Юридическая Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Авторское право и смежные права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.05.2013
ISBN: 9785392014521
Язык:
Объем текста: 374 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Система правовой охраны авторских и смежных прав. § 1. Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности

§ 2. Законодательство об охране авторских и смежных прав

Глава 2. Авторское право. § 1. Общие сведения

§ 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений

§ 3. Автор произведения. Соавторство

§ 4. Возникновение авторских прав. Презумпция авторства

§ 5. Личные неимущественные права автора

§ 6. Исключительное право на произведение

§ 7. Срок действия исключительных прав на произведение. Общественное достояние

§ 8. Договоры в сфере авторских прав

§ 9. Наследование авторских прав и иные случаи перехода прав

§ 10. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях

Глава 3. Смежные права. § 1. Объекты смежных прав. Общие сведения

§ 2. Права на исполнение

§ 3. Права на фонограммы

§ 4. Права организаций эфирного и кабельного вещания

§ 5. Права изготовителей баз данных

§ 6. Права публикатора

Глава 4. Коллективное управление авторскими и смежными правами

Глава 5. Защита авторских и смежных прав. § 1. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав

§ 2. Технические средства защиты авторских прав. Информация об управлении правами

Глава 6. Международные договоры в области авторских и смежных прав. § 1. Общие сведения

§ 2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

§ 3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах

§ 4. Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)

§ 5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм («Женевская фонограммная конвенция»)

§ 6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция)

§ 7. Договор ВОИС об авторском праве

§ 8. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам

§ 9. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ


В условиях развития современных технологий коллективное управление авторскими и смежными правами становится одним из наиболее важных способов их реализации, в ряде случаев оказывается одним из основных средств обеспечения законного использования произведений и объектов смежных прав. Вопросам коллективного управления уделяется значительное внимание как на международном, так и на национальном уровне.


Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО неоднократно отмечали важность развития коллективного управления как наиболее приемлемого пути, позволяющего избегать ограничений авторских и смежных прав при обеспечении законных возможностей массового использования охраняемых такими правами объектов в новых высокотехнологичных сферах. Значительное место вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами занимают в принимаемых в последнее десятилетие Директивах Европейского Сообщества.


С момента зарождения авторского права сущность имущественных прав на произведение чаще всего понималась как обязанность лица, использующего произведение, получать от автора или иного правообладателя специальное разрешение на соответствующий вид использования произведения, т. е. вступать в договорные отношения с правообладателем. Во многом аналогичные правовые конструкции постепенно были установлены в отношении имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм, телевизионных и радиовещательных организаций. Такой «разрешительно-договорный» подход постепенно был закреплен в законодательствах всех цивилизованных стран.


Однако по мере появления новых способов использования произведений и объектов смежных прав стали все отчетливее проявляться противоречия между появляющимися новыми техническими возможностями, позволяющими осуществлять массовое и сравнительно недорогое приобщение членов общества к культурным ценностям, и трудностями обеспечения надлежащей юридической чистоты при новых способах использования произведений, исполнений, фонограмм.


Обычно в специальных публикациях приводят следующий простейший пример: при вещании радиостанции в «музыкальном формате» в час может использоваться более десяти песен, у каждой из которых есть как минимум один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение десятков договоров с авторами. На самом деле такой подсчет далек от реального положения дел, поскольку необходимо еще вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права всех этих лиц могут переходить к их наследникам или иным правопреемникам, к различным агентствам и работодателям, «дробиться» между соавторами и т. д. Но даже при самом упрощенном варианте подсчета становится понятно, что выполнение требований об обязательном заключении договоров непосредственно с каждым правообладателем становится невозможным, поскольку соответствующая «юридическая нагрузка» окажется непосильной даже для самых преуспевающих радиовещательных организаций.


В связи с этим в качестве особой модели реализации авторских прав в новых сферах использования произведений стали все шире применяться различные схемы коллективного управления правами, благодаря которым у лиц, использующих произведения и объекты смежных прав, появилась возможность вместо заключения договоров со множеством авторов и иных правообладателей заключать соглашение со специализированной организацией, представляющей их интересы и осуществляющей так называемое управление авторскими и смежными правами на коллективной основе (collective management of copyright and related rights). Такая схема в большинстве случаев не ограничивает права авторов на заключение прямых договоров с пользователями, но дополняет их возможностью коллективной реализации авторских и смежных прав. Организации по коллективному управлению правами, часто именуемые также авторскими обществами или авторско-правовыми обществами, суммируют и выплачивает каждому правообладателю полученные от пользователей денежные средства, благодаря чему правообладатели получают причитающееся им вознаграждение, а пользователи — возможность осуществлять свою деятельность на законном основании.


Первые авторские общества, которые являлись отчасти профессиональными союзами авторов, а также боролись за признание прав авторов на произведения, возникли во Франции еще в XVIII в. Развитые системы коллективного управления авторскими правами стали создаваться с середины XIX в. Стали возникать как «музыкальные» авторские общества, так и общества, управляющие правами на произведения изобразительного искусства, правами на аудиовизуальные произведения. Постепенно стало развиваться коллективное управление правами артистов исполнителей, а в последние десятилетия — коллективное управление правами на фонограммы и другие объекты смежных прав.


