Юридическая Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Авторское право и смежные права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.05.2013
ISBN: 9785392014521
Язык:
Объем текста: 374 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Система правовой охраны авторских и смежных прав. § 1. Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности

§ 2. Законодательство об охране авторских и смежных прав

Глава 2. Авторское право. § 1. Общие сведения

§ 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений

§ 3. Автор произведения. Соавторство

§ 4. Возникновение авторских прав. Презумпция авторства

§ 5. Личные неимущественные права автора

§ 6. Исключительное право на произведение

§ 7. Срок действия исключительных прав на произведение. Общественное достояние

§ 8. Договоры в сфере авторских прав

§ 9. Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав

§ 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях

Глава 3. Смежные права. § 1. Объекты смежных прав. Общие сведения

§ 2. Права на исполнение

§ 3. Права на фонограммы

§ 4. Права организаций эфирного и кабельного вещания

§ 5. Права изготовителей баз данных

§ 6. Права публикатора

Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами

Глава 5. Защита авторских и смежных прав. § 1. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав

§ 2. Технические средства защиты авторских прав. Информация об управлении правами

Глава 6. Международные договоры в области авторских и смежных прав. § 1. Общие сведения

§ 2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

§ 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах

§ 4. Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)

§ 5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм («Женевская фонограммная конвенция»)

§ 6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция)

§ 7. Договор ВОИС об авторском праве

§ 8. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам

§ 9. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 4. Конвенция об охране интересов исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных организаций
(Римская конвенция)


Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), принятая на Дипломатической конференции 26 октября 1961 г., в настоящее время остается одним из основополагающих международных договоров, обеспечивающих охрану смежных прав на международном уровне.


По состоянию на октябрь 2008 г. в Римской конвенции участвуют 87 государств. Российская Федерация является участницей Римской конвенции с 26 мая 2003 г.


Возникновение необходимости охраны смежных прав связано с научно-техническим прогрессом, с появлением различных способов звуко- и видеозаписи, распространением радиовещания и телевизионного вещания.


Бурно развивающаяся фонографическая промышленность с начала XIX в. требовала принятия действенных мер для защиты ее интересов и предотвращения несанкционированного копирования записей музыкальных произведений. Первоначально стремление к обеспечению таких мер привело к попыткам распространения на звуковые записи (фонограммы) как на национальном, так и на международном уровнях некоторых норм авторского права. Данный подход был принят законодательством Соединенного Королевства (так, Закон об авторском праве 1911 г. признал производителей звуковых записей обладателями авторских прав), а также некоторыми другими странами, разделяющими англосаксонскую концепцию авторских прав. Тем не менее, развитие охраны прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в национальных законодательствах других стран и на международном уровне пошло по совершенно иному пути, основанному на предоставлении им совокупности особых прав, получивших впоследствии название «смежных» прав (neighboring rights или related rights).


Артисты, исполняющие музыкальные, литературные, драматические и иные произведения, опасались, что развитие новых способов изготовления записей и различных средств их распространения приведет к значительному снижению спроса на осуществление ими деятельности по «живому» публичному исполнению произведений. Производители фонограмм не только требовали предоставления им возможности для пресечения любой несанкционированной ими деятельности по изготовлению копий их фонограмм, но и выражали беспокойство по поводу того, что развитие радиовещания приведет к сокращению спроса на фонограммы, записанные на различные виды материальных носителей. Вещательные организации полагали, что бесконтрольная ретрансляция их передач будет причинять им значительные убытки.


Однако подготовка первого международного соглашения, обеспечивающего охрану смежных прав, заняла чрезвычайно длительное время.


Во время Римской конференции 1928 г. по пересмотру положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений предложение о предоставлении авторско-правовой охраны артистам-исполнителям было отклонено. В дальнейшем различные международные организации (в том числе Международная организация труда (МОТ), Секретариат Бернского союза, ЮНЕСКО и др.) неоднократно предпринимали попытки подготовки различных проектов дополнений к Бернской конвенции и проектов новых международных соглашений, однако только в 1960 г. специальный Комитет государственных экспертов, включающий представителей Секретариата Бернского союза, ЮНЕСКО и МОТ в Гааге, подготовил Проект конвенции, который был принят за основу для рассмотрения на Дипломатической конференции в Риме, на которой был согласован окончательный текст Римской конвенции 26 октября 1961 г., которая вступила в силу 18 мая 1964 г.


В отличие от большинства международных соглашений в области интеллектуальной собственности, которые, как правило, исходят из обобщения уже существующих национальных законов, принятие Римской конвенции представляло собой попытку закрепления на международном уровне норм, которые отсутствовали в национальных законодательствах большинства стран. С этим связан ряд недостатков, характерных для Римской конвенции. В то же время является несомненным фактом, что именно принятие Римской конвенции способствовало распространению охраны смежных прав в большинстве стран мира.


