает наиболее заметный, но далеко не единственный повод для принятия новых международных актов. Скорее, можно отметить, что появление Интернета, развитие новых форм цифровой записи произведений, распространение новых способов коммуникации, стремительное наступление «цифровой эпохи» послужили причиной для тщательного пересмотра и систематизации положений, действующих на международном уровне в сфере авторского права и смежных прав.


Основные положения ДАП сводятся прежде всего к укреплению положений действующих международных соглашений в области авторского права и их дополнению для сферы новых цифровых технологий, в частности за счет введения новых прав, связанных с использованием произведений в цифровой форме (в том числе в интерактивных компьютерных сетях), дальнейшего расширения предоставляемой охраны, систематизации правовых норм, уточнения перечней и содержания допускаемых исключений и ограничений. На этих же принципах основаны разрабатываемые в настоящее время проекты Договора ВОИС по аудиовизуальным исполнениям и Договора ВОИС об охране прав вещательных организаций. В частности, ДАП содержит общие, относящиеся не только к преобразованным в цифровую форму произведениям положения о праве на распространение, праве на прокат, праве на сообщение для всеобщего сведения, а также устанавливает для стран-участниц обязательство предусматривать адекватные и эффективные меры, позволяющие правообладателям защищать свои права от нарушений.


Таким образом, ДАП, как и все принятые в последнее время и разрабатываемые новые договоры ВОИС, имеет двойное значение: во-первых, он призван способствовать унификации законодательства во всех присоединяющихся странах, а во-вторых, должен служить фундаментом для дальнейшего нормотворчества на международном уровне.


Основываясь на положениях Бернской конвенции, ДАП призван, как подчеркивается в его Преамбуле, способствовать наиболее эффективному и единообразному совершенствованию охраны авторских прав, обеспечить введение ряда новых правил и более четкое толкование уже существующих, послужить основой для сохранения разумного баланса между правами авторов и интересами общества в современных условиях.


В ДАП прямо указывается (ст. 1), что этот новый международный договор является «специальным соглашением в смысле статьи 20 Бернской конвенции», в соответствии с которой государства — участники Конвенции вправе заключать между собой любые специальные соглашения, предоставляющие авторам более широкие права по сравнению с ее положениями или содержащие любые иные нормы, не противоречащие Бернской конвенции.


Мало того, специально предусматривается, что все страны — участницы ДАП обязаны также соблюдать все основные положения Бернской конвенции независимо от того, являются ли они членами Бернского союза или нет. Таким образом, положения ДАП дополняют уже имеющиеся положения Бернской конвенции, прямо предусматривая обязательность их применения.


Однако в отношении всех остальных международных договоров в области авторских прав в ДАП используется несколько иной подход, согласно которому просто декларируется отсутствие какой-либо связи между их положениями и требованиями ДАП.


При принятии ДАП в отношении п. 4 ст. 1 было сделано специальное Согласованное заявление, направленное на решение ряда вопросов, связанных с применением права на воспроизведение в новых технологических условиях: «Право на воспроизведение, как оно определено в Статье 9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьёй исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, в отношении использования произведений в цифровой форме. Понимается, что хранение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле Статьи 9 Бернской конвенции».


Несмотря на то что Согласованные заявления к ДАП формально не являются положениями самого Договора, они рассматриваются не только в качестве комментария к его статьям, но и в качестве разъяснения, касающегося обязательного, минимально необходимого объема охраны, которая должна быть предоставлена в соответствии с разъясняемой ими нормой ДАП. Подробнее содержание данного Согласованного заявления будет рассмотрено при анализе ст. 8 ДАП.


В ДАП даются разъяснения в отношении отдельных видов охраняемых и не охраняемых авторским правом объектов, отсутствующие или недостаточно отчетливо изложенные в Бернской конвенции и ряде иных международных соглашений в области авторского права.


Так, в ст. 2 специально указывается, что авторско-правовая охрана не распространяется на «идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые», а может применяться только в отношении формы их выражения. Невозможность охраны средствами авторского права самих идей в отрыве от формы их выражения в настоящее время фактически общепризнана, однако во избежание различного рода схоластических споров при подготовке ДАП было принято решение прямо отразить данное положение в тексте этого нового международного акта. Форма выражения может быть, например, письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и т. п.




Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Авторское право и смежные права. Учебник" (Близнец И.А., Леонтьев К.Б.) охраняются законодательством!