В каждой стране существуют свои принципы распределения сборов. Например, Закон США о частном копировании 1994 г. предусматривает, что сумма собранных средств распределяется между двумя фондами — фондом звукозаписи и музыкальным фондом. Фонд звукозаписи, платежи из которого поступают изготовителям звукозаписей (производителям фонограмм) и исполнителям, применяет лишь один критерий при распределении вознаграждения — продажа звукозаписей (как аналоговых, так и цифровых) на территории США. Музыкальный фонд, получателями платежей из которого являются композиторы, поэты и музыкальные издатели, имеет два критерия: продажа музыкальных сочинений на территории США и трансляция музыкальных записей публике.


Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить имущественные права авторов и иных правообладателей в тех случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке оказывается затруднительным. Как известно, суть коллективного управления состоит в следующем:


— многие пользователи в силу специфики своей деятельности вынуждены использовать большое количество различных охраняемых объектов (произведений, исполнений, фонограмм), права на которые принадлежат множеству лиц;


— заключение в таких случаях договоров с каждым из правообладателей (авторов, исполнителей, производителей фонограмм) практически невозможно, так как затраты на юридическое сопровождение деятельности в этом случае превысят все разумные пределы);


— законодательство развитых стран мира предоставляет в таких случаях пользователю возможность заключить специальное соглашение с соответствующей организацией по коллективному управлению (пользователь перечисляет такой организации вознаграждение для правообладателей и предоставляет сведения, что именно он использовал — какие произведения, фонограммы и т. д.);


— организация по коллективному управлению суммирует и выплачивает полученное от пользователей вознаграждение отдельным правообладателям (авторам, исполнителям, производителям фонограмм и другим правообладателям — наследникам, правопреемникам по договорам и т. д.).


Следует подчеркнуть, что термин «коллективное управление» не несет никакой идеологической нагрузки, а подразумевает организационную и экономическую специфику соответствующего способа реализации авторских и смежных прав. Этот термин широко используется, например, в законодательных актах Европейского Сообщества, в материалах ВОИС, в научной литературе.


Основная причина признания и распространения во всем мире систем коллективного управления авторскими и смежными правами заключается в том, что такие системы в наибольшей степени соответствуют целям нахождения оптимального компромисса между интересами правообладателей, пользователей и всех граждан современного общества, а также позволяет успешно решать задачи, стоящие перед современными государствами. В условиях технического прогресса и появления все новых средств распространения произведений и объектов смежных прав системы коллективного управления, как отмечается многими специалистами, являются единственной реальной альтернативой полному отказу от авторско-правовой охраны произведений и единственной возможностью обеспечить простой и законный доступ к достаточно широкому репертуару — национальному и международному.


Следует отметить интересную особенность эволюции деятельности по коллективному управлению авторскими и смежными правами: возникнув первоначально как средство контроля за соблюдением так называемых больших прав (в отношении драматических произведений), коллективное управление в дальнейшем оказалось наиболее востребовано при использовании музыкальных произведений малых форм (так называемых малых прав). Однако сегодня постепенно происходит обратный процесс: в связи с новыми технологическими достижениями сфера коллективного управления постепенно начинает охватывать почти все виды произведений.


Если при управлении правами драматургов организации по коллективному управлению представляли собой специфические агентства, действовавшие на основании договоров с каждым из представляемых ими авторов, то в дальнейшем (при коллективном управлении в музыкальной сфере) принципы коллективного управления претерпели значительное изменение.


В настоящее время сложилось несколько основных областей коллективного управления авторскими и смежными правами, в частности:


1) коллективное управление правом на публичное исполнение музыкальных произведений малых форм (или так называемых произведений малых прав — песен, небольших музыкальных отрывков, эстрадных номеров и т. д.);


2) коллективное управление «механическими правами» (правами на воспроизведение произведений в форме аудио- или аудиовизуальной записи на различных видах носителей);




Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник

Учебник опирается на радикально обновленное российское законодательство в области авторского права, новый этап в развитии которого связан с частью IV ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года. В учебнике последовательно рассматривается система правовой охраны авторских и смежных прав: их место в структуре правового регулирования интеллектуальной собственности, особенности законодательства об авторском праве и смежных правах, основные понятия, особенности возникновения, изменения и прекращения авторских и смежных прав, их содержание, сроки правовой охраны, исключения из прав, система договоров, применяемых в авторско-правовой сфере, особенности перехода и охраны авторских прав в отдельных случаях, система коллективного управления авторскими и смежными правами, вопросы защиты авторских и смежных прав, гражданская, административная и уголовная ответственность за их нарушения. Особое внимание уделено актам международного права, действующим в сфере авторского права и смежных прав. Для студентов и всех лиц, работа которых связана с возникновением, приобретением, передачей авторских и смежных прав, использованием произведений литературы, науки или искусства, фонограмм, телевизионных или радиопередач, баз данных и компьютерных программ. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Авторское право и смежные права. Учебник" (Близнец И.А., Леонтьев К.Б.) охраняются законодательством!