Присоединение Российской Федерации к Римской конвенции было осуществлено на основании постановления Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. № 908, в соответствии с п. 2 которого Министерству иностранных дел РФ было поручено оформить присоединение Российской Федерации к Римской конвенции. Присоединение к Римской конвенции сопровождалось уведомлением Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о том, что Российская Федерация намерена воспользоваться рядом допускаемых Римской конвенцией оговорок, указанных в Приложении к постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. № 908, в соответствии с которыми Российская Федерация:


1) в соответствии с п. 3 ст. 5 Римской конвенции не будет применять критерий записи, предусмотренный подп. (b) п. 1 ст. 5 Римской конвенции;


2) в соответствии с п. 2 ст. 6 Римской конвенции будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве — участнике Римской конвенции и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же государстве;


3) в соответствии с подп. (а) п. 1 ст. 16 Римской конвенции:


— не будет применять ст. 12 Римской конвенции в отношении фонограмм, изготовитель которых не является гражданином или юридическим лицом другого государства — участника Римской конвенции;


— ограничит предоставляемую в соответствии со ст. 12 Римской конвенции охрану в отношении фонограмм, изготовитель которых является гражданином или юридическим лицом другого государства — участника Римской конвенции, в объеме и на условиях, предоставляемых этим государством фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.


Более подробно сделанные Российской Федерацией оговорки освещаются при рассмотрении ст. 5, 6, 12 и 16 Римской конвенции.


Как принято в большинстве международных договоров, Преамбула Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (далее — Римская конвенция) отражает ее основную цель, сформулированную в самом общем виде: обеспечение защиты прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Именно упомянутые в Преамбуле (как и в самом официальном названии Конвенции) три категории лиц и являются субъектами, которым согласно данной Конвенции предоставляются указанные в ней права.


Поскольку деятельность обладателей смежных прав — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций неизбежно затрагивает интересы авторов и иных обладателей авторских прав, при разработке Римской конвенции было признано необходимым в первой же ее статье специально оговорить, что введение охраны смежных прав не должно причинять никакого ущерба охране авторских прав. Соответственно, ни одно из положений Римской конвенции не должно толковаться таким образом, чтобы это могло каким-либо образом ограничить охрану авторских прав.


Существование смежных прав не может служить основанием для того, чтобы осуществлять какое-либо использование произведений без соблюдения положений международных соглашений и национальных законодательств.


Следует отметить, что согласно положениям ст. 24 и 28 Римской конвенции к участию в ней вообще не допускаются государства, которые не участвуют в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений или, по крайней мере, во Всемирной конвенции по авторскому праву.


Римская конвенция основана на закреплении двух принципов:


1) принципа предоставления национального режима охраны, в соответствии с которым каждое участвующее в Римской конвенции государство обязано предоставлять иностранным исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям такую же охрану их прав, какая предоставляется в соответствии с внутренним законодательством такого государства его собственным гражданам и юридическим лицам, причем независимо от того, предоставляет ли такие же права исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям соответствующее иностранное государство;


2) принципа установления минимально допустимого уровня охраны прав, согласно которому любое участвующее в Римской конвенции государство должно гарантировать, что специально предусмотренные Римской конвенцией права будут предоставляться гражданам и юридическим лицам из других государств — участников Римской конвенции. Так, любое участвующее в Римской конвенции государство обязано предоставлять гарантированные Римской конвенцией права (ст. 7, 10 и 13) гражданам других государств — участников Римской конвенции даже в том случае, если оно не предоставляет таких прав своим собственным гражданам и юридическим лицам. Таким образом, применение принципа национального режима ограничено специально гарантированными самой Римской конвенцией «минимальными» правами, а также рядом предусмотренных Римской конвенцией исключений и оговорок.


Статья 2 Римской конвенции определяет национальный режим как режим, предоставляемый внутренним законодательством государства, в котором испрашивается охрана:


«(a) исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;


(b) производителям фонограмм, являющимся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;


(c) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории».


Для целей правильного понимания и применения положений Римской конвенции при ее принятии было сочтено необходимым включить в статью 3 Римской конвенции определения основных используемых в ней понятий: «исполнители», «фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация», «воспроизведение», «передача в эфир» и «ретрансляция».


Так, исполнители определены в ст. 3 Римской конвенции как актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении произведений. В результате само понятие «исполнитель» оказалось поставленным в зависимость от определения литературных и художественных произведений в различных государствах. Например, не во всех участвующих в Римской конвенции государствах исполнителями признаются, например, артисты, исполняющие произведения народного творчества («выражения фольклора»), артисты эстрады и т. д.




Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Авторское право и смежные права. Учебник" (Близнец И.А., Леонтьев К.Б.) охраняются законодательством!